3. Определение темы и цели урока. | Чтобы определить сегодняшнюю нашу тему, вам нужно разгадать кроссворд и вспомнить основные понятия и вопросы прошлого урока. 1 вопрос: Особый организм, которые живут на земле очень мало. Имеют шляпку и ножку (Гриб) 2. Нет грибов дружней, чем эти- Знают взрослые и дети. На пеньках растут в лесу Как веснушки на носу! (Опята) 3. Этот гриб найдешь весной На опушке лесной. Весь в морщинках старичок С именем смешным… (Сморчок) 4. Самый дорогой гриб. Растет под землей, его по запаху разыскивают собаки и свиньи. Люди его ценят за необычный запах. (Трюфель) 5. Под березами где тенёк, Притаился старый… (пенёк) 6. Подземная часть гриба, которая тянется под землей от ножек в разные стороны. (Грибница) 7. Он живет под ёлками, Скрытый их иголками. Много у него братишек Рыжий гриб зовётся… (рыжик) 8. Верхняя часть гриба — это… (шляпка) Какое главное слово у нас получилось? Ребята давайте подумаем, какое же значение имеют растения на Земле. А что было бы если не будет растений на Земле? Ребята как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока. Тема: «Растения. Если бы на Земле не было растений». Давайте определим цель и задачи урока: узнать что такое растения и что было бы если растений не было на Земле. Задачи: 1.Значение этих растений, место их прорастания. 2. Познакомиться с разнообразием растений: деревья, кустарники, травы и мхи. 3. Что будет на Земле, если не будет растений? Роль растений на Земле. | С помощью кроссворда узнают тему урока, определяют цель и задачи урока. | Р1 П1 |
4. Изучение нового материала | Но перед тем как начать изучать тему, вы видите на доске лестницу успеха. При выполнении каждой нашей поставленной задачи мы будем с вами подниматься по ступеньке и доберемся до вершины. Сейчас мы с вами на первой ступеньке, где ничего не написано. Открываем учебник на стр. 54. Рассмотрим рисунки растений, и составим схему обитания растений. Растения 1. Древесные лианы - Жаркие страны. Обратим внимание на строение этих растений. разнообразные вьющиеся растения, как деревянистые, с вечнозелёными или опадающими листьями, так и травянистые, с относительно слабыми тонкими многолетними или однолетними стеблями. Не будучи в состоянии свободно держаться в воздухе, они находят вертикальную опору при помощи усиков, придаточных корней, прицепок и поднимаются высоко в воздухе, где и развивают листву и цветки. 2. Кукушкин Лён - Влажные леса и болота. Стройные коричневатые стебли кукушкиного льна покрыты небольшими тёмно-зелёными листьями и немного напоминают растение льна в миниатюре. Отсюда происходит вторая часть названия — лён. Коробочки, появляющиеся на женских растениях, напоминают кукушку, сидящую на «шесте». 3. Кактус — Пустыни. Кактус необычное растение, которое отличается от других отсутствием листьев, и наличием колючек. Формы и размеры кактусов самые разнообразные, они бывают как высокие, так и низкие, как тонкие, так толстые, как круглые, так и овальные. В дикой природе кактусы большие и разветвляются, они сильно разрастаются. А вот в домашних условиях, они небольших размеров, и всегда ухожены, и обычно разветвлений у таких растений нет, они могут появиться через несколько десятков лет. 4. Ландыш - Тенистые леса средней полосы России. Ландыш майский – это травянистое многолетнее растение, принадлежащее к семейству лилейных. Высота растения около 30 см, оно имеет горизонтальное, тонкое и ползучее корневище. Цветет ландыш в конце мая – начале июне, а плоды созревают в конце лета – начале сентября. Все растение полностью ядовито. Майский ландыш прорастает на влажных грунтах в смешанных и лиственных лесах, как правило, между кустарниками. Также Ландыш занесен в Красную Книгу. 5. Барбарис — Горы. Барбарис — колючий кустарник. Цветет в конце мая — начале июня. Его ветки в это время покрывают мелкие желтые цветочки, душистые и красивые. Осенью на ветвях созревают мелкие ярко-красные продолговатые ягоды. Кстати, на вкус они очень кислые! Еще из барбариса делают конфеты. Может кто-то пробовал? Какие они на вкус? 6. Лисохвост — Луга. Лисохвост— это растение, обладающее плотным коротким корневищем и длинными узкими листьями. Лисохвост луговой востребован как сельскохозяйственная культура, выращиваемая на корм животным. Растение обладает полезными свойствами: укрепляет и оказывает регулирующее действие на иммунную систему, стимулирует естественные защитные свойства, способствует удалению лишней жидкости из организма человека. 7. Морская капуста (ламинария) - Соленая вода. Ламинария - это крупное зеленовато-коричневое растение, которое может вырасти до 52 метров. У нее много листьев, называемых лезвиями, которые сформированы как мечи. Каждое лезвие наверху водоросли раскалывается на две части. У основания этих лопастей растение имеет пузыри, маленькие капсулы, заполненные воздухом и газом. Эти пузыри помогают водоросли оставаться в вертикальном положении, чтобы верхушки могли достигать солнечного света. Ламинария - очень питательное растение, которое можно употреблять в пищу. Она широко распространена в Японии, где ее используют в супах, салатах и суши. Морская капуста может улучшить самочувствие человека и даже оказать помощь в лечении некоторых заболеваний. Экстракты из ламинарии используются в зубной пасте, мороженом и шампуне. Вопрос: какое значение имеют и где живут? Как вы думаете верен ли вывод, что растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях? Мы с вами изучили значение и место прорастания растений, поднимаемся на нашу 1 ступеньку. Как вы думаете на какие группы можно поделить растения? 1. Деревья (ель, дуб) 2. Кустарники (барбарис, сирень) 3. Травы (подорожник, одуванчик) Сейчас вам нужно будет выходить к доске и под каждой группой расположить их представителей. Деревья | Кустарники | Травы | 1. Ель 2.Дуб | 1. Барбарис 2. Сирень | 1. Подорожник 2. Одуванчик | Мы с вами поднимаемся на вторую ступеньку, под названием «Растения и виды растений» Сейчас мы с вами выполним небольшое творческое задание в группах. Посмотрите на стр. 55. Вы видите картинки и небольшую информацию о них. Вам нужно будет поработать в группе и дополнить немного информации о представителях показанных нам в учебнике. 1. Где растет? 2. Какое значение имеет для человека? Сейчас один обучающихся из каждой группы выйдет и расскажет про свое растение пару слов. Ребята мы с вами познакомились с видами растений и спокойно можем подниматься на 3 ступеньку. | Открывают учебник, составляют схему вместе с учителем. Делают вывод по изученному 1. деревья 2. кустарники 3. травы выходят к доске и выполняют задание. Работают в группах выходит один человек из группы и рассказывает про своё растение | Л2 Л3 К3 К1 К2 Р2 П1 П2 П3 П4 К4 |