СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Гидросфера и человек"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии "Гидросфера и человек" с презентацией для 8 класса. продуманный тест для проверки уровня усвоения знаний. интересная физкультминутка, позволяющая поддерживать работоспособность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«гидросфера и человек»

Технологическая карта урока



Предмет: география

Класс: 8

Ф.И.О. учителя: Зейнетдинов Э.М.

Тема урока: « Гидросфера и человек»


Тип урока: комбинированный.


Цели урока:


Образовательные:

-формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их значении;

-дать понятие о размещении водных ресурсов по территории России;

-дать понятие о водном кадастре, стихийных природных явлениях, связанных с водой;

-сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников.

Развивающие:

-формирование умения самостоятельной работы с атласом;

-формирование умений извлекать нужную информацию и делать выводы;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

-развитие информационной культуры учащихся;

Воспитательные:

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении

-продолжение экологического воспитания школьников;

-привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;

-привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему здоровью;

-развитие чувства прекрасного.

Планируемые результаты обучения:


предметные: подчеркнуть особое значение воды для жизни на Земле; оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;

закрепить знания о внутренних водах России; развивать умение работать с картой; осуществлять уровневую

дифференциацию знаний, совершенствовать умение анализировать сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения;

сформировать убеждение в необходимости бережного отношения к водным ресурсам; воспитывать интерес к изучению краеведческого материала

личностные: стимулировать творческую активность учащихся, способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе обсуждения вопросов изучаемой темы, продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества; формировать информационную культуру; потребность в приобретении знаний;

метапредметные: показать связь изученного материала с реальной жизнью; воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине; воспитывать чувство прекрасного и удивительного в природе, чувство рачительного хозяина своей страны.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Педтехнологии: технология создания успеха на уроке, личностно-ориентированные, ИКТ

Приёмы и методы учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, развивающие логические задачи; частично –поисковый метод,объяснительно- иллюстративный; эвристический .

УМК: учебник Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский,-М. ООО « Русское слово», 2016 г.

Ресурсы: физическая карта России, атласы, презентация «Гидросфера и человек».





Этапы урока

(время)


Задачи этапа

Деятельность учителя


Деятельность учащихся


Формируемые УУД:

личностные;

коммуникативные;

регулятивные;

познавательные


1.Этап мотивации

(самоопределения)

к учебной деятельности

(1мин.)


Создать

благоприятный

психологический

настрой на работу


Организационный момент. Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих.


Приветствуют учителя, сообщают об

отсутствующих.

Личностные УУД: уметь смотивировать себя на

целенаправленную познавательную деятельность



2.Этап актуализации и пробного учебного

действия.( 6 мин.)


Актуализация

опорных знаний и

способов действий

.


Организует познавательную деятельность учащихся.

Создает ситуацию успеха с помощью «Мягкой посадки», т.е. учащиеся садятся только тогда, когда отвечают на вопросы по пройденной теме: «Что такое - речная система; исток; устье; бассейн; уклон реки; паводок; подземные воды; болота; озера?»


Воспроизводят имеющиеся знания

о внутренних водах.


Познавательные УУД: умение структурировать знания.


Коммуникативные УУД: умение оформлять свои

мысли в устной и письменной форме.


3.Этап выявления места и причины затруднения.

(3 мин.)


Обеспечение

мотивации учения

детьми, принятия ими

целей урока.


Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один сказал - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав?

Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы

совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды.

Мы продолжим изучать тему «Внутренние воды»

и сегодня будем говорить о водных ресурсах России и их охране.

Учитель просит учащихся сформулировать цели и задачи урока, исходя из предложенного плана урока.


Ученики выдвигают свои предположения. Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь (слайд 1).

Ученики самостоятельно формулируют цели и задачи урока (слайд 2)

Планируют свою работу на уроке.



Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать деятельность.


Познавательные УУД: умение анализировать и делать выводы.

4. Этап построения

проекта выхода из

затруднения.

(7 мин.)


