СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

. Обобщение и систематизация знаний по теме: "Типы химических реакций". 8 класс.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Обобщение и систематизация знаний по теме:

 "Типы химических реакций". 8 класс.

. Обобщение и систематизация знаний по теме:

 "Типы химических реакций". 8 класс.

. Обобщение и систематизация знаний по теме:

 "Типы химических реакций". 8 класс.

. Обобщение и систематизация знаний по теме:

 "Типы химических реакций". 8 класс.

Просмотр содержимого документа
«. Обобщение и систематизация знаний по теме: "Типы химических реакций". 8 класс.»

Урок. Обобщение и систематизация знаний по теме:

"Типы химических реакций". 8 класс.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и умений.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении темы.

Задачи:

  • Образовательные:

    • повторить и закрепить знания о типах химических реакций по количеству и составу исходных и образующих веществ в стандартных и нестандартных ситуациях, признаки, характеризующие протекания химических реакций, умение применять закон сохранения массы веществ.

    • развивать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия.

  • Развивающие:

    • развивать обще учебные умения и навыки (планирование ответа, логически рассуждать, применять свои знания на практике).

    • развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении, логическое мышление

  • Воспитательные:

    • воспитывать коллективизм, умение работать в парах, проводить рефлексию собственной деятельности.

Психологическая цель: создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.

Оборудование и реактивы: кусочек мела в ступке, медная проволока, спиртовка, держатель, пробирки, штатив для пробирок, растворы: H2SO4 (HСl). таблицы: “Растворимость гидроксидов и солей в воде”, “Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева”, “Классификация химических реакций в неорганической химии”, тесты, опорные схемы, дидактические карточки.

План урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивационный этап.

  3. Актуализация.

  4. Систематизация.

  5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях.

  6. Проверка уровня обученности.

  7. Информация о домашнем задании.

  8. Рефлексия.

  9. Завершение урока с выставлением и комментарием оценок.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Мотивационный этап  (3минуты)



Сегодня на уроке мы еще раз повторим и приведем в систему знания, о типах химических реакций опираясь на основные понятия. 
Для чего они вам пригодятся?
Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями. 
Решать расчетные задачи по уравнениям.

III. Актуализация

Учитель: Для начала давайте вспомним основные понятия и проведем химическую разминку.

( фронтальная беседа)

I. Химическая разминка-5 минут

1. Что такое химическое явление, чем оно отличается от физического?
2.Что такое химическая реакция?

       Химическая реакция – процесс, при котором происходит превращение одних веществ    в другие.

 3.  В чем заключается сущность химической реакции?

             Атомы не разрушаются, а перегруппировываются.

     4.Укажите известные вам признаки химических реакций?

              Изменение цвета

               Выпадение осадка

               Выделение(растворение) газа.

               Выделение(поглощение) тепла или света

               Изменение запаха

    4.Каковы условия течения химических реакций?

                 Соприкосновение

                  Нагревание

                 Действие электрического тока, света

                 Применение катализатора.



5. Какие реакции относятся к реакциям по количеству и составу исходных и образующих веществ

а) реакциям соединения,
б) реакциям разложения,
в) реакциям обмена,
г) реакциям замещения.

По тепловому эффекту.

Экзотермические

Эндотермические.

По направлению



II. Дифференцированная работа по типам химических реакций и подбору коэффициентов.

Учитель: А теперь проверим, как вы умеете отличать химические реакции друг от друга.

В задании №2 у вас записаны схемы химических реакций. Из предложенного перечня выберите реакции, и расставить коэффициенты.

Ученики работают самостоятельно в течение 3 минут. Правильность выполнения проверяется через запись на компьютере. На данном этапе закрепляется умения читать уравнения.
Критерии оценки:  ошибок нет – оценка  «5»;  одна ошибка – оценка «4»; две ошибки – оценка «3»; более трех ошибок – незачет.

III. Работа с химическими уравнениями

Из приведенного перечня схем химических реакций выберите:

1 вариант – реакции соединения,(ФИ-ученика)
2 вариант – реакции разложения,
3 вариант – реакции обмена,
4 вариант – реакции замещения.

