СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный модуль "Разделение властей: теория и практика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правовая подготовка обучающихся, имеющая первостепенное значение в воспитании гражданственности и патриотизма, является достаточно сложной системой, включающей урочные занятия и внеурочную деятельность, социальные проекты и акции и т. д.   Представленный элективный модуль «Разделение властей: теория и практика» - составная часть такой системы.

Программа рассчитана на 17 часов в 10-м или 11 классе общеобразовательной школы. Формы занятий: мини-лекция, проблемная беседа, работа с текстом, анализ текста, групповая работа, выступления учащихся, дискуссия, защита проектов и творческих работ.

Элективный модуль «Разделение властей: теория и практика» создан на основе опыта работы на уроках обществознания и права, а также внеурочной деятельности. 

Основная идея программы заключается в следующем: разделение властей - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

 Современное развитие общества, человечества в целом, невозможно без понимания ведущей роли демократических начал. В свою очередь, наряду с другими составляющими демократии, принцип разделения властей является основой истинной демократии.

Только знание развития теории и практики реализации основополагающего принципа демократического устройства общества – разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную – даёт возможность формировать гражданскую позицию соответствующего современным требованиям.

Данный курс направлен на углубленное изучение обществоведческих разделов о сущности демократии.

Актуальность данного модульного курса объясняется тем, что на каждом новом этапе развития перед обществом встают задачи, являющиеся определяющими для изменения в системе ценностей и эталонов, которые в свою очередь определяют требования к качествам личности и содержанию гражданственности. Переход от педагогики индустриального периода, нацеленной на воспитание коллективизма без учета индивидуальных запросов личности к педагогике информационного общества, нацеленной на гармонию индивидуального и общественного, привел к тому, что для современного человека стали актуальны такие качества как самостоятельность, внутренняя свобода личности, способности к самоопределению и самоутверждению, инициативности и гражданская активность. Можно выделить основные качества составляющие гражданственность: патриотизм, законопослушность, доверие к государственной власти, ответственность за поступки, добросовестность, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, уважение к согражданам, социальная ответственность, активная гражданская позиция, гармоническое сочетание патриотических, национальных, интернациональных чувств и др.

Просмотр содержимого документа
«Элективный модуль "Разделение властей: теория и практика"»

МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области".







Разделение властей:

теория и практика







Элективный курс для 10 класса

Кондрахов Владимир Викторович, учитель МОУ "Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский Новобурасского района Саратовской области"














п. Белоярский. 2009 г.


Пояснительная записка


Разделение властей — правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на три независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем Монтескьё (фр.séparation des pouvoirs, лат. trias politica). Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви.

(Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/wiki/)



Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

Современное развитие общества, человечества в целом, невозможно без понимания ведущей роли демократических начал. В свою очередь, наряду с другими составляющими демократии, принцип разделения властей является основой истинной демократии.

Только знание развития теории и практики реализации основополагающего принципа демократического устройства общества – разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную – даёт возможность формировать гражданскую позицию соответствующего современным требованиям уровня.

Данный курс направлен на углубленное изучение обществоведческих разделов о сущности демократии.

Цели элективного курса:

1. Развитие любознательности как основы познавательной активности;

2. Развитие способностей, склонностей, интересов;

3. Формирование творческого воображения;

4. Развитие ключевых компетенций.

Элективный курс направлен на решение следующих задач:

  • способствование самоопределению ученика и выбору дальнейшей профессиональной деятельности;

  • создание положительной мотивации обучения на планируемом профиле;

  • знакомство обучающихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;

  • активизация познавательной деятельности школьников;

  • повышение информационной и коммуникативной компетентности обучающихся.

Достижение поставленных целей осуществляется за счёт реализации следующих принципов обучения:

  • индивидуальность,

  • доступность,

  • преемственность,

  • результативность.

Технологии обучения ориентированы на овладение обучающимися ключевыми компетенциями и на успешность на следующей ступени обучения в частности и в жизни в целом. Основой работы в рамках элективного курса "Разделение властей: теория и практика" являются: поиск информации по имеющимся источникам, высказывание и аргументация своего мнения в процессе дискуссии, групповая и индивидуальная деятельность, концентрация имеющихся представлений в целостную картину мира, создание проектов и творческих работ.

Таким образом, в ходе реализации элективного курса продолжается формирование ключевых компетенций:

  • социальной компетентности – т.е. способности действовать в социуме с учетом позиций других людей;

  • коммуникативной компетентности - способности действовать в социуме с учетом позиций других людей;

  • предметной компетентности - способности анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

В результате освоения содержания курса по выбору учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общеучебных умений, навыков и способов деятельности: (познавательной, нформационно-коммуникативной и рефлексивной).

Система оценивания – безотметочная. Промежуточное оценивание – по выступлениям и результатам работы в группах. По итогам деятельности в рамках предлагаемого элективного курса оценка работы производится по следующим критериям:

  • Прослушан курс;

  • Защищен реферат;

  • Разработан проект;

  • Выполнено творческое задание.

Структура программы.

Программа рассчитана на 16 часов по 1 часу в неделю в 10-м классе (возможно проведение данного курса в 9-х классах по 3 часа в неделю). Формы занятий: мини-лекция, проблемная беседа, работа с текстом, анализ текста, групповая работа, выступления учащихся, дискуссия, защита проектов и творческих работ.

Учебно-тематический план.

№ п/п


Тема

Кол-во часов (теория)

Кол-во часов

(практика)

Виды деятельнос-ти

Образова-тельный продукт

1.

Введение. Основное содержание и цели курса. Понятие принципа разделения властей.

1


Мини-лекция, проблемная беседа

Умение сформулировать проблему, наметить пути её решения

2.

Основное содержание принципа разделения властей.

1

1

Мини-лекция, работа с текстом

Умение анализировать текст, делать выводы

3.