Включение учащихся

в целенаправленную

деятельность.


Организует деятельность учащихся таким образом, чтобы они подошли к пониманию определения «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ».

А что такое водные ресурсы?

Сравним ваше определение и то, что дано в учебнике на с.165 .Перепишите его в тетрадь. Рассмотрите схему «Природные воды и человек» на с.166.

Какое взаимное влияние оказывает «человек на воды» и «воды на человека»? Какой вывод мы можем сделать, рассмотрев эту схему?

Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся и помогает с выполнением заданий.



Учащиеся пытаются сами дать определение. Записывают в тетрадь

определение «Водные ресурсы».

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике.


Делают самостоятельный вывод о

влиянии человека на воду и воды на

человека.


Познавательные УУД: умение работать с текстом и рисунками учебника. Выполнение учебно-практической задачи.


Коммуникативное УУД: Формируются навыки

активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения.


Регулятивные УУД: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование.


5.Этап первичного

закрепления с проговариванием

во внешней речи.

(20 мин.)



Актуализация мыслительной деятельности

Учащихся. - «Откройте в атласе физическую карту

России . Какие виды водных ресурсов показаны на

карте России? Какие водные ресурсы не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно?

Где крупных рек больше всего? С чем это связано? Какой вывод мы можем сделать? Хорошо ли обеспечена Россия водными ресурсами?

Постановка проблемного вопроса - «Как вы считаете, может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка пресной воды и почему?

Приведите примеры использования воды человеком?»

Учитель предлагает учащимся , правильно ответившим на вопросы , подойти к доске и с помощью готовых карточек заполнить схемы на доске « Использование водных ресурсов человеком.»

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ



РЫБОЛОВСТВО ПРОИЗВОДСТВО

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ОТДЫХ НА ВОДЕ

ТРАНСПОРТНЫЕ

ВОДНЫЕ УСЛУГИ


СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ



НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА



К сожалению, в нашей стране пока еще большинство людей живут в соответствии со словами монгольской пословицы: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник».Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа.

Представим крайнюю ситуацию: вода исчезнет или будет непригодна для использования человеком. К чему это приведет? Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации? Подумайте, какие мероприятия по охране вод вы можете предложить? Обсудите это группой и запишите в тетрадь. Давайте проверим ваши записи. А теперь посмотрите на экран (слайд 4).

Практическая работа.


Существует мнение, что промышленность тратит большую часть воды. На самом деле, из воды, поступающей в город ежесуточно, промышленность забирает лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное –в жилые дома.

Мы с вами тоже являемся водопотребителями и водопользователями. А какое количество воды мы тратим в домашних условиях ? Вычислите количество воды, которую расходует одна семья в год , состоящая из 4 человек , если известно, что на одного жителя в сутки приходиться примерно 70 ведер воды?

Скажите, сколько вагонов-цистерн необходимо в год вашей семье, если один вагон вмещает примерно

100 м3?

Как можно экономить воду дома?



Работают с физической картой России.

Отвечают на вопросы и делают

самостоятельно вывод о том, что Россия богата водными ресурсами.



Анализируют информацию, делают

записи в тетради.



Составляют в тетради схему

« Использование водных ресурсов человеком».




Отвечают на вопросы, делают выводы, приводят примеры.

















Предлагают мероприятия по охране

вод (работа в группах)

















Рассматривают слайд и делают

выводы.

Выполняют практическую работу.

Определяют роль и значение

ЖКХ при использовании пресной воды в

бытовых нуждах населения.Вспоминают из курса физики,сколько воды содержится в 1 м3

Решают задачи.

70 ведер — это примерно 700

литров, т.к. в одном ведре -10л

воды. Значит, для определения

количества воды в сутки на семью,

нужно 700*а*365, где «а»- количество

человек в семье (а=4, ответ

1022000л или 1022м3 вагонов-цистерн)


Регулятивные УУД: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование.


Познавательные УУД : умение работать с картами и атласами, анализировать и делать выводы.


Коммуникативные УУД: умение работать в группе.


