по теме: «Арифметические операции в позиционных системах счисления».
профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
формирование навыков самоорганизации и инициативы.
-выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
-самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем.
-извлекать необходимую информацию из полученной информации (выделять общее и особенное).
– понимать и правильно использовать различные термины («арифметические операции», «системы счисления»);
Сформировать представления об арифметических операциях в позиционных системах счисления.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |
Предмет | Информатика |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области « Пугачёвский политехнический лицей », специальность технического профиля 190631.01/23.01.03 «автомеханик», группа 18 | 9 | |
Тема урока | «Арифметические операции в позиционных системах счисления» ( 13 урок темы 2.1 «Подходы к понятию и измерению информации ») | | | |
Планируемые образовательные результаты | | | | |
Личностные | Метапредметные | Предметные | | |
1. У студентов будут сформированы: -интерес к информатике и ИКТ; -стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам; 2. Студент получит возможность: -повышать свой образовательный уровень и продолжать обучение с использованием средств и методов информатики и ИКТ; - формировать умение слушать, формулировать и аргументировать своё мнение; -совершенствовать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности. | 1. Студент научится: -выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки; -действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. -самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных проблем. 2. Студент получит возможность научиться: - анализировать результаты своей деятельности и затрачиваемых ресурсов; -извлекать необходимую информацию из полученной информации (выделять общее и особенное). | 1. Студенты научатся – понимать и правильно использовать различные термины («арифметические операции», «системы счисления»); - выполнять арифметические операции в различных системах счисления; 2. Студенты получат возможность - расширить знания о системах счисления. | | |
Решаемые учебные проблемы | Сформировать представления об арифметических операциях в позиционных системах счисления. | | | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | · Позиционные системы счисления · Арифметические операции в позиционных системах счисления; · Основание системы счисления · Разряд | | | |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийное оборудование, интерактивная доска ,персональные компьютеры для студентов | | | |
Методическое назначение средств ИКТ | Обучающее (демонстрация материалов при изучении темы), контролирующее (электронный тест) | | | |
Аппаратное и программное обеспечение | Персональные компьютеры с выходом в Интернет с установленной ОС Windows, мультимедийный проектор, интерактивная доска , прикладная программа Microsoft PowerPoint | | | |
Образовательные интернет-ресурсы | Демонстрация к лекции (http://school-collection. *****/catalog/res/58ada0e5-fc12-42ba583b483569/view/), интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» (http://school-collection. *****/catalog/res/fc77f535-0cb67c-fa2ecf567d46/view/), домашнее задание №12 (http://school-collection. *****/catalog/res/45c8a8d0-6ff2-49bb8c4337e0/view/). | | | |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | | | | |
ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | | | | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Активизация познавательной деятельности. Актуализация полученных ранее знаний по разделу. Мотивация к изучению новой темы. | Вступительное слово преподавателя: Здравствуйте, сегодня мы с вами будем размышлять, думать, считать, возможно, и ошибаться, и ошибаться не раз, но не бойтесь ошибаться. «Кто на многое отваживается, тот неизбежно во многом и ошибается». Повторение (разминка) (Слайд 2) Прочитайте шуточное стихотворение А. Н. Старикова «Необыкновенная девочка» и попробуйте разгадать загадку поэта. В какой системе счисления по вашему мнению записаны числа? Почему? Выпишите упомянутые в стихотворении числа и переведите их в десятичную систему счисления. Ей было тысяча сто лет, Она в сто первый класс ходила, В портфеле по сто книг носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими десятью ушами, И десять загорелых рук Портфель и поводок держали. | Когда, пыля десятком ног, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато стоногий. | И десять темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. | Студенты переводят числа в десятичную систему счисления и читают стихотворение: Ей было 12 лет, Она в 5 класс ходила, В портфеле по четыре книги носила. Все это правда, а не бред. | Она ловила каждый звук Своими двумя ушами, И две загорелые руки Портфель и поводок держали. | Когда, пыля двумя ногами, Она шагала по дороге, За ней всегда бежал щенок С одним хвостом, зато четырехногий. | И двое темно-синих глаз Рассматривали мир привычно … Но станет все совсем обычным, Когда поймете наш рассказ. | (Слайд 3)Ответьте на вопросы: 1. Какие из чисел записаны с ошибкой и почему? 1577, 12002, 1348, 19548, 1А,6716 2. Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа: 10, 21, 201, 1201 3. Какой цифрой заканчивается четное двоичное число? Какой цифрой заканчивается нечетное двоичное число? (ответы показывать после каждого вопроса) | | |
Формируемые УУД | Познавательные (общеучебные – работа с информацией) Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний) | | | |
Длительность этапа | 5-7 мин | | | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Коммуникативная | | | |
Методы обучения | Дискуссия | | | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Интерактивный комплекс | | | |
Формы организации деятельности студентов | Фронтальная | | | |
Функции/роль преподавателя на данном этапе | Преподаватель-дирижёр | | | |