1.    HgO –– Hg + O2                                    2.  Сu(OH)2 + HCl –– H2O + CuCl2
3.    Al + O2 –– Al2O3                                   4.  KBr + Cl2 –– KCl + Br2
5.    Zn + HCl –– ZnCl2 + H2                         6.  Ca + O2 –– CaO
7.    СuCl2 + NaOH –– Cu(OH)2 + NaCl      8.  H2O –– H2 + O2

1. По какому признаку определили тип реакции?
2. Почему приведенную запись мы называем схемой?
3. Что уравниваем в уравнении реакции?
4. На основании, какого закона расставляем коэффициенты?
5. Расставьте коэффициенты в приведенных выше схемах реакций

Ш. Проверка уровня обученности

Задание 1. Работа по вариантам I, II

Определить тип каждой химической реакции. 
Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите

I-2вариант.

Определите тип каждой химической реакции.
Из букв, которыми обозначены правильные ответы, вы получите фамилии- французского химика, сформулировавшего в 1789 году независимо от Ломоносова, закон сохранения массы веществ.

Антуан Лоран Лавуазье. и Ломоносова М.В



Схема химической реакции

Реакция
обмена

Реакция
соединения

Реакция
разложения

Реакция
замещения

2Na + S  –– Na2S

К

Л

Е

К

2Al + 3H2SO4 –– Al2(SO4)3 + 3H2

П

Ш

Ж

А

2H2O –– 2H2 + O2

Р

В

В

З

Na2O + H2O –– 2NaOH

Е

У

Л

И

Mg(OH)2 + 2HNO3 –– Mg(NO3)2 + 2H2O

А

Б

О

Р

Zn + 2HCl –– ZnCl2 + H2

Н

Г

У

З

2NO + O2 –– 2NO2

Я

Ь

Ф

С

2NaOH +H2SO4

Na2SO4+ 2H2O

Е

Д

Х

Т



Схема химической реакции

Реакция
обмена

Реакция
соединения

Реакция
разложения

Реакция
замещения

H2O2 –– H2 + O2

К

А

Л

Т

2KNO3 –– 2KNO2 + O2

Б

У

О

И

Zn + 2HCl –– ZnCl2 + H2

Н

Е

Д

М

2NaOH+ ZnCl2 –– Zn(ОН)2 + 2NaCl

О

Л

Е

В

2H2O + 2Na –– 2NaOH + H2

В

У

А

Н

4Al + 3O2 –– 2Al2O3

И

О

Й

Т

2Cu + O2 –– 2CuO

Р

С

Ш

Я

Fe2O3 + 3H2 –– 2Fe + 3H2O (г)

Г

Д

Ф

О

BaCl2 + H2SO4→ BaSO4 + 2HCl

В

Х

М

Р













Физминутка. Сделайте глубокий вдох и выдох. Что сейчас произошло?

Учитель: Любой живой организм представляет собой огромный химический завод, где каждую секунду происходит множества реакций.  Обязательным условием существования всех живых организмов, в том числе и человека, является постоянный обмен веществами и энергией с внешней средой.

Что поступает в организм человека из окружающей среды?

 Из окружающей среды в организм человека поступают питательные вещества, кислород, вода. В результате сложных реакций окисления выделяется энергия, необходимая для поддержания постоянной температуры тела, для движения, для мышления, т.е для жизни . поэтому подходит эпиграф к нашему уроку?

Да без химических реакций невозможна жизнь.



(При вдохе вместе с воздухом в организм попал кислород и в каждой клетке начались химические реакции окисления органических веществ. При выдохе в воздух выделился углекислый газ, который затем поглотится растениями и в результате фотосинтеза превратится в углеводы.)

Задание 4. Дифференцированная самостоятельная работа по тестам, два уровня. 
Время проведения: 7 минут;
Критерии оценки:  ошибок нет – «5»; одна ошибка – «4»; две ошибки –«3»; более трех ошибок – незачет.

Тест по теме: «Типы химических реакций»

1-й уровень.

1. Уравнение реакции замещения:

а) Zn + 2HCl –– ZnCl2 + H2 ,
б) ZnO + H2SO4 –– ZnSO4 + H2O,
в) Сu(OH)2 –– CuО + H2O,
г) Fe + S –– FeS.

2. В уравнении реакции, схема которой

Fe2O3 +  H2 ––  Fe +  H2O

Коэффициент перед формулой железа равен:

а) 3,              б) 6,                   в) 2,                 г) 1.

3.Уравнению реакции соединения алюминия с бромом  соответствует запись:

а) 2 Al + Br2 –– 2AlBr3,
б) 2Al + 3Br2 –– 2AlBr3
в) Al + Br2 –– AlBr3,
г) 2Al + 6HBr –– 2AlBr3 + 3H2.

