научить определять стороны горизонта по часам.
Образовательные ресурсы: учебник География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций.
демонстрационная компьютерная техника.
2. Стороны горизонта.
3. Азимут.
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
научатся давать определения терминов, понятий по тематике урока; ориентироваться по глобусу и карте; определять направления по сторонам горизонта на местности по компасу, местным признакам, азимуту; определять азимут; двигаться по азимуту. | познавательные: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать тематический материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки. коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста); различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректироватъ своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты. | Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него; сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций; понимание значения навыков ориентирования в жизни человека; понимание и принятие правил работы при проведении практической работы. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Обучающие и развивающие задания каждого этапа |
1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке. | Включает видеофильм «Классный поход». | Заинтересовываются. | Добрый день! Чтобы знать, где вы находитесь, нужно хорошо ориентироваться в пространстве. Этому посвятим мы сегодня урок. |
2. Актуализация знаний. Цель: повторение ранее изученного материала. | Организует проверку знаний по теме «Условные знаки» | Расшифровывают письмо с помощью условных знаков. | Шифровка письма. Приложение 1 КЛЮЧ В школе решили организовать поход. Из города по шоссе с телеграфной линией мы вышли на лесную проселочную дорогу. Она привела нас в смешанный лес к избушке лесника, оттуда по лесной тропе мы пересекли хвойный лес и вышли на редколесье. Перед нашим взором встала река с плотиной. Мы пошли к паромной пристани и переправились на другой берег в населенный пункт. Здесь мы побывали на заводе и карьере, напились студеной воды из колодца, побывали в фруктовом саду. Затем мы сели в поезд на станции. Он вёз нас по железной дороге мимо озера. Мы вернулись в город, на окраине которого стоит наша школа. 2. Зашифруйте письмо. Замените выделенные слова условными знаками. Нарисуйте и подпишите их. Начав свой путь от родника, мы пересекли луг и фруктовый сад и спустились к реке. Перейдя по деревянному мосту, мы переправились на другой берег и двинулись дальше по грунтовой дороге. Мы углубились в смешанный лес и пересекли кустарники. Наконец мы прошли мимо старой церкви и оказались на краю глубокого оврага. КЛЮЧ Начав свой путь от | | , мы пересекли | | и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и спустились к | | . Перейдя по | | , мы переправились на | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | другой берег и двинулись дальше по | | . Мы углубились в | | и пересекли | | . Наконец мы прошли мимо старой | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и оказались на краю глубокого | | . | | | | | | ШКАЛА ОЦЕНОК оценка | кол-во правильных ответов | расшифровка послания | зашифруйте письмо | 5 | 21 – 19 | 10 – 9 | 4 | 18 – 14 | 8 – 7 | 3 | 13 – 9 | 6 – 4 | 2 | 8 и менее | 3 и менее | |
3. Формулировка темы урока, постановка цели. Цель: организовать формулировку темы урока детьми; организовать постановку цели урока | Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока. | С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь. | Сегодня на уроке мы с вами должны научиться определять азимут и стороны горизонта по компасу. Значит, цель нашего урока – ориентирование по компасу. |
4. Изучение нового («открытие новых знаний») Цель: создать условия для ознакомления учащимися с географическими координатами. 4.1. Ориентирование. Цель: организовать формирование понятия «Ориентирование» 4.2. Стороны горизонта. Цель: организовать формирование знаний о сторонах горизонта. 4.3. Азимут. Цель: организовать формирование знаний об азимуте. 