Историко-правовые корни принципа разделения властей.


1

1

Лекция, беседа, анализ текста

Умение анализировать текст, сопоставлять исторические события и развитие общественной мысли

4.

Практика осуществления принципа разделения властей.


2

Групповая работа, анализ текста, выступления учащихся

Умение формулировать собственные суждения и аргументы, подготавливать устное выступление

5.

Принцип разделения властей в истории российского государства.

2

1

Мини-лекция, групповая работа, выступления учащихся, дискуссия

Умение анализировать различные информационные источники, подготавливать устное выступление, раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия.

6.

Особенности реализации принципа разделения властей в современном мире.

1

1

Мини-лекция, групповая работа, выступление учащихся

Умение устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;


7.

Вопрос о разделении властей в современной России.

1

1

Мини-лекция, анализ документов, дискуссия

Умение оценивать действия субъектов социальной жизни

8.

Заключительное занятие


2

Защита проектов и творческих работ

Умение подготавливать устное выступление



7

9




ВСЕГО ЧАСОВ:

16



Примерная тематика проектных и творческих работ:

  1. Могло ли политическое развитие привести к появлению другого положения трёх ветвей власти?

  2. Почему именно три ветви власти?

  3. Если удалить одну из ветвей власти…

  4. Проект А. Чарторыйского: мог ли он стать реальностью?

  5. Проекты XIX века – историческая необходимость или маневры власти?

  6. Почему основные положения теории разделения властей были сформулирован в эпоху Просвещения?

  7. Как бы изменилась политическая ситуация в России после реализации проекта М.М. Сперанского7

  8. Как бы изменилась политическая ситуация в России после реализации проекта Новосильцева-Вяземского?

  9. Совместимы ли были "Русская Правда" П.И. Пестеля и российская реальность первой половины XIX в.?

  10. Конституция США – образец демократичности?

  11. Реализация принципа разделения властей в современном мире (на примере одной-двух стран).

  12. Воплощение принципа разделения властей в Конституции РФ 1993 года и его реализация на современном этапе.

  13. Противоречия между тремя ветвями власти – антагонизм или компромисс?

  14. Теория разделения властей: история в лицах.

  15. актуален ли принцип разделения властей в современном мире?

  16. Перспективы осуществления принципа разделения властей.

  17. Принцип разделения властей - основа демократического устройства общества?

  18. Есть ли альтернативы демократическому устройству, основанному на принципе разделения властей?

  19. Демократические традиции в российской истории – миф или реальность?

  20. Понятия "власть" и "разделение властей". В чём разница?


Методические рекомендации.

Тема I. Введение. Основное содержание и цели курса. Понятие принципа разделения властей (1 час).

Цели и задачи:

- знакомство обучающихся с целями и задачами курса;

- мотивация активной работы в рамках выбранного курса;

- формирование понимания важности выбранной темы для становления гражданской позиции современного человека;

- знакомство со способами и формами работы;

Оснащение: презентационный материал (слайды 1-7).

Первый этап: объявление темы, целей и задач элективного курса в целом, темы, целей и задач данного занятия. Второй этап: с целью проникновения в тематику и активизации деятельности обучающихся проводится вводная беседа по основополагающим вопросам изучения принципа разделения властей:
  • Каковы исторические корни принципа разделения властей?
  • Каково содержание принципа разделения властей?
  • Как осуществляется данный принцип на практике в различных государствах мира, в России?

В итоге беседы раскрывается понятие разделение властей:

Разделение властей — правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на три независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Шарлем Монтескьё (фр.séparation des pouvoirs, лат. trias politica). Некоторые европейские страны, а также Тайвань, законодательно выделяют контрольную, экзаменационную, юридическую, и, кроме того, учредительную и избирательную ветви.

(Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/wiki/)

Третий этап: мини-лекция об источниках, необходимых для поиска ответов на поставленные вопросы:

Для выяснения ответов на эти вопросы использовались нормативные акты, научно-учебные пособия: М. Н. Марченко «Теория государства и права», В. Н. Хропанюка «Теория государства и права», М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», З. М. Черниловского «Всеобщая история государства и права»; научные работы: И.А. Исаева, М.Н. Золотухиной «История политических и правовых учений России», М. Валуева «Исторические типы философии» и другие; энциклопедические издания, а также материалы периодических изданий. В целом данные источники отражают современные точки зрения в правовой науке на принцип разделения властей. Так, например, в работах И.А. Исаева, Н.М. Золотухиной, М. Валуева показаны различные взгляды на роль и значение принципа разделения властей в государстве теоретиков права прошлого. В научно-учебных пособиях З.М. Черниловского, М. В. Баглая, Б. Н. Габричидзе, помимо общетеоретической трактовки содержания данного принципа, представлен анализ его практического осуществления в различных государствах мира, в том числе и Российской Федерации. Нормативные акты, в частности Конституция Российской Федерации, помогут уяснить механизм действия принципа разделения властей. В ходе занятий также будут использованы тексты нормативных актов (конституций) других стран.

Четвёртый этап: знакомство с возможными вариантами итоговых работ по курсу, системой промежуточного и итогового оценивания

Пятый этап: рефлексия.


Тема II. Основное содержание принципа разделения властей (2 часа).

Цели и задачи:

- формирование понимания основного содержания принципа разделения властей;

- развитие навыков работы с текстом;

- формирование речевых компетенций;

- формирование коммуникативных компетенций.

Оснащение: к занятию I – презентационный материал (слайды 8-11); к занятию II – фрагмент текста (Хропанюк В. Н." Теория государства и права", М., 2001. - с. 84 – 85).

Занятие I. Лекция

Какими бы разными ни были варианты механизма действия принципа разделения властей, теория в основе определяет следующее его содержание:












Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

  • Законы должны обладать высшей юридической силой и приниматься только законодательным органом.

