СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Природа и человек"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по теме "Природа и человек" На уроке дети знакомятся с Кпасной книгой  и составляют свою Красную книгу КБР

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе "Природа и человек"»

Технологическая карта урока в 1 классе по курсу «Окружающий мир»

Раздел

Планета Земля (17 часов)

Тема

«Природа и человек»

Педагогическая цель

Организация инициативного сотрудничества учащихся; повышение экологической грамотности детей. Показать зависимость человека от природы, его воздействие на нее; формировать экологическое поведение и разумное использование природных богатств; познакомить с Красной книгой. Пробудить у детей интерес к своей Земле и родному краю, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

Тип, вид урока

Комбинированный. Урок изучения и первичного закрепления знаний.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения в природе; обучающийся получит возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесбережении.

Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами; находить несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом, пояснять значение понятий «Экология» и «Красная книга»

Коммуникативные. Обучающийся научится: договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Обучающийся научится: различать объекты природы и предметы, сделанные человеком; показывать зависимость человека от природы и его воздействие на нее; получит возможность научиться: соблюдать правила экологического поведения в природной среде, разумно использовать природные богатства, объяснять значение Красной книги.

Формы и методы обучения

Фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах;

словесный, наглядный, практический, проектный.

Основное содержание темы, понятия и термины

Природные богатства Земли. Красная книга. Связь между деятельностью человека и состоянием природы.

Экология. Заповедник.

Межпредметные связи

Литературное чтение. Темы: «История речи. Речь устная и письменная».

Русский язык. Темы: «Слово и предложение». «Речевое общение», «Слово и его значение».

Изо. Темы: «Красота родной природы», «Красоту надо замечать».

Математика. Тема: «Счет до 10»

Образовательные ресурсы

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. _ Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012 год

Оливер, Клэр. «Детская энциклопедия Земли (Текст) / Клэр Оливер, Кейт Петти.- М. Эксмо, 2010.

Презентации «Красная книга», «Мы- друзья природы», интерактивные модели, предметные картинки, модели букв, слогов

Википедия, (электронный ресурс). – http: //ru.wikipedia.org; http://www.physfac.bspu.secna.ru/

Сценарный план урока


Этап урока,

цель


Метод.

прием


Деятельность учителя



Деятельность учащихся


Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организаци-онный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой на урок.

Фронтальная беседа

Приветствие.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать –

Научитесь наблюдать!

Будем вместе развивать

У себя внимательность,

А поможет все узнать

Наша наблюдательность.

- Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей

Проявлять

эмоциональную отзывчивость на

стихотворение,

пробуждающее любознательность

Наблюде-

ние учителя

II. Подготовка к основному этапу занятия.

Самоопределение к деятельности.

Актуализация опорных знаний.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.





Чтение стихотворения проблемная беседа.


Дети, как бы вы ответили на вопрос: -Что нельзя купить?

- Послушайте, как ответил на этот вопрос поэт Владимир Орлов:

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Где-то дома у метро –

Пепси-кола и ситро,

Карусели, зоосад,

Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,

Можно многое купить –

Дом, одежду и завод,

Самолёт и пароход.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелёк

Родничок и тополёк.

- Что, по мнению автора, нельзя купить?

- Что такое родничок, роса, тополек?

- Нет человека, который бы не слышал и сам не произносил с восхищением фразу: Какая природа! Красота! Я был на природе.

- А что же такое природа?

- Кто сможет написать это слово на доске? Составить из букв и слогов?

Слушают стихотворение, отвечают на вопросы

Анализировать стихотворение, устанавливать причинно-следственные связи

Устный опрос

Словесный, наглядный, практический, частично-поисковый, эвристическая беседа


- Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картинки с различными изображениями.

Разделите изображения на две группы.

- Какие объекты вы отнесли в первую группу? Почему их объединили?

- Какие объекты вошли во вторую группу? Почему их объединили?

- Сколько картинок с изображением объектов, сделанных руками человека?

А картинок с объектами природы? Каких картинок больше?

- На сколько групп можно разделить картинки с изображением объектов природы?

- А если бы была ещё картинка с изображением человека, к какой группе вы бы отнесли её? Почему?

- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Мы будем говорить о взаимоотношении человека и природы.

Тема урока: «Природа и человек».

Выполняют задания учителя, группируют объекты по определенным признакам, самостоятельно формулируют тему урока.

Планировать свои действия

в соответствии с поставленной задачей, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков, осуществлять классификацию, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи

Устный опрос

III. Этап целеполагания и постановки учебных задач

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.


Наглядный,

словесный, проблемная беседа,

работа по материалам учебника.

