Урок в 5 классе ( программа В.В.Бабайцевой)
Тема: «Однородные члены предложения»
Цели
образовательные:
повторить сведения об однородных членах предложения, полученные в начальной школе;
закрепить навык нахождения однородных членов предложения;
сформировать навык построения предложений с однородными членами, используя их как средство выразительности речи;
развивающая:
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
воспитательная:
Прививать любовь к родному слову
Тип урока : изучение новых знаний
Форма урока: Урок – путешествие
Ход урока.
1.Приветствие.
2. Оргмомент
3. Слово учителя: « Дорогие друзья! Сегодня нас с вами ждёт необычное путешествие в сказку – в Страну невыученных уроков. Ведь один наш друг попал в беду и просит нас о помощи. Вот его телеграмма: «Памагите вернуца из скаски дамой спасите.Вовка».
- Нельзя оставлять товарища в беде . Давайте отправимся к нему. Но попасть туда можно ,только исправив Вовкины ошибки.
4. Итак, первое испытание:( класс у) записать текст правильно, соблюдая орфографические нормы, выделяя морфемы, в которых допущена ошибка); произвести орфографический разбор слов, в которых наш друг допустил досадные ошибки : ПОМОГИТЕ – ПОМОЩЬ, ПОМОЩНИК; ВЕРНУТЬСЯ (ЧТО СДЕЛАТЬ?); ДОМОЙ - ДОМ (Индивидуальное задание)
- А знаки препинания правильно поставлены? Почему нет?
( Есть однородные члены предложения)
- Дайте их определение и произведите пунктуационный разбор предложения. ( отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения)
5. - Давайте проверим , умеем ли мы их находить. Испытание второе
Цифровой диктант.
Выписать номера предложений, в которых есть однородные члены.
1.Старушоночка прядёт и за пряжею поёт.2. На пиру я не была, но подарок принесла.
3.Будет то не смерть, а сон.4. По цветочкам молодым пляшут, блещут мотыльки.
5. Дверь тихонько заскрипела, и царевна очутилась в светлой горнице .
- Проверяем. Составляем фрагментарные схемы предложений с однородными членами. Почему не выписали предложение № 5? (Сложное) Докажите:
запишите и произведите его пунктуационный разбор. Молодцы. Что является средством связи простых предложений в сложном?( Союз И)
А в предложениях с однородными членами?( Тоже союзы). Сделайте вывод: значит, надо быть внимательным , различать простые и сложные предложения. Посмотрите на составленные схемы и дополните свой ответ ( Союзы И, А, НО, ИНТОНАЦИЯ могут соединять как однородные члены предложения , так и простые предложения в составе сложносочинённых).
- Охарактеризуйте чародейку из сказки Жуковского и запишите в виде предложения.
Чародейка злая, мстительная, жестокая.
Есть ли в нём однородные члены предложения ? Какие средства связи использованы ?(Интонация) Какие члены предложения являются однородными?(Сказуемые)Но ведь они не отвечают на вопрос что делает(ла)? ( Нет глагола, его функции взяло на себя имя прилагательное)
Испытание третье.
- Расставьте знаки препинания в предложениях, которые вы должны продолжить по памяти:
ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ…
ЦАРЬ С ЦАРИЦЕЮ ПРОСТИЛСЯ…
- Объясните постановку знаков препинания в записанных предложениях, произведите синтаксический разбор простого предложения.
- На прошлом уроке мы повторяли тему «Словосочетание», которая нам очень важна сегодня для урока. (Проверка Д/З)
- Дайте определение подчинительному и сочинительному словосочетаниям.
- Чем для нас интересно сочинительное словосочетание?( связь между однородными членами).Назовите в вашем домашнем упражнении сочинительные словосочетания, каково их строение ? Сделайте вывод и дополните определение однородных членов предложения.( Однородные члены отвечают на один вопрос, относятся к одному слову, являются одним членом предложения, образуют сочинительное словосочетание) Давайте сверимся с учебником теории. Какие вы молодцы! Сами правильно сформулировали новое, более полное правило определения однородных членов предложения.
- Какая информация явилась для вас новой? ( Образуют сочинительное словосочетание) .А теперь сверимся с учебником теории.
- Рассмотрите схемы на стр.93 учебника «Практика», упр. 289.Ответье на вопросы:
- Что в них отражено?
- Чем они различаются? Какие члены предложения могут быть однородными? Вспомните пословицы , поговорки , в которых встречаются ОЧП, назовите их, понравившиеся запишите, правильно расставляя знаки препинания.
- А знаете, что однородные члены предложения выполняют очень важную роль в нашем языке? Какую? Вам снова предстоит самостоятельно разобраться в этом.
-Отгадайте загадку:
Летом бродит без дороги,
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.( Медведь)
-Узнали, о ком идёт речь? А что помогло узнать героя загадки? .Правильно, однородные члены предложения.
-А это что такое?
Зимой кружатся, вьются,
Весной в ручьи сольются. (Снежинки)
- Снова отгадать загадку нам помогли однородные члены предложения, которые описали действия снежинок, и вы легко догадались , что речь идёт именно о них . Путешествуя, мы узнали много нового и интересного, выручили из беды товарища, нас ждёт ещё много маленьких и больших открытий в изучении родного языка. Успехов вам, терпения, прилежания! Спасибо за работу !
Подведение итогов:
Подведём итоги урока: чему вы научились сегодня на уроке? что узнали нового? какую важную роль играют однородные члены предложения в нашей речи?
Объявление оценок, слова благодарности за сотрудничество.
Мы помогли Вовке вернуться домой, исправив допущенные им ошибки, и можем спокойно продолжить наше путешествие по стране Выученных уроков, ведь сегодня мы вместе научились очень многому!
Ваше домашнее задание: Параграф учебника стр. 162, 195 ; ( на выбор) выпишите из сказок А.Пушкина или В.Жуковского предложения с однородными членами, составьте их схемы или самостоятельно сочините загадку, используя однородные члены предложения как средство выразительности речи.