СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 8 классе по теме:Основания.Классификация.Номенклатура.Физические свойства.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований»

Технологическая карта урока

Предмет: химия, УМК О.С. Габриелян.

Класс:

Дата проведения урока: 24.11.2017

Учитель химии: Нурдавлетова Р.М.

Тема урока: Основания. Классификация. Номенклатура. Физические свойства оснований

Цель урока: формирование обучающимися знаний об основаниях как классе неорганических веществ

Задачи:

- изучить состав, названия, классификацию и физические свойства представителей класса основания;

- получить представления о веществах-индикаторах, качественных реакциях на примере щелочей.

Личностные результаты по теме «Соединения химических элементов»:

Способствовать формированию ответственного отношения к учению; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Метапредметные результаты урока:

познавательные: выделять общие признаки предметов на примере оснований и объяснять их сходство и различия, соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью;

регулятивные: определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей, оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия результата;

коммуникативные: строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности, организовывать учебное взаимодействие при работе в паре (группе).

Предметные результаты: определять состав оснований по их формуле; определять принадлежность веществ к классу оснований; распознавать опытным путем растворы щелочей по изменению окраски фенолфталеина; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов.

Тип урока: урок открытия новых знаний и первичное закрепление знаний.

Методы урока:

По источнику передачи и восприятия учебной деятельности.

Словесные:

  • Беседа.

Наглядные:

  • демонстрация в виде компьютерной презентации.

Практические:

Лабораторный опыт по определению углекислого газа известковой водой, знакомство с физическими свойствами оснований, качественной реакцией на углекислый газ

  • самостоятельная работа


Методы стимулирования интереса к учению.

  • создание эмоционально-нравственных ситуаций.


Индуктивные и дедуктивные методы обучения.

  • индуктивные ( организация выполнения задания и постепенная подводка учащихся к определению темы урока, определению понятий основания)

Методы стимулирования и положительной мотивации учения.

  • создание ситуации успеха в учении;

  • формирование ответственности в учении.


Методы контроля и самоконтроля в обучении.

  • индивидуальный и фронтальный опрос;

  • проверочная работа с самооцениванием и взаимооцениванием.

Оборудование: Твердые шелочи и их растворы - NаОН, Са(ОН)2 — в виде “известковой воды”. Свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований – Cu(OH)2, Fе(OH)2, индикатор-фенолфталеин, штатив с пробирками,соломка для сока или стеклянная трубочка


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

1.

Этап мотивации к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, гостей, создает благоприятный психологический настрой на работу во время урока, обращает внимание на эпиграф урока: Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле». (Аристотель)


Приветствуют учителя, настраиваются на деятельность и специфику урока химии

2.

Этап воспроизведения результатов предыдущего урока

Предлагает вспомнить материал предыдущих уроков, проводит фронтальный опрос в виде мини блиц-опроса

(приложение 1)

Предлагает выполнить мини-тест по теме: Оксиды(приложение 2)

Предлагает взаимопроверку теста в паре по ответам:

1вариант 2вариант критериии

1-2 1-2 5 прав ответов-оценка «5»

2-1 2-1 4 «4»

3-3 3-3 3 «3»

4-2 4-2 2 «2»

5-1 5-1

Отвечают на вопросы блиц опроса



Отвечают на вопросы теста по теме предыдущего урока «Оксиды»

Осуществляют взаимопроверку теста в паре, ставят оценки

3.

Этап вводной информации и формулировки цели урока

Учитель демонстрирует опыт взаимодействия СаО с водой и задает вопрос: Какое вещество я взяла и что получила в результате растворения? Для нахождения ответа учитель предлагает прочитать дополнительный материал из (приложение 2)

Учитель выслушивает ответы, записывает тему урока на доске, дополняет информацию о задачах урока





Учащиеся наблюдают за проведением опыта, читают текст, высказывают ответы на проблемные вопросы учителя, самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи урока, записывают в тетрадь

4.

Этап усвоение новых знаний

Задание 1.Учитель показывает ряд формул:

KOH, NaOH, Ca(OH)2, Fe(OH)2, Fe(OH)3.

Предлагает самостоятельно дать определение классу оснований.

Учитель дополняет информацию и просит записать определение используя учебник стр.115

Учитель предлагает дать названия всем веществам .

