Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности |
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
-по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
-по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности
1. Свобода – слово многозначное. Крайности в понимании свободы:
Свобода – есть познанная необходимость. | Свобода (воля) – возможность поступать так, как хочется. |
Человек – робот, действующей по программе? | Полный произвол по отношению к другим? |
Фатализм – все процессы в мире подчинены господству необходимости | Волюнтаризм – признание воли как первоосновы всего сущего. |
Сущность свободы – выбор, связанный с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора).
Социальные условия реализации свободы выбора свободной личности:
с одной стороны – социальные нормы, с другой стороны – формы общественной деятельности;
с одной стороны – место человека в обществе, с другой стороны – уровень развития общества;
социализация.
Свобода – специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Ответственность – объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Виды ответственности:
Историческая, политическая, нравственная, юридическая и т.д.;
Индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность – склонность человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
Юридическая ответственность – ответственность перед законом (дисциплинарная, административная, уголовная; материальная)
Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
Системное строение общества: элементы и подсистемы
1. Понятие общества. Общество – сложное и многозначное понятие
А. В широком смысле слова
Это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы, взаимодействия людей; формы объединения людей
Б. В узком смысле слова
Круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, общество нумизматов, дворянское собрание)
Отдельное конкретное общество, страна, государство, регион (например, современное российское общество, французское общество)
Исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество, капиталистическое общество)
Человечество в целом
2. Функции общества
Производство материальных благ и услуг
Распределение продуктов труда (деятельности)
Регламентация и управление деятельностью и поведением
Воспроизводство и социализация человека
Духовное производство и регулирование активности людей
3. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:
Производственные отношения
Экологические отношения
Отношения по детопроизводству
Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:
Моральные отношения
Политические отношения
Правовые отношения
Художественные отношения
Философские отношения
Религиозные отношения
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
Система – комплекс элементов и связей между ними.
Составные части системы | Понятие системы | Общество как система |
Элемент | Неразложимый далее компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. | Отдельные индивиды Социальные общности |
Элементы могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система) | Основные подсистемы (сферы) общества: Экономическая Политическая Социальная Духовная |
Связи между элементами ее подсистемами | | Общественные отношения (см. предыдущий пункт) |
Свойства системы |
Целостность | Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходящие за пределы отдельных элементов | Общество – это больше, чем толпа. |
Функционирование- развитие | Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся | Саморазвивающаяся система: саморегуляция, самоструктурирование самовоспроизведение саморазвитие |
Открытость-закрытость | Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой) | Открытая система |
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Основные институты общества
1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции | Ключевые институты | Сферы общества | Основные роли | Физические черты | Символичес-кие черты | Другие институты данной сферы общества |
Забота, воспитание детей | Семья, Наследование | Социальная (семейно-брачные отношения) | | Дом Обстановка | Кольца Обручение Контракт | Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. |
Добывание пищи, одежды, жилья | Собственность | Экономичес-кая сфера | Работодатель Наемный работник Покупатель Продавец | Фабрика Офис Магазин | Деньги Торговля Реклама | Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. |
Поддержание законов, правил и стандартов | Власть Государство | Политическая сфера | Законодатель Субъект права | Общественные здания и места | Флаг Хартия | Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религия | Духовная сфера | | Собор Церковь | Крест | |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Духовная сфера | | Школа Колледж Учебник | Диплом Степень | Общественное мнение, СМИ и др. |
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
3. Типы функций социальных институтов:
Явные – заявлены официально, признаны и контролируются обществом
Скрытые – выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
4. Значение социальных институтов. Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
1. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
технологический: культура как совокупность всех достижений материальной и духовной жизни общества;
деятельностный: культура как творческая деятельность в сферах материальной и духовной жизни общества;
ценностный: культура как реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
2. Понятие культуры (от лат. возделывание, обрабатывание)
в широком смысле: исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;
в узком смысле: процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
3. Материальная и духовная культура (деление по потребностям человека, удовлетворяемым ценностями):
материальная – результат производства и освоения предметов и явлений материального мира
духовная – совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.
Это деление условно.
4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная (нормативная), информативная, коммуникативная, социализации.
5. Духовный мир личности – область бытия, в которой объективная реальность присутствует в самом человеке, является неотъемлемой частью его личности: знания, вера, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели.
6. Духовная жизнь общества – объективная, надындивидуальная идеальная реальность, совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в человеке и определяющая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия. Это – философия, мораль, наука, образование, искусство, религия, право.
7. Элементами духовной жизни общества принято считать также:
- духовные потребности;
- духовную деятельность и производство (наука, искусство, религия – воспроизводство общественного сознания);
- духовные ценности (идеи, теории, образы, ценности);
- духовное потребление (всеобщий характер потребления, т.к. духовные блага – всеобщее достояние);
- духовные отношения (духовные общественные связи индивидов);
проявления межличностного духовного общения.
