СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока «Стороны горизонта» 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока «Стороны горизонта» 5 класс

 

Цель  урока:

 образовательный аспект цели: углубить знания о сторонах горизонта, ознакомить с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта, учить определять стороны горизонта, формировать умение работать в парах.

развивающий аспект: умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы;

воспитательный аспект: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе, уважительное и дружеское отношение к товарищам.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Метапредметные: 

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.

 Тип урока:  «открытия» нового знания

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах.

Виды деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа с тетрадью.

Техническое оборудование: мультимедийная установка.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно - коммуникационные.

Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа. 2014 г.

Структура и ход урока.

I. МОТИВАЦИОННО- ОРИЕНТИРОВОЧ-НАЯ ЧАСТЬ

1 этап. Этап мотивации.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

- Сегодня у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Давайте подготовим всё необходимое для её изучения. Проверим наличие карточек с заданиями, учебников, тетрадей.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2 этап. Актуализация   темы

«Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?», «А что нужно знать, для того, чтобы отправиться в путешествие?», посмотрите на картинку (Слайд): «Чем заняты дети?»

Учитель «Так какой же будет тема сегодняшнего урока» (Ответ учеников «Стороны горизонта»). Если ребята затрудняются с формулировкой темы, учитель зачитывает стих о сторонах горизонта.

В мире есть четыре брата: Север, Юг, Восток и Запад. Братья эти - страны света, Ну, а дом их - вся планета.

Учитель: «Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?»

А давайте проверим, какие стороны горизонта Вам уже известны?

Выполните задание 1 в маршрутных картах. (1-2 минуты)

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока, цели урока.

Ответ учеников: «Пытаются определить стороны горизонта», «Пытаются понять, где - север, а где - юг).

Стороны горизонта

Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта»). Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему и цель урока в своих маршрутных картах.

 

После чего дети самостоятельно друг у друга проверяют выполнение задания по предложенному эталону (слайд презентации).

3

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Учитель задаёт ученикам вопрос: «Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?»

Ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В).

4

4 этап. Построения проекта и выхода из затруднения.

Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта?»

Учитель: «Ребята, а посмотрите-ка на доску (слайд презентации с планом урока), практически все предложенные вами ответы являются пунктами плана нашего сегодняшнего урока!»

Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт?» «Какие стороны горизонта существуют?» «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?»).

Таким образом, учащиеся сами озвучивают пункты плана урока (строят проект выхода из затруднения).

5

5 этап. Реализации построенного проекта.

Прочитайте текст §16 (4-5мин.).

Работают с текстом учебника.

6

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель предлагает выполнить задание 2 в маршрутной карте;

Затем проводится фронтальный опрос;

Для ответа на вопрос «Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?» к доске вызывается либо более сильный ученик, либо ученик, желающий ответить.

Выполняют задание 2 в маршрутной карте.

Устно отвечают у доски.

7

Физ. минутка  (здоровье-

сберегающий компонент) (2 мин.)

Гимнастика для глаз:

  1. Выполните горизонтальные движения глазами: направо-налево.
  2. Поднимите глазки вверх, опустите вниз.
  3. Быстро сожмите и разожмите глаза
  4. Часто поморгайте глазами.

 

Выполняют упражнения.

8

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает применить открытые знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта, предложенные в слайдах презентации (5 мин.).

Учащиеся по эталону (слайд презентации) проверяют правильность выполнения заданий друг у друга.

9

8 этап включения в систему знаний и повторение

Учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания?»

 

Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации) (2-3 мин.), после чего тест проверяется друг у друга по эталону.

Выполнение теста:

1. Видимое глазом пространство называется:

А) горизонт

Б) линия горизонта

2. Назовите основные стороны горизонта:

а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ

3. Ориентирование это-

а) это линия соединяющая небо с землёй

б) умение определять стороны горизонта

4. Найди ошибку.

К промежуточным сторонам горизонта относятся:

а) С-В, С-З, Ю-В

б) Ю-В, В, С-В

в) С-В, Ю-З, Ю-В

 

Возможные ответы учащихся «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности».

Проверяют тест друг у друга по эталону (1 мин.)

ОТВЕТЫ:

1. а

2. б

3. б

4. б

 

10

 9 Этап. Итог урока     (рефлексия).

Д/З

Учитель на данном этапе сначала предлагает ребятам выполнить задание 5 в маршрутной карте;

После чего, посчитать общий балл за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные карты.

Затем озвучивает домашнее задание:

Параграф 16, пересказ (обязательное задание);

Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):

- подготовить сообщение по теме:

а) Появление компаса и его устройство;

б) Ориентирование на местности по местным признакам.

- нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока «Стороны горизонта» 5 класс»

Технологическая карта урока «Стороны горизонта» 5 класс



Цель  урока:

 образовательный аспект цели: углубить знания о сторонах горизонта, ознакомить с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», объяснить, чем линия горизонта отличается от горизонта, учить определять стороны горизонта, формировать умение работать в парах.

развивающий аспект: умение работать с текстом, умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать внимание, память, речь, мышление учащихся; развивать познавательные интересы;

воспитательный аспект: воспитывать любознательность, интерес к окружающему миру, бережное отношение к природе, уважительное и дружеское отношение к товарищам.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Метапредметные: 

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.

 Тип урока:  «открытия» нового знания

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах.

Виды деятельности: работа с текстом учебника, групповая работа, работа с тетрадью.

Техническое оборудование: мультимедийная установка.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно - коммуникационные.

Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. / И. И. Баринова, А. А. Плешаков, Н. И. Сонин. - М.: Дрофа. 2014 г.