  • Исполнительная власть должна заниматься в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, быть подотчетным главе государства и лишь в некотором отношении Парламенту.

  • Судебные органы независимо и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно.

  • Ни одна из трех ветвей власти не должна вмешиваться в прерогативу другой власти, а тем более сливаться с другой властью .

  • Споры о компетенции должны решаться только конституционным путем и через правовую процедуру, т.е. Конституционным судом.

    • Конституционная система должна предусматривать правовые способы сдерживания каждой власти двумя другими, т.е. содержать взаимные противовесы для всех властей.

В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким - либо одним институтом государства.

Самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей не должна абсолютизироваться.

Являясь органами государства, они должны взаимодействовать между собой, ибо в противном случае становится невозможным нормальное функционирование государственного механизма. Но в этом взаимодействии они должны уравновешивать друг друга с помощью системы сдержек и противовесов. Взаимное ограничение их полномочий на основе Конституции позволяет разумно и согласованно решать реальные вопросы государственной политики.

Хотя органы власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий. Принцип разделения властей имеет свои особенности в зависимости от формы правления в государстве.

Существенные особенности свойственны системе разделения властей в государствах с парламентской формой правления. Здесь, как и в любом конституционно - правовом государстве, обеспечивается относительная самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти, но баланс между ними поддерживается при помощи специфических средств, т. е., например, парламент  может выразить недоверие правительству, а глава государства может распустить парламент.


Занятие II. Анализ текста (групповая работа).

Первый этап: постановка целей и задач, деление на группы.

Второй этап: первичное обсуждение предлагаемых вопросов.

Вопросы для обсуждения:

    1. Согласны ли вы с утверждением автора, что законодательная власть обладает верховенством? Ответ аргументируйте.

    2. Охарактеризуйте основные функции каждой из ветвей власти.

    3. Выделите в тексте условия, при которых система разделения властей может функционировать эффективно. Попробуйте сформулировать дополнительные условия, о которых не говорится в тексте.

Третий этап: анализ текста.

"Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно-правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей". (Хропанюк В. Н." Теория государства и права", М., 2001. - с. 84 - 85.)

Четвёртый этап: обсуждение вопросов.

Пятый этап: рефлексия, выводы.


Тема III. Историко-правовые корни принципа разделения властей (2 часа).

Цели и задачи:

- развивать умение сопоставлять исторические события и развитие общественной мысли;

- развивать умение анализировать текст;

- формирование речевых компетенций;

- формирование коммуникативных компетенций.

Оснащение: к занятию I – презентационный материал (слайды 12-17), к занятию II – фрагменты текстов (Аристотель "Политика"; Дж. Локк "Трактаты о правительстве"; Ш.Монтескье "О духе Законов")


Занятие I. Лекция.

Разделение власти - одно из принципиальных условий и основной механизм функционирования всех видов политической и неполитической власти.

"Разделение власти возникает из свойства власти быть отношениями между субъектами (первым, или активным), от которого исходит волевой импульс, побуждение к действию, и субъектом (вторым, или пассивным), который воспринимает этот импульс и осуществляет побуждение, становится носителем власти, её исполнителем. Эта простейшая структура разделения и передачи власти обычно усложняется, особенно в институциональном политическом (а также неполитическом - экономическом, правовом, идеологическом) процессе, когда второй субъект передаёт волевой импульс следующему субъекту и т.д. вплоть до конечного исполнителя (процесс, получивший наименование командования, или распоряжения и составляющий сущность власти)".

( Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 329).

Таким образом, понятие "разделение власти" достаточно широкое и неотделимо от понятия "власть" и принимает при этом самые различные формы выражения. В связи с этим представляется целесообразным проследить исторический путь развития разделения власти к моменту его современного восприятия в правовом государстве в качестве одного из основополагающих принципов.

Разделение власти исторически сложилось на самых ранних этапах формирования государства и вылилось в специализацию власти разных лиц и институтов, в которой рано обнаружились две устойчивые тенденции: концентрация власти в одних руках или в одном институте и потребность разделить власть, труд и ответственность. Отсюда и два следствия, вытекающие из этого двойственного отношения к власти: борьба за власть уже разделённых институтов и против её разделения, с одной стороны и стремление упорядочить отношения разделённых властей и избавить общество от столкновений между ними с другой. Отсюда же и характерное для политической истории общества совмещение функций на её ранних этапах: вождя и военачальника (король-воин, князь-предводитель дружины, епископ-рыцарь, глава ордена и т.п.) Первое крупное разделение власти развело политическую и религиозную власти, власть государства и церкви. Оно же сопровождалось и длительной борьбой за унификацию власти, преобладание светской власти над религиозной, или господство церкви в светской жизни общества. Соперничество между ними продолжалось многие столетия, всё средневековье и начало Нового времени как в России, так и на Западе. Оно далеко не завершено для многих государств и обществ и поныне, при этом исход его далеко не однозначен в разных регионах мира. Западная, преимущественно христианская его часть, решила спор о власти в пользу светской, государственной, восточная во многих случаях (в некоторых мусульманских странах, например, Иран) - в пользу значительного политического влияния религиозных начал жизни общества, его политико-правовой системы и культурного уклада.