Личностные УУД: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы и поиск способов её решения.

.


6.Этап

самостоятельной

работы с

самопроверкой по

эталону(5 мин.)


Выявление качества и

уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий,

установление причин

выявленных недостатков


Проверяет усвоение материала о водных ресурсах и их охране. Предлагает учащимся тесты для самостоятельной работы.


Выполняют самостоятельно тест.

Проверяют по ключам ответы теста.

Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание.

Познавательные УУД: умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.


Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности



7.Этап.

Информация

о домашнем задании. (1 мин.)


Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания.

.


Задаёт домашнее задание учащимся.

?


Записывают в дневник домашнее задание и задают интересующие их вопросы.



8. Этап рефлексии

учебной деятельности на уроке.(3 мин.)


Инициировать

рефлексию детей по их собственной деятельности и

взаимодействия с

учителем и одноклассниками.



Учитель организует рефлексию.

Выставляет оценки.


Ребята по кругу высказываются

одним предложением, выбирая

начало

фразы из рефлексивного экрана

(слайд 7):

1.сегодня я узнал...

2.было интересно...

3.было трудно...

4.я выполнял задания...

5.я понял, что...

6.теперь я могу...

7. я почувствовал, что...

8.я приобрел...

9.я научился...

10.у меня получилось ...

11. я смог...

12.я попробую...

13.меня удивило...

14.урок дал мне для жизни...

15.мне захотелось...


Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.


Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои

мысли в устной форме, задать вопрос.


Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.



Физкультминутка

Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (учащиеся садятся)



Совокупность рек, изливающих воды одним общим руслом или системой протоков в море, озеро или другой водоем - речная система (Валл)

Место, где водоток берет свое начало – исток (Калинин)



Конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море или другую реку- устье ( Песков)



Территория земной поверхности, с которой все поверхностные и грунтовые воды стекают в данный водоем или водоток- бассейн ( Федоров)



Отношение падения реки на каком – либо участке к длине этого участка- уклон реки( Кирштейн)

Быстрое временное поднятие уровня воды в реках вследствие таяния снега, сильных дождей, обвала в горах лавин- паводок ( Данилов)



Вода, находящаяся в верхней части земной коры ( до глубины 12- 16 км) в жидком , твердом и парообразном состоянии- подземные воды ( Лукачев)



Болота- топкое место, обычно со стоячей водой – болота (Платонов)

Водоемы в углублениях суши- озеро (Алексеев)







ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ



ПРОИЗВОДСТВО

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ



ВОДНЫЕ УСЛУГИ



СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ



СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

ТРАНСПОРТНЫЕ

РЫБОЛОВСТВО



ОТДЫХ НА ВОДЕ



ВОДНЫЕ УСЛУГИ



НАСЕЛЕНИЯ



ПРОМЫШЛЕННОСТИ











НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО

ХОЗЯЙСТВА







Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Основные понятия Исток Начало реки. Устье Место впадения реки в другую реку, озеро или море. Падение реки  разность отметок высот поверхности воды у истока и устья реки или на отдельном ее участке Уклон реки отношение падения  реки  (или другого водотока) на каком-либо её участке к длине этого участка. Русло Наиболее углубленная часть речной долины, по которой протекает речной поток . Пойма Затопляемая часть речной долины. Притоки: правый, левый Если встать по течению реки, то справа – правый приток, слева – левый. Меандра Плавный изгиб русла равнинной реки.

Основные понятия

Исток

Начало реки.

Устье

Место впадения реки в другую реку, озеро или море.

Падение реки

разность отметок высот поверхности воды у истока и устья реки или на отдельном ее участке

Уклон реки

отношение падения  реки  (или другого водотока) на каком-либо её участке к длине этого участка.

Русло

Наиболее углубленная часть речной долины, по которой протекает речной поток .

Пойма

Затопляемая часть речной долины.

Притоки: правый, левый

Если встать по течению реки, то справа – правый приток, слева – левый.

Меандра

Плавный изгиб русла равнинной реки.