Структура и ход урока.

I. МОТИВАЦИОННО- ОРИЕНТИРОВОЧ-НАЯ ЧАСТЬ

1 этап. Этап мотивации.

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

- Сегодня у  нас  довольно  сложная,  но  очень  интересная  тема. Давайте подготовим всё необходимое для её изучения. Проверим наличие карточек с заданиями, учебников, тетрадей.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

2

II. ОПЕРАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

2 этап. Актуализация   темы

«Дети, поднимите руку, кто из вас любит путешествовать?», «А что нужно знать, для того, чтобы отправиться в путешествие?», посмотрите на картинку (Слайд): «Чем заняты дети?»

Учитель «Так какой же будет тема сегодняшнего урока» (Ответ учеников «Стороны горизонта»). Если ребята затрудняются с формулировкой темы, учитель зачитывает стих о сторонах горизонта.

В мире есть четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти - страны света,
Ну, а дом их - вся планета.

Учитель: «Ребята, а как Вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке?»

А давайте проверим, какие стороны горизонта Вам уже известны?

Выполните задание 1 в маршрутных картах. (1-2 минуты)

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока, цели урока.

Ответ учеников: «Пытаются определить стороны горизонта», «Пытаются понять, где - север, а где - юг).

Стороны горизонта

Ответы учеников: «Изучать стороны горизонта», «Учиться определять стороны горизонта»). Дети выдвигают различные предположения и фактически формулируют цель урока; затем записывают тему и цель урока в своих маршрутных картах.



После чего дети самостоятельно друг у друга проверяют выполнение задания по предложенному эталону (слайд презентации).

3

3 этап. Выявление места и причины затруднения.

Учитель задаёт ученикам вопрос: «Какие затруднения возникли у вас при выполнении данного задания?»

Ответы учеников: «Не знали, как правильно обозначаются стороны горизонта», «Перепутали стороны горизонта», «Не подписали С-З, С-В, Ю-З, Ю-В).

4

4 этап. Построения проекта и выхода из затруднения.

Учитель задаёт ученикам вопрос: «Ребята, а что же мы должны знать и уметь, чтобы правильно определять стороны горизонта?»

Учитель: «Ребята, а посмотрите-ка на доску (слайд презентации с планом урока), практически все предложенные вами ответы являются пунктами плана нашего сегодняшнего урока!»

Возможные ответы учащихся: «Знать, а что же такое горизонт?» «Какие стороны горизонта существуют?» «Зачем нам нужно знать стороны горизонта?»).

Таким образом, учащиеся сами озвучивают пункты плана урока (строят проект выхода из затруднения).

5

5 этап. Реализации построенного проекта.

Прочитайте текст §16 (4-5мин.).

Работают с текстом учебника.

6

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель предлагает выполнить задание 2 в маршрутной карте;

Затем проводится фронтальный опрос;

Для ответа на вопрос «Для чего ввели понятие «стороны горизонта»?» к доске вызывается либо более сильный ученик, либо ученик, желающий ответить.

Выполняют задание 2 в маршрутной карте.

Устно отвечают у доски.

7

Физ. минутка  (здоровье-

сберегающий компонент) (2 мин.)

Гимнастика для глаз:

  1. Выполните горизонтальные движения глазами: направо-налево.

  2. Поднимите глазки вверх, опустите вниз.

  3. Быстро сожмите и разожмите глаза

  4. Часто поморгайте глазами.



Выполняют упражнения.

8

7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель предлагает применить открытые знания в расстановке (частичном определении) сторон горизонта на практике и предлагает выполнить задания на определение сторон горизонта, предложенные в слайдах презентации (5 мин.).

Учащиеся по эталону (слайд презентации) проверяют правильность выполнения заданий друг у друга.

9

8 этап включения в систему знаний и повторение

Учитель задает учащимся вопрос «Ребята, при изучении какой темы, вы сможете использовать открытые на сегодняшнем уроке знания?»



Затем учащимся предлагается выполнить тест на повторение открытых ребятами знаний (слайд презентации) (2-3 мин.), после чего тест проверяется друг у друга по эталону.

Выполнение теста:

1. Видимое глазом пространство называется:

А) горизонт

Б) линия горизонта

2. Назовите основные стороны горизонта:

а) ЮВ, СВ; б) Ю, С; в) Ю, СВ; г) В, ЮЗ

3. Ориентирование это-

а) это линия соединяющая небо с землёй

б) умение определять стороны горизонта

4. Найди ошибку.

К промежуточным сторонам горизонта относятся:

а) С-В, С-З, Ю-В

б) Ю-В, В, С-В

в) С-В, Ю-З, Ю-В



Возможные ответы учащихся «Открытые знания нам понадобятся при изучении темы «Ориентирование» или же «для того, чтобы ориентироваться на местности».

Проверяют тест друг у друга по эталону (1 мин.)































ОТВЕТЫ:

1. а

2. б

3. б

4. б



10

 9 Этап. Итог урока     (рефлексия).

Д/З

Учитель на данном этапе сначала предлагает ребятам выполнить задание 5 в маршрутной карте;

После чего, посчитать общий балл за урок и поставить себе оценку (используя слайд презентации); по окончании урока сдать маршрутные карты.

Затем озвучивает домашнее задание:

Параграф 16, пересказ (обязательное задание);

Задание на выбор (по желанию с дополнительным оцениванием):

- подготовить сообщение по теме:

а) Появление компаса и его устройство;

б) Ориентирование на местности по местным признакам.

- нарисовать рисунок, чтобы было видно линию горизонта.



Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание в дневник






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!