СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме "Музыкальный портрет"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме "Музыкальный портрет"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме "Музыкальный портрет"»

Предмет: Музыка, 1 класс № урока по КТП: …22... Четверть: 3 Дата: …………………………

ТЕМА УРОКА: Музыкальные портреты.

ЦЕЛЬ: показать, как своими средствами выразительности музыка рисует портреты сказочных персонажей и людей.

ЗАДАЧИ:

  • Показать обучающимся изобразительные возможности музыки;

  • Познакомить с музыкальными произведениями, раскрывающими образы различных персонажей;

  • Дать понятие «сопрано»

  • Продолжать совершенствовать исполнительские навыки и творческие способности

  • Воспитывать любовь и интерес к музыкальному искусству

  • Воспитывать желание участвовать в исполнении произведений – петь хором, дуэтом, солировать, выполнять определённые действия в игре

  • Учить передавать голосом, мимикой, жестами образы различных персонажей

  • Расширять словарный запас определений

  • Закрепить понятия вокальная и инструментальная музыка

  • Упражняться в произношении скороговорок

  • Учить определять черты характера музыкальных образов исходя из особенностей музыки – темпа, динамики, ритма, регистра и т. д.

  • Учить подбирать произведения живописи к музыкальным произведениям

ТИП УРОКА: усвоение новых знаний.

Оборудование:

  • слайды презентации; мультимедийный проигрыватель, ноутбук, экран;

  • портрет композиторов С. Прокофьева, П. Чайковского;

  • фонохрестоматия музыкального материала

  • музыкальный материал: попевка «Любопытная Варвара», П.И. Чайковский «Баба-Яга», С. С. Прокофьев «Болтунья», Леопольд Моцарт «Менуэт»;

Универсальные учебные действия


Коммуникативные

Личностные

  1. Учить преобразовывать информацию из одной формы в другую

  2. Исполнять песни в общем хоре слаженно

  3. Участвовать в совместной деятельности (группе, паре) при воплощении разных музыкальных образов

  4. Уметь выбрать в группе наиболее удачное исполнение солистов и объяснить свой выбор

  1. Чувствовать связь различных видов искусства: живописи, музыки, поэзии

  2. В исполнении музыкальных произведений выражать свои собственные эмоции и своё отношение к произведению

  3. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике.

Познавательные

Регулятивные

  1. Стремиться к приобретению новых знаний и навыков

  2. Ориентироваться в тексте учебника при выборе подходящих к музыке определений

  3. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов

  1. Контролировать свою деятельность по предложенному учителем плану и собственному исполнительскому плану

  2. Принимать и сохранять учебную задачу

  3. Подбирать соответствующие движения для инсценирования музыкального произведения


Технологическая карта урока:

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Организует вход обучающихся в класс под фрагмент симфонии «Богатырской».

Музыкальное приветствие: исполнение попевки

- Я пришла сегодня в класс, очень рада видеть вас.

- И мы тоже рады


Учитель: Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.
А, чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Проверка готовности к уроку, настрой на урок.

Вход в класс под музыку

Подготовка класса к работе.

Исполнение попевки

2

Определение темы урока и постановка учебной задачи.

-Сегодня на уроке у нас будут происходить различные чудеса. А поможет нам в этом Музыка. Мы с Вами знаем, что музыка обладает волшебным свойством. Она может рассказать нам о нашей жизни, может передать любое настроение человека, его чувства, переживания. Музыка может нарисовать картины природы. И все это благодаря музыкальному языку.

-А может ли музыка выразить черты человеческого характера, нарисовать его портрет, как это может сделать художник. Вот об этом и будем сегодня размышлять.

Слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы. Воспринимают тему. Участвуют в постановке учебных задач.

3

Объяснение новой темы. Слушание и анализ музыки.

-Объясните мне значение слова «портрет».

-Посмотрите на слайды презентации. Чьи портреты вы видите? Знаете ли вы этих героев? Из какой сказки они к нам пришли? Какой У них характер? Как должна звучать музыка, чтобы передать характер этих героев? Вспомним правила грамотного слушателя музыки.

Слушание «Менуэт» Леопольда Моцарта

- Что хотелось делать под музыку? Какие интонации и ритмы услышали в музыке? (танцевальные)

-Старинная это музыка или современная?

-Сколько людей исполняют этот танец, как вы думаете? (слайды 5-9)

-Эту музыку написал отец знаменитого композитора Вольфганга Амадея Моцарта – Леопольд Моцарт. Произведение называется «Менуэт» . Менуэт – это старинный танец, который танцевали придворные дамы и кавалеры парами. Посмотрите на рисунок учебника… В музыке мы тоже слышим две мелодии: высокую, которая характеризует движения дамы, и низкую – в басовом ключе, которая характеризует танец кавалера. Какие черты характера присущи танцующим?

-Переговориваются ли они во время танца или молчат?

-Какие музыкальные интонации говорят об этом?

-О чем их беседа?

-Чем заканчивается танец: согласием или конфликтом, ссорой?

-Давайте ещё раз послушаем музыку и выразительными пластическими движениями покажем её характер…

Слушание песни С. С. Прокофьева «Болтунья» .