Учитель объясняет правила составления формул номенклатуру оснований на примере гидроксида меди(I)и (II)

Учитель предлагает классификацию оснований:

1.по основности

2.по растворимости в воде(щелочи и основания)

Учитель демонстрирует растворы щелочи NaOH и нерастворимого основания Cu(OH)2

По растворимости в воде основания делятся на хорошо растворимые – щелочи, малорастворимые и нерастворимые .Чтобы определить растворимость того или иного основания в воде, следует обратиться к таблице «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», которая размещена на форзаце учебника . (Учащиеся работают с таблицей и определяют растворимость тех оснований, которые называет и демонстрирует учитель.)

Учитель рассказывает о правилах техники безопасности при работе с щелочами:

Растворимые основания – щелочи – могут вызвать химический ожог при попадании на незащищенные участки кожи рук и лица. Они могут разъесть кожу, ткань, бумагу и другие материалы (Учитель обращает внимание учащихся на правила ТБ: обращаться с едкими щелочами необходимо осторожно, чтобы они не попали на одежду и кожу.)

В случае попадания щелочи на одежду или участок кожи следует немедленно сообщить учителю о случившемся и сделать следующее: тщательно и обильно промыть участок кожи водой из-под крана, затем обработать это место нейтрализующим раствором борной кислоты, вновь промыть водой и смазать место ожога вазелиновым маслом. Обязательно обратиться в медпункт школы для наблюдения и оказания дальнейшей медицинской помощи

Учитель предлагает посмотреть приложение 3 и познакомится с научным названием, тривиальным (историческим) названием, отношением к воде, применением оснований.

Учитель знакомит учащихся с индикатором-фенолфталеином, который определяет щелочной характер среды.(Демонстрирует опыт)

Учитель обращает внимание на то что при помощи известковой воды можно обнаружить углекислый газ

Физкультминутка


Учащиеся пытаются дать определение классу основания

Учащиеся записывают определение, используя учебник, Ме+n(ОН)n

Учащиеся называют вещества. Возникает проблема в названиях гидроксида железа(II)

и (III).

Учащиеся составляют формулы:

CuOH, Cu(OH)2


Учащиеся слушают учителя ,записывают классификацию оснований в тетради, осмысливают, проговаривают ,работают по таблице растворимости, слушают правила ТБ.












Знакомятся с правилами техники безопасности






Знакомятся с индикатором-фенолфталеин


Слушают объяснение учителя


Выполняют упражнения физкультминутки

5.

Этап проверки понимания знаний

Лабораторный опыт№9 «Качественная реакция на углекислый газ» стр.117 учебника



Проводят лабораторный опыт №9 Обсуждают результаты в паре.

6

Этап первичной проверки понимания новых знаний

Обращает внимание на выполнение мини-теста по теме урока (приложение 6)




1вариант 2вариант критериии

1-2 1-2 5 прав ответов-оценка «5»

2-1 2-1 4 «4»

3-3 3-3 3 «3»

4-2 4-2 2 «2»

5-1 5-1

Выполняют задания мини-теста, выполняют взаимопроверку результатов в паре, обсуждают результаты и оценивают друг друга

7

Этап рефлексии

Побуждает сопоставить поставленную цель в начале урока с полученным результатом.

Давайте вместе оценим нашу совместную работу (проводится пофамильно по вопросам):

- Как работал на уроке?- мнение ученика и одноклассников

- Какую (и почему) ставлю себе оценку?

- Были ли ошибки в ответе (если да, то какие)?

- Итоговая скорректированная учителем оценка

Анализируют результаты урока. Делают выводы о достижении цели урока. Выставляют себе оценку за урок

8

Этап выбора домашнего задания

Предлагает на выбор домашнее задание:

1. найти в дополнительных источниках интересные факты об основаниях;

2. изучить раздел основания в единая коллекция цифровых образовательных ресурсов по химии 8 класс

3. выполнить задание 1,2 с. 118

Выбирают домашнее задание в зависимости от уровня усвоения знаний на уроке:

1. усвоены полностью;

2. есть необходимость повторения;

3. составить формулы оснований



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Мини блиц-опрос

Дополните предложения:

1.Вещества бывают простые и …..

2.Бинарные соединения состоят из …. элементов.

3.Вода относится к классу соединений …….

4.Оксидами называются сложные вещества -….

5.К формулам оксидов относятся вещества: NH3 ,H2O ,CO2 , NaCI, СаО……..

6.СО2 -это оксид углерода …..

7.Дляполучения газированной воды используют диоксид углерода или ……….

8.В строительстве для получения вяжущих материалов используют раствор вещества ,формула которого …….

9.Основой драгоценных камней рубинов, сапфиров является оксид ……

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приложение 2


Тест «Пятерочка» по теме: Оксиды

Вариант1

1. К оксидам относится вещество, формула которого:

1) О3; 2) ZnO; 3) HNO2; 4) H2S.


