СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Ориентирование. Практическая работа № 4» (6 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по географии по теме "Ориентирование. Практическая работа № 4", для 6 класса по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Ориентирование. Практическая работа № 4» (6 класс)»

Технологическая карта урока «Ориентирование. Практическая работа № 4.»

Класс: 6.

Тип урока: Урок актуализации знаний и умений, практикум.

Цель урока: сформировать умение ориентироваться в пространстве;

сформировать умение работать с компасом,

научить определять стороны горизонта и азимут по компасу,

научить определять стороны горизонта по часам.

Образовательные ресурсы: учебник География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., атласы, физическая карта полушарий, компасы, видеофильм «Классный поход», видеоурок «Ориентирование по часам», демонстрационная компьютерная техника.

План урока: 1. Ориентирование.

2. Стороны горизонта.

3. Азимут.

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы обучения: индивидуальные, фронтальные.

Основные понятия: Ориентирование, компас, стороны горизонта, азимут, дви­жение по азимуту.

Межпредметные связи: география, картография.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

научатся

давать определения терминов, понятий по тематике урока;

ориентироваться по глобусу и карте;

определять направления по сторонам горизонта на местности по компасу, местным при­знакам, азимуту;

определять азимут;

двигаться по азимуту.

познавательные: находить достоверные сведения в источ­никах географической информации; анализировать (в т.ч. вы­делять главное, делить текст на части) и обобщать тематичес­кий материал; формулировать выводы; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

регулятивные: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; выдвигать гипотезы; вы­бирать средства достижения цели в группе и индивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях; самостоятельно исправлять ошибки.

коммуникативные: излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; понимать позицию другого, выраженную в явном и неявном виде (в т.ч. вести диа­лог с автором текста); различать в речи другого мнения, дока­зательства, факты; гипотезы, аксиомы, догматы, теории; корректироватъ своё мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно; осознан­но использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей; разрешать конфликты.

Осознание целостности мира и многообразия взглядов на него;

сформированностъ учебно-познавательного интереса к изучению географии, собственных мировоззренческих позиций;

понимание значения навыков ориентирования в жизни человека;

понимание и принятие правил работы при проведе­нии практической работы.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.


Включает видеофильм «Классный поход».

Заинтересовываются.

Добрый день!

Чтобы знать, где вы находитесь, нужно хорошо ориентироваться в пространстве.

Этому посвятим мы сегодня урок.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение ранее изученного материала.

Организует проверку знаний по теме «Условные знаки»

Расшифровывают письмо с помощью условных знаков.

Шифровка письма. Приложение 1

КЛЮЧ

В школе решили организовать поход. Из города по шоссе с телеграфной линией мы вышли на лесную проселочную дорогу. Она привела нас в смешанный лес к избушке лесника, оттуда по лесной тропе мы пересекли хвойный лес и вышли на редколесье. Перед нашим взором встала река с плотиной. Мы пошли к паромной пристани и переправились на другой берег в населенный пункт. Здесь мы побывали на заводе и карьере, напились студеной воды из колодца, побывали в фруктовом саду. Затем мы сели в поезд на станции. Он вёз нас по железной дороге мимо озера. Мы вернулись в город, на окраине которого стоит наша школа.

2. Зашифруйте письмо.

Замените выделенные слова условными знаками. Нарисуйте и под­пишите их.

Начав свой путь от родника, мы пересекли луг и фруктовый сад и спустились к реке. Перейдя по деревянному мосту, мы переправились на другой берег и двинулись дальше по грунтовой дороге. Мы углубились в смешанный лес и пересекли кустарники. Наконец мы прошли мимо старой церкви и оказались на краю глубокого оврага.


КЛЮЧ

Начав свой путь от

, мы пересекли

и





















и спустились к

. Перейдя по

, мы переправились на





















другой берег и двинулись дальше по

. Мы углубились в

и пересекли

. Наконец мы прошли мимо старой





















и оказались на краю глубокого

.








ШКАЛА ОЦЕНОК

оценка

кол-во правильных ответов

расшифровка послания

зашифруйте письмо

5

21 – 19

10 – 9

4

18 – 14

8 – 7

3

13 – 9

6 – 4

2

8 и менее

3 и менее


3. Формулировка темы урока, постановка цели.

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока

Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

Сегодня на уроке мы с вами должны научиться определять азимут и стороны горизонта по компасу.

Значит, цель нашего урока – ориентирование по компасу.

4. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Цель: создать условия для ознакомления учащимися с географическими координатами.


4.1. Ориентирование.

Цель: организовать формирование понятия «Ориентирование»



























4.2. Стороны горизонта.

Цель: организовать формирование знаний о сторонах горизонта.



































4.3. Азимут.

Цель: организовать формирование знаний об азимуте.

































4.4. Ориентировании по часам.

Цель: организовать формирование знаний об ориентировании по часам.










Организует формулировку понятия «Ориентирование».





























Организует формирование знаний о сторонах горизонта.




































Организует формирование знаний об азимуте.



































Организует формирование знаний об ориентировании по часам.











Беседа, отвечают на вопросы.








Работа с иллюстрацией

















Записывают определение
























Работа с компасом.






































Работа с учебником.

















Работа с раздаточным материалом.




В новостях показали репортаж о пропавших школьниках. Они отправились в поход и заблу­дились. У одного из них с собой был компас. Благодаря этому ребята смогли найти дорогу домой. Как же им это удалось?




