СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока" Союз как служебная часть речи. Функции союза."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

Цель урока: формирование представления  о союзе как части речи и его функциях  в речи.

Задачи урока:

Образовательные: 

выявить знания о частях речи

научить определять часть речи  «союз» и определять его функции в речи

закрепить умение  выдел союз в письменной  речи  через решение практических задач

Развивающие:

познавательные УУД: 

умение анализировать  информацию  по союзу по заданному основанию

умение классифицировать   союз его функции в речи

коммуникативныеУУД:

умение участия в диалоге

умение строить монологическую речь

умение обсуждать проблему в паре

регулятивные УУД:

умение ставит задачи своей деятельности

умение предлагать варианты решения проблемы

умение находить  собственные ошибки и исправлять их

оценивать  свою работу

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету через занимательный материал,

воспитывать позицию уверенности и значимости в общем и личном деле

познавать ценность русского языка через речь

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:  раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).

 

СЛАЙД 1

Ход урока: 1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

 Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

Поделись знанием, на какие 2 группы делятся части речи.

Назови производные  предлоги

Придумай предложение с однородными членами

Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

Предложи  слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

 (Семья).

 Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

 Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача,  Семья – это летом поездки на дачу.  Семья – это праздник, семейные даты,  Подарки, покупки, приятные траты.  Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,  Мечты о хорошем, волнение и трепет.  Семья – это труд, друг о друге забота,  Семья – это много домашней работы.  Семья – это важно! Семья – это сложно!  Но счастливо жить одному невозможно!  Всегда будьте вместе, любовь берегите,  Обиды и ссоры подальше гоните,  Хочу, чтоб про нас говорили друзья:  Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз.                         СЛАЙД 4

 Обратите внимание на  слова, записанные на доске.     

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

- Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова .       СЛАЙД 5                                                     (узел, вязать, связанный).

- Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А  давайте подумаем,  какое значение у приставки  со-  в словах  

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор      СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы).         СЛАЙД 7

И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ –расширить  представление о союзе как служебной части речи;  совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

 Учитель: с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором  схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ].                                                                                                                   СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

- Какие слова  внесены в схемы? (Союзы).

Что соединяют союзы в данных предложениях? 

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. 

СЛАЙД 13

 (Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Служит связи слов союз.

Нет прочнее этих уз.

Перечислит, уточнит,

Предложения скрепит.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД 14

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

 связь

однородных членов предложения,

частей сложного предложения,

предложений в единый текст.

- Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

- Как вы думаете, почему?

 (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

 СЛАЙД 15

Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И  царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции  выполняют союзы в данном отрывке?

 (Связывают  однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются  особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

 Многосою́зие (полисиндетон)  Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка.

 Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

- Фонетика изучает написание букв.

- Дополнение – отвечает на вопросы падежей

- Краткое прилагательное всегда бывает определением.

- Союз – служебная часть речи.

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

Наша семья очень дружная  потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые  традиц…. обер…гают  сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

САМОПРОВЕРКА                      СЛАЙД 19

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».

СЛАЙД 20.      Оценивание себя ( узнать результаты)

СЛАЙД 21.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

и

Не будет добра,

стены помогают

когда

Вся семья вместе

дома лучше

так и

В своем доме

в семье вражда.

а

В гостях хорошо

душа на месте

Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра,  когда  в семье вражда.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В своем доме и стены помогают.

Подведение итогов урока.                 СЛАЙД 22

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова –  проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.                            

СЛАЙД 23.

А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 24

Домашнее задание: Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 25

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете  дружно трудиться,

Вам знания точно должны  пригодиться!

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока" Союз как служебная часть речи. Функции союза."»

Тема урока: «Союз как часть речи. Функции союза в речи» 7 класс.

Цель урока: формирование представления о союзе как части речи и его функциях в речи.

Задачи урока:

Образовательные: 

  • выявить знания о частях речи

  • научить определять часть речи «союз» и определять его функции в речи

  • закрепить умение выдел союз в письменной речи через решение практических задач

Развивающие:

познавательные УУД: 

  • умение анализировать информацию по союзу по заданному основанию

  • умение классифицировать союз его функции в речи

коммуникативныеУУД:

  • умение участия в диалоге

  • умение строить монологическую речь

  • умение обсуждать проблему в паре

регулятивные УУД:

  • умение ставит задачи своей деятельности

  • умение предлагать варианты решения проблемы

  • умение находить собственные ошибки и исправлять их

  • оценивать свою работу

Воспитательные:

  • воспитывать интерес к предмету через занимательный материал,

  • воспитывать позицию уверенности и значимости в общем и личном деле

  • познавать ценность русского языка через речь



Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:  раздаточный материал, карточки с индивидуальным заданием, мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).