4. Правильные коэффициенты в уравнении реакции:

а) 2MgCO–– 2MgO + CO2,
б) 2Al + 6HCI –– 2AlCl3 +H2,
в) 2NH4Cl –– 2NH3 + HCl,
г) 2NaOH + SO3 –– Na2SO4 + H2O.

5. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько более простого состава относятся к:

а) реакциям обмена,
б) реакциям замещения,
в) реакциям соединения,
г) реакциям разложения.

2-й уровень.

1. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом железа (II) относится  к реакции:

а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Al +  HCl ––  AlCl3 + H2  равна:  

а) 6,        б) 8,        в) 10,         г) 13.

3. Элементом, «Э» в схеме уравнения реакции

Mg + HCl ––  MgCl2 +  Э

а) H2,     б) Cl2,      в) Mg,      г) O. 

4. В уравнении реакции:   Ca(OH)2  +  2HNO3 –– Ca(NO3)2 + …   пропущено:

а) H2,       б) 2H2,       в) H2O,      г) 2H2O.

5. Формулами продуктов между оксидом железа (III) с разбавленной серной кислотой и коэффициентами перед ними являются:

а) FeSO4 и H2,
б) Fe2(SO4)3 и 3H2O,
в) Fe2(SO4)3 и H2O,     
г) FeSO4  и 3H2O.

После выполнения проводится контроль по ключу, предложенному в задании.

Ученический эксперимент

Цель: закрепить знания о физических  и  химических  явлениях.

Задачи:

  • Развить умения сравнивать классифицировать явления   природы.

  • Развить умения и навыки логически рассуждать, планировать ответ.

  • Задание- даны: мел и соляная кислота, показать физическое и химическое явление.

1. Растереть в ступке мел. Объяснить какое это явление и почему вы так считаете.

(Ученик у доски растирает в ступке мел и делает вывод, что произошло физическое явление, т. к. нового вещества не образовалось).

2 Добавить 2HCl + CaCO3 = CaCO3 +CO2г +H2O

VII. Информация о домашнем задании

Повторить тему: «Типы химических реакций», подготовиться к контрольной работе.

VIII. Рефлексия

Задаются вопросы, побуждающие учащихся к рефлексии урока.

  • Что на уроке было главным?

  • Что было интересным?

  • Что нового сегодня узнали?

  • Чему научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько учеников. Учитель наравне со всеми высказывает свое мнение. 
Завершается урок выставлением оценок с комментариями.

Приложения:

2 Задание

Из предложенного перечня выберите реакции разложения, , и расставить коэффициенты.

1.    HgO –– Hg + O2   

                           

 2.  Сu(OH)2 + HCl –– H2O + CuCl2


3.    Al + O2 –– Al2O3  

                                

 4.  KBr + Cl2 –– KCl + Br2


5.    Zn + HCl –– ZnCl2 + H2  



 6.  Ca + O2 –– CaO


7.    СuCl2 + NaOH –– Cu(OH)2 + NaCl     



 8.  H2O –– H2 + O2

№_________________

Из предложенного перечня выберите реакции соединения , и расставить коэффициенты.



1.    HgO –– Hg + O2   

                           

 2.  Сu(OH)2 + HCl –– H2O + CuCl2


3.    Al + O2 –– Al2O3  

                                

 4.  KBr + Cl2 –– KCl + Br2


5.    Zn + HCl –– ZnCl2 + H2  



 6.  Ca + O2 –– CaO


7.    СuCl2 + NaOH –– Cu(OH)2 + NaCl     



 8.  H2O –– H2 + O2

№_________________

Из предложенного перечня выберите реакции замещения , и расставить коэффициенты.



1.    HgO –– Hg + O2   

                           

 2.  Сu(OH)2 + HCl –– H2O + CuCl2


3.    Al + O2 –– Al2O3  

                                

 4.  KBr + Cl2 –– KCl + Br2


5.    Zn + HCl –– ZnCl2 + H2  



 6.  Ca + O2 –– CaO


7.    СuCl2 + NaOH –– Cu(OH)2 + NaCl     



 8.  H2O –– H2 + O2

№_________________

Из предложенного перечня выберите реакции обмена , и расставить коэффициенты.



