СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № _____

Дисциплина:    ОУД  01. Русский язык.

Тема урока: «Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование урока: персональный  компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.

 

4.Изложение нового материала.

В современном русском языке различаются самостоятельные (знаменательные) части речи и служебные (незнаменательные).

Таблица

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Нет группы

называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них.

лишены номинативной (назывной) функции

 

1.имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, 2.отвечают на вопросы 3.в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.

1.служат средством выражения отношений и связей между словами и предложениями 2.передают смысловые и эмоциональные оттенки значений, выраженных самостоятельными частями речи

 

Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие

Предлоги Союзы Частицы

Междометия

        Высказывание состоит из отдельных понятий, связанных в единую мысль. Подобным же образом строится и фраза: одни из слов в фразе обозначают самостоятельные понятия – это знаменательные слова; другие же только выражают отношения между понятиями и служат для того, чтобы устанавливать различного рода связи между знаменательными словами, – это незнаменательные или служебные слова.

Фраза Маленький мальчик читает большую книгу составлена из знаменательных слов: маленький, мальчик, читать, большой, книга. Каждое из них, взятое отдельно, обозначает какое-нибудь самостоятельное понятие; незнаменательных слов в этой фразе нет. Напротив, в фразе Катя читает, а Ваня играет, кроме знаменательных слов Катя, Ваня, читать и играть, есть еще незнаменательное слово а, которое выражает противоположение между мыслью «Катя читает» и мыслью «Ваня играет». Оно связывает обе эти части фразы, но само по себе никакого самостоятельного понятия не выражает.

Есть, наконец, слова, которые употребляются двояко: то для обозначения самостоятельных понятий, то для выражения отношений. В первом случае они являются знаменательными; таковы, напр., слова который, где и быть в фразах: Которую из этих книг вы берете? Где он живет? Я был на Кавказе. Выступая же в роли служебных слов, они теряют свою знаменательность. Таковы те же слова в фразах: Мы нашли книгу, которую искали. Идите туда, где виднеется скамейка. Пугачев был росту среднего.

5. Закрепление материала.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Свой ответ поясните.

1. Вдоль тротуаров бежали мутные ручейки (А. Рыбаков). 2. Пришлось взбираться на небольшой обрыв, откуда начинались луга со скошенной уже травой (А. Н. Толстой). 3. Вы, конечно, любовались Московским Кремлём из-за Москвы-реки: сотни островерхих шатров, сотни золотых куполов (В. Солоухин). 4. Как медведица шерстью, Русь густо заросла лесами, из края в край по всей русской земле (С. Бородин). 5. Это впечатление было обманчиво (В. Катаев). 6. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посередине(М. Пришвин). 7. Высокая рябина словно девушка, нарядившаяся ради праздника (Н. Надеждина). 8. Это состояние воздуха можно было почувствовать (В. Катаев). 9. Оба голоса мягкие, но сильные (К. Шустал). 10. Ах, какие это были праздники! (В. Шукшин).

 

6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: стр.151-152

 

 

        

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.»»

Урок № _____

Дисциплина: ОУД 01. Русский язык.


Дата поведения: 03.02.2022 г. Преподаватель: Шапиева Д.Ш.

Группа № 1-15

Профессия: 35.02.16 «Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования»

Тема урока: «Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста.»

Тип урока: комбинированный

Цели:

а) образовательная: развитие речи, мышления.

б) развивающая: формирование у обучающихся самостоятельности, наблюдательности, трудолюбия, умения сравнивать, делать вывод;

в) воспитательная: прививать чувства ответственности и сознательного отношения к изучаемому материалу.

Оборудование урока: персональный компьютер, мультимедийный проектор конспект, учебник

Литература: Русский язык, учебник для СПО, Т.М. Воителеева, Е.С. Антонова.

Электронные образовательные ресурсы: ресурсы федеральных образовательных порталов.

Ход урока

1. Организационный момент: Приветствие группы, проверка дежурства, состояние кабинета, наличие студентов, готовность к занятиям.

2.Проверка знаний студентов: Проверка наличия и ведения конспектов; проверка домашнего задания; опрос.

3.Сообщение темы урока, постановка цели задачи: Актуализация и мотивация познавательной деятельности студентов.



4.Изложение нового материала.

В современном русском языке различаются самостоятельные (знаменательные) части речи и служебные (незнаменательные).

Таблица

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Нет группы

называют предметы, качества или свойства, количество, действие или состояние, либо указывают на них.

лишены номинативной (назывной) функции

 

1.имеют самостоятельные лексические и грамматические значения, 2.отвечают на вопросы 3.в предложении выступают в роли главных или второстепенных членов предложения.

1.служат средством выражения отношений и связей между словами и предложениями 2.передают смысловые и эмоциональные оттенки значений, выраженных самостоятельными частями речи


Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Причастие Деепричастие Наречие

Предлоги Союзы Частицы

Междометия

  Высказывание состоит из отдельных понятий, связанных в единую мысль. Подобным же образом строится и фраза: одни из слов в фразе обозначают самостоятельные понятия – это знаменательные слова; другие же только выражают отношения между понятиями и служат для того, чтобы устанавливать различного рода связи между знаменательными словами, – это незнаменательные или служебные слова.

Фраза Маленький мальчик читает большую книгу составлена из знаменательных слов: маленький, мальчик, читать, большой, книга. Каждое из них, взятое отдельно, обозначает какое-нибудь самостоятельное понятие; незнаменательных слов в этой фразе нет. Напротив, в фразе Катя читает, а Ваня играет, кроме знаменательных слов Катя, Ваня, читать и играть, есть еще незнаменательное слово а, которое выражает противоположение между мыслью «Катя читает» и мыслью «Ваня играет». Оно связывает обе эти части фразы, но само по себе никакого самостоятельного понятия не выражает.

Есть, наконец, слова, которые употребляются двояко: то для обозначения самостоятельных понятий, то для выражения отношений. В первом случае они являются знаменательными; таковы, напр., слова который, где и быть в фразах: Которую из этих книг вы берете? Где он живет? Я был на Кавказе. Выступая же в роли служебных слов, они теряют свою знаменательность. Таковы те же слова в фразах: Мы нашли книгу, которую искали. Идите туда, где виднеется скамейка. Пугачев был росту среднего.

5. Закрепление материала.

Определите, какими частями речи являются выделенные слова. Свой ответ поясните.

1. Вдоль тротуаров бежали мутные ручейки (А. Рыбаков). 2. Пришлось взбираться на небольшой обрыв, откуда начинались луга со скошенной уже травой (А. Н. Толстой). 3. Вы, конечно, любовались Московским Кремлём из-за Москвы-реки: сотни островерхих шатров, сотни золотых куполов (В. Солоухин). 4. Как медведица шерстью, Русь густо заросла лесами, из края в край по всей русской земле (С. Бородин). 5. Это впечатление было обманчиво (В. Катаев). 6. Сколько есть таких светолюбивых растений с цветком-солнцем посередине(М. Пришвин). 7. Высокая рябина словно девушка, нарядившаяся ради праздника (Н. Надеждина). 8. Это состояние воздуха можно было почувствовать (В. Катаев). 9. Оба голоса мягкие, но сильные (К. Шустал). 10. Ах, какие это были праздники! (В. Шукшин).



6. Подведение итогов урока: вывод о достижении цели занятия.

7. Домашнее задание: стр.151-152



Ответы направить на адрес эл. почты: [email protected]



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!