СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Правописание разделительного Ъ.

Класс: 2

Предмет: Русский язык

УМК: Перспектива.  Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

      1. Умение обнаруживать орфограмму в словах с разделительным Ъ;

      2. Решать орфографическую задачу в  словах с  разделительным Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: вырабатывать рефлексивные действия для умения анализировать работу, осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать знаково-символические средства (моделирование), логические операции,  проводить анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; классифицировать, указывая на основание классификации;

Коммуникативные УУД: уметь работать в сотрудничестве,  отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Личностные:

  1. Оценивать свои достижения;
  2. Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема: Правописание разделительного Ъ.

Класс: 2

Предмет: Русский язык

УМК: Перспектива. Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык» 2 класс

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Умение обнаруживать орфограмму в словах с разделительным Ъ;

2. Решать орфографическую задачу в словах с разделительным Ъ.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: вырабатывать рефлексивные действия для умения анализировать работу, осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; использовать знаково-символические средства (моделирование), логические операции, проводить анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы; классифицировать, указывая на основание классификации;

Коммуникативные УУД: уметь работать в сотрудничестве, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

Личностные:

  1. Оценивать свои достижения;

  2. Осознавать границу знания/незнания, стремиться преодолеть этот разрыв.

Образовательная цель: учиться ставить орфографическую задачу (выделять орфограмму - разделительный Ъ) и ее решать (выбирать букву в соответствии с правилом, эталоном);

Развивающая цель: развивать уважение к себе как носителю русского языка, потребность в овладении безошибочным письмом; формировать УУД;

Воспитательная цель: воспитывать ценностное отношение к грамотной речи

Педагогические технологии: деятельностный метод обучения

Методы, приемы: поисковые методы обучения, приемы кооперативного обучения (Continuous Round Robin, Stir The Class, Numbered Heads Together).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах, групповая.

Оборудование: 1) учебник «Русский язык» 2 класс, 2 часть, авторы Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина; 2) компьютер, проектор, экран; 3) для каждой группы: А-4 коврик управления (Приложение 1), планшет, маркеры.

Демонстрационный материал: презентация

Раздаточный материал: 1) листы с заданием и бланки ответов для каждого учащегося и один бланк А4 на группу для этапа 5 (Приложение 2); 2) Оценочный лист для каждой группы (Приложение3); 3) «Лесенка успеха» для каждого ученика (Приложение 4).

Комментарии к уроку: Данный урок отражает способы организации обучения в сотрудничестве (cooperative learning),  обучение в малых группах. Основная идея - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Основные условия организации обучения в сотрудничестве на уроке:

  1. Учитель до урока формирует группы учащихся из 4 человек, в каждой группе должен быть сильный ученик, средний и слабый, девочки и мальчики.  Парты должны отходить лучами от учительского стола для того, чтобы никто не сидел спиной к учителю. Таким образом, у каждого ученика есть партнер по плечу и партнер, который сидит напротив. Каждый ребенок имеет свой номер в команде, исходя из двустороннего ламинированного А-4 коврика-управления (Приложение 1);

  2. На уроке оценивается работа не одного ученика, а всей группы (т.е. оценка ставится одна на всю группу); важно, что оцениваются не только и иногда не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся самим оценивать результаты (особенно промежуточные) своего труда; 

  3. Учитель сам выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание, называя № от 1 до 4. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы группы, ответить на вопросы других групп, значит,  цель достигнута и группа справилась с заданием, ибо цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником группы.

 


















Этапы урока

Деятельность учителя

Задания, которые приведут к достижению запланированных результатов

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. Предлагаю вспомнить наш девиз. Слайд 1.




Учитель фиксирует на доске два шага учебной деятельности. Слайд 2.

- Как ученик открывает новые знания, какие шаги ему необходимо для этого пройти?

- С чего необходимо начать? (Повторить то, что мы знаем)


Орешек знаний тверд,

Но все же

Мы не привыкли отступать!

Ученику всегда поможет

Простой девиз: «Хочу все знать!»


Учащиеся хором произносят слова девиза.









Называют шаги учебной деятельности (понять, что я не знаю и самому найти способ)


Личностные:

Готовность к деятельности, положительная эмоциональная направленность.

