I.Организационный момент | Вхождение в урок, дети сидят, учитель читает стихотворение. | Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем. - Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть эти открытия совершите и вы! А что для этого нужно делать? | Ученики слушают. Ответы учащихся. | Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания К: аргументировать свои суждения |
II.Актуализация знаний | Вспомнить этажи леса и отличие деревьев от других растений. На доске карточки (и у каждого на парте): ромашка, ясень, брусника, шиповник, клевер, тысячелистник, дуб, пихта, орешник. | -Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения? - Объясните, на какие группы разделили? Почему? - Чем деревья отличаются от других растений? | Ученик у доски распределяет карточки по группам, а остальные на индивидуальной карточке. Ответы ученика у доски. Ответы учащихся. | П: классифицировать растения, различать этажи леса К: умение выражать свои мысли Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия |
III.Формулирование темы урока | Отгадывание загадок. | Читает загадки 1)Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок- Ничего, что плод мой мелок. 2)Не заботясь о погоде, В сарафане белом ходит, А в один из тёплых дней Май серёжки дарит ей. 3)Её всегда в лесу найдёшь- Пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. - Что общего у слов-отгадок? -Как вы думаете, какова будет тема урока? Вывешивает тему урока. | Отгадывают загадки. Ответы учащихся: это деревья, они образуют верхний этаж леса). Ответы детей (деревья леса) | П: выделять существенные признаки предметов, обобщают знания Л: проявлять уважение к одноклассникам Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке К: выражать свои мысли |
IV. Изучение нового материала (проект- ная деятельность) | Опора с правилами сотрудничества в группе. Работа учеников в группах по заданию. (Действия в группе) Работа в группах по проектам. 1 группа Виды деревьев Задача: узнать, на какие виды делятся деревья План работы Прочитать текст карточки. Определить виды деревьев. Заполнить таблицу. Представление проекта (таблицы) 2 группа Дуб Задача: составить информационный проект о дубе. План работы Прочитать текст учебника «Дуб» стр. 56. Какими словами говорят про дуб? Что означает дубовая ветвь? Кого награждают венком из дубовых листьев? Почему дуб-долгожитель? Плоды дуба. Оформите проект (раскрасьте листья и плоды). 3 группа Берёза Задача: составить информационный проект о берёзе. План работы 1.Прочитать текст учебника «Берёза» с.56-57. 2.Какими ласковыми словами называют берёзу? 3.Почему в народе о берёзе говорят «Спасительница»? 4.Чем полезен берёзовый сок? 5. Оформите проект. 6. Представьте проект. 4 группа Сосна Задача: составить информационный проект о сосне. План работы 1.Прочитать текст учебника «Сосна» с.57-58. 2.Какое дерево сосна? 3.На что похожи листья сосны и как их называют? 4.Какой воздух в сосновом лесу? 5. Чем полезен отвар хвои? 6. Оформить проект. 7. Представить проект. 5 группа Как человек использует деревья леса? Задача: узнать об использовании деревьев человеком. План работы 1.Рассмотрите в учебнике рисунок-схему на с.60. 2. Что человек делает из клёна? 3. Что человек делает из ивы? 4. Что человек делает из пихты? 5. Что человек делает из дуба? 6. Заполнить таблицу. 7. Представить проект. | - Тему урока будем изучать в группах. Вспомним правила делового сотрудничества в группе: уважать мнение другого; не обижать и не обижаться; быть внимательным; соблюдать тишину (работать вполголоса); слушать и слышать друг друга. Распределение на группы и роли в группе. -Встаньте аналитики, …. Учитель напоминает план действий в группе. 1.Обсуждение задания. 2.Выполнение задания. 3.Оформление задания. 4.Формулирование выводов 5.Представление результатов работы (проекта) Группы получают задание. - Возьмите оценочный лист, запишите фамилию, имя, оцените себя. Теперь вашу работу оценивают аналитики. - Кто оценил себя на 5,4,3? - Кому аналитики поставили 5, 4,3? | Учащиеся говорят правила сотрудничества в группе. Делятся на группы, прикрепляют бейджик с соответствии с ролью в группе (аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель) Учащиеся называют, кто эту роль выполняет. Коллективно. Экспериментаторы. Иллюстраторы. Аналитики. Испытатели. Работа в группах. Испытатели представляют проекты групп. Самооценка, оценка аналитика. Ребята поднимают руку. | П: извлекать из текста необходимую информацию, анализировать и синтезировать материал, составлять модели (схемы) Р: планировать учебное действие, удерживать цель до получения результата, оценивать весомость приводимых суждений Л: применять навыки делового сотрудничества (считаться с мнением другого, проявлять терпение и доброжелательность); развитие эмоционально-нравственной отзывчивости К: аргументировать свою точку зрения, выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли Р: работать по плану, инструкции Р: оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу |
V.Применение знаний на практике (этап закрепления) | Игра «Да-нет» (самопроверка) | -Сейчас мы проверим, как вы изучили тему «Деревья леса». Вопросы игры «Да-нет» 1.Деревья делятся на хвойные и лиственные? 2.Дуб-долгожитель? 3.Плоды дуба – шишки? 4.Берёза помогает восстановить сгоревший лес? 5.Сосна-лиственное дерево? 6. В сосновом лесу воздух чистый? 7. Из клёна делают красивую и дорогую мебель? 8.Из пихты делают лыжи? Проверьте себя. Выставите отметки. Критерии: 5-нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3 ошибки. -Кто не допустил ни одной ошибки? -Кто допустил 1 ошибку?2?3? | Учащиеся отвечают на листочках (круг или треугольник) Учащиеся проверяют себя по слайду и выставляют отметку. Ученики поднимают руку. | П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводит анализ учебного материала Р: оценивать весомость суждений Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность |
VII. Рефлексия учебной деятельности | У детей на столах листики разного цвета. | - Если на уроке у вас всё получилось, то выберите зелёный листик. -Если у вас возникали затруднения, то выберите жёлтый листик. -Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё было удачно, то выберите оранжевый листик. | Дети выбирают листики и прикрепляют к дереву на доске. | Л: самооценка на основе критериев успешности Р: осуществлять итоговый контроль деятельности |