Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности | - Какой серьёзной темой мы начали заниматься в этой четверти? - Чему мы уже научились? | Отвечают на вопросы -обыкновенными дробями -сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, сравнивать дроби; складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями | Познавательные: ориентирование в своей системе знаний Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме |
Этап актуализации и пробного учебного действия | Верно ли, что 9/18=1/2 25/75=5/13 17/15=1 15/2 46/10=4 3/5 1/3+2/3=1 11/15-6/15=1/3 2/5+1/3=11/15 11/15-1/3=6/15
Вызывает затруднение последние 2 задания | Выполняют устно проговаривают дроби и ход решения Пользовались алгоритмом сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями (проговариваем устно) 1.Суммой (или разностью) дробей является дробь 2.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности) 3.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности) 4.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть Записали символическую запись алгоритма сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями | Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся |
Этап выявления места и причины затруднения | – Почему у вас получились такие разные ответы, как выяснить, кто выполнил задание правильно, а кто-то совсем не дал ответы. Чем отличается предыдущее задание, с которым вы все хорошо справились от этого? – Что же нам надо сделать, чтобы проверить правильность выполнения задания? – Можем ли сформулировать цели урока. – Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? – Запишите тему. (На доске открывается тема урока.) | -В предыдущем задании дроби были с одинаковыми знаменателями, и у нас был алгоритм сложения и вычитания таких дробей, а в последнем задании у дробей разные знаменатели -Надо найти способ нахождения суммы и разности дробей с разными знаменателями, построить для таких дробей алгоритм сложения и вычитания -Построить алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями, научиться выполнять действия по построенному алгоритму -Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации Познавательные умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Задания парам следующее: дополнить известный алгоритм шагом или шагами, чтобы можно было по нему выполнить сложение и вычитание дробей с разными знаменателям и показать на предложенных примерах, как он действует. У каждой пары на столе таблички из старого алгоритма и несколько чистых листочков. На работу отводится 7 минут. Сравниваем алгоритмы полученные в группах, проводится обсуждение, проверяем его работу на конкретном примере -Результатом обсуждения является алгоритм сложения и вычитания дробей: - Вернёмся к нашим выражениям и проверим их решения, используя полученный алгоритм - Что необходимо знать для выполнения сложения и вычитания дробей с разными знаменателями? | Составляют алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями Анализируют свой алгоритм, проверяют его работу на конкретном примере Записывают алгоритм: 1.Привести дроби к наименьшему общему знаменателю. 2. Найти дополнительные множители для каждой дроби 3.Сложить (или вычесть) числители и записать ответ в числитель суммы (или разности) 4.Знаменатель оставить без изменения, записав его в знаменатель суммы (или разности) 5.Если возможно, сократить полученную дробь и выделить из нее целую часть
- Знать алгоритм и уметь его применять | Познавательные: анализ, синтез, обобщение, аналогия, проблема выбора эффективного способа решения, планирование, выдвижение гипотез и их обоснование, создание способа решения проблемы Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения, умение проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументирование своего мнения, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества со сверстниками, достижение общего решения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | - Ученики решают в парах, используя алгоритм, с проговариванием
- Повторим ещё раз алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями
На выполнения «Олимпиады 100» ученики 5 класса прыгали с места. Андрей прыгнул на расстояние 7⁄10метра, а Витя на расстояние 4⁄5 метра. Чей прыжок длиннее и на сколько сантиметров? | № 440 из учебника (решают задания из учебника на применение данного алгоритма в парах) после выполнения проводится самопроверка по образцу. (записано на обороте доски), исправление допущенных ошибок
решают задачу | Познавательные: выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, Коммуникативные: выражение своих мыслей, использование речевых средств для решения коммуникационных задач, достижение договорённости и согласование общего решения, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: умение проговаривать последовательность действий на уроке |
Физкультминутка | Если я назову правильную дробь-хлопок руками над головой, а если неправильную- приседаете. | Учащиеся выполняют физкультминутку | Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | А сейчас каждый проверит сам себя – насколько он сам понял алгоритм сложения и вычитания и может его применить. Для самостоятельного решения: Вариант 1 Вариант 2 Признак того, что вы работу закончили – поднятая рука. Получаете ключ для выполнения самопроверки. | Выполняют задание самостоятельно в тетради. Выполняют самопроверку по эталону, написанного на обратной стороне доски Называют место своего затруднения, причину и исправляют ошибки. | Регулятивные: контроль, коррекция, умение выполнять работу по предложенному плану, умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок |
Этап включения в систему знаний и повторения | На основе результатов выполненной самостоятельную работу предлагаю разноуровневые задания | Базовый уровень № 442,444 Тест (для сильных учеников) 1) 7/8 + 2/3+ 5/6 а) 2(3/8) б) 24/57 в)3(2/8) г)57/8 2) 5/7 + 3/4+1/2 а) 27/28 б) 28/27 в)1(27/28) г)45/28 3) 1/8 + 1/10 + ¼ а) /22 б) 2(2/40) в) 2(1/20) г)19/40 4) 1/6 + 3/7 + 5/14 а) 9/27 б) 20/21 в) 42/40 г) 1(1/21) 5) 3/4 + 4/25 + 7/20 а) 1(13/50) б)126/100 в)100/126 г) 14/49 | Познавательные выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений |
Информация о домашнем задании | Постановка домашнего задания с комментированием: алгоритм учить стр 122, № 441, 445, придумать задачи с ситуациями из школьной жизни на сложение и вычитание дробей с разными знаменателями | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | – Какую цель мы ставили в начале урока? – Наша цель достигнута? – Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке? Выберите уровень усвоенности сегодняшнего материала: если №1 – поднять красный флажок, № 2 – синий флажок. Я научился складывать и вычитать дроби с разными знаменателями Я могу складывать и вычитать дроби с разными знаменателями, но допускаю ошибки. | Отвечают на вопросы учителя | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, адекватное понимание причин успеха или неуспеха |