Тема урока: Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | Тип урока: Комбинированный урок. | |
Цель урока | Показать возможности изображения музыкальных портретов и образов в музыке |
Задачи урока: | Образовательные: Обеспечить усвоение учащимися проникаться эмоциональным содержанием услышанной музыки, производить разбор (анализ) музыкальных произведений |
Развивающие: Развивать аналитико-синтезирующее мышление, память, воображение наблюдательность, инициативу, творческий подход к решению поставленных задач, развивать чувство ритма, ладо- высотный слух. |
Воспитательные: Воспитывать любовь к музыке, нравственно – патриотические качества личности, эстетический вкус. |
Планируемые результаты | Предметные | определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов |
Личностные | Формирование положительного отношения к учению. |
Метапредметные | Коммуникативные | потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог. |
Регулятивные | выполнять творческие задания в тетради. |
Познавательные | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки |
Межпредметные связи | История, литература, русский язык, изобразительное искусство |
Ресурсы урока | Песня «Приходите в гости к нам». |
Формы урока | Фронтальная, групповая |
УМК | Критская, Е. Д. Музыка.2 класс [Текст] : учеб. для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2012. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап, 1 мин | Настраивает на урок музыкальной попевкой. | Здороваются при помощи попевки. | Давайте поздороваемся. | Исполнять музыкальное приветствие – попевку. | самоорганизация, способность регулировать свои действия. |
2 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся, 2 мин | Организует беседу. Предлагает определить тему урока. | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. Определяют тему урока, постановка учебных задач. | Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве русского композитора, портрет которого перед вами. -Кто этот композитор? -Как вы думаете, почему композитор Б. В. Асафьева сказал: «Картинки с выставки» - это душа вещей!». Слайд 1 - Мы не раз встречались с творчеством М.П. Мусоргского, что вы знаете об этом композиторе, расскажите? Слайд 2 | Определять тему и задачи конкретного урока. | Поиск и выделение необходи-мой информации |
4 | Актуализация знаний, 2 мин | Организация проблемной ситуации. | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения. | -Сегодня мы начинаем знакомство с фортепьянной сюитой «Картинки с выставки» - Что же такое сюита? Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом. | Организовывать свои действия: ставить перед собой цель. Оценивать правильность выполненного действия. |
5 | Первичное усвоение новых знаний 15 мин | Организует cлушание и анализ пьес. Организация пластического интонирования. | Отвечают на вопросы, выдвигают предположения.
| В состав цикла «Картинки с выставки» входят следующие пьесы: Слушание «Избушка на курьих ножках» (Баба - Яга) - Слайд 5 -Как называется произведение? -Какой характер этого произведения? Темп? -Что или кого изображает композитор в произведение «Избушка на курьих ножках»? М.П. Мусоргский прибавил к образу избушки поезд Бабы-яги в ступе. Образ Бабы-Яги общеизвестный персонаж русского фольклора понимается в современном научном мышлении как образ смерти. И всегда, и во всех сказках Баба-Яга появляется как носительница зла. Однако в пьесе «Избушка на курьих ножках» М.П. Мусоргский наделяет Бабу – ягу неким добрым началом. Что позволяет найти в данной пьесе с одной стороны сочетание зловещих мистически-черных красок, с одной стороны; и светлых — с другой. -Пожалуй, самое забавное, легкое и веселое произведение сюиты «Картинки с выставки» это «Балет не вылупившихся птенцов». Это произведение представляет собой небольшое представление о маленьких шустрых существах, к тому же еще… не вылупившихся. У Виктора Александровича Гартмана,— это эскиз костюмов для персонажей балета Г. Гербера «Трильби». Заглавие произведения написано М.П. Мусоргским карандашом. Слайд 6 Слушание «Балет не вылупившихся птенцов» (Трильби) -Как называется произведение? - Какой характер этого произведения? Темп? -Что или кого изображает композитор в произведение | Обучение правилам коллектив ной деятельности; развитие монологической, диалоговой речи. | Самооценка своих возможностей и способнос-тей. |
6 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. 4 мин. | Организует просмотр и анализ мультфильма «Картинки с выставки» | Выполняют задание. | -У каждого из нас разное видение тех или иных вещей. Хотите узнать, как эти два музыкальных произведения – «Балет не вылупившихся птенцов» и «Избушка на курьих ножках» - увидели и оживили мультипликаторы творческого объединения «Союзмультфильм»? Тогда у вас есть возможность не просто посмотреть прекрасный мультипликационный фильм, но и еще раз услышать неповторимые по своей красоте произведения М.П. Мусоргского. Понять, как композитор использовал приём повторения в виде связующий пьесы «Прогулка». И еще раз подумать так, почему же Б.В. Асафьев говорил: «Картинки с выставки» - это душа вещей!»? После просмотра я бы хотела, чтобы вы поделились своими размышлениями на эту тему. А сейчас мультфильм. Мультфильм «Картинки с выставки». Обсуждение просмотра мультфильма и проблемного вопроса: почему композитор Б. В. Асафьева сказал - «Картинки с выставки» - это душа вещей!». | Обучение правилам коллектив ной деятельности.Формирование умения излагать свою точку зрения. | Самооценка своих возможностей и способнос-тей. |
7 | Первичная проверка понимания, 2 мин | Организует викторину | Отвечают на вопросы | -Что такое “Сюита”? -Как называется цикл детских пьес композитора М.П. Мусоргского? -Назовите первоначальное название произведения М.П. Мусоргского “Картинки с выставки” -На рисунки какого художника написана сюита «Картинки с выставки»? -Кого изображает М.П. Мусоргский в теме “Прогулка”? -Сколько пьес входит в цикл «Картинки с выставки»? -Как называется произведение, которое связывает весь сюжетный цикл пьес? | Формулировать собственное мнение и позиции | Поиск и выделение необходимой информации |
8 | Работа над вокально хоровыми навыками 8 мин | Организует исполнение песни «Приходите в гости к нам» | Исполняют песню | Понравилась ли вам песня? О чём эта песня? Какая она по настроению? | Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии. Речевые высказывания о характере песни, настроении |
9 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин | Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Фиксирование д/з в дневниках. | - Запишите задание в дневник. 1. Выучить слова песни 2. Приготовить цветные карандаши. | Задавать вопросы, обращаться за помощью. Поиск и выделение необходимой информации |
10 | Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин | Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения. | Анализ своей деятельности | Продолжи фразу: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… | Оценивают результаты работы на уроке, аргументируют свою позицию при оценивании |