Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Средства обучения |
Организационный этап урока |
Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку (учебник, дневник, рабочий лист). Рабочие листы предназначены для работы в паре. Вам нужно подписать две фамилии. Сдавать рабочий лист для проверки нужно только в том случае, если вы уверены, что справились с заданиями. Психологический настрой на урок (улыбнулись соседу по парте). Наш урок – это урок работы в сотрудничестве. Помощь друга вам поможет справиться с заданиями нашего урока. | | Личностные (саморегуляция) | |
Этап актуализации субъектного опыта |
Географический диктант Как называется оболочка Земли, состоящая из воды? (Гидросфера) Сколько процентов объема гидросферы приходится на пресную воду (3%) Что является главным источником пресной воды на планете? (Мировой океан) Почему пресная вода на Земле не исчезает? (Мировой круговорот воды в природе) Назовите источники пресной воды на суше. (Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота) Как вы думаете, почему в мире говорят о водной проблеме, которая стоит перед человечеством? - Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Гидросфера». Давайте вместе определим, как будет называться тема нашего урока. - Поднимите руки, кто читал произведение А.Экзюпери «Маленький принц»? Учитель зачитывает небольшой отрывок из произведения А. Экзюпери: «– Мне хочется глотнуть этой воды, – промолвил Маленький принц. – Дай мне напиться… Я поднес ведро к его губам. Он пил, закрыв глаза. Это было как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая… Она была как подарок сердцу». - О чем говорится в этом отрывке? - Составьте словосочетания со словом «вода»?
- Тема нашего урока: «Гидросфера и человек». Основная цель урока – выяснить значение гидросферы для всего живого на Земле | Учащиеся отвечают на вопросы устно. Выход на тему урока, постановка целей совместно с учителем - обобщить знания о значении гидросферы для человека и всего живого на Земле; - показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны; - установить связь гидросферы с другими оболочками. Мозговая атака (чистая вода, грязная вода, пресная вода, солёная вода, дождевая вода, тёплая вода, холодная вода, «мёртвая» вода, «живая» вода и т. д.; рассуждают, понимают, что вода – неотъемлемая часть жизни человека) | Анализ объектов с целью выявления существенных признаков Личностные - смыслообразование Познавательные (общеучебные и логические) Регулятивные (целеполагание) | Презентация Презентация |
Этап изучения новых знаний и способов деятельности |
- Посмотрите на слайды презентации и ответьте на вопрос «Как человек использует гидросферу?» -Перед вами две колбы. Я предлагаю вам выпить воды из этой колбы (предлагаю грязную воду). Какую бы воду вы выбрали для питья? Кто загрязняет воду? - Давайте определим источники загрязнения гидросферы из текста учебника на стр. 123. - В виде чего можно изобразить полученную информацию? - Заполните схему в рабочем листе. Работайте вместе с соседом по парте.
- Назовите источники загрязнения гидросферы. - Какие водные объекты Магаданской области вы знаете? - Назовите, пожалуйста, основные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе? - Посмотрите на фотографии (5 штук). Какие? изменения произошли в речной долине в результате добычи золота? Как изменились компоненты природы? Прочитайте текст. Какова главная мысль этого текста? Как вы считаете, к каким необратимым последствиям может привести деятельность человека? Ответьте на вопросы письменно, обсудите их предварительно с соседом по парте. Прочитайте ответы на вопросы. Посмотрите на последствия необдуманной деятельности человека. Физкультминутка: Мы гидросферу изучали и немножечко устали, вот поэтому нам тут – нужно просто отдохнуть. | На слайдах – фотографии «Использование гидросферы человеком» (рыболовство, получение электроэнергии, транспортные магистрали, промышленное и с/х производство, отдых) Чтение текста учебника (стр.123, 2 абзац) Отвечают на вопрос и заполняют схему в рабочих листах. СХЕМА «Источники загрязнения гидросферы» Называют водные объекты области и основные виды хозяйственной деятельности. Работа с фотографиями Получают информацию из фотографий Работа с текстом. Горнодобывающая промышленность, являющаяся основой экономики области, ориентирована на добычу золота и серебра из россыпных и рудных месторождений. Наибольший ущерб наносят разработки россыпей в поймах реки Колымы и ее притоков. В процессе их разведки и дальнейшей эксплуатации происходит уничтожение всех компонентов природного комплекса: разрушается почвенный покров, уничтожаются леса, сокращается животный мир, меняется микрорельеф, загрязняются реки и т.д. Многие речные долины центральной Колымы превратились в безжизненные пространства. Учащиеся определяют взаимосвязь всех компонентов природы и оболочек Земли, приходят к пониманию того, что деятельность человека приводит к необратимым последствиям. Ответы учащихся с использованием письменных ответов. Смотрят фотографии загрязненных водных объектов. Видеозарядка | Познавательные: -структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные - смыслообразование, т.е. побуждение ученика к деятельности Регулятивные (прогнозирование учащимися результата) Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решения и его реализация. Познавательные: -структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Коммуникативные - активное сотрудничество в представлении найденной информации | Презентация Учебник Фотографии, текст Фотографии Фотографии Презентация |