-Какая была музыка? Подберите для неё подходящие слова: Нежная Скороговоркой Быстрая Стремительная Плавная Медленная Торопливая (слайд)

-Инструментальная или вокальная музыка?

-В чем сходство разговорной и музыкальной речи в этом произведении?

Чтение вслух фрагмента стихотворения «Болтунья» А.Барто.

-Давайте проговорим скороговоркой некоторые фрагменты стихотворения… Для чего служат скороговорки? ( работают над дикцией, чистотой произношения, правильностью речи).

-Какие черты характера вы увидели у девочки Лиды? (болтливая, весёлая, любознательная, трудолюбивая)

-Как их показал композитор? Какие интонации он использовал?

-Какие из них положительные, какие отрицательные?

-Попробуем нарисовать портрет Лиды, которую увидели, слушая музыку Прокофьева…

Учитель вводит понятия «песня», «сопрано». Новое слово записывается в тетрадь.

-Давайте ещё раз послушаем музыку и выразительными пластическими движениями покажем её характер…

Звучит музыка П. Чайковского «Баба Яга»

-В каком характере звучит музыка ( слайд )

-Как Вы думаете, к нам пришел обычный человек или сказочный персонаж?

-Как он выглядит? Что он может делать под эту музыку?

-Какой характер у этого незнакомца (слайд)?

(Обобщить ответы детей и подвести к названию пьесы «Баба-Яга»)

Загадка про Бабу Ягу

В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица! (Слайд).

-Вокальная или инструментальная музыка? (Подбор определений по учебнику)

Название помещается на доску. Даётся понятие «пьеса».

-Ещё раз послушаем музыку и выразительными пластическими движениями покажем её характер…

Вывод

Может ли музыка передать различные черты характера человека, нарисовать его музыкальный портрет? Песни могут нарисовать музыкальный портрет героев? (Да)

Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника и презентацией.


Рассматривают рисунки, характеризуют героев сказок. Повторяют правила слушания музыки. Слушают музыку










Анализируют прослушанную музыку.



Выполняют пластические движения под музыку, стараются передать в движении её характер.


Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника и презентацией. Анализируют прослушанную музыку.









Выполняют пластические движения под музыку, стараются передать в движении её характер.




Отвечают на вопросы, работают с текстом учебника и презентацией.




Выполняют пластические движения под музыку, стараются передать в движении её характер.

Делают под руководством учителя вывод.

4

Вокально-хоровая деятельность

-Пришло время петь. Повторим правила грамотного исполнителя музыки. Начнем с распевания. Исполнение попевки:

Есть всего семь нот на свете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти и в тетрадку занеси.

Слушание попевки «Любопытная Варвара»

Андрей Усачев

Любопытная Варвара 

 Любопытная Варвара приходила на базар

И во все свой нос совала:

В сапоги, в сметану, в сало,

В мед, в горчицу, в скипидар…

 

- Что купили? Как продали?

- Где украли самовар?

- Сколько пару в самоваре?

- Для чего дыра в гитаре?

- Что нашли на тротуаре - три копейки или пять?…

 

Пригрозили на базаре нос Варваре оторвать.

- Как?! – Варвара подскочила. - Неужели рвут носы?

Я охотно бы купила пару штучек для красы?

А почем у вас усы?

 

Взяли тут и нос Варваре оторвали на базаре.

 

- Ах! – Варвара с любопытством свой разглядывает нос. -

А скажите, за границей на носы хороший спрос?

 

- Где достали нос “картошкой”? Нынче носят “калачом”?

- А у вас царапнут кошкой или стукнут кочережкой?

Где?.. Когда?.. Зачем?.. Почем?..

 

Побежал народ с базара.

Все кричат: – Уймись, Варвара!

- Караул! – кричит народ. -

Любопытная Варвара

И без носа – нос сует! 

-Какую картину рисует для нас попевка? (портрет)

-Как вы представляете себе Варвару? Нарисуйте её портрет.

-Чей портрет?

-Сколько персонажей?

-Кто это может быть? Встречали ли вы таких людей в жизни?

-Почему любопытство - это плохая черта характера?

Разучивание и исполнение попевки (фрагмент)

Повторяют правила исполнителя, правильной посадки при пении.

Исполняют попевку для распевания.

Слушают новую попевку.

































Отвечают на вопросы учителя.




Разучивают песню под руководством учителя. Принимают участие в исполнении.


5

Рефлексия.

Какое открытие вы сделали на уроке? Что понравилось? Что было трудно? Продолжите предложения:

Меня удивило….

Было интересно….

Мне захотелось……

Я почувствовал, что …

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Осуществляют рефлексию своей деятельности под руководством учителя.

6

Подведение итогов урока. Оценка работы на уроке.

-Ребята, что мы сегодня нового узнали о волшебных свойствах музыки?

-Может ли музыка «нарисовать» портрет?

-Какой музыкальный портрет героя Вам больше всего понравился?

-Какие характеры нарисовала музыка?

-Какие герои побывали у нас на уроке?

-С какими новыми понятиями познакомились? Что они означают?

Оценка деятельности на уроке всего класса и отдельных учеников.

Под руководством учителя выделяют главное, изученное на уроке.

7

Организованное завершение урока

Выходят из класса под музыку С.Прокофьева «Болтунья»

Организованно выходят из класса под музыку.


  






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!