  • А если компаса под рукой не оказалось? Как ориентиро­ваться в такой ситуации?

  • В нашей повседневной жизни очень часто необходимо опре­делить своё местоположение и правильное направление дви­жения.

  • Как найти нужную улицу в незнакомом районе?

  • Как выйти к железнодорожной станции во время похода?

  • Как не заблудиться в лесу и найти обратную дорогу?

  • На помощь приходят хорошо запоминающиеся предметы-ориен­тиры — отличающийся от других дом, вывеска, дорожный знак, колодец, мост.

  • В природе есть мно­го признаков, указывающих то или иное направление. Так, у отдельно стоящих деревьев ветки, растущие в южном направлении, гуще, а сами они толще и длиннее. Мох покрывает основание древесных стволов с северной стороны. Приложение 3

  • В других случаях нам, как и древним море­ходам и путешественникам, поможет знание сторон горизон­та, а также положение Солнца и звёзд на небе.

  • Во всех случаях мы должны уметь ориентироваться.

  • Ориентирование — умение определять своё местоположе­ние относительно сторон горизонта и других объектов.




  • Ориентир на восток известен с древности, ведь на востоке восходит солнце. Позднее главными ориентирами стали на­правления север — юг и запад — восток.

  • Основные стороны горизонта: север, юг, запад, восток.

  • Промежуточные стороны горизонта: северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.

  • Дополнительные промежуточные стороны горизонта: ССВ, СВВ,ЮВВ, ЮЮВ,ЮЮЗ,ЮЗЗ, СЗЗ, ССЗ.

  • Без знания сторон го­ризонта человек не смог бы освоить окружающую территорию, проложить дороги, построить мосты, управлять кораблями и самолётами.

  • У каждого человека в течение жизни складывает­ся образ пространства, мысленный рисунок определённой тер­ритории.

  • Чем больше мы ходим и ездим, чем больше видим, тем ярче образ, тем точнее рисунок.

  • Так складывается наше представление о географической картине мира.

  • Памятка «Как работать с компасом»

  • Положите компас на ровную поверхность.

  • Поворачивайте компас до тех пор, пока направление на север (буква С или тёмная полоса) не совпадёт с тёмным кон­цом магнитной стрелки.

  • В этом положении стрелка компаса показывает направ­ление север — юг.

  • Если необходимо определить направление с наибольшей точностью, то знаний направлений сторон горизонта недоста­точно.

  • Компас — это прибор, который служит для определения сторон горизонта и магнитных азимутов. Различают магнитный, механический (гирокомпас), радиокомпас и др. Компасы установлены в самолетах, на кораблях. Они необходимы военным, геологам, летчикам и людям других профессий. Вместе с тем каждый человек должен уметь ориентироваться по компасу.

  • Здесь должен помочь азимут.

  • В переводе с арабского языка это слово означает «путь, направление».

  • Азимут — угол между направлением на север и направлением на любой объект по ходу часовой стрелки

  • Определяем азимут по рисунку учебника.

    Азимут:

    дерева – 50°,

    столб – 135°,

    палатка – 210°,

    дом – 315°.

  • Определяем азимут по рисунку учебника.



  • Просмотр видеоурока «Ориентирование по часам».

  • Схема ориентирования по часам (вклеить в тетрадь) – Приложение 4

  • Стихотворение.

Направим стрелку часовую,

На солнца точку золотую.

Меж стрелкою и цифрой час,

Есть угол - важен он для нас.

Делите угол пополам

И сразу юг найдете там.

5. Закрепление полученных результатов.

Цель: выполнение практической работы (Определение сторон горизонта с помощью компаса и опреде­ление азимута. Составление простейшего плана местности).

Организует практическую работу.

Выполнение практической работы: Определение сторон горизонта с помощью компаса и опреде­ление азимута. Составление простейшего плана местности.

Практическая работа № 4. Приложение 2

Замените слова текста, соответствующими условными знаками и расположите их так, будто вы делает маршрутную съемку.

Масштаб в 1 см – 3 км.

Для того, чтобы стать обладателями несметных сокровищ, которые закопали кровожадные пираты, вам необходимо:

  1. встать у ветряной мельницы.

  2. сориентироваться по сторонам горизонта и пойти на С – 6 км.

  3. вы пересечете лиственный лес, далее по азимуту 90° – 9 км.

  4. выйдите к реке и перейдите ее по мосту.

  5. далее вы будете двигаться на Ю-В 12 км до родника.

  6. напьетесь из него свежей водицы, и пойдете по азимуту 180° – 3 км до фруктового сада.

  7. затем по азимуту 270° – 6 км там есть заброшенный колодец, где и спрятаны сокровища.

КЛЮЧ



ШКАЛА ОЦЕНОК

Оценивается: применение масштаба – 5 баллов,

использование условных знаков – 6 баллов,

ориентирование (стороны горизонта и азимут) – 5 баллов.

оценка

кол-во правильных ответов

5

16 – 15

4

14 – 11

3

10 – 7

2

6 и менее


6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания урока.

Определяем настроение по окончанию урока.

 «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ»

Предложить учащимся расставить цветы в вазу:

  • синие – есть проблема, нужна помощь;

  • желтый – не все понятно;

  • красный – все хорошо.

7. Домашнее задание.


Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.

§ 7, от теории к практике 2.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!