Основные виды деятельности преподавателя | Проверяет готовность студентов к уроку; Выдвигает проблему; Создаёт эмоциональный настрой; Побуждает к высказыванию своего мнения | | | |
ЭТАП 2. Организация и самоорганизация студентов в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | | | | |
| | | | |
Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов | Формирование навыка выполнять арифметические операции в различных системах счисления. Расширение знаний о системах счисления. | Объяснение нового материала 1. Сейчас, как и много лет назад, с той же убедительностью звучат мудрые слова Лейбница: «Не будем спорить, а будем вычислять». Люди всегда искали и изобретательно находили различные вспомогательные средства, облегчающие вычислительную работу. От известных всем русских счетов, от специальных печатных таблиц, которыми широко пользуются и в школе, от арифмометра и логарифмической линейки к современным электронным вычислительным машинам — вот тот путь, который прошла вычислительная техника за сравнительно короткое время. создаются «вычислительные центры»— фабрики механизированного счета, оснащенные чудесными «умными» машинами, заменяющими труд многих сотен математиков-вычислителей. Скажите, пожалуйста, а какие действия можно выполнять с числами? (студенты называют: «сложение», «вычитание», «умножение», «деление» и т. д.) Как можно назвать все эти действия? (арифметические операции). Вот мы и отгадали название новой темы (арифметические операции в позиционных системах счисления) (слайд 4). Тема записывается в тетрадь. Правила выполнения основных арифметических операций в любой позиционной системе счисления подчиняются тем же законам, что и в десятичной системе. Начнем со сложения и вычитания в десятичной системе счисления. (слайд 5)Студенты открывают демонстрацию к лекции (Ресурс 1, Таблица 1) При сложении цифры суммируются по …… (разрядам отвечает студент), и если при этом возникает переполнение разряда, то …….(производится перенос в старший разряд.) Переполнение разряда наступает тогда, когда величина числа в нем становится равной или большей основания системы счисления. Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды 6 - 8) При вычитании из меньшей цифры большей …….(в старшем разряде занимается единица) которая при переходе в младший разряд будет равна основанию системы счисления (слайд9) Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайды При умножении многозначных чисел в различных позиционных системах применяется алгоритм перемножения чисел в столбик, с учетом основания системы счисления. (слайд13) Деление в любой позиционной системе производится по тем же правилам, как и деление углом в десятичной системе, то есть сводится к операциям умножения и вычитания.(слайд14) Примеры выполняются в тетрадях и проверяются на слайдах. (слайд 15) Арифметические операции в перечисленных системах можно выполнять, используя программу Калькулятор (слайд16) | | |
Формируемые УУД | Познавательные (логические), Регулятивные (контроль – волевая саморегуляция) Коммуникативные (учебное сотрудничество, умение слышать и слушать, построение речевых высказываний) | | | |
Длительность этапа | 20-25 | | | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Познавательно-продуктивная деятельность; коммуникативная. | | | |
Методы обучения | Объяснение, групповая дискуссия, частично-поисковый, метод иллюстрации. | | | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Интерактивный комплекс | | | |
Формы организации деятельности студентов | Фронтальная, групповая. | | | |
Функции/роль преподавателя на данном этапе | Преподаватель-дирижер, тьютор, консультант. | | | |
Основные виды деятельности преподавателя | Формулирует проблему; озвучивает тему и цель урока; уточняет понимание студентами поставленной цели; подводит студентов к выводу; побуждает к высказыванию своего мнения; создаёт эмоциональный настрой; обеспечивает мотивацию выполнения заданий. | | | |
ЭТАП 3. Практикум | | | | |
Формируемые УУД | Регулятивные (контроль-волевая саморегуляция) | Для того, чтобы вы могли применить полученные навыки и оценить степень овладения ими выполните тренировочное задание. Самостоятельная работа Интерактивное задание (Ресурс 2, Таблица 1) Для тех, кто справился с тренировочными заданиями, подготовлен тест. Прошу зайти в СЭДО по адресу http://*****/. Курс – Информатика (2-9) и выбрать тему нашего урока. Выполните тест: Арифметические операции в позиционных системах счисления | | |
Длительность этапа | 8-10 | | | |
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Учебно-познавательная, оценочная, коррекционная | | | |
Методы обучения | частично-поисковый | | | |
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Интерактивный комплекс, персональный компьютер ученика с выходом в Интернет | | | |
Формы организации деятельности студентов | Индивидуальная | | | |
Функции/роль преподавателя на данном этапе | Преподаватель - консультант | | | |
Основные виды деятельности преподавателя | Уточняет понимание студентами изученной темы; осуществляет индивидуальный и выборочный контроль; создаёт эмоциональный настрой; обеспечивает мотивацию выполнения заданий; акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности студентов. | | | |
ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание | | | | |
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | 2 | Запишите домашнее задание Домашнее задание: (Ресурс 3, Таблица 1)) Вот и подошел к завершению наш урок. Подведем его итоги (слайд17). Прочтите начало фраз, выберите наиболее близкое вам высказывание и продолжите его (3-4человека) 1. Сегодня на уроке самым познавательным для меня было … 2. Меня удивило, что … 3. Полученные сегодня на уроке знания я могу применить … | | |
Формируемые УУД | Личностные (смыслообразование) Коммуникативные (умение слышать и слушать) Регулятивные (оценка своей деятельности) | | | |
| | | | |