| Цели | Образовательные: познакомить с понятием «однородные члены предложения»; научить находить в предложениях однородные члены предложения; учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения; научить чертить схемы предложения с однородными членами; Формировать УУД: Познавательные УУД: 1). Понимать, что такое однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения. 2). Уметь находить их в предложении и обозначать их на схемах: находить смысловые отрезки – однородные члены по их опознавательным признакам, составлять и читать схемы предложений с однородными членами, устно и графически объяснять постановку знаков препинания между однородными членами. Уметь отличать предложения с однородными членами от других предложений; учиться ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; уметь проверять правильность написания слов и предложений, воспитывать потребность составлять алгоритм, как условие решения любой проблемы, возникающей в практической жизни ребенка. Личностные УУД: 1). Уметь проводить самооценку успешности учебной деятельности. Регулятивные УУД: 1). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать алгоритм действий на уроке; работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: 1).Учиться формулировать связный ответ на поставленный вопрос; учиться умению совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им. |
| Планируемый результат | Предметные: Личностные: Метапредметные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; Регулятивные УУД: учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты; использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); учиться слушать и понимать речь других; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества |
| Основные понятия | Однородные подлежащие, однородные сказуемые, однородные второстепенные члены предложения, запятая при однородных членах предложения, союз «и» при однородных членах. Термин: «однородные». |
| Межпредметные связи | литературное чтение, русский язык |
| Ресурсы: - основные дополнительные | 1.Учебник Русский язык , автор С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, 2.П резентация к уроку, эталоны. 3. ЦОР (ссылка http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ec54dd6f-140e-409d-9428-bef6cd009e6c/%5BNS-RUS_3-31%5D_%5BTQ_077%5D.swf) 4.Таблица «Какие члены предложения могут быть однородными?» 5.Толковый словарь Ожегова. |
| Организация пространства | Фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа |
| |
| |
| |
| |
| Технология проведения | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
| Предметные | УУД |
| 1.Мотивация к учебной деятельности. Цели: 1)Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности. 2) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 3) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Зарядка. Сегодня, 21 ноября, всемирный день приветствий. Придумали его 2 брата из американского штата в 1973 году. В этом празднике – игре правила очень просты: достаточно в этот день поздороваться с 10-ю незнакомыми людьми. На нас на уроке гости, давайте их поприветствуем. Сегодняшний урок русского языка посвящён открытию нового знания. Как мы это будем делать? (Выполним пробное действие. У нас возникнет затруднение. Поймём что мы не знаем и сами найдём способ). | 1.Самоконтроль готовности.
2. Реакция на учителя, внимание.
3. Самоопределение: - знаю, что буду делать; - понимаю, хочу делать или нет; - думаю, что могу сделать или нет. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Личностные: действие смыслообразования |
| II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. Цели: 1)Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания. 2)Зафиксировать актуа-лизированные способы действий в знаках (эталоны). 3) Мотивировать к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу»). | Откройте тетради, отступите две линейки, запишите сегодняшнее число. На следующей строке запишите: Классная работа. Запишите предложение, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Красивые, лё…кие, пуш…стые снеж…нки кружатся (в) воздухе. Разберите по членам предложения. Назовите в предложении слова, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. (Красивые, лё…кие, пуш…стые ). - Какими членами предложения они являются? - Что такое определение? - Что такое обстоятельство, дополнение? - Давайте вернёмся к нашему предложению | Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, в группах с использованием ранее изученного материала | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, выделять основания группировки. 2.Регулятивные: контроль, коррекция. 3.Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. |
| 3. Выявление места и причины затруднения. Цели: 1)Организовать восстановление выполненных операций. 2)Организовать фиксацию места, где возникло затруднение. 3)Организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами. 4) На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднения – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи. | Как называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения? - Мнения разошлись. Где мы можем проверить наши предположения? (в учебнике) - Откройте учебники, найдите на с. 117-118 правило (рубрика «Тайны языка»), прочитайте про себя. - ……, прочитай вслух. - Итак, как же называются члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения? Слайд 1 - Как вы понимаете слово «однородные»? Давайте обратимся к толковому словарю. - Что бы вы хотели узнать по этой теме? - Молодцы! Я вам немного помогу. Слайд 2 1.Какие члены предложения могут быть однородными? 2.С какой интонацией произносятся однородные члены предложения? 3.Как на письме выделяются однородные члены предложения? - На эти вопросы мы постараемся сегодня ответить. | Умение зафиксировать затруднение или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока
| Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Самостоятельно ставить цель деятельности. |
| 4. Проблемное объяснение нового материала. Цели: Организовать построение проекта выхода из затруднения: 1) Учащиеся ставят цель проекта (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения). 2) Учащиеся уточняют и согласовывают тему урока. | Фиксация нового знания. Изучение нового материала Работа в парах. Слайд 3 В наших краях зимуют воробьи, снегири, синицы. Они щебечут, суетятся, устраиваются. Весной появятся гнёзда на деревьях, под крышами, в кустах. - Прочитайте предложения. - Каждая пара будет работать со своим предложением. Разберите его по членам предложения. Проверка. - Прочитайте первое предложение. Разбор. Слайд 4 - Какую особенность вы заметили в этом предложении? (В этом предложении три подлежащих и одно сказуемое). Прочитайте второе предложение. Слайд 5 Разберите его по членам. Какая особенность в этом предложении? ( В этом предложении три сказуемых при одном подлежащем). Прочитайте последнее предложение. Слайд 6 Разберите его по членам. Что можете отметить в третьем предложении? (В этом предложении три второстепенных члена). На один и тот же вопрос отвечают второстепенные члены или на разные? Данные второстепенные члены предложения относятся к одному и тому же слову или к разным словам? Как же можно назвать члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову? - Какие же члены предложения могут быть однородными? Физкультминутка | 1).Подводящий или побуждающий диалог по проблемному введению нового знания. 2).Организовать использование предметных действий с моделями, схемами, формулами, свойствами и пр. 3).Организовать фиксацию нового способа действия в речи. 4).Соотнесение нового знания с правилом в учебнике («Эталонах», справочнике, словаре и т.д.) | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Выступать с сообщениями перед коллективом сверстников. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 5. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
| V. Первичное закрепление во внешней речи. Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного вида упражнений с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - индивидуально; - в парах или группах. | - А сейчас давайте проверим, сможете ли вы услышать предложения с однородными членами. Я буду называть предложения. Если я назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, молчите. Гнёзда. Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей, ворон, галок гнёзда сложены из сучков. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку. Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом, перьями, шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново. - Молодцы! Ребята, как вы определили на слух, что здесь есть однородные члены предложения? - Т.е. вы услышали с помощью интонации, интонации – перечисления. Проверим по учебнику с.118 (рубрика «Обрати внимание») - Что такого заметили в правиле, о чём мы ещё не сказали. Какие же знаки препинания ставятся между однородными членами? (Если вы запомните веселое четверостишие об однородных членах, то оно всегда будет служить вам подсказкой в правильной расстановке знаков препинания.) Слайд 7 Если стоят однородные члены Их запятой раздели непременно: Дети рисуют, играют, сидят, Спорят, смеются, поют, говорят. | Умение отвечать на вопросы учителя, аргументировать свою точку зрения, находить однородные члены предложения в тексте.
| Регулятивные УУД 1.Искать пути решения проблемы. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: 1.Управление поведением партнера; 2.Умение выражать свои мысли. |
| 6. Самостоятельная работа. Цели: По результатам выполнения самостоятельной работы организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия. | - А теперь я посмотрю, как вы справитесь с групповой работой. Каждая группа получает своё предложение. Задание следующее: - Найти в предложении однородные члены, добавить свои и выяснить, какими членами предложения они являются (подчеркнуть). Карточки: 1.На лугах расцвели ромашки, колокольчики, _____, _____. 2.Осенью опадают с деревьев зелёные, багряные, ______, ______ листья. Проверка. - Молодцы, вы очень хорошо поработали в группах. Теперь, давайте вернёмся к нашему плану: на все ли вопросы мы смогли ответить? Слайд 8 | 1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. | Познавательные УУД Составлять алгоритм действия. Регулятивные: оценка – оценивание качества и уровня усвоения. |
| 7. Рефлексия. Домашнее задание. Цели: 1).Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2).Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся. 3)Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. 4).Организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 5)Организовать обсуждение и запись домашнего задания | - А теперь оцените свою работу на уроке. В тетради шкала самооценки. - Отметьте крестиком уровень самооценки. Закройте тетради. Д.З. тетр. на п/о с.35-36, упр.1; по выбору упр. 2 | Уметь делать выводы и умозаключения. -Уметь анализировать свою работу -уметь оценивать свою деятельность на уроке
| Регулятивные УУД 1).Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2).Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция. Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование. |