Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 8
Ф.И.О. учителя: Зейнетдинов Э.М.
Тема урока: « Гидросфера и человек»
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
-формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их значении;
-дать понятие о размещении водных ресурсов по территории России;
-дать понятие о водном кадастре, стихийных природных явлениях, связанных с водой;
-сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников.
Развивающие:
-формирование умения самостоятельной работы с атласом;
-формирование умений извлекать нужную информацию и делать выводы;
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-развитие информационной культуры учащихся;
Воспитательные:
-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении
-продолжение экологического воспитания школьников;
-привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;
-привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему здоровью;
-развитие чувства прекрасного.
Планируемые результаты обучения:
предметные: подчеркнуть особое значение воды для жизни на Земле; оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;
закрепить знания о внутренних водах России; развивать умение работать с картой; осуществлять уровневую
дифференциацию знаний, совершенствовать умение анализировать сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения;
сформировать убеждение в необходимости бережного отношения к водным ресурсам; воспитывать интерес к изучению краеведческого материала
личностные: стимулировать творческую активность учащихся, способствовать воспитанию толерантности и этики в процессе обсуждения вопросов изучаемой темы, продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества; формировать информационную культуру; потребность в приобретении знаний;
метапредметные: показать связь изученного материала с реальной жизнью; воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине; воспитывать чувство прекрасного и удивительного в природе, чувство рачительного хозяина своей страны.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Педтехнологии: технология создания успеха на уроке, личностно-ориентированные, ИКТ
Приёмы и методы учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, развивающие логические задачи; частично –поисковый метод,объяснительно- иллюстративный; эвристический .
УМК: учебник Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский,-М. ООО « Русское слово», 2016 г.
Ресурсы: физическая карта России, атласы, презентация «Гидросфера и человек».
Этапы урока (время) | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД: личностные; коммуникативные; регулятивные; познавательные |
1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1мин.) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Организационный момент. Приветствует уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет отсутствующих. | Приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих. | Личностные УУД: уметь смотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия.( 6 мин.) | Актуализация опорных знаний и способов действий . | Организует познавательную деятельность учащихся. Создает ситуацию успеха с помощью «Мягкой посадки», т.е. учащиеся садятся только тогда, когда отвечают на вопросы по пройденной теме: «Что такое - речная система; исток; устье; бассейн; уклон реки; паводок; подземные воды; болота; озера?» | Воспроизводят имеющиеся знания о внутренних водах. | Познавательные УУД: умение структурировать знания. Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
3.Этап выявления места и причины затруднения. (3 мин.) | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока. | Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один сказал - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды. Мы продолжим изучать тему «Внутренние воды» и сегодня будем говорить о водных ресурсах России и их охране. Учитель просит учащихся сформулировать цели и задачи урока, исходя из предложенного плана урока. | Ученики выдвигают свои предположения. Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь (слайд 1). Ученики самостоятельно формулируют цели и задачи урока (слайд 2) Планируют свою работу на уроке. | Регулятивные УУД: умение ставить цель, планировать деятельность. Познавательные УУД: умение анализировать и делать выводы. |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения. (7 мин.) | Включение учащихся в целенаправленную деятельность. | Организует деятельность учащихся таким образом, чтобы они подошли к пониманию определения «ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ». А что такое водные ресурсы? Сравним ваше определение и то, что дано в учебнике на с.165 .Перепишите его в тетрадь. Рассмотрите схему «Природные воды и человек» на с.166. Какое взаимное влияние оказывает «человек на воды» и «воды на человека»? Какой вывод мы можем сделать, рассмотрев эту схему? Во время работы учащихся, по мере необходимости, учитель отвечает на вопросы учащихся и помогает с выполнением заданий. | Учащиеся пытаются сами дать определение. Записывают в тетрадь определение «Водные ресурсы». Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Делают самостоятельный вывод о влиянии человека на воду и воды на человека. | Познавательные УУД: умение работать с текстом и рисунками учебника. Выполнение учебно-практической задачи. Коммуникативное УУД: Формируются навыки активного слушания и умение выделять главное из устного сообщения. Регулятивные УУД: контроль в форме сравнения результата с заданным эталоном; прогнозирование. |