Этап первичной проверки понимания изученного |
- Давайте проверим все, что вы изучили сегодня на уроке, выполнив тест. - Проверьте ответы по ключу (возле правильного ответа ставим плюс, возле неправильного - минус): 1В, 2В, 3Б, 4А, 5Г - Кто справился со всеми заданиями теста или допустил одну ошибку, поднимите руки. Вы готовы к следующему заданию. | Работа с тестом. 1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором? A) выбросите его в реку Б) оставите на берегу B) заберете с собой Г) сожжете в костре, в том числе и пластмассовые изделия 2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия. А) ничего не стану делать Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху В) выловлю рыбу и выпущу в реку Г) выловленную рыбу продам на базаре 3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете? А) вырубите мешающие строительству деревья Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды 4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите? А) будете любоваться их красотой и сфотографируете Б) сорвёте их В) будете ходить по растениям 5. Охране речных вод от загрязнения способствует: А) добыча полезных ископаемых в долинах рек Б) размещение промышленных предприятий на берегах рек В) осушение болот в верховьях рек Г) ограничение использования удобрений в бассейне реки | | Тест |
Этап закрепления изученного |
- Забота о чистоте воды – одно из важнейших условий сохранения жизни на планете. Что вы можете сделать, чтобы сохранить водные ресурсы Земли? Ребята, предлагаю вам заполнить схему со своим соседом по парте. 1 ряд заполняет план действий по сохранению гидросферы в школе, 2 ряд – в природе, 3 ряд – дома. Работа со схемой «Что я могу сделать для охраны гидросферы»: Что я могу сделать для охраны гидросферы в школе Что я могу сделать для охраны гидросферы дома Что я могу сделать для охраны гидросферы в природе
Итак, давайте обсудим, что мы все вместе можем сделать для охраны гидросферы. Что вы можете добавить? | Учащиеся работают в парах с заданием, определяя план действий по охране гидросферы (по рядам). СХЕМА «Что я могу сделать для охраны гидросферы» Обсуждение результатов работы по заполнению схемы. | Регулятивные: Коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся и товарищами. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий. | |
Этап обобщения и систематизации |
- Докажите, что человек хищнически относится к потреблению воды? - Перечислите источники загрязнения гидросферы. - Как вы думаете, почему человек должен заботиться о качестве воды? - С какими оболочками Земли связана гидросфера? - Почему гидросфера имеет большое значение для жизни на Земле? Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Вода – ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире» | Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя | Познавательные общеучебные универсальные действия - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - синтез - составление целого из частей, в том числе достраивание с восполнением недостающих компонентов. | |
Этап информации о домашнем задании. |
Разработайте вместе с родителями на листе А-4 правила поведения на воде в различных ситуациях (задание на с.124 учебника) или выполните в тренажере задания 25-30 (стр. 54-55) Пар.37 | Ученики самостоятельно определяют объем домашнего задания (только повторение по учебнику, работа с заданиями тренажера, творческая работа совместно с родителями). | Личностные – личностное жизненное самоопределение. Регулятивные – планирование деятельности. Познавательные: - формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера | Карты атласа Учебник Интернет |
Этап подведения итогов учебного занятия |
Организация учителем подведения итогов деятельности учащихся на уроке: - Сегодня, ребята, вы работали в парах, успешно прошли все этапы, показали знания. - Кто не испытывал трудности при прохождении этапов? - Кто испытывал незначительные трудности и в чем они состояли? - Оцените свою работу и работу своего соседа по парте? Я благодарю вас за работу. Нарисуйте улыбающийся смайлик, если вам было комфортно на уроке, серьезный, если вы что-то не поняли и у вас остались вопросы, и грустный, если вам не понравился урок. | Ученики самостоятельно анализируют свою деятельность, участвуют в обсуждении результатов и самооценке, выявляют индивидуальные затруднения. | Личностные – оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей. Регулятивные: - коррекция реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, товарищем; - оценка в виде выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы; - саморегуляция как мобилизация сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствия. | |