Определение темы урока, постановка целей и задач, мотивационная деятельность учащихся (3 мин) Учитель создает условия, помогающие определить тему и сформулировать цели урока. Сегодня мы продолжаем знакомство с темой атмосфера, и на уроке речь пойдет о природном явлении, которое часто происходит в атмосфере, оно связано с атмосферным давлением, мы каждый день с ним соприкасаемся, а как оно называется, вы узнаете из песни… Итак, тема нашего урока «Ветер», а что вы знаете о ветре? Заполнение таблицы. знаю | хочу узнать | узнал | - движение - сила - скорость - направление | | | Задание: Впишите в первую колонку все, что знаете о ветре, используя только ключевые слова. Потом обменяйтесь информацией в парах, дополните или отбросьте лишнее. Вторую колонку учащиеся заполняют каждый самостоятельно. ХОЧУ УЗНАТЬ: УЗНАЛ: (записать ответы ребят на доске) (записать в конце урока) Задание классу: На основе содержания колонки (хочу узнать) сформулируйте цели нашего урока: Выявить причины возникновения ветра. Узнать от чего зависит сила, скорость, направление ветра. Выяснить, как ведут наблюдения за ветром и обрабатывают результаты. Как много вы знаете о ветре, но это не все, на уроке вы узнаете, в чем причина образования ветра, познакомитесь с видами ветров, научитесь чертить и анализировать розу ветров. Работу строим по группам. У вас на столах лежат маршрутные листы, где изображены этапы деятельности с последующей самооценкой. | На этом этапе урока учащимся предлагается: спеть песню поработать с иллюстрациями сформулировать вопросы для одноклассников ответить на вопросы определить тему урока сформулировать цели урока (работа в парах) соотнести их с общей целью определить последовательность работы и её объем установить способы фиксации результатов своей деятельности вписанные вопросы и будут планом урока |
Самостоятельная работа учащихся в группах (10 мин) Учитель исполняет роль консультанта. А) Ветер -А что же такое ветер? Попытайтесь дать определение этому понятию. СЛАЙД №3 Можно ли в условиях класса смоделировать ветер и как это сделать? Опыт с воздушными шариками. Учащиеся надувают шары, затем плавно выпускают из них воздух и поясняют, что из-за разности в давлении возник ветер. Шар, который больше надут, воздух из него выходит с большей скоростью. Объясняют большей разницей в атмосферном давлении. Наиболее важные вопросы темы фиксируем, строя логическую опору. Данный эксперимент позволил учащимся проверить зависимость направления ветра от атмосферного давления.
Б) Ветер, причины образования ветра. Учитель открывает окно – холодный воздух в помещении Вопрос: А в чем причина образования ветра? Ответить на вопрос вы сможете, посмотрев слайд: Смоделируйте ситуацию, откуда и куда, а также, почему дует ветер? СЛАЙД №4 В) Характеристика ветра. Скорость, направление и сила ветра. Словарь: Флюгер - прибор для измерения направления и скорости ветра. СЛАЙД №5,8 Направление ветра - это направление, откуда дует ветер (западные ветра дуют с запада, восточные - с востока). Существуют главные направления (север, юг, запад, восток) и промежуточные (северо-восток, юго-восток, северо-запад, юго-запад). Скорость ветра измеряется в м/с, км/ч, а сила ветра - по шкале баллов, которую предложил британский адмирал Бофорт в 1805 г. Лишь в 1874 г. она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе. Шкала 12-балльная. На доске таблица: Балл | Название | Скорость, м/с | 0 | Штиль | 0-0,2 | 1 | Тихий ветер | 0,3-1,5 | 2 | Легкий ветер | 1,6-3,3 | 3 | Слабый ветер | 3,4-5,4 | 4 | Умеренный ветер | 5,5-7,9 | 5 | Свежий ветер | 8,0-10,0 | 6 | Сильный ветер | 10,1-13,8 | 7 | Крепкий ветер | 13,9-17,1 | 8 | Очень крепкий ветер | 17,2-20,7 | 9 | Шторм | 20,8-24,4 | 10 | Сильный шторм | 24,5-28,4 | 11 | Жестокий шторм | 28,5-32,6 | 12 | Ураган | 32 | На метеорологических станциях направление, скорость ветра измеряется флюгером, который устанавливают на высоте 10 м. Он состоит из металлической пластинки, вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения. (Демонстрация прибора.) Самое ветреное место на Земле в Антарктиде. Мы рассмотрели причины образования ветра. Отмечаем их на логической опоре: СЛАЙД №6,7 Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей. Учитывая первое знакомство учащихся с данным приемом, возрастные особенности учащихся, используется поэтапная работа с кластером. В жизни мы встречаемся не с таким ветром, как моделировали. Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос: «О какой характеристике ветра идет речь?».
Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звезды блещут. Своей дремоты превозмочь не хочет воздух. Чуть трепещет сребристых тополей листва. (Слабый.) А.С. Пушкин. И было, как видно, ему не впервые Ломать, как тростинки, дубы вековые, И, крыши срывая, врываться в жилища. Его назвали ветрило! Ветрище! (Ураган.) С. Михалков. Горные вершины спят во тьме ночной, Тихие долины полны свежей мглой, Не пылит дорога, не дрожат листы... (Штиль.) М.Ю. Лермонтов. Буря воет в саду, буря ломится в дом Я боюсь, чтоб она не сломила Старый дуб, что посажен отцом, И ту иву, что мать посадила... (Шторм.) Н.А. Некрасов. Заслонили солнце тучи, Небо все заволокли; И тростник сухой и желтый Клонит ветер до земли. (Сильный.) А.Н. Плещеев. Г) Виды ветров. Каждая группа получает схему маршрута - путешествия. Опираясь на полученные знания, текст учебника стр. 100-101 определитеклассификацию ветров. Схемы-слайды соответственно учитель представляет на экране. СЛАЙД № 9,10,11.12 Словарная работа: Бриз - суточный прибрежный ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки Муссон - сезонный ветер, меняющий свое направление 2 раза в год: летом дует с океана на сушу, зимой наоборот. Летом муссон несет влажную погоду, а зимой – сухую (в нашей стране характерны для Дальнего Востока) Пассаты – постоянные ветры от 30-х широт ВД, к экватору НД Постоянные ветры Название ветра | Районы распространения | Направление | Пассаты | Тропики | С-В, Ю-В | Ветры западного переноса | Умеренные широты | 3, С-3 | Муссоны | Восточное побережье Евразии и Северной Америки | Летом - с океана на материки, зимой - с материка на океан | Стоковые ветры | Антарктида | От центра материка к периферии | | А) На данном этапе урока учащиеся: 1 группа на основе текста параграфа 33 выясняют: (работу оформляют в маршрутный лист); 2 группа 3 группа Б) Как движется воздух (из области высокого давления в область низкого- показать стрелкой на схеме в маршрутном листе) В) Работа в группах, заполняют маршрутный лист. Озвучивают полученную информацию. 1 группа -работа с атласом (для изображения направления ветров на карте используют стрелки) 2 группа -работа с учебником рис. 6.15 стр.99 «Определение скорости ветра». 3 группа - работа со шкалой Бофорта. Г) Работа в группах, объяснение схем своего маршрута – путешествия. Каждой группе дается возможность дать определение новым понятиям Сообщение о ветрах, их видах (опережающее) Вы находитесь в точке с координатами ( __ с.ш.__в.д.). Вашему кораблю необходимо обогнуть _______с юга и попасть в _________. Нанесите на карту ваш маршрут, обозначая географические объекты и ветра с помощью которых вы достигните своей цели. |
VII .Рефлексия (осмысление) СЛАЙД №14 Подведение итогов урока (3 мин) Учитель предлагает учащимся определить степень достижения поставленной цели и отрефлексировать свою деятельность В таблице заполняется третья колонка (узнал). А закончить сегодняшний урок мне хочется тоже необычно. Мы составим стихотворение – синквейн. Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Пример синквейна с урока: Урок географии Интересный, познавательный Путешествовали, искали, узнавали Быстро прошел урок. Здорово! | На данном этапе урока учащиеся: выясняют степень достижения поставленной цели рефлексируют свою деятельность В таблице заполняется третья колонка (узнал). задают вопросы учителю по материалу урока |