Наряду с этим, в самом светском государстве рано началось разделение профессиональных функций власти. Уже Аристотель отмечал существование в нём законодательного органа - магистратуры (исполнительного учреждения) и судебного органа. Происходило разделение власти между центральным и местным управлением (самоуправление), формировалась всё более сложная политическая система общества, властей разных уровней и с разными функциями. Развитое разделение власти стало в конце конов одной из организационных основ государства Нового времени, которое функционирует как система функционально разграниченных, но и связанных между собой учреждений, аппаратов и органов власти. Феодальная организация власти с объединёнными в лице властелина законодательными, исполнительными и судебными функциями, включая функциональное и территориальное разделение власти между монархическим центром и провинциальными (городскими) парламентами, местным самоуправлением, с сословным представительством частично избранных, частично включённых в него "по праву" из числа именитых горожан. Децентрализованное феодальное средневековое государство допускало заметное упрочение местных парламентов, которые особенно укрепились в Западной Европе в XIII-XIV веках и, в последствии, стали структурной и социальной основой возникновения парламентов и в государственных центрах абсолютистских монархий. Другой основой разделения власти стали различные королевские советы, обычно очень замкнутые и узкие, нередко олигархического типа, несмотря на их совещательные функции, как это имело место в Верховном тайном совете в России послепетровского периода, когда из восьми членов совета ("верховников") шестеро представляли две знатнейшие фамилии - Долгоруких и Голицыных. Помимо того, существовали и эпизодические сборы (ассамблеи) правящих феодальных верхов, феодальные союзы (лиги), такие, как Земские соборы в России, также готовившие в будущем более совершенные формы разделения власти. Решающий этап институционального и функционального разделения государственной власти наступил в начальный период Нового времени (XVII в.). В этот период феодальное децентрализованное государство уступило место централизованным абсолютистским монархиям в большинстве стран Западной Европы. Центральная власть теперь нуждалась в более развитом и эффективном аппарате управления и обороны, который неизбежно должен был быть специализирован и разделён. Развивающаяся в то же время торговая и промышленная буржуазия поддержала на первых порах абсолютистской монархический центр и способствовала его укреплению, но при этом получила и доступ к власти, которая оказалась до известной меры разделённой и между сословиями и классами, и доступ этот был открыт, прежде всего, в нарождавшиеся центральные парламентские (законодательные и представительные) структуры. Дальнейшее развитие разделённых властей шло несколькими параллельными путями: -происходила централизация парламентских структур, смещение парламентаризма в центр со всей идеологией и техникой формирования представительной власти (её выборностью, принципами организации и т.п.); -укреплялась и совершенствовалась центральная правительственная исполнительная власть и особенно её аппаратов, кадров государственных служащих; -завершилось формирование возникшей в феодальном средневековье системы надзора и отправления правосудия, передачи судебных функций от властвующей (сеньориальной) верхушки - специализированным судебным органам. Этот объективный процесс получил теоретическое обоснование в политико-философской теории разделения властей и сопровождался проектами гражданского общества и правового государства, и конституционного строя, реализация которых была необходимым условием эффективного разделения власти и в свою очередь зависела от разделения её на три относительно автономные, взаимосвязанные и контролирующие друг друга власти. Сама идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов В своей книге "Политика" Аристотель (389-328 гг. до н. э.) писал: "Там, где отсутствует власть закона, нет места и форме государственного строя". А вот слова Аристотеля относительно демократического строя: "Демократия пользуется большей в сравнении с олигархиями безопасностью; существование их более долговечно... ". Цицерон говорил о государстве как о правовом общении и общем порядке.
Однако, как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве, он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье. При этом теоретическая база была подготовлена всем объективным ходом истории (о котором говорилось выше), а толчком к её оформлению послужили буржуазные революции в Англии (1640-1648гг.) и впоследствии во Франции (1789-1794гг.). В основании политической философии Дж. Локка (1632-1704гг.) и либерализма лежит идея собственности ("Трактаты о правительстве"). "Государство и гражданское общество покоятся на собственности (имелась ввиду частная и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк, люди, может быть, и живут благополучно, но им явно недостаёт многого для сохранения собственности. На основе общественного договора учреждается государство - социальный институт для охраны собственности и разрешения связанных с собственностью недоразумений… Но и в государственном состоянии собственность не вполне оберегаема, например, от произвола абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела исключительно от воли властей, люди создают законы и законодательство… Но и в обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная свобода для толкования и применения законов… Когда, например, судьями являются сами правители, они склонны судить, руководствуясь теми же целями, что и в процессе правления. А это чревато волюнтаризмом судопроизводства, фактическим беззаконием… Д.Локк предлагает систему сдержек и противовесов - разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с передачей каждой особому кругу лиц. Тогда, например, в правовом монархическом государстве законодательной властью может быть аристократический парламент, высшей исполнительной - король, а судебную имеет смысл пропорционально поделить между аристократическим и демократическим сословиями".(Валуев М. "Исторические типы философии". - М., 1999. - С. 36 – 37). Занятие II. Групповая работа.

Первый этап. Целеполагание. Распределение по группам.

Задача – выяснить основные идеи авторов произведений о разделении властей, выписать их в таблицу (в ходе работы – каждая группа своего автора).

Второй этап. Краткие биографические справки (Аристотель, Монтескье, Локк). Сообщения учащихся (2-3 мин. на каждое выступление).

Третий этап. Работа в группах с текстами (Аристотель "Политика"; Дж. Локк "Трактаты о правительстве"; Ш.Монтескье "О духе Законов").

Четвёртый этап. Выступления представителей групп. В ходе выступлений – окончательное заполнение таблицы.

Пятый этап. Сопоставление идей основоположников теории разделения властей. Выявление общих и отличных идей.

Шестой этап. Выводы. Рефлексия. Д/З – подготовить материал об истории реализации принципа разделения властей в различных странах.


Тема IV. Практика осуществления принципа разделения властей (2 часа).

Цели и задачи:

- сформировать общее представление о мировой практике реализации принципа разделения властей;

- формировать умение формулировать собственные суждения и аргументы, подготавливать устное выступление;

- развивать информационно - коммуникативные навыки.

Оснащение: к занятию II – тексты конституции США, конституции Франции, конституции Японии, конституции Италии.


Занятие I. Анализ исторических материалов о практике реализации принципа разделения властей в странах мира.