4.4. Ориентировании по часам. Цель: организовать формирование знаний об ориентировании по часам. | Организует формулировку понятия «Ориентирование». Организует формирование знаний о сторонах горизонта. Организует формирование знаний об азимуте. Организует формирование знаний об ориентировании по часам. | Беседа, отвечают на вопросы. Работа с иллюстрацией Записывают определение Работа с компасом. Работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. | В новостях показали репортаж о пропавших школьниках. Они отправились в поход и заблудились. У одного из них с собой был компас. Благодаря этому ребята смогли найти дорогу домой. Как же им это удалось? А если компаса под рукой не оказалось? Как ориентироваться в такой ситуации? В нашей повседневной жизни очень часто необходимо определить своё местоположение и правильное направление движения. Как найти нужную улицу в незнакомом районе? Как выйти к железнодорожной станции во время похода? Как не заблудиться в лесу и найти обратную дорогу? На помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы-ориентиры — отличающийся от других дом, вывеска, дорожный знак, колодец, мост. В природе есть много признаков, указывающих то или иное направление. Так, у отдельно стоящих деревьев ветки, растущие в южном направлении, гуще, а сами они толще и длиннее. Мох покрывает основание древесных стволов с северной стороны. Приложение 3 В других случаях нам, как и древним мореходам и путешественникам, поможет знание сторон горизонта, а также положение Солнца и звёзд на небе. Во всех случаях мы должны уметь ориентироваться. Ориентирование — умение определять своё местоположение относительно сторон горизонта и других объектов. Основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток. Промежуточные стороны горизонта: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток. Дополнительные промежуточные стороны горизонта: ССВ, СВВ,ЮВВ, ЮЮВ,ЮЮЗ,ЮЗЗ, СЗЗ, ССЗ. Без знания сторон горизонта человек не смог бы освоить окружающую территорию, проложить дороги, построить мосты, управлять кораблями и самолётами. У каждого человека в течение жизни складывается образ пространства, мысленный рисунок определённой территории. Чем больше мы ходим и ездим, чем больше видим, тем ярче образ, тем точнее рисунок. Так складывается наше представление о географической картине мира. Памятка «Как работать с компасом» Положите компас на ровную поверхность. Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным концом магнитной стрелки. В этом положении стрелка компаса показывает направление север — юг. Если необходимо определить направление с наибольшей точностью, то знаний направлений сторон горизонта недостаточно. Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу. Здесь должен помочь азимут. В переводе с арабского языка это слово означает «путь, направление». Азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки Направим стрелку часовую, На солнца точку золотую. Меж стрелкою и цифрой час, Есть угол - важен он для нас. Делите угол пополам И сразу юг найдете там. |
5. Закрепление полученных результатов. Цель: выполнение практической работы (Определение сторон горизонта с помощью компаса и определение азимута. Составление простейшего плана местности). | Организует практическую работу. | Выполнение практической работы: Определение сторон горизонта с помощью компаса и определение азимута. Составление простейшего плана местности. | Практическая работа № 4. Приложение 2 Замените слова текста, соответствующими условными знаками и расположите их так, будто вы делает маршрутную съемку. Масштаб в 1 см – 3 км. Для того, чтобы стать обладателями несметных сокровищ, которые закопали кровожадные пираты, вам необходимо: встать у ветряной мельницы. сориентироваться по сторонам горизонта и пойти на С – 6 км. вы пересечете лиственный лес, далее по азимуту 90° – 9 км. выйдите к реке и перейдите ее по мосту. далее вы будете двигаться на Ю-В 12 км до родника. напьетесь из него свежей водицы, и пойдете по азимуту 180° – 3 км до фруктового сада. затем по азимуту 270° – 6 км там есть заброшенный колодец, где и спрятаны сокровища. КЛЮЧ ШКАЛА ОЦЕНОК Оценивается: применение масштаба – 5 баллов, использование условных знаков – 6 баллов, ориентирование (стороны горизонта и азимут) – 5 баллов. оценка | кол-во правильных ответов | 5 | 16 – 15 | 4 | 14 – 11 | 3 | 10 – 7 | 2 | 6 и менее | |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания урока. | Определяем настроение по окончанию урока. | «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» Предложить учащимся расставить цветы в вазу: |
7. Домашнее задание. | Организует запись в дневник. | Записывают в дневник. | § 7, от теории к практике 2. |