Основные понятия Паводок Резкий подъем воды,  вызванный ливневыми дождями или бурным таянием снегов  Половодье Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной  это воды, находящиеся в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км) в жидком, твердом и парообразном состояниях Подземные воды Болота это участок земной поверхности, обладающий избыточным увлажнением Озера Озеро  — это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном

Основные понятия

Паводок

Резкий подъем воды,  вызванный ливневыми дождями или бурным таянием снегов 

Половодье

Разлив реки при таянии снега и вскрытии ото льда весной

это воды, находящиеся в верхней части земной коры (до глубины 12-16 км) в жидком, твердом и парообразном состояниях

Подземные воды

Болота

это участок земной поверхности, обладающий избыточным увлажнением

Озера

Озеро  — это замкнутое углубление суши, заполненное водой и не имеющее непосредственной связи с океаном

гидросфера

гидросфера

Человек и гидросфера Учитель географии ЗейнетдиновЭ.М.

Человек и гидросфера

Учитель географии

ЗейнетдиновЭ.М.

Физкультминутка   Тихо плещется вода,  Мы плывём по тёплой речке. ( Плавательные движения руками )  В небе тучки, как овечки,  Разбежались, кто куда. ( Потягивания — руки вверх и в стороны )  Мы из речки вылезаем,  Чтоб обсохнуть, погуляем. ( Ходьба на месте )  А теперь глубокий вдох.  И садимся на песок. ( садятся )

Физкультминутка

Тихо плещется вода, Мы плывём по тёплой речке. ( Плавательные движения руками ) В небе тучки, как овечки, Разбежались, кто куда. ( Потягивания — руки вверх и в стороны ) Мы из речки вылезаем, Чтоб обсохнуть, погуляем. ( Ходьба на месте ) А теперь глубокий вдох. И садимся на песок. ( садятся )

Вычислите количество воды, которую расходует одна семья в год , состоящая из 4 человек , если известно, что на одного жителя в сутки приходиться примерно 70 ведер воды?  Скажите, сколько вагонов-цистерн необходимо в год вашей семье, если один вагон вмещает примерно  100 м3?

Вычислите количество воды, которую расходует одна семья в год , состоящая из 4 человек , если известно, что на одного жителя в сутки приходиться примерно 70 ведер воды?

Скажите, сколько вагонов-цистерн необходимо в год вашей семье, если один вагон вмещает примерно

100 м3?

1.сегодня я узнал... 2.было интересно... 3.было трудно... 4.я выполнял задания... 5.я понял, что... 6.теперь я могу... 7. я почувствовал, что... 8.я приобрел... 9.я научился... 10.у меня получилось ... 11. я смог... 12.я попробую... 13.меня удивило... 14.урок дал мне для жизни... 15.мне захотелось...

1.сегодня я узнал...

2.было интересно...

3.было трудно...

4.я выполнял задания...

5.я понял, что...

6.теперь я могу...

7. я почувствовал, что...

8.я приобрел...

9.я научился...

10.у меня получилось ...

11. я смог...

12.я попробую...

13.меня удивило...

14.урок дал мне для жизни...

15.мне захотелось...

1. сегодня я узнал... 2. было интересно... 3. было трудно... 4. я выполнял задания... 5. я понял, что... 6. теперь я могу... 7. я почувствовал, что... 8. я приобрел... 9. я научился... 10.у меня получилось ... 11. я смог... 12.я попробую... 13.меня удивило... 14.урок дал мне для жизни... 15.мне захотелось...
  • 1. сегодня я узнал...
  • 2. было интересно...
  • 3. было трудно...
  • 4. я выполнял задания...
  • 5. я понял, что...
  • 6. теперь я могу...
  • 7. я почувствовал, что...
  • 8. я приобрел...
  • 9. я научился...
  • 10.у меня получилось ...
  • 11. я смог...
  • 12.я попробую...
  • 13.меня удивило...
  • 14.урок дал мне для жизни...
  • 15.мне захотелось...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!