Тема урока | Познание и его виды |
Дата проведения | 02.10.2017 (2 урока) |
Класс | 10 «а», инженерно-технологический профиль (в нем – классный руководитель) |
Образовательные ресурсы | Обществознание :10 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: базовый уровень/О.Б. Соболева, В.В. Барабанов, С.Г. Кошкина, С.Н. Малявин: под редакцией Г.А.Бардовского.-2-е издание, М.: Вентана- Граф, 2015 Презентация «Познание и его виды», дополнительные источники |
План урока: | Познание и его виды Ненаучное познание а) Мифологическое познание б) Народная мудрость в) Здравый смысл г) Практика | д) Паранаука Научное познание и его формы а) Эмпирическое познание б) Рациональное познание в) Особенности науки | |
Цель урока | Создать условия для формирования представления о многообразии человеческих знаний, особенностях научного и ненаучного познания |
Технологии | Проектная технология, технология смыслового (продуктивного) чтения |
Формы и методы обучения | Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная Методы: частично - поисковый |
Основные понятия | Гносеология, эмпирическое и рациональное познание |
Планируемые образовательные результаты |
Объём освоения и уровень владения коммуникациями | Приобретённая компетентность |
Научиться: определять проблем ы познаваемость мира, что такое наука, характеризовать основные особенности научного мышления, определять что представляет собой знание и процесс познания, объяснять сущность чувственного и рационального познания, анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира. Получат возможность научиться: анализировать объекты, формировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Целостно-смысловая компетенция: умеют: определять ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельность, вступать в речевое общение, работать с книгой, осуществлять индивидуальные образовательные траектории с учётом общих требований и норм |
Организационная структура урока |
Этап урока | Время | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации совзаимодействия на уроке | УУД | Формы контроля |
1.Мотивация к учебной деятельности | 4 | Подготовка класса к уроку | Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивая тему и план урока Посмотрите на 1 слайд и определите, чем занимаются люди (значит тема нашего урока…) Что бы вы хотели узнать об этой теме | Записывают тему и план урока, самостоятельно формируют цели Тема урока – ПОЗНАНИЕ Составляют план (они же задачи урока) | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную задачу. | Запись в тетрадь |
2.Актуализация знаний | 5 | Беседа по теме «Познание» | Вопросы; 1.Кто может о себе сказать: я знаю, что ничего не знаю? 2.Можно ли полагаться на достоверность информации только при помощи органов чувств? 3.Как отличить истинные знания от ложных? 4. Как вы думаете, какие методы познания возникли раньше: наука или ненаучные формы? | Высказывают мнение, слушают, обсуждают мнение одноклассников | Фронтальная работа | Коммуникативные: применяют правила личностного сотрудничества, сравнивают разные точки зрения | Устный опрос |
3.Изучение нового материала | 25 | 1.Презентации «Ненаучные познание и его виды» | Указывает виды ненаучного познания Выслушивает результаты работы групп, комментирует Итоги работы: мы определили, что хотя…. И ненаучное, но всё же познание, так …………. | Проверяют правильность слайда и ищут провокацию (Учащиеся на прошлом уроке разработали план изучения темы, разделились на группы, начали работать над мини проектом) Защита мини проектов, созданных в группе в качестве домашнего задания Комментируют выступления групп | Индивидуальная работа Групповая работа | Познавательные: Общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное Логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о ненаучном познании. | Запись в тетради Защита, презентация проекта |
| 15 | 2.Научное познание | Давайте посмотрим, какие существуют подходы к познаваемо- сти мира (слайд) Как вы думаете, а что такое наука? Используя технологию продуктивного чтения даёт задания 1.Классифицируйте данные слова (какое отношение эти слова имеют к теме урока предтекстовая деятельность 2. Текст на с.24-25, прочитать и: ½ класса - составляет план текста, ½ - выписывает новые слова и их значение (текстовая деятельность) 3.Заполнение кластера 4.Работа с таблицей (исправь ошибку) послетекстовая деятельность | Учащиеся пытаются классифицировать и объясняют принципы классификации, дают ответы на поставленные вопросы Класс выполняет задание Спросить желающих высказаться Заполнение кластера Проверяют правильность терминов, Записываю методы и мыслительные операции | Индивидуальная работа Класс разбит на группы по 4-5 человек Групповая работа | Познавательные: Общеучебные – умеют находить нужную информацию, выделять главное Логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о научном познании. Коммуникативные: применяют правила личностного сотрудничества, сравнивают разные точки зрения | Запись в тетради, устные ответы |
10 | 3.Истина | Читает притчу, организует беседу: В чем смысл притчи? Согласны ли вы с суждениями старика? Нацеливает учащихся на работу Мы узнали про 2 формы научного познания, но мой внутренний скептик мне кричит – не правда, не верю… Работа с текстом с.30-32 Организует работу по чтение про себя с пометками Заполнение кластера Поясняет непонятное, проводит обсуждение информации В чем вы видите особенности любой науки? | Анализируют текс притчи, рассуждают, высказывают собственное мнение Чтение про себя с пометками Самостоятельно выполняют задания Дают ответы, проверяют себя по слайду | Фронтальная работа Индивидуальная работа | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении, обмениваются мнениями, слушают друг друга Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения результата, осуществляют самостоятельный контроль за своей деятельностью Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу. | Устные ответы, запись в тетради |
4.Первичное осмысление и закрепление изученного материала | 5 | Выполнение тестовых заданий | Организует работу с тестовыми заданиями | Выполняют тестовые задания | Индивидуальная работа | Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении вопросов, делятся мнением, выслушивают друг друга, | Тест |
5.Итоги урока. Рефлексия. | 5 | Обобщающая беседа | Беседа: Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают свою учебную деятельность Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние, | Оценивание учащихся за работу на уроке |
6. Домашнее задание | 2 | Варианты д/з 1.ответить на вопросы после §5 2.Найти, доказать относительность уже известных им истин (то есть каких то правил, законов, таблиц и т.п) | Конкретизирует домашнее задание | Записываю домашнее задание | Индивидуальная работа | | |
Задачи: дать определение ……..