2.К оксидам металлов относится:

1)MgO 2) CO 3)NO2 4)SO3


3. К оксиду азота(IV) относится:

1) К2О 2) MgO 3) NO2 4)NO


4.Газообразный оксид это:

1)вода 2)углекислый газ 3)оксид железа 4)морской песок


5.Какое физическое свойство не подходит углекислому газу:

1)синего цвета 2) без запаха 3)не поддерживает горение 3) кислотный по характеру


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант2

1.К оксиду азота(IV) относится:

1)NO 2) NO2 3)К2О 4) MgO


2.Газообразный оксид это:

1) углекислый газ 2)вода 3)оксид железа 4)морской песок


3.Какое физическое свойство не подходит углекислому газу:

1) с ароматом ванили 2) без запаха 3)не поддерживает горение 4) кислотный по характеру

4. К оксидам относится вещество, формула которого:

1) О3; 2) К2O; 3) HNО2; 4) H2S.


5.К оксидам металлов относится:

1)MgO 2) CO 3)NO2 4)SO3




Приложение 3

Почему в старину почти все помещения белили известью, а не мелом?

В 17-18 веках известь была чуть ли не единственным вяжущим веществом, с помощью которого строили дома и храмы. Простой человек не мог себе позволить дом из камня и извести, но побелить ею стены – вполне было можно.

В те далекие времена люди очень дорожили свои здоровьем, поскольку обратиться к врачу мог себе позволить далеко не каждый, да и не всегда это помогало. Известь же работает как естественный очиститель воздуха, поглощает углекислый газ в помещении и благодаря щелочной среде уничтожает болезнетворные микроорганизмы.

Получали известь из белого каменистого вещества (формула СаО) путем взаимодействием его с водой, и поэтому называли известь гашенной, а исходное вещество – негашеной известью. Гасили известь в специальных ямах, и чем дольше известь гасилась, тем качественнее она была. И составлял срок гашения от 1 месяца до 100 лет! Формула гашеной извести Са(ОН)2, и принадлежит это вещество к классу оснований.

По материалу текста определите:

1. Какое вещество получается в результате взаимодействия СаО с водой?

2.К какому классу оно относится?

3.Сформулируйте тему нашего урока.


Приложение 4

Формула

основания

Научное название

Тривиальное (историческое) название

Отношение к воде

Применение

KOH

Гидроксид калия

Едкое кали

Растворимое (щелочь)

Для производства мыла и тугоплавкого стекла

Cа(OH)2

Гидроксид кальция

Известковая вода

Растворимое (щелочь)

Для определения углекислого газа (в качественной реакции)

Гашеная известь

Нерастворимое

Для побелки стен

NaOH

Гидроксид натрия

Едкий натр

Растворимое (щелочь)

Мыловарение, кожевенное и фармацевтическое производство

Fe(OH)3

Гидроксид железа (III)

Ржавчина

Нерастворимое

Не применяется, является продуктом коррозии металла

Cu(OH)2

Гидроксид меди (II)

-

Нерастворимое

Красящее вещество в составе стекла, фарфора





Приложение 5

Тест «Пятерочка» по теме: Основания

1вариант

1. Выберите формулу оксида, который образовал гашеную известь:

1) Fe2O3 2) СаО 3)FeO 4) H2О



2. К каждому из ниже указанных веществ прибавили фенолфталеин.

С каким веществом появится малиновое окрашивание?

1) NaОН 2) BaO 3) HNO3 4) СО2



3. Гидроксид-ион (OH) входит в состав:

1) оксидов 2) углекислого газа 3)оснований 4) водорода

4. В перечне веществ выберите формулу двухосновного основания

1)NaOH 2) Ca(ОН)2 3) К OH 4)Cr(OH)3



5. Выберите формулу щелочи:

1) КОН 2) FeO 3) H2S 4) Сu(ОН)2



Тест «Пятерочка» по теме: Основания

2вариант


1. К каждому из ниже указанных веществ прибавили фенолфталеин.

С каким веществом появится малиновое окрашивание?

1) BaO 2) КОН 3) HNO3 4) СО2



2. Выберите формулу щелочи:

1) КОН 2) H2S 3) Сu(ОН)2 4) FeO

3. Выберите формулу оксида, который образовал гашеную известь:

1) Fe2O3 2) FeO 3) СаО 4)H2О


4. Гидроксид-ион (OH) входит в состав:

1) оксидов 2) оснований 3) углекислого газа 4) водорода

5. В перечне веществ выберите формулу двухосновного основания

а) Ca(ОН)2 б) Cr(OH)3 в)К OH г) NH4OH




2


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!