Коммуникативные: взаимодействуют с учителем во время приветствия

Регулятивные: Принимают и сохраняют цель учебной деятельности.

Мобилизуют

свои силы для работы.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.


Организует работу в тетради.

Проводит минуту чистописания.


- Что вы знаете о буквах Ъ и Ь?


- Предлагаю вспомнить, какая часть слова называется корень, а какая - приставкой. Встаньте и образуйте пары.


- Расскажите друг другу необходимые правила.

По сигналу учителя дети рассаживаются на места.

- Перед вами приставки. По какому принципу их можно разделить на две группы?

Слайд 3, 4.


Организует групповую работу, используя структуру Continuous Round Robin

Слайд 5.














Организует проверку, самооценку результатов работы групп, пригласив к доске по одному представителю от группы, назвав номер игрока от 1 до 4.








- Какими эталонами вы пользовались для выполнения задания?

-Встаньте, образуйте тройки и возьмитесь за руки. По моему сигналу хором расскажите правило правописания разделительного Ь.




- Решение какой орфографической задачи вызвало у вас затруднение?

-Почему вы не смогли объяснить орфограмму, связанную с написанием Ъ, в чем трудность?

- Необходимо остановиться и подумать.


Записать дату.

Прописать:

ъ ь ъя ью ъе ьи












Распределить приставки на две группы:

с-, в-, при-, пред-, об-, по-, раз-, под-, за-, у-



Распределить слова на группы по видам орфограмм, обосновать правописание при помощи изученных эталонов.


Семья, листья, дождь, деньки, играть, друзья, подъезд.








Работают в тетради.




Отвечают на вопрос.


Учащиеся расходятся по классу, образуют пары и поднимают руку вверх, сигнализируя о готовности.


В парах рассказывают друг другу правила о данных частях слова.



Предлагают свои варианты, обсуждают




Сотрудничают в группах:

1 шаг. Обдумывают задание. 10 сек.

2 шаг. По сигналу учителя в команде по очереди называют орфограмму, связанную с Ь или Ъ, определяют ее вид, объясняют правописание с опорой на изученный эталон, записывают слово маркером на планшете в нужную группу. 3 мин.

3 шаг. После сигнала учителя об окончании работы, по одному представителю от группы выходят к доске для обсуждения результатов работы


В результате проверки учащиеся приходят к тому, что слова разделились на три группы: слова в которых Ь – показатель мягкости согласных звуков, Ь – разделительный и Ъ – разделительный.

Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)




- Называют эталоны



Расходятся по классу, образуют тройки, берутся за руки, сигнализируют о готовности.

Рассказывают правило правописания разделительного Ь

По сигналу учителя, дети рассаживаются на места.


- Не знаем, почему в слове подъезд пишется Ъ

- Не знаем правила правописания Ъ в словах, нет эталона


Коммуникативные: Сотрудничать в группе. Слушать собеседника.

Строить понятные для собеседника высказывания

Познавательные: Определять границы

собственного знания/

незнания.

Регулятивные: Принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Контролировать свои действия, вносить

коррективы в их выполнение.

3. Выявление места и причины затруднения.


- Что в задании было для вас новым?

- Смогли ли вы воспользоваться известными вам эталонами, для решения орфографической задачи в слове подъезд?

- Сформулируйте ваше затруднение.



- Решение орфографической задачи в слове подъезд, связанной с Ъ.

- Нет, мы не знаем правило написания в словах Ъ.



- Мы не знаем правило правописания слов с Ъ, у нас нет эталона

Личностные:

Осознавать необходимость

открытия нового знания

для овладения правильным

письмом.

Регулятивные:

Формулировать свое затруднение в решении учебной задачи.

4. Построение проекта выхода из затруднения.



- Поставьте цель вашей работы на уроке.


- Сформулируйте тему урока.

Слайд 6.


- Чтобы вы смогли сами открыть правило, составьте план действий, расставив его пункты в правильном порядке. Слайд 7.










Фиксирует правильный порядок пунктов плана.







Задание: составить план действий из пунктов:

  • Сравнить между собой группы слов.

  • Обобщить полученные результаты и сделать вывод в соответствии с темой урока.

  • Создать эталон (правило) о правописании Ъ в словах.