Первый этап. Выступления учащихся по подготовленным дома материалам.

Второй этап. Обсуждение (выявление общих и отличительных черт в процессе становления демократии в различных странах).

Третий этап. Составление схемы (или таблицы – по выбору исполнителей) "Общие и отличительные черты становления демократии"

Четвёртый этап. Рефлексия. Выводы.


Занятие II. Работа с современными нормативными актами ведущих стран мира (конституция США, конституция Франции, конституция Японии, конституция Италии).

Первый этап. Целеполагание. Постановка задачи – на основе анализа предложенных документов доказать, что в современном мире принцип разделения властей является ведущим.

Второй этап. Работа в группах. Одной из групп можно предложить обзор конституций стран мира с целью подтверждения идеи занятия.

Третий этап. Выступления представителей групп. Специальная группа с обзором выступает последней.

Четвёртый этап. Вывод. Рефлексия.


Тема V. Принцип разделения властей в истории российского государства (3 часа).

Цели и задачи:

- показать, что теория разделения властей рассматривалась в российском государстве в различных проектах политических реформ;

- раскрыть основные положения проектов российских реформаторов о реализации принципа разделения властей.

- развивая умение сопоставлять исторические события и развитие общественной мысли;

- развивать умение анализировать текст;

- формирование речевых компетенций;

- формирование коммуникативных компетенций.

Оснащение: к занятию I-II – презентационный материал (слайды 21-47), к занятию III – материалы для работы (см. приложения к теме V).


Занятия I-II. Лекция. Принцип разделения властей в истории российского государства.

Нередко в объяснении трудностей, с которыми сталкиваются реформы в России, приводятся ссылки на отсутствие у страны демократических традиций, особенности ее исторического развития. В противовес этому порой указывают на то, что зачатки демократической организации власти были известны еще в Древней Руси. В частности, договоры, которые заключались отдельными городами с княжескими дружинами, как бы содержали в себе элементы разделения властей. Возможно, такие проявления ограничения княжеской власти действительно имели место. Им можно найти подтверждение и в стародавних летописях, и в некоторых других источниках. К сожалению, эти начинания не получили последующего развития. Княжеская междоусобица и вражда не способствовали каким бы то ни было устремлениям к демократическому правлению. В еще большей мере не оставляло для этого возможностей татаро-монгольское иго. Объединение русских земель и последующее создание централизованного Русского государства происходило в условиях, требовавших максимальной концентрации власти. Утверждение русского самодержавия, даже если оно и было необходимым историческим этапом, также исключило возможность разделения властей.

В период смуты и после нее Россия могла пойти по пути конституционной монархии, но народ так устал от постоянно сменяющихся государей, что ему уже было все равно кто и на каких условиях возьмет власть в свои руки.

Серьёзные попытки создать конституцию, включающую в себя принцип разделения властей были предприняты при Александре I, но все проекты по тем или иным причинам остались только проектами.

Проект реформы органов управления А. Чарторыйского. (сообщение учащегося - биографическая справка)

Подготовленный в феврале 1802 года Адамом Чарторыйским по указанию Александра I проект реформы органов управления был основан на основополагающем просветительском принципе – принципе разделения властей.

Главная цель проекта - строгая регламентация функций каждого учреждения.

Проект М.М. Сперанского "Введение к Уложению государственных законов" (1808-1809 г.г.). (сообщение учащегося - биографическая справка)

В 1808-1809 г.г. М.М. Сперанский, используя проекты "Жалованной грамоты дворянству" и А. Чарторыйского, подготовил полноценный конституционный проект "Введение к Уложению государственных законов", превратив его в стройную логичную систему с чёткой характеристикой компетенции каждой из ветвей власти и их органов.

Проект М.М. Сперанского не только осуществлял принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но, и это очень важно, предусматривал механизм их согласованного действия, дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти. Сперанский брал во внимание обстоятельство, чётко высказанное противником разделения власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга». (Исаев И.А. , . Золотухина М.Н., «История политических и правовых учений России». М., «Юрист», 1995 г., стр. 209).

При реализации данного проекта Россия получила бы стройную и работоспособную политическую систему, являвшуюся конституционной монархией дуалистического типа с двухпалатным Парламентом и сильной властью императора. В результате в России появилась бы новая форма монархии, юридически ограничивающая абсолютизм, но фактически сохраняющая единоличную власть государя.

Проект Новосильцева-Вяземского "Государственная Уставная грамота Российской империи" (сообщение учащегося - биографическая справка)

К 1820 году по поручению Александра I был подготовлен новый проект конституции. Её авторами были Н.Н. Новосильцев и П.А. Вяземский.

Написанная по-французски "Конституционная хартия Российской империи" в переводе значилась как "Государственная Уставная грамота Российской империи" и

состояла из 191 статьи.

"Государственная Уставная грамота Российской империи" - типичная умеренно-либеральная конституция европейского образца первой четверти XIX века, весьма прогрессивный и продуманный в соответствии с реалиями того времени документ.

Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) — «Русская Правда» (сообщение учащегося - биографическая справка)

— в качестве формы государственного правления предусматривал республику — наиболее распространенную в настоящее время, и потому чрезвычайно интересен. Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народном вече — «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной пятой его части, при этом «тот же самый может быть опять избран» («История политических и правовых учений России». стр. 220). «…никто не может распустить Народной вечи. Оно представляет волю в государстве, душу народа». («История политических и правовых учений России». стр. 220). Исполнительная власть — державная Дума — состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один и заменяется другим выбором… Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством державной Думы» («История политических и правовых учений России». стр. 220.) Блюстительная власть — Верховный собор - состоит из 120 человек, которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает ими «выбылые места». Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор, который не входит в его рассмотрение по существу, но тщательно проверяет соблюдение всех необходимых формальностей, и только после утверждения Верховным собором законопроект получает юридическую силу. В теории разделения властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции законодательной, исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». Собор имеет серьёзные контрольные функции и на местах, так как назначает по одному из своих членов в каждое министерство и в каждую область. Главнокомандующие действующих армий также назначаются Верховным собором. — «Собор удерживает в пределах законности Народную вечу и державную Думу. Собор имеет право отдавать под суд чиновника любого уровня за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной власти, а также государственное устройство определяется Конституцией» («История политических и правовых учений России». стр. 221).

