СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Гидросфера и человек" 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка и презентация могут использоваться на заключительном уроке по теме "Гидросфера" в 6-м классе. Учащиеся работают в парах, используют для выполнения заданий один рабочий лист. Для рефлексии используются смайлики.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Гидросфера и человек" 6 класс»

Технологическая карта урока географии по теме: «Гидросфера и человек» (6 класс).


Дидактическая цель – выявить сформированность навыков учащихся по применению полученных знаний в новой учебной ситуации по теме «Гидросфера и человек»

Тип урока – изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Вид урока: комбинированный

Задачи урока:

1. Личностные результаты: создание условий для мотивации учения и управления познавательной деятельностью учащихся;

2. Метапредметные результаты: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, умение работать с текстом, фотографиями.

3. Предметные результаты: дать представление о роли гидросферы в жизни на Земле. Сформировать у учащихся представление о необходимости охраны гидросферы. Помочь учащимся понять, почему необходимо включение каждого человека в деятельность по охране гидросферы.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: парная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: презентация, учебник, фотографии, тест, произведение А. Экзюпери «Маленький принц», рабочий лист


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Средства обучения

Организационный этап урока

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку (учебник, дневник, рабочий лист). Рабочие листы предназначены для работы в паре. Вам нужно подписать две фамилии. Сдавать рабочий лист для проверки нужно только в том случае, если вы уверены, что справились с заданиями.

Психологический настрой на урок (улыбнулись соседу по парте).

Наш урок – это урок работы в сотрудничестве. Помощь друга вам поможет справиться с заданиями нашего урока.


Личностные (саморегуляция)


Этап актуализации субъектного опыта

Географический диктант

Как называется оболочка Земли, состоящая из воды?

(Гидросфера)

Сколько процентов объема гидросферы приходится на пресную воду (3%)

Что является главным источником пресной воды на планете? (Мировой океан)

Почему пресная вода на Земле не исчезает? (Мировой круговорот воды в природе)

Назовите источники пресной воды на суше. (Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота)

Как вы думаете, почему в мире говорят о водной проблеме, которая стоит перед человечеством?

- Сегодня мы заканчиваем изучение темы «Гидросфера». Давайте вместе определим, как будет называться тема нашего урока.

- Поднимите руки, кто читал произведение А.Экзюпери «Маленький принц»? Учитель зачитывает небольшой отрывок из произведения А. Экзюпери:

«– Мне хочется глотнуть этой воды, – промолвил Маленький принц. – Дай мне напиться…

Я поднес ведро к его губам. Он пил, закрыв глаза. Это было как самый прекрасный пир. Вода эта была не простая… Она была как подарок сердцу».

- О чем говорится в этом отрывке?

- Составьте словосочетания со словом «вода»?



- Тема нашего урока: «Гидросфера и человек». Основная цель урока – выяснить значение гидросферы для всего живого на Земле


Учащиеся отвечают на вопросы устно.













Выход на тему урока, постановка целей совместно с учителем

- обобщить знания о значении гидросферы для человека и всего живого на Земле;

- показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны;

- установить связь гидросферы с другими оболочками.







Мозговая атака (чистая вода, грязная вода, пресная вода, солёная вода, дождевая вода, тёплая вода, холодная вода, «мёртвая» вода, «живая» вода и т. д.; рассуждают, понимают, что вода – неотъемлемая часть жизни человека)


Анализ объектов с целью выявления существенных признаков












Личностные - смыслообразование


Познавательные (общеучебные и логические)


Регулятивные (целеполагание)

Презентация














Презентация

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

- Посмотрите на слайды презентации и ответьте на вопрос «Как человек использует гидросферу?»



-Перед вами две колбы. Я предлагаю вам выпить воды из этой колбы (предлагаю грязную воду). Какую бы воду вы выбрали для питья? Кто загрязняет воду?

- Давайте определим источники загрязнения гидросферы из текста учебника на стр. 123.


- В виде чего можно изобразить полученную информацию?


- Заполните схему в рабочем листе. Работайте вместе с соседом по парте.














- Назовите источники загрязнения гидросферы.


- Какие водные объекты Магаданской области вы знаете?


- Назовите, пожалуйста, основные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе?

- Посмотрите на фотографии (5 штук). Какие? изменения произошли в речной долине в результате добычи золота? Как изменились компоненты природы?

Прочитайте текст. Какова главная мысль этого текста? Как вы считаете, к каким необратимым последствиям может привести деятельность человека? Ответьте на вопросы письменно, обсудите их предварительно с соседом по парте.




















Прочитайте ответы на вопросы.


Посмотрите на последствия необдуманной деятельности человека.


Физкультминутка: Мы гидросферу изучали и немножечко устали, вот поэтому нам тут – нужно просто отдохнуть.

На слайдах – фотографии «Использование гидросферы человеком» (рыболовство, получение электроэнергии, транспортные магистрали, промышленное и с/х производство, отдых)





Чтение текста учебника (стр.123, 2 абзац)


Отвечают на вопрос и заполняют схему в рабочих листах.


СХЕМА «Источники загрязнения гидросферы»


Называют водные объекты области и основные виды хозяйственной деятельности.



Работа с фотографиями




Получают информацию из фотографий


Работа с текстом.

Горнодобывающая промышленность, являющаяся основой экономики области, ориентирована на добычу золота и серебра из россыпных и рудных месторождений. Наибольший ущерб наносят разработки россыпей в поймах реки Колымы и ее притоков. В процессе их разведки и дальнейшей эксплуатации происходит уничтожение всех компонентов природного комплекса: разрушается почвенный покров, уничтожаются леса, сокращается животный мир, меняется микрорельеф, загрязняются реки и т.д. Многие речные долины центральной Колымы превратились в безжизненные пространства.


