-Объясните мне значение слова «портрет». -Посмотрите на слайды презентации. Чьи портреты вы видите? Знаете ли вы этих героев? Из какой сказки они к нам пришли? Какой У них характер? Как должна звучать музыка, чтобы передать характер этих героев? Вспомним правила грамотного слушателя музыки. Слушание «Менуэт» Леопольда Моцарта - Что хотелось делать под музыку? Какие интонации и ритмы услышали в музыке? (танцевальные) -Старинная это музыка или современная? -Сколько людей исполняют этот танец, как вы думаете? (слайды 5-9) -Эту музыку написал отец знаменитого композитора Вольфганга Амадея Моцарта – Леопольд Моцарт. Произведение называется «Менуэт» . Менуэт – это старинный танец, который танцевали придворные дамы и кавалеры парами. Посмотрите на рисунок учебника… В музыке мы тоже слышим две мелодии: высокую, которая характеризует движения дамы, и низкую – в басовом ключе, которая характеризует танец кавалера. Какие черты характера присущи танцующим? -Переговориваются ли они во время танца или молчат? -Какие музыкальные интонации говорят об этом? -О чем их беседа? -Чем заканчивается танец: согласием или конфликтом, ссорой? -Давайте ещё раз послушаем музыку и выразительными пластическими движениями покажем её характер… Слушание песни С. С. Прокофьева «Болтунья» . -Какая была музыка? Подберите для неё подходящие слова: Нежная Скороговоркой Быстрая Стремительная Плавная Медленная Торопливая (слайд) -Инструментальная или вокальная музыка? -В чем сходство разговорной и музыкальной речи в этом произведении? Чтение вслух фрагмента стихотворения «Болтунья» А.Барто. -Давайте проговорим скороговоркой некоторые фрагменты стихотворения… Для чего служат скороговорки? ( работают над дикцией, чистотой произношения, правильностью речи). -Какие черты характера вы увидели у девочки Лиды? (болтливая, весёлая, любознательная, трудолюбивая) -Как их показал композитор? Какие интонации он использовал? -Какие из них положительные, какие отрицательные? -Попробуем нарисовать портрет Лиды, которую увидели, слушая музыку Прокофьева… Учитель вводит понятия «песня», «сопрано». Новое слово записывается в тетрадь. -Давайте ещё раз послушаем музыку и выразительными пластическими движениями покажем её характер… Звучит музыка П. Чайковского «Баба Яга» -В каком характере звучит музыка ( слайд ) -Как Вы думаете, к нам пришел обычный человек или сказочный персонаж? -Как он выглядит? Что он может делать под эту музыку? -Какой характер у этого незнакомца (слайд)? (Обобщить ответы детей и подвести к названию пьесы «Баба-Яга») Загадка про Бабу Ягу В дремучем лесу затерялась избушка. В избушке живет непростая старушка - Берет помело, да в ступу садится, И тут же над лесом взлетает, как птица! (Слайд). -Вокальная или инструментальная музыка? (Подбор определений по учебнику) Название помещается на доску. Даётся понятие «пьеса». -Ещё раз послушаем музыку и выразительными пластическими движениями покажем её характер… Вывод Может ли музыка передать различные черты характера человека, нарисовать его музыкальный портрет? Песни могут нарисовать музыкальный портрет героев? (Да) | Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника и презентацией. Рассматривают рисунки, характеризуют героев сказок. Повторяют правила слушания музыки. Слушают музыку Анализируют прослушанную музыку. Выполняют пластические движения под музыку, стараются передать в движении её характер. Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника и презентацией. Анализируют прослушанную музыку. Выполняют пластические движения под музыку, стараются передать в движении её характер. Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника и презентацией. Выполняют пластические движения под музыку, стараются передать в движении её характер. Делают под руководством учителя вывод. |