. Впоследствии серьёзный вклад в развитие отечественной теории разделения властей внёс НМ. Коркунов (XIX в.) — «Указ и закон», (сообщение учащегося - биографическая справка).

Сейчас немало авторов, которые считают, что Александр II, не погибни от рук народовольцев, возможно, даровал бы стране конституционное правление. Возможно, а возможно и нет. Отнюдь не стал конституционным монархом и Николай I. Подписав знаменитый указ «Об усовершенствовании государственного порядка», он действительно даровал некоторые свободы. Он объявил о создании Государственной Думы, наделенной ограниченными законодательными полномочиями. Но надежды, естественно, не оправдались. Не один закон не мог вступить в силу без высочайшего одобрения. Да и само существование Думы зависело от царского усмотрения или, точнее, произвола.

В феврале 1917 года монархия пала. 1 сентября 1917 года состоялось официальное провозглашение России республикой. Специальная комиссия при юридическом совещании Временного правительства начала подготавливать проект республиканской Конституции. Видимо, в ней впервые мог найти отражение принцип разделения властей. Но в 1917 году к власти пришли большевики, и все планы Временного правительства рухнули.

II Всероссийский съезд Советов, провозгласив в ночь с 7 на 8 ноября 1917 года переход всей полноты власти на всей территории бывшей Российской империи в руки

Советов, положил начало существованию тоталитарного государства.

Разделение властей было объявлено инструментом завоевания и осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как выражение интересов буржуазии, марксизмом отвергалось.


Занятие III. На основе материалов лекции и дополнительных материалов – описания идей российских проектов – составить схемы органов власти для каждого проекта (работа в группах).

Первый этап. Целеполагание. Деление на группы.

Второй этап. Работа с материалами.

Третий этап. Презентация итогов работы (при возможности – электронные варианты).

Четвёртый этап – анализ (для сопоставления - схемы в презентации)

Пятый этап. Выводы. Рефлексия. Д/З – подготовить выступления о реализации принципа разделения властей на современном этапе в нормативных актах и в реальности.


Тема VI. Особенности реализации принципа разделения властей в современном мире (2 часа).

Цели и задачи:

- сформировать общее представление об особенностях реализации принципа разделения властей на современном этапе;

- формировать умение формулировать собственные суждения и аргументы, подготавливать устное выступление;

- развивать информационно - коммуникативные навыки.

Оснащение: к занятию II – тексты конституции США, конституции Франции, конституции Японии, конституции Италии.


Занятие I. Сообщения учащихся о реализации принципа разделения властей в странах мира (по выбору учеников – см. Д/З в теме V.)Задача – каковы перспективы реализации этого принципа в мире.

Занятие II. Работая с уже известными документами (конституции США, Японии, Италии, Франции), составить схемы органов государственной власти, подтверждающих реальное осуществление принципа разделения властей.

Итог работы групп – презентация схем органов власти, подтверждающая реальное осуществление принципа разделения властей (при возможности – электронные варианты).


Тема VII. Вопрос о разделении властей в современной России (2 часа).

Цели и задачи:

- раскрыть демократическую сущность Конституции РФ 1993 года;

- развивать умение анализировать текст;

- формирование речевых компетенций;

- формирование коммуникативных компетенций.

Оснащение: к занятию I – презентационный материал (слайды 52-59), к занятию II – текст Конституции РФ 1993 года.

Занятие I. Лекция. О разделении властей в современной России

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые закреплён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует этот принцип как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". (Конституция РФ. - М., "Юридическая литература", 2005. - С. 7).

Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах "Президент Российской Федерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Российской Федерации", "Судебная власть". Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.