1.    HgO –– Hg + O2   

                           

 2.  Сu(OH)2 + HCl –– H2O + CuCl2


3.    Al + O2 –– Al2O3  

                                

 4.  KBr + Cl2 –– KCl + Br2


5.    Zn + HCl –– ZnCl2 + H2  



 6.  Ca + O2 –– CaO


7.    СuCl2 + NaOH –– Cu(OH)2 + NaCl     



 8.  H2O –– H2 + O2

4 Задание



Тест по теме: «Типы химических реакций»

1-й уровень.

1. Уравнение реакции замещения:

а) Zn + 2HCl –– ZnCl2 + H2 ,
б) ZnO + H2SO4 –– ZnSO4 + H2O,
в) Сu(OH)2 –– CuО + H2O,
г) Fe + S –– FeS.

2. В уравнении реакции, схема которой

Fe2O3 +  H2 ––  Fe +  H2O

Коэффициент перед формулой железа равен:

а) 3,              б) 6,                   в) 2,                 г) 1.

3.Уравнению реакции соединения алюминия с бромом  соответствует запись:

а) 2 Al + Br2 –– 2AlBr3,
б) 2Al + 3Br2 –– 2AlBr3
в) Al + Br2 –– AlBr3,
г) 2Al + 6HBr –– 2AlBr3 + 3H2.

4. Правильные коэффициенты в уравнении реакции:

а) 2MgCO–– 2MgO + CO2,
б) 2Al + 6HCI –– 2AlCl3 +H2,
в) 2NH4Cl –– 2NH3 + HCl,
г) 2NaOH + SO3 –– Na2SO4 + H2O.

5. Реакции, в результате которых из одного сложного вещества образуется несколько более простого состава относятся к:

а) реакциям обмена,
б) реакциям замещения,
в) реакциям соединения,
г) реакциям разложения.

2-й уровень.

1. Взаимодействие соляной кислоты с оксидом железа (II) относится  к реакции:

а) разложения,
б) замещения,
в) соединения,
г) обмена.

2. Сумма коэффициентов в уравнении реакции, схема которой

Al +  HCl ––  AlCl3 + H2  равна:  

а) 6,        б) 8,        в) 10,         г) 13.

3. Элементом, «Э» в схеме уравнения реакции

Mg + HCl ––  MgCl2 +  Э

а) H2,     б) Cl2,      в) Mg,      г) O. 

4. В уравнении реакции:   Ca(OH)2  +  2HNO3 –– Ca(NO3)2 + …   пропущено:

а) H2,       б) 2H2,       в) H2O,      г) 2H2O.

5. Формулами продуктов между оксидом железа (III) с разбавленной серной кислотой и коэффициентами перед ними являются:

а) FeSO4 и H2,
б) Fe2(SO4)3 и 3H2O,
в) Fe2(SO4)3 и H2O,     
г) FeSO4  и 3H2O.

Инструктивная карта учащихся 8 класса _____________________________________________

(Фамилия, имя)

Тема урока: ___ Обобщение и систематизация знаний по теме "Типы химических реакций"



Дата: __________________________

Номер задания

Максимальное количество баллов

Полученные баллы

1 опрос

2


2

5


3

3


4

5


5



Итого

15




15 баллов - "5" 13-14 баллов - "4" 8-12баллов - "3"



Инструктивная карта учащихся 8 класса _____________________________________________

(Фамилия, имя)

Тема урока: ___ Обобщение и систематизация знаний по теме "Типы химических реакций"



Дата: __________________________

Номер задания

Максимальное количество баллов

Полученные баллы

1 опрос

2


2

5


3

3


4

5


5



Итого

15




15 баллов - "5"

12-14 баллов - "4"

8-12баллов - "3"





Домашнее задание.

1.Расставьте коэффициенты в уравнениях химических реакций, укажите типы химических реакции.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) Al + O2 — Al2O3


б) MnO2 + H2 — Mn + H2O


в) H2O2 — H2 + O2


г) HNO3 + Fe(OH)3 — Fe(NO3)3 + H2O


2.Допишите уравнения реакций (вместо знака вопроса впишите необходимые формулы - формулы составляйте с использованием валентностей), расставьте коэффициенты, укажите типы химических реакций.

Уравнение реакции

Тип химической реакции

а) AgI — ?+ I2


б) MgO + H2SO4 — MgSO4 + ?


в) Al + HCl — AlCl3 + ?


г) Na + Cl2 — ?





















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!