На прошлом уроке мы начали изучать тему "Природа и мы" и познакомились с наукой "экология". Кто же мне сможет ответить, что же это за наука?

Д: Экология - это наука, которая старается ответить на вопросы, как все живые организмы связаны между собой и с окружающей средой.

У: Хорошо. А кто же такой эколог?

Д: Эколог - профессия человека, который занимается экологией, в том числе изучает влияние человека на окружающую среду.

У: Молодцы, ребята. Откройте учебники на странице 63. Сегодня с нами на уроке, как обычно, наши герои Маша и Миша. (Картинки Маши и Миши)

У: Как вы помните, Маша уже ходит в школу, а Мише 6 лет, и он только собирается на следующий год. Маша решила подготовить его к школе и нарисовала ему вот такие знаки (стр. 63-64). Ребята, давайте поможем Мише понять, что они обозначают.

Ответы детей

У: Молодцы! А как вы думаете, взрослые знают, как нужно относиться к окружающему нас миру?

Д: Да

У: Да, ребята знают и часто говорят, что в природе нет ничего лишнего. Маша говорит:

- Несмотря на то, что все взрослые знают, как относиться к природе, некоторые растения и животные находятся на грани вымирания.

- А почему? – спрашивает Миша.

Ребята, давайте сегодня на этом уроке, мы с вами поможем Маше ответить на этот вопрос.

Отвечают на вопросы учителя, работают с учебником, делятся своими выводами и предположениями

Принимать и выполнять учебную задачу

Работа с учебником, устный опрос


IV.Усвоение новых знаний и способов действия. Решение учебной задачи.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия, связей и отношений в объекте изучения.










































Эвристическая беседа,

словарная работа,

работа с таблицей,

  1. Знакомство с Красной книгой

- Ребята наверняка, у вас есть дома книги. Какие у вас книги? О чём они? А я хочу сегодня познакомить вас с одной очень интересной и важной книгой, Красной книгой. Как вы думаете, почему она так называется?

О чём нам говорит красный цвет? (предупреждает, предостерегает, кричит об опасности) Где вы встречали “тревожный” красный цвет в жизни? Что вы знаете об этой книге? (книга о природе)

Что такое Красная книга, для чего она создана, мы узнаем на уроке. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в неё, самостоятельно издадим несколько страниц.

Сказка. Давным-давно (1948 г.) в небольшом французском городе Фонтенбло (недалеко от Парижа) собрались учёные мужи со всего мира. Очень уж их взволновало исчезновение некоторых растений и животных на планете Земля. Встретились они, подумали и решили создать службу спасения для живой природы. Разлетелись учёные головы по всему миру, заглянули в каждый дальний уголок нашей Земли - матушки, а собравшись вновь, составили важную Грамоту – мировой список животных и растений, находившихся на грани исчезновения. И назвали его Красной книгой. С давних времён и по сей день, эта книга предупреждает нас об опасности в природе, советует изучать природу, просит беречь и охранять природу.

Красная книга – не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учеными о животных и растениях. Что же она делает?

Запись на доске:

Красная книга


В ней размещены виды:

- исчезающие;

- охраняемые;

- редкие;

- нуждающиеся

в восстановлении











-информирует;

- призывает изучать;

- предупреждает;

- советует








Есть такая книга и в нашей республике. Ученые и краеведы КБР ведут свою «Красную книгу Кабардино-Балкарской Республики».

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Принимать учебную задачу, сохранять учебную цель. Выделять для себя новую информацию, осознанно строить речевые высказывания, понятные для одноклассников

Наблюде-ние учителя, устный опрос


Физкультминутка.

Есть в лесу три полочки:

Ели, ёлки, ёлочки.

Вверху на елях – небеса,

На ёлках – птичьи голоса,

Внизу на ёлочках – роса.

Выполняют движения

Осуществлять профилактику переутомления

Наблюде-ние учителя


2. Работа над проектом «Моя Красная книга».

- Я хочу предложить вам начать сегодня свою Красную книгу. Для работы над ней мы создадим рабочие группы. Группа «исследователей» собрала для нас необходимую информацию о животных и растениях Кабардино-Балкарии, нуждающихся в нашей защите. Группа «художников» ознакомит нас с экологическими знаками в поддержку исчезающих растений и животных.

Группа «экологов» составят для нас «Памятку друзей природы» с правилами поведения на природе. Ну а группа «наблюдателей», используя жизненный опыт, будут принимать активное участие в обсуждении всех вопросов сохранения родной природы.

