СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Союз как часть речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок.

Метод: частично-поисковый.

Цели: дать понятие о союзе как о служебной части речи; показать основные функции союзов в предложении и тексте; организовать осознание и запоминание новой темы.

Просмотр содержимого документа
«Союз как часть речи»

Класс: 7

Тема: Союз как часть речи.

Тип урока: комбинированный урок.

Метод: частично-поисковый.

Цели: дать понятие о союзе как о служебной части речи; показать основные функции союзов в предложении и тексте; организовать осознание и запоминание новой темы.

Этапы

Ход урока

Организационный момент. 1 минута





Проверка дз.



















Изучение нового.











предъявление –

восприятие.


















































разъяснение – осознание.



















организация воспроизведения – воспроизведение.



организация запоминания – запоминание.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим наличие дневников, ручек, тетрадей на парте. Настроимся на урок, будем максимально сконцентрированы. Сегодня мы узнаем много нового, поэтому прошу быть внимательными. Прошу вас не открывать учебники.


Сейчас мы проверим домашнее задание.

Один человек у доски – выпишет все слова с пропусками и скобками. Раяна, выходи к доске и начинай выполнять.

Сейчас проверим какие словосочетания вы выписали. Пока один ученик отвечает, все проверяют в своих тетрадях. Если что-то неправильно, исправляйте цветной пастой или карандашом. Если возникают вопросы – задавайте. Внимательно слушайте отвечающего, будьте готовы продолжить или дополнить ответ.

Называем выписанное словосочетание, зависимое слово и его падеж.

Илья, начинай. (спрашиваю сама, или по поднятой руке)

Все словосочетания назвали? Молодцы!

Обратим внимание на доску. Даю вам минуту, чтобы вы сопоставили то, что у вас написано в тетрадях и то, что Раяна выписала на доске. Если есть вопросы – задавайте.

Теперь возьмите карандаш, оцените свою домашнюю работу и поставьте себе отметку.


Посмотрите на доску (открываю заднюю часть доски)

(заранее выписала слова на доске: существ, предлог, прил, союз, глагол, наречие, причаст, дееприч, местоим, числит, катег.сост )

Они записаны вразброс.

Разделите части речи, записанные на доске на две группы. Определив принцип деления, озвучьте, что у вас получилось.

- первая группа- союз и предлог. Вторая – все остальные.

Верно! По какому признаку вы разделили? 

- самостоятельные и служебные части речи

Правильно. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

- в отличие от самостоятельных частей речи служебные не изменяются и не являются членами предложения

Какую часть речи из присутствующих здесь мы еще не изучали?

-союз

Это и есть тема нашего сегодняшнего урока. Открываем тетради и записываем число и тему урока. Сегодня двадцать восьмое февраля. Тема: союз как часть речи.


Какие цели мы поставим на урок?

-познакомиться с союзом как частью речи; узнать, какие бывают союзы?; учиться находить и использовать союзы в устной и письменной речи.

Отлично! Как часть речи союз известен с давних пор. Слово пришло к нам из старославянского языка. Съвузъ – так выглядело это слово. Образовано с помощью приставки съ (со обозначает сближение, связь, например: содружество, согласие, сотворчество), родственно со словами узел, вязать, узы.

Название этой части речи – союз – появилось в 17-векеНесмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает 7 место.

В русском языке насчитывается около 250-ти союзов. Однако среди союзов есть и часто употребляемые слова, например союзы И, НО, занимают второе место.


Обратите внимание на слайд.

По пути нам попадались берёзы и осины.

По пути нам попадались не берёзы, а осины.

По пути нам попадались берёзы или осины.

По пути нам попадались то берёзы, то осины.

Назовите союзы, которые встречаются в этих предложениях.

- и, а, или, то.

Одинаковы ли все эти предложения по смыслу?

-нет

А что меняет смысл этих предложений?

-союзы

Вы верно заметили, что предложения разные по смыслу. на что указывает союз и в первом предложении?

-на то, что в лесу были два вида деревьев.

Верно! Союз соединяет перечисление двух видов деревьев. Такие союзы называются соединительные. А на что указывает союз а во втором предложении?

-что были только осины.

Да! союз указывает на то, что берез не было. Такие союзы называются противительные. А в третьем и четвертом предложении союзы или и то?

- на то, что периодически встречались то один вид деревьев, то другой. Очень криво, но в разговоре у меня получится лучше.

Союз показывает чередование, смену объектов. Такие союзы называются разделительными.

Какой вывод мы можем сделать?

-союзы имеют значение

Да, союзы имеют значение, но значение это проявляется в предложении, потому что союзы выражают смысловые отношения между однородными членами и простыми предложениями в составе сложного


Сейчас мы произведем синтаксический разбор нескольких предложений. Один человек у доски, все остальные в тетради.

(выделяем союзы в овал )

В небе появилась и засверкала первая вечерняя звездочка.

[= и = -] (повест, невоскл, прост, двусостав, распр, ослож однород сказ)


В небе ярко сверкнула первая звездочка, и в окнах домов замелькали первые огоньки. [= -], и [= -] (повест, невоскл, слож, двусостав, распр,ослож однород сказ)


Высоко в небе парили орлы и коршуны. [= - и -] (повест, невоскл, прост, двусост, распр, ослож однород подл)


Врач перевязал рану, и больной уснул. [- =], [- =] (повест, невоскл, слож, двусост, распр, )


Какие слова вы внесли в схемы? 