Учащиеся определяют взаимосвязь всех компонентов природы и оболочек Земли, приходят к пониманию того, что деятельность человека приводит к необратимым последствиям.


Ответы учащихся с использованием письменных ответов.


Смотрят фотографии загрязненных водных объектов.


Видеозарядка

Познавательные:

-структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Личностные - смыслообразование, т.е. побуждение ученика к деятельности



Регулятивные (прогнозирование учащимися результата)


Коммуникативные - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, принятие решения и его реализация.








Познавательные:

-структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.


Коммуникативные - активное сотрудничество в представлении найденной информации













Презентация








Учебник





















Фотографии, текст








Фотографии





























Фотографии




Презентация



Этап первичной проверки понимания изученного

- Давайте проверим все, что вы изучили сегодня на уроке, выполнив тест.















- Проверьте ответы по ключу (возле правильного ответа ставим плюс, возле неправильного - минус): 1В, 2В, 3Б, 4А, 5Г

- Кто справился со всеми заданиями теста или допустил одну ошибку, поднимите руки. Вы готовы к следующему заданию.

Работа с тестом.

1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после вашего пребывания мусором?

A) выбросите его в реку

Б) оставите на берегу

B) заберете с собой

Г) сожжете в костре, в том числе и пластмассовые изделия

2. После весеннего разлива реки в понижениях берегов остаётся много рыбы. Ваши действия.

А) ничего не стану делать

Б) наловлю рыбу, чтобы сварить уху

В) выловлю рыбу и выпущу в реку

Г) выловленную рыбу продам на базаре

3: Вам представилась возможность построить дом на лесистом берегу реки. Что вы сделаете?

А) вырубите мешающие строительству деревья

Б) выберете полянку, находящуюся на некотором расстоянии от воды

4: На берегу водоёма и на его поверхности вы видите множество красивых растений. Как вы поступите?

А) будете любоваться их красотой и сфотографируете

Б) сорвёте их

В) будете ходить по растениям

5. Охране речных вод от загрязнения способствует:

А) добыча полезных ископаемых в долинах рек

Б) размещение промышленных предприятий на берегах рек

В) осушение болот в верховьях рек

Г) ограничение использования удобрений в бассейне реки


Тест






Этап закрепления изученного

- Забота о чистоте воды – одно из важнейших условий сохранения жизни на планете. Что вы можете сделать, чтобы сохранить водные ресурсы Земли? Ребята, предлагаю вам заполнить схему со своим соседом по парте. 1 ряд заполняет план действий по сохранению гидросферы в школе, 2 ряд – в природе, 3 ряд – дома. Работа со схемой «Что я могу сделать для охраны гидросферы»:

  1. Что я могу сделать для охраны гидросферы в школе

  2. Что я могу сделать для охраны гидросферы дома

  3. Что я могу сделать для охраны гидросферы в природе



Итак, давайте обсудим, что мы все вместе можем сделать для охраны гидросферы. Что вы можете добавить?

Учащиеся работают в парах с заданием, определяя план действий по охране гидросферы (по рядам).




СХЕМА «Что я могу сделать для охраны гидросферы»

Обсуждение результатов работы по заполнению схемы.

Регулятивные:

Коррекциявнесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся и товарищами.

Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий.


Этап обобщения и систематизации

- Докажите, что человек хищнически относится к потреблению воды?

- Перечислите источники загрязнения гидросферы.

- Как вы думаете, почему человек должен заботиться о качестве воды?

- С какими оболочками Земли связана гидросфера?

- Почему гидросфера имеет большое значение для жизни на Земле?

Недаром французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил: «Вода – ты сама жизнь… Ты самое большое богатство в мире»

Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя












Познавательные общеучебные универсальные действия - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- синтез - составление целого из частей, в том числе достраивание с восполнением недостающих компонентов.














Этап информации о домашнем задании.

Разработайте вместе с родителями на листе А-4 правила поведения на воде в различных ситуациях (задание на с.124 учебника) или выполните в тренажере задания 25-30 (стр. 54-55)

Пар.37











Ученики самостоятельно определяют объем домашнего задания (только повторение по учебнику, работа с заданиями тренажера, творческая работа совместно с родителями).

Личностные – личностное жизненное самоопределение.


Регулятивные – планирование деятельности.


Познавательные:

- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Карты атласа

Учебник

Интернет










Этап подведения итогов учебного занятия

Организация учителем подведения итогов деятельности учащихся на уроке:

- Сегодня, ребята, вы работали в парах, успешно прошли все этапы, показали знания.

- Кто не испытывал трудности при прохождении этапов?

- Кто испытывал незначительные трудности и в чем они состояли?

- Оцените свою работу и работу своего соседа по парте?


















Я благодарю вас за работу. Нарисуйте улыбающийся смайлик, если вам было комфортно на уроке, серьезный, если вы что-то не поняли и у вас остались вопросы, и грустный, если вам не понравился урок.


Ученики самостоятельно анализируют свою деятельность, участвуют в обсуждении результатов и самооценке, выявляют индивидуальные затруднения.

Личностные – оценивание усваиваемого содержания, исходя из личностных ценностей.

Регулятивные:

- коррекция реального действия и его результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, товарищем;

- оценка в виде выделения и осознания обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результатов работы;

- саморегуляция как мобилизация сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствия.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!