5.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (20 мин.) | | Актуализация мыслительной деятельности Учащихся. - «Откройте в атласе физическую карту России . Какие виды водных ресурсов показаны на карте России? Какие водные ресурсы не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно? Где крупных рек больше всего? С чем это связано? Какой вывод мы можем сделать? Хорошо ли обеспечена Россия водными ресурсами? Постановка проблемного вопроса - «Как вы считаете, может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка пресной воды и почему? Приведите примеры использования воды человеком?» Учитель предлагает учащимся , правильно ответившим на вопросы , подойти к доске и с помощью готовых карточек заполнить схемы на доске « Использование водных ресурсов человеком.» ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ РЫБОЛОВСТВО ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ОТДЫХ НА ВОДЕ ТРАНСПОРТНЫЕ ВОДНЫЕ УСЛУГИ СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА К сожалению, в нашей стране пока еще большинство людей живут в соответствии со словами монгольской пословицы: «Человек не ценит воду, пока не иссякнет источник».Человеку же с каждым годом требуется все больше пресной, чистой воды. Некоторые страны уже испытывают нехватку чистой пресной воды и вынуждены ввозить ее из-за рубежа. Представим крайнюю ситуацию: вода исчезнет или будет непригодна для использования человеком. К чему это приведет? Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации? Подумайте, какие мероприятия по охране вод вы можете предложить? Обсудите это группой и запишите в тетрадь. Давайте проверим ваши записи. А теперь посмотрите на экран (слайд 4). Практическая работа. Существует мнение, что промышленность тратит большую часть воды. На самом деле, из воды, поступающей в город ежесуточно, промышленность забирает лишь четверть. Столько же идет в столовые, детские сады, больницы. Остальное –в жилые дома. Мы с вами тоже являемся водопотребителями и водопользователями. А какое количество воды мы тратим в домашних условиях ? Вычислите количество воды, которую расходует одна семья в год , состоящая из 4 человек , если известно, что на одного жителя в сутки приходиться примерно 70 ведер воды? Скажите, сколько вагонов-цистерн необходимо в год вашей семье, если один вагон вмещает примерно 100 м3? Как можно экономить воду дома? | Работают с физической картой России. Отвечают на вопросы и делают самостоятельно вывод о том, что Россия богата водными ресурсами. Анализируют информацию, делают записи в тетради. Составляют в тетради схему « Использование водных ресурсов человеком». Отвечают на вопросы, делают выводы, приводят примеры. Предлагают мероприятия по охране вод (работа в группах) Рассматривают слайд и делают выводы. Выполняют практическую работу. Определяют роль и значение ЖКХ при использовании пресной воды в бытовых нуждах населения.Вспоминают из курса физики,сколько воды содержится в 1 м3 Решают задачи. 70 ведер — это примерно 700 литров, т.к. в одном ведре -10л воды. Значит, для определения количества воды в сутки на семью, нужно 700*а*365, где «а»- количество человек в семье (а=4, ответ 1022000л или 1022м3 вагонов-цистерн) | Регулятивные УУД: правильное изложение своих мыслей, планирование, прогнозирование. Познавательные УУД : умение работать с картами и атласами, анализировать и делать выводы. Коммуникативные УУД: умение работать в группе. Личностные УУД: формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы и поиск способов её решения. . |
6.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону(5 мин.) | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Проверяет усвоение материала о водных ресурсах и их охране. Предлагает учащимся тесты для самостоятельной работы. | Выполняют самостоятельно тест. Проверяют по ключам ответы теста. Выставляют оценку за выполненную работу (в соответствии с критериями), затем осуществляют взаимооценивание. | Познавательные УУД: умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД: умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
7.Этап. Информация о домашнем задании. (1 мин.) | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. . | Задаёт домашнее задание учащимся. ? | Записывают в дневник домашнее задание и задают интересующие их вопросы. | |
8. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.(3 мин.) | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. | Учитель организует рефлексию. Выставляет оценки. | Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана (слайд 7): 1.сегодня я узнал... 2.было интересно... 3.было трудно... 4.я выполнял задания... 5.я понял, что... 6.теперь я могу... 7. я почувствовал, что... 8.я приобрел... 9.я научился... 10.у меня получилось ... 11. я смог... 12.я попробую... 13.меня удивило... 14.урок дал мне для жизни... 15.мне захотелось... | Личностные УУД: готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, задать вопрос. Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. |
Физкультминутка
Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (учащиеся садятся)
Совокупность рек, изливающих воды одним общим руслом или системой протоков в море, озеро или другой водоем - речная система (Валл)
Место, где водоток берет свое начало – исток (Калинин)
Конечный участок реки, место впадения реки в водохранилище, озеро, море или другую реку- устье ( Песков)
Территория земной поверхности, с которой все поверхностные и грунтовые воды стекают в данный водоем или водоток- бассейн ( Федоров)
Отношение падения реки на каком – либо участке к длине этого участка- уклон реки( Кирштейн)
Быстрое временное поднятие уровня воды в реках вследствие таяния снега, сильных дождей, обвала в горах лавин- паводок ( Данилов)
Вода, находящаяся в верхней части земной коры ( до глубины 12- 16 км) в жидком , твердом и парообразном состоянии- подземные воды ( Лукачев)
Болота- топкое место, обычно со стоячей водой – болота (Платонов)
Водоемы в углублениях суши- озеро (Алексеев)
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
ПРОИЗВОДСТВО
ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
ВОДНЫЕ УСЛУГИ
СНАБЖЕНИЕ ВОДОЙ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
ТРАНСПОРТНЫЕ
РЫБОЛОВСТВО
ОТДЫХ НА ВОДЕ
ВОДНЫЕ УСЛУГИ
НАСЕЛЕНИЯ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО
ХОЗЯЙСТВА