Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые УУД
|
1.Мотивация к учебной деятельности
|
На доске слова: груз…ик, перепис…ик, лет…ик, свар…ик, бакен…ик.
Учитель:
- Что можете сказать об этих словах?
- Прочитайте слова. Можно ли по произношению определить выбор букв Ч или Щ в суффиксах –ЧИК (-ЩИК)?
- Какими новыми знаниями мы должны овладеть?
- Какова тема урока?
- Где нам могут пригодиться знания и умения?
- Знания нужны при выполнении диктантов, тестов, упражнений. Это средство в овладении языком.
|
Предполагаемые ответы учеников:
- имена существительные;
- люди определенной профессии;
- по произношению нельзя определить выбор букв Ч и Щ;
- при каком условии писать Ч или Щ в суффиксе –ЧИК , -ЩИК;
- тема урока: Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -ЧИК (-ЩИК);
- знания могут пригодиться при написании диктантов, сочинений, изложений, тестов
|
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли
|
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
|
Учитель:
- Можем вставить пропущенные буквы в словах?
- Вернемся к этим словам в конце урока.
|
- Можно предположить, но точно нельзя сказать…
- Нет, возникли трудности…
|
Коммуникативные УУД: умение высказывать предположения
|
3. Выявление причины затруднения
|
- В чем причина затруднения?
- Почему вы не можете объяснить, какую букву писать Ч или Щ в суффиксах -ЧИК, -ЩИК
- Выходим на цель… задачи…
|
- Не знаем, при каких условиях писать Ч или Щ.
Задачи:
- узнать, когда пишутся буквы Ч, Щ; при каких условиях;
-знать способ действия при выборе написания букв Ч и Щ в суф. –ЧИК, -ЩИК;
- познакомиться с правилом;
- научиться видеть орфограмму, различать суффиксы –ЧИК, -ЩИК в именах сущ.;
- писать грамотно слова; связывать условия написания буквы Ч и Щ мгновенно, в момент письма.
|
Регулятивные УУД: постановка учебной задачи
|
4. Проблемное объяснение нового знания
|
- Рассмотрим языковой материал:
1.Объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик; обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик.
2.Стульчик, пильщик.
- После каких согласных пишется суффикс –ЧИК?
- После какой буквы пишется суффикс –чик, -щик?
- Соотнесем новое знание с правилом учебника, стр.153, параграф 52
- оформите краткую запись
Соотнесение действий с алгоритмом:
- Смотрим образец рассуждения на стр.153 учебника
|
Ученики работают в паре:
- После д-т, з-с и ж пишется буква Ч.
- Чик, -щик. Буква Ь перед суффиксом –чик, -щик только после Л.
- Ученики читают правило на стр. 153, орфограмма № 33
- оформляют кратко, схематично:
После д-т, з-с, ж / ЧИК
остальные случаи / ЩИК
после Л - буква Ь
- Ученики читают образец рассуждения в учебнике на стр.153
|
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других,
проговаривают последовательность действий, сотрудничество в паре;
познавательные УУД:
извлечение информации из анализа языкового материала;
|
5.Первичное закрепление во внешней речи
|
Учитель:
- Чтобы усвоить новый способ действия при решении учебной задачи будем вслух проговаривать, рассуждать. Образец: рез…ик – слово образовано от глагола резать. Является названием лица по профессии, роду деятельности. Перед суффиксом есть буква З, значит, в суффиксе надо писать букву Ч.
|
- ученики выполняют упражнение № 292 на стр.153, записывают слова на доске, проговаривают во внешней речи, обозначают условия выбора орфограммы. (По цепочке 11 человек).
Извозчик, обходчик (путей), резчик (по кости), летчик, грузчик, уборщица, разведчик, атомщик, перебежчик, укладчица, формовщица. (Образец в правиле)
|
Коммуникативные УУД: умение выражать мысли
|
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
- Самостоятельно выполним упр. 293 (п). Списать, Ч или Щ? Обозначить суффикс.
- Проверим по эталону (на слайде)
- Выполняем упр.294 (у)
|
- Ученики самостоятельно выполняют упражнение 293.
- Сличают с эталоном на слайде презентации:
Буфетчица, копировщик, экскаваторщик, переписчик, сортировщица, расфасовщик, стекольщик, автоматчик, пулеметчик, объездчик, разносчик, возчик, рассказчик, автопогрузчик, прессовщица, сварщик, компьютерщик
- Объясняют задание, упр.294
|
Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном; коррекция (исправление ошибок)
|
7. Рефлексия деятельности на уроке
|
- Вернемся к словам, которые написаны на доске (в начале урока):
груз…ик, перепис…ик, лет…ик, свар…ик, бакен…ик.
- Какие буквы Ч и Щ вставим в словах? Объясним постановку букв.
- Итог урока.
|
Ученики пишут и объясняют написание слов:
- грузчик, переписчик, летчик, сварщик, бакенщик.
- Обсуждение и запись домашнего задания (Упр.297, Упр.296. Инструктаж домашних) упражнений
- Обучающиеся высказываются:
Сегодня я узнал…
Я понял, что…
Теперь я знаю, что…
Мне захотелось…
Я смогу …
|
Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия
Регулятивные: оценка (выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено)
Личностные УУД: действие смыслообразования (смогу выполнить тест)
|