  • Провести анализ предложенных групп слов. Выяснить общее в каждой группе.




-Узнать правило правописания слов с Ъ, составить эталон.


- Правописание Ъ в словах.


- Читают пункты плана, обсуждают правильный порядок

Регулятивные:

Формулировать учебную

задачу урока.

Планировать собственную деятельность,

5. Реализация построенного проекта.

Организует работу в группах, используя структуру Stir The Class. Каждой группе выдает лист с заданиями и бланк для ответов.

























Организует представление результатов, приглашая к доске учащихся из каждой группы, назвав номер от 1 до 4.

− Как проверить правильность своего открытия?

− Что вы можете сказать после чтения правила.








- Теперь необходимо составить эталон нового знания.


Слайд 8.



- Какое затруднение вы смогли преодолеть?




- Какой следующий шаг на уроке?


Организует физкультминутку.


Лист с заданиями.

1. Прочитать слова каждого столбика.

2. Прочитать слова с Ъ. Сливается ли гласный звук с согласным при произношении? Сделать вывод 1.

3. Пронаблюдать, на какую букву оканчиваются приставки в каждом столбике? С каких букв начинаются корни в каждом столбике? В какой ситуации в слове нужно писать Ъ?

Сделайте вывод 2.

4. Изобразить свой вывод графическим сигналом.

Сотрудничают в группах.

Шаг 1. Учащиеся в паре по плечу анализируют предложенные группы слов, выясняют общее для каждой группы, сравнивают их между собой, заполняют бланк ответов.  2 мин.

Шаг 2. По сигналу учителя дети встают, поднимают руку и каждая пара, которая работала вместе, находит пару из любой другой группы, образуя четверки. Ученики прочитывают ответы друг другу, ставят галочку, если у них так же и делают пометки, если что-то не совпадает.  1 мин.

Шаг 3. По сигналу учителя каждая пара образует новую четверку, обменивается результатами работы.  1 мин.

Шаг 4. По сигналу учителя учащиеся возвращаются на свои места, пользуясь своими бланками ответов, в группе заполняют один общий бланк ответов (формат А4), обосновывая каждый пункт.  2 мин.


Представляют результаты работы, сравнивают.


- Прочитать в учебнике.

Читают правило в учебнике на стр. 60

Подводят итог: совпало ли их открытие с тем, что они прочитали в правиле.

Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)


Сравнив опорные сигналы, представленные каждой группой, учащиеся совместно с учителем составляют эталон правописания разделительного Ъ.


- Узнали правило правописания разделительного ъ в словах, составили эталон.


- Научиться применять новое правило, пользоваться новым эталоном.

Предметные:

– анализировать слово;

– называть отличительные

признаки орфограммы с разделительным Ъ;

пользоваться термином

орфограмма;,

Регулятивные:

Принимать цель деятельности. Работать

по плану.

Прогнозировать результат

деятельности.

Осуществлять взаимоконтроль,

самоконтроль.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания.

Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.

Контролировать

и оценивать результаты

работы; отличать верно

выполненное задание

от выполненного неверно.

Коммуникативные: Сотрудничество в группе.

Рефлексия своих действий .

Воспринимать, понимать,

критически оценивать устную

и письменную речь собеседников.

Участвовать в дискуссии. Строить

рассуждение.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Моделировать выделенные условия орфограммы.

Наблюдать; выделять

существенные признаки

изучаемых понятий.

Сравнивать языковые

явления, устанавливать

причинно-следственные

связи; обобщать, делать

выводы.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.


Организует фронтальную работу у доски.








Организует работу в группе, используя структуру Numbered Heads Together

Слайд 9.












Называет любой номер от 1 до 4, вызывает к доске представителей групп.







Задание 1. От слова ехать образовать при помощи приставок пять новых слов, в которых пишется разделительный Ъ, записать. Используя новый эталон, обозначить орфограмму.


Задание 2. Выбрать слово, от которого можно образовать новое слово с приставкой, для проверки написания которого понадобится новый эталон.

1 группа есть, окно 2 группа ехала, берёза

3 группа ясно, дорожный 4 группа явление, авария

5 группа единый, история 6 группа езда, дело



По очереди выходят к доске и выполняют задание с комментированием.