Поэтому представляется целесообразным остановиться на анализе положения данных высших органов государственной власти, чтобы лучше уяснить механизм действия принципа разделения власти в Российской Федерации. Пост Президента был учреждён в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. По Конституции РФ 1993 г. «Президент РФ является главой государства» (п. 1, ст. 80, Конституции РФ). В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функций Президента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «глава государства» более точно отражает и то, и другое, но не свидетельствует о появлении четвёртой основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин "президентская власть", то это может означать только особый статус Президента в системе трёх властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном с исполнительной властью. "Президент не вправе вмешиваться в полномочия Федерального Собрания или судебных органов - Конституция строго разделяет их полномочия. Разногласия между властями он может регулировать только с помощью согласительных процедур или путём передачи спора в суд. В то же время многие статьи Конституции указывают на то, что фактически Президент признаётся главой исполнительной власти (право назначать Правительство, право председательствовать на заседаниях Правительства и т.д.)". * Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., Инфра, 2002. - С. 129. Полномочия Президента, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в основном и главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция проводит чёткое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. Президенту принадлежит право назначать выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. Таким образом, назначение выборов этих органов государственной власти происходит не на взаимной основе, чтобы избежать взаимозависимости. После выборов Государственная Дума собирается на тридцатый день самостоятельно, но Президент может созвать заседание Думы ранее этого срока. Президент имеет право законодательной инициативы, то есть, внесение законопроектов в Государственную Думу, он обладает правом вето на законопроекты, принятые Федеральным Собранием. Это вето именуемое в теории как относительное, может быть преодолено при повторном принятии законопроекта двумя палатами Федерального Собрания при раздельном обсуждении большинством в две трети каждой палаты - в этом случае Президент обязан подписать закон в течение семи дней. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон должен быть или отклонён, или входит в силу. Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства, но обращение с этими посланиями не означает, что он нуждается в утверждении своих идей. Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Президент вправе распускать Государственную Думу, но не предусмотрено его право распускать Совет Федерации, Роспуск Думы возможен в случае трёхкратного отклонения ею представленных кандидатур Председателя Правительства (ч.4, ст.111, Конституции РФ), при двукратном вынесении недоверия Правительству в течение 3-х месяцев (ч.3, ст.117) и при отказе Думы в доверии Правительству (ч.4, ст.117). В случае роспуска Государственной Думы Президент назначает новые выборы с тем, чтобы новая Дума собралась не позднее чем через 4 месяца после роспуска. Государственная Дума не может быть распущена Президентом: "1) в течение года после её избрания; 2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации; 3) в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения; 4) в течение 6-ти месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ." (Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., Инфра, 2002. - С. 344 – 345). Строгое обусловливание роспуска Думы и ограничения прав Президента в этой области свидетельствует о том, что роспуск Думы рассматривается как явление экстраординарное и нежелательное. При всех случаях роспуска Государственной Думы Совет Федерации продолжает свою деятельность, обеспечивая непрерывность представительной власти. В соответствии с принципом разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти. Так, только Президенту предоставлено право выдвижения кандидатур для назначения Советом Федерации на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда. Президент также назначает судей других федеральных судов. Никто не в праве требовать от Президента выдвинуть ту или иную кандидатуру - это было бы нарушением принципа разделения властей. В соответствии с Федеральным Законом Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру на эту должность и он же вносит предложение об освобождении от должности Генерального Прокурора РФ. При характеристике Российского парламента в свете принципа разделения властей можно выделить три момента:


а) применение к нему термина «парламент» означает официальное принятие категории парламентаризма с учётом Российских условий и особенностей, а также мирового цивилизованного опыта; б) специфическим свойством является определение его как общенационального представительного органа; в) Федеральное Собрание - законодательный орган Российской Федерации. Однако Конституция 1993 г. не исходит из принципа верховенства парламента над исполнительной властью. Вопрос о недоверии Правительству, выраженном Государственной Думой, окончательно решается Президентом РФ. Конституция Российской Федерации главой 7 выделяет и третью самостоятельную ветвь власти - судебную. Судебная власть и органы, её осуществляющие, обладают значительной спецификой, это отражено в ч.2 ст. 118 Конституции РФ, где сказано, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Конституция Российской Федерации чётко определяет, что правосудие в России осуществляется только судами РФ. При этом подчеркивается независимость судов. Конституцией Российской Федерации предусмотрены: а) Конституционный Суд РФ; б) Верховный Суд РФ; в) Высший Арбитражный Суд РФ. Согласно Конституции РФ действуют другие федеральные суды. Особенно ярко действие принципа разделения властей в отношении судебной власти можно обнаружить по роли Конституционного Суда РФ. Согласно статье 125 Конституции Российской Федерации, п.2 «Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации, или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной властей субъектов РФ разрешает дело о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) Конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ». (Конституция РФ. - М., «Юридическая литература», 2005. - С. 53 – 54). Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) между высшими государственными органами субъектов РФ. Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле, порядке установленном федеральным законом. Конституционный Суд РФ даёт толкование Конституции РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: принцип разделения властей существует не только в теории государства и права, он реально осуществляется на практике в различных государствах мира, причём имеет место в различных формах, вариантах, не теряя при этом своего содержания. В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности, содержание принципа разделения властей в российской Конституции прямо не закреплено, но безусловно, присуще ей в силу логики закрепленных в ней правил взаимоотношения трех властей. Идею разделения властей в России следует проводить в трех плоскостях. Ни один орган власти или политическая организация не могут игнорировать либо приостанавливать деятельность конституционно закрепленных институтов, бесконтрольное отправление властных функций , стремиться к упразднению конституционного строя , его нравственной и социальной опоры. Принципиально исключается возможность узурпации власти и порождаемого этим населения. Функционально разделение властей предполагает соответствующую организацию законодательного, исполнительного и судебного механизмов, законодательная власть ограничивается референдумом, прямыми выборами. Президент - его правовым вето, Конституционным Судом; внутренним ее ограничением являются две платы Парламента. Исполнительная власть ограничивается ответственностью перед Парламентом и подзаконным характером издаваемых ею нормативных актов. Должна сохраняться также внутренняя разделенность, воплощенная в том, что Конституционный Суд выделяется из общей судебной системы, меняется круг полномочий прокуратуры, вводятся системы специальных судов, мировых судей. Конституция обеспечивает правовые и экономические условия самоуправления и саморазвития различных культурных, социальных, производственных, религиозных и иных. Тому же служит отделение экономической системы от политики и власти, принцип нейтралитета по отношению к различным укладам хозяйства ,равенство различных секторов экономики перед законом. Недостаточность правового регулирования разделения властей в России на современном этапе. Говоря о конституционном закреплении системы и структурно функциональной организации федеральных органов государственной власти необходимо отметить, что для их согласованного взаимодействия наличие и действие конституционных норм явно недостаточно. Требуется специальный федеральный закон, закрепивший бы процедуры осуществления полномочий органов власти и формы их взаимодействия. Правовое урегулирование этих вопросов в одном законодательном акте способствовало бы их сбалансированному и согласованному функционированию, невмешательство в компетенцию друг друга. На основе единой концепции, исключающей дублирование и противоречивость положений о полномочиях федеральных органов государственной власти, удалось бы выработать такой законодательный акт, который стал бы правовым основанием их слаженной и ритмичной работы. Целесообразно было бы закрепить в законодательном порядке способы разрешения разногласий между Президентом России и Государственной думой по кандидатуре Председателя правительства, предусмотреть в законе согласительные процедуры на этот счет. Это касается и других властных федеральных структур государства. Занятие II. Лабораторная работа. Анализ текста Конституции РФ Перечислите высшие органы государственной власти России (см. глава I, статья 11). Охарактеризуйте функции высших органов власти России (см. глава IV, статьи 80, 83, 84; глава V, статьи 102, 103, 106; глава VI, статьи 110, 114; глава VII, статья 125). Составьте схему органов государственной власти, подтверждающую закрепление в конституции РФ принципа разделения властей. Итог работы проверка задания 1,2. По заданию 2 по возможности в электронном виде. Тема VIII. Заключительное занятие (2 часа). В ходе занятия проходит защита проектных и творческих работ учащихся по предложенным или избранным самими учениками темам. Выводы (слайд 60): Конечно, по общему правилу, вытекающему из принципа разделения властей, законодательная и исполнительная власти не должны подменять друг друга и не должны вторгаться в осуществление функций, зарезервированных за каждой из них. Однако преобладающая в ряде стран тенденция к укреплению исполнительной власти в значительной мере связанна с двумя факторами. Во-первых, усложнение и ускорение общественной жизни требует быстрых и оперативных решений по жизненно важным вопросам. Более приспособлена для их принятия исполнительная власть. Во-вторых, слабость исполнительной власти, чрезмерное вмешательство парламента в сферу правительственной деятельности неизбежно влечет за собой правительственную нестабильность и чехарду, что может привести к серьезным политическим осложнениям. Именно так произошло, например, с Четвертой Республикой во Франции (1946-1958 гг.). Принцип разделения властей в каждой стране отличается своей спецификой при сохранении основных общих положений. Этот принцип является неотъемлемой частью любого демократического государства. Надо иметь ввиду, что демократия, основанная на единых принципах, всегда многообразна и всегда эволюционирует, ведя страну вперед, лучше приспосабливаясь к политическим изменениям в обществе. А антидемократические режимы всегда одинаковы и приводят страну к неизбежному кризису. Принцип разделения властей является достаточно актуальным на современном этапе, особенно для Российского государства. Связано это, в первую очередь, с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того, сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей стратегической цели социалистического государства. Рассмотрев как исторический опыт, так и современное положение вещей, можно сделать вывод о том, что в странах, которые отказались от принципа разделения властей, устанавливался антидемократический политический режим, т.е. мы уже не можем говорить о правовом государстве. Таким образом, принцип разделения властей следует считать основой построения органов демократического правового государства. Кроме того, не стоит забывать, что с развитием правового государства все более частым становится отхождение от строгого принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В конце занятия подводится итог, рефлексия – дебрифинг, оценивание деятельности каждого за время прохождения элективного курса.