-Союзы

Что соединяют союзы в данных предложениях?

- В первом и третьем предложении союз соединяет однородные члены, а во втором и четвертом предложении – части сложного предложения.


Кто сформулирует определение союза, исходя из проделанной нами работы?

-Союз – это служебная часть речи, используемая для связи однородных членов и частей сложного предложения


Теперь давайте откроем учебник на странице 146-ой. И прочитаем определение.

Все ли мы назвали?

-да.

Значит мы молодцы и смогли сами сформулировать верное определение союза.


Сейчас мы с вами поработаем с текстом.

(раздаю каждому распечатки и читаю текст)


Определим тип текста

- повествование и рассуждение

Определим стиль текста

-публицистический

Основная мысль текста? (рассуждаем)

В ВПР есть задание, в котором вам нужно будет определить основную мысль текста и правильно ее записать. Давайте запишем в наши тетради основную мысль данного текста, чтобы у вас был образец.

«Основная мысль данного текста заключается в том, что если мы будем тратить всё своё время и энергию на мелочи, у нас никогда не будет места для вещей, которые являются поистине важными.»


Вернемся к обсуждению текста. Какой литературный прием использует автор?

-метафора. Сравнивает камни, гальку и песок с какими-то вещами в нашей жизни.

Почему камни? Галька? Песок?

Что в нашей жизни может быть отождествлено с песком?


Найдите в тесте союзы и выделите их. На это вам 3 минуты. Работа со всем текстом.


Укажите номера предложений, в которых союзы соединяют однородные члены предложения.

- 1, 3, 6, 7, 8, 14, 15

Укажите номера предложений, в которых союзы соединяют части сложного предложения.

-1, 6, 9, 11, 12, 14, 15, 16


Молодцы! Теперь откроем учебники на странице 147-ой, выполним упражнение 357-ое. Лера, прочитай задание.


Есть вопросы? Начинаем выполнять.


Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась


Противопоставление с помощью союзов – а,но

Глаголы, которые употреблены в переносном значении – дышит, не проснулась, послышала, улыбнулась.

Теперь выполним с вами два разбора. Морфологический разбор слова «сквозь», и морфемный разбор «редеющего». Два человека у доски, все остальные в тетради.

Тем, кто будет у доски, поставлю отметки в журнал.


Редеющего. причастие. его- окончание, редеющ – основа, е ющ – суффиксы, ред – корень.


Сквозь – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) простой, производный (наречие), неизменяемое слово.

У всех в тетрадях также? Молодцы! Есть вопросы?


Чему мы сегодня научились на уроке? Что узнали нового?

-познакомились с союзом, научились находить их в тексте.

Что-то было трудным для вас?

-нет

Открываем дневники и записываем домашнее задание. Параграф 58, упражнение 358.

Если есть вопросы по домашнему заданию, спрашивайте сейчас.

Всем спасибо за урок!






1)Однажды профессор философии взял пустую банку, заполнил её камнями и спросил: «Банка полная?» – 2)«Да!» - согласились студенты. 3)Тогда профессор достал коробку с мелкой галькой и высыпал её в эту же банку. 4)Галька заполнила щели между камнями. 5)«Банка полная?» - опять спросил профессор. 6)Студенты рассмеялись и согласились, что теперь банка совершенно полная. 7)Тогда профессор достал коробку с песком и высыпал её содержимое в ту же банку. 8) Очень быстро песок заполнил всё оставшееся пространство между камнями и галькой. 9)«Теперь, - сказал профессор, - я хочу, чтобы вы поняли, что эта банка - ваша жизнь. 10)Камни – самые важные вещи: ваша семья, ваше здоровье, ваши друзья. 11)Даже если всё остальное потеряно, ваша жизнь ещё была бы полна. 12)Галька – другие вещи, которые важны в вашей жизни: ваш дом, работа, автомобиль. 13)Песок же – всё остальное, просто мелочи жизни. 14)Если вы сначала наполните банку песком, то не будет места для гальки и камней. 15)Если вы будете тратить всё своё время и энергию на мелочи, у вас никогда не будет места для вещей, которые являются поистине важными». 16)Следует заботиться сначала о камнях – это то, что? действительно имеет значение. 17)Всё остальное – только песок.

Разбор начинают с характеристики: по цели высказывания, по интонации, по кол-ву грамматических основ. Потом идут в предложение и доказывают, что оно простое, задавая вопрос: о чем говорится в предложении? В предложении говорится о звездочке. Что? Звездочка – это подлежащее. Выраженное существительным. Что говорится о зведочке? Что она (что сделала?) появилась и засверкала., двусоставное, по наличию второстепенных членов- распространенное-и снова в предложение: звездочка (какая?) первая-это определение, выраженное порядковым числительным, появилась где? В небе-обст-во и тд., в конце пишем, что оно осложнено ОЧ и строим схему.















Ранняя, рыбачьи, вытащенные, длинные, никто, не отваживался, заняться, горизонта, чёрному, свирепом отчаянии.

Вытащенные на берег вп, образовали на песке пп, заняться в такую погоду вп, несшийся с холмов рп, несшийся в пустоту вп, пребывание на воздухе пп, бежали с грохотом тп, бежали к черному горизонту дп, несущихся в отчаянии пп, несущихся к утешению дп.

Р.П кого? чего?

Д.П кому? чему?

В.П кого? что?

Т.П кем? чем?

П.П о ком? о чем?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!