Ценности — социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеалом для всех людей.
8. Формы и разновидности культуры. Типология культур:
национальная – мировая;
светская – религиозная;
восточная – западная (средиземноморская, латиноамериканская и др.; русская, французская и др.);
традиционная – индустриальная – постиндустриальная;
сельская – городская;
обыденная – специализированная;
высокая (элитарная) – массовая – народная
9. Элитарная, массовая и народная культуры
Критерии | Массовая (поп-культура, китч, «искусство антиусталости») | Элитарная | Народная |
Авторы | Профессиональные творцы (стандартизация культуры) | Профессиональные творцы, создающие культурные каноны | Анонимные любители (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы) |
Характер | Коммерческий (невозможно без СМИ) | Некоммерческий | Некоммерческий |
Уровень сложности | Низкий | Высокий (нужна интеллектуальная «расшифровка»; многозначное содержание, неоднократное прочтение) | - |
Аудитория | Массовая | Узкая | Широкая |
Взаимодействие | Тесное взаимодействие и взаимодополнение |
1. Экранная культура – вариант массовой культуры, демонстрируемой на экранах (кинофильмы, видеоклипы, телесериалы и телепрограммы, компьютерные игры, PSP, игровые приставки и др.)
Клиповое мышление
2. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
3. Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:
рост жизненного уровня;
развитие общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;
возрастание роли и значения свободного времени, досуга.
Молодежная культура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье, ведет масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
14. Контркультура – направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества (либо официальной культуре; андерграунд как контркультура).
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:
социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
отрасль духовного производства (НИОКР);
особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).
2. Классификации наук:
по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.
3. Функции науки:
культурно-мировоззренческая,
познавательно-объяснительная,
прогностическая,
социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).
4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.
5. Модели развития научного знания:
постепенное развитие науки;
развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
развитие через интеграцию научного знания.
6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе
7. Особенности:
объективность;
развитость понятийного аппарата (категориальность);
рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
проверяемость;
высокий уровень обобщения;
универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
8. Уровни, формы и методы научного познания
Уровни | Эмпирический | Теоретический |
Формы | - научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании; - эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами. | - вопрос - проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая); - гипотеза – научное предположение; - теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений. - концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения. |
Методы (строгость и объективность) | наблюдение; эксперимент; измерение; классификация; систематизация; описание; сравнение. | Единство исторического и логического Восхождение от абстрактного к конкретному Формализация Математизация Математическое моделирование |
9. Универсальные методы научного познания:
анализ – разложение целого на части;
синтез – воссоединение целого из частей;
дедукция – выведение общего положения из фактов;
дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
аналогия – сходство нетождественных объектов;
моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.
10. Социальные науки – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
11. Классификация социальных наук:
Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение
12.Социальное и гуманитарное знание:
Общественные науки |
Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса | Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия |
Результат исследования |
Социальное знание | Гуманитарное знание |
Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений | Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений |
Особенности: Понимание Обращение к текстам Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям |
Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы |
13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе
1. Особенности социального познания:
1.1. субъект и объект познания совпадают;
1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;
1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;
1.4. сложность объекта познания – общества;
1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;
1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.
2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:
2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;
2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;
2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.
3. Социальный факт
3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;
3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).
3.3. виды социальных фактов:
3.3.1. действия, поступки;
3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;
3.3.3. словесные (вербальные) действия.
3.4. Оценка социального факта:
3.4.1. свойства изучаемого объекта;
3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;
3.4.3. познавательные цели исследователя;
3.4.4. личная позиция исследователя;
3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.
Образование и самообразование
1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
3. Функции образования:
экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
4. Сеть образовательных учреждений в России:
дошкольные (ясли, детские сады);
начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
5. Общие тенденции в образовании:
демократизация образования;
рост продолжительности образования;
непрерывность образования;
гуманизация образования;
гуманитаризация образования;
интернационализация образования;
компьютеризация образования.
6. Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
Обеспечение доступности качественного общего образования
Повышение качества школьной учебной литературы
Повышение уровня оплаты труда работников образования
Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
Повышение качества профессионального образования
Расширение общественного участия в управлении образованием
Развитие сети общеобразовательных учреждений
Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
Религия как феномен культуры
1. Религия – это
вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
форма удовлетворения духовных потребностей.
2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
3. Элементы религии:
вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
переживания;
образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
символы.
4. Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
5. Функции религии:
мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);
интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
легитимизирующая.
6. Формы ранних религий:
анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
магия (колдовство).
7. Религии современного мира:
родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
9. Мировые религии
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
Признаки мировых религий:
Объединение крупной общности людей
Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
25