СЛАЙД 1

Ход урока:
1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Привели голову в порядок.( Погладили, причесали себя пальчиками )

Закрыли глазки и мысленно сказали: «Я внимателен, я могу, у меня всё получится!» Вдохнули. Выдохнули.

Я желаю вам успехов, а вы пожелайте мне удачи. Спасибо.

Настроение у нас отличное,

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок начинать нам пора.

2. Актуализация знаний. Подготовка к усвоению нового материала.

Учитель: И начнем мы наш урок с интеллектуальной игры в кубик, на гранях которого указаны задания. К кому кубик прилетит, тот и должен будет отвечать.

А пока мы будем играть 1 ученик выполнит задание у доски.

Индивидуальная работа.

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Благодаря поддержк… родителей

(В)следстви… (не)большой размолвки с братом

Достать подарок из(под) ёлки

(В) течени… семейного ужина

(Не)смотря на разные взгляды

Поговорить на(счёт) подарка для бабушки.

СЛАЙД 2

Используется прием «Кубик Блума»

  • Поделись знанием, на какие 2 группы делятся части речи.

  • Назови производные предлоги

  • Придумай предложение с однородными членами

  • Объясни правописание предлогов из-за, из-под, по-за, по-над

  • Предложи слово, в котором количество букв меньше, чем количество звуков

  • Почему в слове семья количество букв и звуков совпадает

Проверяется выполнение работы у доски.

Учитель: Ребята, как вы думаете, какой общей темой можно объединить словосочетания, записанные на доске?

СЛАЙД 3

 (Семья).

 Нет в жизни любого человека ничего важнее, ближе и дороже семьи, родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. А что такое семья? (Ответы учеников).

Учитель:

Семья – это счастье, любовь и удача, 
Семья – это летом поездки на дачу. 
Семья – это праздник, семейные даты, 
Подарки, покупки, приятные траты. 
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, 
Мечты о хорошем, волнение и трепет. 
Семья – это труд, друг о друге забота, 
Семья – это много домашней работы. 
Семья – это важно! Семья – это сложно! 
Но счастливо жить одному невозможно! 
Всегда будьте вместе, любовь берегите, 
Обиды и ссоры подальше гоните, 
Хочу, чтоб про нас говорили друзья: 
Какая хорошая Ваша семья!

Семья – это крепкий союз. СЛАЙД 4

Обратите внимание на слова, записанные на доске.

Узы, которые связывают твою истинную семью, не есть узы крови, они основаны на уважении и радости, открываемых нами в жизни друг друга. Ричард Бах

- Ребята, А что такое узы? Назовите родственные слова . СЛАЙД 5 (узел, вязать, связанный).

- Мы с вами знаем, что морфема – наименьшая часть слова, обладающая значением. А давайте подумаем, какое значение у приставки  со-  в словах

сочувствие, содействие, сопереживание, соавтор СЛАЙД 6

3. Усвоение и закрепление новых знаний.

Тема нашего урока заключена в последней строчке стихотворения:

Задача наша – соединять

В надёжные, крепкие узы.

Знать нас, ребята, должны вы на «пять»!

Нас называют - ….. (союзы). СЛАЙД 7



И НАША ЗАДАЧА СЕГОДНЯ НА УРОКЕ –расширить представление о союзе как служебной части речи; совершенствовать умение определять роль союзов в предложении и тексте.

СЛАЙД 8

Учитель: с точки зрения этимологии слово СОЮЗ пришло из старославянского языка. Оно образовано с помощью приставки СЪ (СО) , которая обозначает СОЕДИНЕНИЕ, СБЛИЖЕНИЕ, СВЯЗЬ, например: СОдружество, Согласие, Сотворчество).

СЛАЙД 9

Название этой части речи – союз – появилось в 17-веке. В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. В 19-ом веке в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимир Иванович Даль так определил значение слова СОЮЗ: «Взаимные узы, связь, скрепа, соединение, смык, сцепление; часть речи, частичка, связующая слова». А в «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово СОЮЗ определено так: «В грамматике: служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Давайте выявим основные функции союзов.

СЛАЙД 10

Запись предложений с последующим разбором, выбором схем. СЛАЙД 11

1. В трудной ситуации со мной рядом всегда мама и папа, брат и сестра.

[Ɵ и Ɵ, Ɵ и Ɵ]. СЛАЙД 12

2. Я всегда могу обратиться за советом к маме, и папа сможет дать толковый совет, и старший брат не оставит в беде.

