ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
Автор: Пронькина Е.И., учитель русского языка и литературы МБОУ «Ильинская СОШ», Судогодского района, Владимирской области.
УМК под ред. С.И.Львовой, М.: Мнемозина, 2013 (соответствует ФГОС)
Предметная область: русский язык
Класс: 7
Тема урока: Грамматические (синтаксические) нормы. Построение предложений с деепричастным оборотом.
Тип урока: комбинированный.
Цель: создание условий для развития умения предупреждать и устранять ошибки в предложениях, включающих деепричастный оборот.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
формировать адекватную осознанную самооценку;
развивать зрительное, вербальное восприятие речи;
развивать способность репрезентовать себя через грамотно построенную речь.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формировать умения работать с информацией по теме (отбирать, выделять, выстраивать в логике, обобщать) (познавательные УУД);
развивать умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания (коммуникативные УУД);
развивать умение сотрудничать с одноклассниками в поиске необходимой информации (коммуникативные УУД);
развивать умения ставить учебные задачи, определять последовательность действий, производить контроль и коррекцию (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
Оборудование урока: ЦОР (видеоурок), ПК учителя, мультимедийное оборудование, учебники, рабочие тетради, карточки с заданиями, карточки с заданием для рефлексии, «Дерево успеха».
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. | Организационный момент. | Организует пространство. Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадка? (Садитесь). Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Все ль готовы слушать? Начинаем наш урок. | Слушают. Организуют пространство. | Саморегуляция (Р)1 |
2. | Актуализация знаний (определение основной проблемы урока) | «Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Задает вопрос: - Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу? Открыв дверь, в комнату влетела муха. Крикнув вперед, лошадь понеслась вскачь. Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на детей. Задает вопрос: - Подумайте, что общего во всех этих предложениях? Какую часть речи неудачно употребляют авторы предложений? Задает вопрос: - Как вы думаете, какова наша сегодняшняя ЗАДАЧА и как мы её можем решить? | Слушают в соответствии с целевой установкой. Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальном режиме. Высказывают предположения, обсуждают, приходят к общему мнению. Записывают тему урока в тетради. | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К); подведение под понятие (П); постановка и решение проблем (П); целеполагание (Р); самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П); выбор наиболее эффективных способов решения задач (П); планирование (П). |
3. | Изучение нового материала (решение проблемы) | - записать в тетради правило с примерами: 1) в словесной форме (репродуктивный уровень) 2) в виде алгоритма или схемы (продуктивный уровень) | Смотрят видеофильм. Воспринимают визуальную и вербальную информацию. Анализируют увиденное и услышанное с выделением существенных и несущественных признаков. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П); извлечение из математических текстов необходимой информации (П); моделирование (П); подведение под понятие (П); установление причинно-следственных связей (П); самоконтроль(Р). |
4. | Тренинг освоенного способа действия (применение новых знаний) | - отредактируйте предложения. Инициирует взаимопроверку в парах. Предлагает поставить себе оценку в лист контроля. Организует коллективную экспертизу выполнения задания в форме рефлексии «Дерево успеха» (приложение 2). Проводит публичную экспертизу выявленных ошибок. | Самостоятельно в тетрадях выполняют задание. Взаимодействуют в парах. Осуществляют взаимоконтроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Контроль (Р); коррекция (Р); оценка (Р); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). |
5. | Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Просит вспомнить, вопрос, поставленный в начале урока: - как бы вы ответили на этот вопрос теперь? Просит вспомнить какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию (приложение 3). Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы. | Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу. | Рефлексия способов и условий действий (П) Контроль и оценка результатов деятельности (П) Самооценка (Л) Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) (Л) |
6. | Домашнее задание | Объясняет домашнее задание разного уровня сложности (на выбор): - упр. 264 (ученический и репродуктивный уровень) - сочинить рассказ на тему «В стране невыученных уроков» на основе изученной темы (продуктивный и творческий) | Записывают задание в дневник. Подают дневники для выставления отметок учителю. | Дифференцированные задания (П., Л) |
Приложение 1
В- I | В- II |
1. Подойдя к дому, собака встретила меня радостным лаем. | 1. Покатавшись на катке, сильно болят ноги. |
2. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. | 2. Возвращаясь домой, пошел дождь. |
3. Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас. | 3. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. |
Приложение 2
Прием рефлексии «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Приложение 3
Прием рефлексии «Плюс-минус-интересно» (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
П (плюс) | М (минус) | И (интересно) |
| | |
Список литературы и информационных ресурсов:
ФГОС второго поколения: системно-деятельностный подход как условие достижения современных результатов образования./ Под ред. О.Е.Морозовой. – Владимир, ВИПКРО, 2014.
Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование / Г.Л.Копотева, И.М. Логвинова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Видеоурок «Особенности употребления деепричастий в речи»(МР4) http://videouroki.net/view_post.php?id=299
Чистякова О.И. Конспект урока русского языка, 7 класс. Тема: «Употребление деепричастий». http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/01/upotreblenie-deeprichastiy
Шарапова О.А. Мастер класс Рефлексия как этап урока в аспекте реализации ФГОС http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/02/27/master-klass-refleksiya-kak-etap-uroka-v-aspekte
1 Условные обозначения:
Л − личностные УУД; Р − регулятивные УУД; П − познавательные УУД; К − коммуникативные УУД.
8