СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс на тему "Имена существительные,которые имеют форму только единственного числа".

Тип урока:открытие новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Учитель: Колесникова Кристина Игоревна

Место работы: Малогнеушевский филиал МБОУ «Куйбышевская СОШ»

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык» для 5 класса Т.А. Ладыженска, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. (в 2х частях)– М.: «Просвещение» 2016г.)

Класс: 5

Название раздела: Морфология. Орфография. Культура речи.

Тема урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: - создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа»;

создать условия для понимания категории числа, научить находить имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; развитие мотивации к познавательной деятельности;

развитие навыков лингвистического анализа( формирование лингвистической компетенции);

формирование навыков работы в паре и  группе ( формирование коммуникативной компетенции)







Планируемые результаты:

Предметные: закрепление знаний об имени существительном; научит детей находить имена существительные, которые имеют форму только единственного числа; развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы; формирование навыков самоконтроля, самооценки.

Личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, развитие мотивов и смыслов учения;

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, анализ, умение доказывать.

Средства обучения: карточки со словарными словами, практические задания.

Тип урока: урок новых знаний, урок формирования познавательных УУД (универсальных учебных действий), формирующих поисковую и исследовательскую деятельность













Тема урока

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Цель урока (планируемые результаты)

- создать условия для понимания категории числа, научить находить имена существительные, которые имеют форму только единственного числа;

- развитие внимания, речи учащихся; умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

- формирование навыков самоконтроля, самооценки.


Основные понятия

Имя существительное как часть речи, Число имён существительных.

Межпредметные связи

Литература, природоведение.

Ресурсы

1.Учебник «Русский язык» для 5 класса Т.А. Ладыженска, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.– М.: «Просвещение» 2016г.

2. Примерные программы основного общего образования. Русский язык. – М.., Просвещение, 2016г. (Стандарты второго поколения).

Этапы урока

Формирование УУД


Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организация начала занятия

Личностные: уважение друг к другу;

Коммуникативные: планирование учебной работы

Регулятивные: саморегуляция;

«Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу начать работу с вами»

Проверяет готовность учащихся к уроку


Встают, успокаиваются и усаживаются за свои столы.

2.Актуализация знаний (разминка)

Коммуникативные УУД:

Умение слушать речь других людей, находить и исправлять ошибки.

Выбирать решение из нескольких предложенных, обосновывать выбор.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознание и произвольное построение речевого высказывание в устной форме.

Прошу открыть тетради, записать дату.

Даю задание: из данных слов выписать существительные, которые имеют форму только множественного числа (слова выписаны на доску):

Алфавит, верба, ворота, очки, погода, метель, тиски, вьюга, чернила, опилки, молоко, весы, опилки, портфель, хлопоты, макароны, лес, горелки, инструмент, диван, грабли.



Проверим, какие слова вы выписали.


Дети выполняют.





Выписывают существительные, имеющие форму только множественного числа.











По очереди называют выписанные слова



Выявление причин затруднения и постановка цели (целеполагание)




Личностные УУД:

Умение умения работать в паре.

Коммуникативные УУД:

Построение речевого высказывания в устной форме, умение сформулировать вопрос.

Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы




А) Тему нашего урока мы должны узнать, выполнив следующее задание. Работаем в паре (даю инструкцию).

На доске запись:

У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!»

Задание:

Выписать в тетрадь все имена существительные, определить их род, число. Можно ли от них образовать форму множественного числа?

-Подумайте, как будет звучать тема нашего урока?

-О каких именах существительных мы будем говорить?








Учащиеся выполняют в тетрадях.





Вопросы:

  1. Как найти существительное? На какие вопросы отвечают имена существительные?

  2. Как определить род у имени существительного?

  3. В каком числе употреблены выписанные существительные?

Затем проверяют, делают вывод. Отвечают на вопросы.

Формируют задачи:

-определить, что такое имя

существительное, как его найти;

На какие вопросы отвечает имя существительное; как определить род у имени существительного;

3.Формирование новых знаний.


Личностные УУД:

Умение умения работать в паре.

Коммуникативные УУД:

Построение речевого высказывания в устной форме, умение сформулировать вопрос.

Умение высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы


Б) Предлагаю прочитать текст на стр. 61 (материал под звездочкой). Ставлю цель чтения: пересказать текст напарнику, сформулировать вопрос к тому, что непонятно в тексте. Даю инструкцию

Самостоятельная работа в парах (выполнение задания, самооценка, контроль в парах)



Пересказывают текст напарнику, задают вопросы




4.Организация деятельности по применению знаний и умений







Физминутка


Личностные УУД:

Умение умения работать в паре.

Познавательные УУД: логически универсальные действия: анализ объектов; постановка и решение проблемы: поиск необходимой информации, структурирование знаний, смысловое чтение, построение речевого высказывания в устной или письменной форме, рефлексия;

Личностные УУД:

Умение слушать и понимать речь других.



Умение выразительно читать текст.



Умение находить и исправлять ошибки.

Личностные УУД:

Умение работать самостоятельно.

Регулятивные УУД:

Умение преобразовывать модели в соответствии с содержанием материала и поставленной учебной целью.

Умение работать со словариками.


А) упр.№512 – устно.

Б) Предлагаю прочитать задание к упражнению 513, рассказать напарнику, как понял задание.



Спрашиваю, как поняли задание фронтально и предлагаю выполнить упражнение самостоятельно.



Б) Обращаю внимание на слова в рамочках (стр. 206), прошу проговорить в парах эти слова и составить и записать с ними словосочетания [сущ.+ прил.]. Все ли слова были понятны?



В) Предлагаю выполнить задание по вариантам.

В-1. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Правда, бедность, слёзы, горе, старость, белизна.

Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба).

В-2. Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Беготня, свет, движение, богатство, веселье, молодость

Справка: Антонимы-слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением (белый – черный, бег – ходьба).

Учащиеся отвечают.



Учащиеся выполняют задание





Учащиеся отвечают.





Проверяем



Учащиеся обсуждают. Называют ответы.



Самостоятельно выполняют задание.

Запись словарных слов в свои словарики.







Работа в группах

5.Подведение итогов







Рефлексия

Регулятивные УУД:

Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии



Умение применять знания в различных ситуациях.

Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Рефлексия способов действия, контроль, оценка процесса и результата деятельности.

-Ребята, вспомните, что мы сегодня делали на уроке, какие цели каждый из вас ставил перед собой в начале урока, чему каждый из вас научился.

-Смогли ли мы достигнуть целей урока? Что вам помогло.

Проведите рефлексию в паре.



Обобщаю сказанное. Благодарю за работу.


Составляет внутреннюю речь.



Вопросы при рефлексии:

  1. Что мне удается?

  2. Что мне не удается?

  3. Что ты мне посоветуешь?



Высказывается вслух по желанию или по просьбе учителя.


6. Д\з


Умение работать с различными источниками информации (книги, интернет) под руководством взрослых.

Прошу записать домашнее задание в дневник: § 96; упр.№ 515, словарные слова в рамочках -выучить


Каждый ребёнок записал д/з в дневник




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!