Слушают и запоминают

Работать в группах, принимать правила и цели поставленной учителем задачи

Наблюде-ние учителя

Презентация творческих самостоятельных работ,

рассказ

Рассказы учащихся – «исследователей»

(заранее подготовленные)

На экране – иллюстрации к рассказам учащихся.

Кавказский тур.

Кавказский тур – крупный козел рыжевато-серого окраса, с дугообразно изогнутыми рогами. У него мускулистое тело, шелковистая шерсть, ловкость и грация горца. Обитает в западной части Главного Кавказского хребта, в Приэльбрусье и в горах Верхней Балкарии. Бездонные пропасти, острые скалы, узкие горные тропки, границы ледников – для тура это родной дом. Густой и теплый зимний пух позволяет турам выдерживать жестокие морозы высокогорья. Тур поедает все растения, даже очень грубые. Горные козлы – туры стали символом Кавказа. В древние времена горцы считали тура символом молнии и животным бога грома. Из-за искр, высекаемых рогами козлов при поединках.

В давние времена, когда горных козлов было много больше, они служили основной дичью для горских народов.

Но сейчас их нужно спасать, так как много туров погибает под снежными лавинами, от лап хищников, например леопардов, и от рук человека, который отстреливает их в большом количестве. Кавказский тур занесен в международную Красную книгу.

Учитель: Спасибо за такое интересное исследование. Пусть же кавказский тур станет первым животным, которого мы с вами занесем в нашу Красную книгу.

Северокавказский фазан.

В Прохладненском районе Кабардино-Балкарии живут красивые крупные птицы фазаны. Главную его пищу составляют семена, мелкие плоды, ягоды (на Кавказе — облепиха и черноягодник), побеги. Поедает также зёрна, насекомых, моллюсков, червей. Одно время количество фазанов резко уменьшилось, это случилось от того, что были уничтожены места их обитания – кустарники вдоль реки Малка, их выкорчевывали, чтобы уложить берег реки Малка плитами. В этих кустарниках фазаны строили гнезда и выводили птенцов. А еще гнездятся фазаны в зарослях камышей около наших озер и болот. Мальчики, бегая весной в этих местах, часто поджигают прошлогодние камыши и в пожаре сгорают беспомощные еще фазаны. Мясо фазана очень вкусное. И это еще одна причина уничтожения этой красивой и редкой птицы. Фазан северокавказский также занесен в Красную книгу.

Учитель: Спасибо за сообщение. Только благодаря созданию заказников численность этих птиц восстановлена. (показ картинки фазана).

Подснежник узколистный

Очень часто ранней весной можно увидеть, как на улицах Нальчика, Пятигорска продают букетики замечательных цветов, нежных, красивых, с бело-голубыми цветками на тонкой хрупкой ножке. Но не все знают, что эти первоцветы – подснежник узколистный, так же занесены в Красную книгу Российской Федерации. Это цветковое растение. Встречается в восточной части Кабардино-Балкарии в окрестностях города Нальчика и по реке Череку, а также в Ставропольском крае на горе Машук близ Пятигорска. Цветет ранней весной. Луковицы залегают неглубоко, что при сборе на букеты приводит к гибели растения. Красивые, нежные цветы привлекают внимание и радуют глаз. Туристы и отдыхающие, собирающие подснежники в пору цветения, наносят большой вред природе. Это может привести к тому, что растение может полностью исчезнуть.

Учитель: спасибо большое, ребята! Вы подготовили очень интересную и нужную информацию, и ваши сообщения станут первыми страницами нашей с вами Красной книги, которую мы будем пополнять все время, находя все новую информацию о животных и растениях, нуждающихся в нашей защите.

Рассказывают заранее подготовленные рассказы, слушают, запоминают, задают вопросы

Осуществлять поиск необходимой информации в различных источниках, строить выступления в устной форме, формулировать вопросы по интересующим фактам к выступающему ученику или учителю

Представление творческих работ, наблюде-ние учителя




  1. Поиск решения проблемы.

-- Как вы думаете, дети, как мы с вами можем помочь природе? Что для этого нужно делать?

- Группа «художников» поможет нам «прочесть» знаки поведения на природе, которые для нас нарисовали учащиеся 4 класса.

А группа «экологов» составила для нас «Памятку друзей природы». Давайте с ней познакомимся.

1.Не трогай детёнышей животных и птиц.

2.Не разоряй птичьи гнёзда и муравейники.

3.Не шуми в лесу.

4. Нельзя срывать цветы на букеты.

5.Нельзя вытаптывать растения.

6.Не ломай кусты, деревья.

7.Не разводи костры.

8.Не оставляй в лесу мусор, неси его домой.

9.Не загрязняй водоёмы.