Сотрудничают в группах.

Шаг 1. Каждый учащийся в группе обдумывает ответ на вопрос, записывает слово в тетрадь, обозначает орфограмму.  1 мин.

Шаг 2. Обсуждение в парах по плечу.  10 сек. Шаг 3. Каждая пара обсуждает вопрос с парой напротив.  10 сек. Шаг 3. Результаты работы группы записываются маркером на планшете.  15 сек.

Шаг 4. Представление результатов группами.

Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)


Предметные:

Выделять и отмечать

необходимую орфограмму.

Регулятивные:

Выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме.

Использовать речь для регуляции своих действий.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания

Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные: Сотрудничество в группе.

Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

Уметь формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.







- Какой следующий шаг на уроке?

Организует самостоятельную работу.

Слайд 10.





Организует самопроверку по образцу. Слайд 11.

- У кого были ошибки? В каких словах? Поставьте себе знак вопроса.

- Какую цель перед собой поставите?


- У кого задание не вызвало затруднения?

Молодцы. Поставьте себе знак +




Выписать в тетрадь номера, под которыми записаны слова с пропущенным разделительным Ъ.

1. сем..я 6. об..ект

2. с..ел 7. плат..е

3. под..езд 8. с..едобный

4. прыгат.. 9. руч..и

5. звер.. 10. с..ёжился

- Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно с заданием.

Выполняют самостоятельную работу с самопроверкой по образцу.








Допустившие ошибки ставят знак ?

- Запомнить правило и эталон написания слов с разделительным Ъ.


Кто справился без ошибок, ставят +

Регулятивные:

Действовать по инструкции в задании.

Познавательные:

Владеть общими способами решения конкретных орфографических задач.

Коммуникативные:

Рефлексия своих действий (полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий).

8.Включение в систему знаний.


Проводит распределительный диктант.

Слайд 12.















После проверки и обсуждения учитель оценивает работу каждой группы.

Пользуясь эталонами, распределите слова на две группы. Орфограмму обозначить.

Съел, объявил, печенье, зверье, веселье, подъезд.


Пишут распределительный диктант в тетрадях, а один представитель каждой группы пишет на планшете. (Того кто записывает слова на планшете может назвать учитель, указав № от 1 до 4, либо выбирают сами участники группы).

После записи участники группы проверяют то, что записано на планшете, корректируют запись при необходимости. По сигналу учителя представители каждой группы выходят к доске, демонстрируют результаты работы.

Оценивают работу своей группы, заполняя оценочный бланк (+ - выполнено без ошибок, ?- допущены ошибки)


Предметные:

Применять орфографические правила

при записи слов; умение проверять

написанное.

Регулятивные:

Контролировать

и оценивать результаты

работы; отличать верно

выполненное задание

от выполненного неверно.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.



− Какую цель вы перед собой ставили на данном уроке?

− Вам удалось достичь цели? Докажите

− Кто встретил трудности? В чем? Почему?

− Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, заполнив «Лесенку успеха».

Слайд 13.


















Учитель проводит рефлексию оценивания, может посчитать, сколько человек поставили себя на каждую из ступенек, сделать вывод по работе класса на уроке.

Оценивает работу групп на уроке, выставляет отметки.


- Для тех кто испытал затруднения при выполнении заданий на уроке, рекомендую № 80 на странице 60. Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую № 81 на странице 61.

Молодцы! Урок закончен.











Заполнить лесенку успеха.

1 ступенька: были ошибки в самостоятельной работе; ничего не понял на уроке;

2 ступенька: были ошибки в самостоятельной работе; понял новую тему, но остались вопросы;

3 ступенька: не было ошибок в самостоятельной работе; понял новую тему, но остались вопросы;

4 ступенька: не было ошибок в самостоятельной работе; знаю правило правописания слов с Ъ; смогу поделиться с другими тем, что узнал.


- Узнать правило правописания слов с Ъ, составить эталон.

Отвечают на вопросы.






Заполняют лесенку успеха.


















Оценивают работу своей группы, анализируя оценочный лист.













Записывают домашнее задание.






Личностные:

Устанавливать связь между

целью деятельности

и ее результатом .

Регулятивные:

Давать оценку собственной

деятельности на уроке.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!