[ = - ], и [ - = ], и [ - = ].

- Какие слова внесены в схемы? (Союзы).

Что соединяют союзы в данных предложениях? 

(В первом предложении союз соединяет однородные члены, а во втором предложении – части сложного предложения).

- Исходя из проделанной работы, определите, что такое союз как служебная часть речи. 

СЛАЙД 13

(Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения).

Но, кроме того, что союзы используются для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложного, у него есть еще одна функция.

Служит связи слов союз.

Нет прочнее этих уз.

Перечислит, уточнит,

Предложения скрепит.

(Союз соединяет предложения в единый текст).

СЛАЙД 14

Таким образом, мы определили с вами три основные функции союза:

 связь

  • однородных членов предложения,

  • частей сложного предложения,

  • предложений в единый текст.



- Как вы думаете, какой союз является наиболее употребительным? (союз И).

Ученые исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:

- слово И – один из самых древних союзов русского языка,

- слово И – за тысячелетия – не изменило своего звучания,

- слово И – за тысячелетия не изменило своего значения,

- слово И – было и остается исключительно частотным словом.

- Как вы думаете, почему?

 (Очевидно, все дело в значении союза И. Ведь он, по мнению некоторых ученых, обозначает сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов)

Кстати этот союз очень любил А.С.Пушкин.

Перед вами строки из известной вам поэмы А.С.Пушкина «Полтава»

СЛАЙД 15



Пирует Петр. И горд, и ясен.

И славы полон взор его.

И  царский лик его прекрасен.

Назовите, какие функции выполняют союзы в данном отрывке?

 (Связывают однородные члены предложения, соединяют простые предложения в сложные; соединяют предложения в текст).

Обратите внимание на многократный повтор союза И.

Такие повторы являются особым приёмом выразительности в текстах. Это прием называется многосоюзием.

СЛАЙД 16

 Многосою́зие (полисиндетон)  Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчёркивает роль каждого из слов, создавая единство перечисления и усиливая выразительность речи.

СЛАЙД 17

Физкультминутка.

 Попрошу всех встать: я произношу предложение, если вы согласны с данным утверждением – наклон влево, если не согласны – наклон вправо).

- Фонетика изучает написание букв.

- Дополнение – отвечает на вопросы падежей

- Краткое прилагательное всегда бывает определением.

- Союз – служебная часть речи.

СЛАЙД 18

Работа с текстом (раздаточный материал). Задание: вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, найти в тексте союзы, взять их в овал, определить функцию союзов.

Наша семья очень дружная потому что мы любим и уважаем друг друга. А добрые традиц…. обер…гают сч…стье покой и благополучие в доме. И я хочу чтобы из нашего дома (н…)когда (не)ух…дило тепло с…мейного оч…га.

САМОПРОВЕРКА СЛАЙД 19

По частоте использования союз занимает 7 место в речи. Их можно встретить как в художественной, так и в научно-популярной литературе. Я предлагаю Вам объединиться в группы и сыграть в лингвистическую игру «Собери пословицу».

СЛАЙД 20. Оценивание себя ( узнать результаты)



СЛАЙД 21.

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ИГРА «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ»

и

Не будет добра,

стены помогают

когда

Вся семья вместе

дома лучше

так и

В своем доме

в семье вражда.

а

В гостях хорошо

душа на месте



  1. Вся семья вместе, так и душа на месте. 2. Не будет добра, когда в семье вражда.

  1. В гостях хорошо, а дома лучше.

  2. В своем доме и стены помогают.



Подведение итогов урока. СЛАЙД 22

Используется прием «ФИШБОУН» Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)

Голова – проблема урока, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – вывод: ответ на вопрос.

Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Рефлексия.

СЛАЙД 23.



А сейчас я попрошу вас систематизировать и обобщить то, что вы узнали сегодня на уроке и ответить на вопросы:

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял



Выставление оценок за урок.

СЛАЙД 24

Домашнее задание: Составить предложения на тему: «Правила семьи», которые помогут вам сохранять, ценить и беречь семью - продолжите предложения:

Цени и береги своих близких, потому что…

Когда у тебя плохое настроение, ….

Никогда не груби своим родным, так как….

Если ты нечаянно обидел кого-то, ….

Чтобы мама меньше уставала, ….

Задание повышенной трудности: написать сочинение эссе на тему: « Традиции моей семьи»

СЛАЙД 25

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

Вам знания точно должны пригодиться!



СПАСИБО ЗА УРОК!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!