Отвечают на вопросы,

высказывают предположения,

читают тексты

Систематизиро-вать полученные знания, строить полные ответы,

Наблюде-ние учителя,

соблюдение правил

Закрепляющая беседа,

проблемная

беседа,

игровые ситуации

4. Экологические ситуации.

- А сейчас, ребята, представьте, что мы находимся в лесу, попадаем в ситуации, из которых нужно найти правильный выход.

1.Первая ситуация. Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия:

А) Возьму домой;

Б) понаблюдаю издали и уйду домой;

В) поглажу, покормлю птенцов.

2. Твои друзья в огороде поймали ежа. Как ты поступишь?

А) Пройду мимо.

Б) Посоветую поместить в ящик, кормить и наблюдать.

В) Расскажу о его пользе и попрошу отпустить.

3. Весной ты пошёл в поле и увидел, что распустились первые тюльпаны. Что ты будешь делать?

А) Сорву только один цветок.

Б) Полюбуюсь и не трону. Они нужны насекомым.

В) Нарву маленький букетик и подарю маме.

Слушают и отвечают на вопросы, выбирают правильные ответы из предложенных ситуаций, объясняют их

Проявлять эмоциональную отзывчивость на рассказ, объяснять смысл и осознанно строить речевое высказывание,

Находить правильный ответ и уметь аргументировать его


Тест, устный опрос

Наглядный,

проблемный

самооценка

5.Тест. –

- Хорошо поработали вместе, а сейчас небольшой тест. У вас на столах есть карточки. Возьмите их. Я буду читать задание, а вы обведите правильный ответ.

1).Как человек помогает диким животным?

а) Одевает

б) Обувает

в) Подкармливает

2) Какие цветы занесены в Красную книгу?

а) Подснежник узколистный

б) Роза

в) Ромашка

3) Какие птицы занесены в Красную книгу?

а) Ворона

б) Фазан северокавказский

в) Воробей

4). Какие животные занесены в Красную книгу?

а). Заяц

б).Тур кавказский

в).Еж

- А теперь, ребята, побудьте учителями, оцените свои ответы: каждый правильный ответ оценивается одним баллом. (Проверка)

Выполняют задание учителя: находят правильный ответ, обводят его кружком, самостоятельно проверяют и оценивают

Находить правильный ответ из предложенных вариантов, производить самоконтроль и самооценку

Тест, устный опрос

Физкультминутка, игра

Физкультминутка.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Выполняют движения, соответствующие тексту.

Осуществлять профилактику переутомления

Наблюде-ние учителя

V. Рефлексия.

Итог урока.





















Наглядный, словесный,

эвристическая беседа.

практическая работа

Ребята, в школу пришло письмо. Оно адресовано ученикам, а прислали его жители лесной полянки: зайчики, ежи, бабочки и другие животные. Так как у вас сегодня окружающий мир, его передали в ваш класс.

- О чем пишут животные? (Учитель читает письмо)

Здравствуйте, дорогие ребята! К вам обращаются жители лесной полянки: бабочки, зайцы, ежи и многие другие. Нам очень плохо. Растения на нашей поляне гибнут, мы не можем как прежде резвиться, бегать, найти пищу. А всё из-за того, что люди, приезжая отдохнуть на поляну, оставляют после себя горы мусора.

Дорогие ребята, помогите нам, пожалуйста!

- Отправимся, ребята, на поляну. (На доске нарисована поляна, к которой прикреплён мусор: фантики, ржавые банки, коробки и др.)

- Давайте поможем животным и очистим поляну от мусора. Что необходимо взять для уборки мусора? (перчатки). Почему? Наденьте перчатки. Сложите мусор в урну, стоящую у доски. (Дети по цепочке выходят к доске, срывают предмет, бросают в урну )

- Молодцы, ребята, вы сделали маленький уголок Земли чистым и красивым

Слушают, отвечают на вопросы, убирают мусор, украшают поляну

Находить пути решения проблемной ситуации, на практике осуществлять заботу о родной природе

Наблюдение учителя



Закрепляющая беседа, напутствие

-А теперь вспомните весь наш урок и сделайте вывод коротким предложением-призывом ко всем людям:

Будем беречь животных!

Мы будем заботиться о животных!

Люди, берегите и охраняйте природу!

-Если вы хорошо чувствовали себя на уроке, довольны своей работой, вам было интересно на уроке, прикрепите своих божьих коровок на цветок.

подводят итоги своей работы, корректируют знания, слушают оценку своей работы

Устанавливать причинно-следственные связи, формулировать конечный результат своей работы на уроке

Устный опрос




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!