Литература:

  • Конституция РФ. - М., Юридическая литература, 2005. (или любое другое издание)

  • Азаркин, Н. М. "Учение Монтескье о разделении властей". law.edu.ru/article/article.asp?articleID=

  • Баглай М. В., "Конституционное право России", Норма, Москва , 1998 год ,

  • Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. "Конституционное право Российской Федерации". - М., Инфра, 2002.

  • Бойцова В. В., Бойцова Л. В. "Интерпретация принципа ответственности государства за ущерб причинённый гражданам в практике Конституционного Суда РФ", Государство и право, 1996, № 4, С. 52.

  • Валуев М. "Исторические типы философии". - М., 1999.

  • Захаров В.Ю. "Всемилостивейшая жалованная грамота российскому народу" 1801 г. в контексте развития конституционных идей в России во второй половине XVIII-начала XIX вв".,М., 2002;

  • Захаров В.Ю. "Могла ли Россия стать конституционной монархией при Александре I?", "Преподавание истории в школе", № 8, 2008.

  • Исаев И. А., Золотухина М. Н. "История политических и правовых учений России". - М., Юрист, 2004.

  • Козлов А. Е. "Конституционное право России", Москва, БЕК , 1996 год,

  • Кудинов О.А. "Конституционные проекты в России в XIX – начале XX вв"., М., 2000;

  • Кучеренко М.В. "Принцип разделения властей: теория, практика, история и современность", http://femida8.narod.ru/Razdelenie.html

  • Марченко М.Н. "Теория государства и права", М., 2000

  • Медушевский А.Н. "Демократия и авторитаризм: российский конституционализм в сравнительной перспективе", М. 1998;

  • Мироненко С.В. "Страницы тайной истории самодержавия. Политическая история России первой половины XIX столетия". М., 1990;

  • Мишин А.А."Теория разделения властей", Советская научная литература , Саратов, 1985 год

  • Монтескье Шарль Луи, "О духе законов", http://bookz.ru/authors/montesk_e-6arl_lui/montes01.html

  • Румянцева О.Г., "Основы конституционного строя России" , Юрист , Москва ,1994 год.

  • Сафонов М.М. "Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв.", Л. 1988;

  • Сперанский М.М. "Проекты и записки". М.; Л., 1961;

  • Томсинов В.А. "Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского" (любое издание);

  • Хропанюк В. Н. "Теория государства и права". - М., 2001.

  • Черниловский З. М. "Всеобщая история государства и права". - М., Юрист, 2002.

  • Чернов К.С. "Забытая конституция: "Государственная Уставная Грамота Российской империи", М., 2007;

  • Чиркин В. Е., "Конституционное право: Россия и зарубежный опыт", Зерцало, Москва , 1998 год

  • Энтин Л.М. "Разделение властей: опыт современных государств", М., 1995

  • Конституция РФ. Комментарии. Юридическая литература, М,1994 г.

  • Юридический энциклопедический словарь, Советская энциклопедия, М. , 1987 г.

  • Википедия. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.org/wiki/


32




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!