№ и тема учебного занятия | 1 (8). Слои «твёрдой» Земли | 2 (9). Вулканы Земли | 3 (10). Из чего состоит земная кора | 4 (11). Изучение горных пород своей местности | 5 (12). Строение земной коры. Землетрясения | 6 (13). Рельеф земной поверхности | 7 (14). Определение относительной высоты холма. | 8 (15). Человек и литосфера |
Тип учебного занятия по дидактической цели | Введения в тему и изучение новых знаний | Изучение новых знаний и умений | Изучение новых знаний и умений | Применения полученных знаний | Изучение новых знаний и умений | Изучение новых знаний и умений | Применение полученных знаний и способов действий | Систематизации и обобщения полученных знаний |
Практические работы | Построение модели «твёрдой Земли» | Создание модели «Движение литосферных плит» | Подготовка оборудования для сбора образцов и размещения коллекции горных пород своей местности | Практическая работа № 3. Изучение горных пород своей местности | Определение силы землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы. | Создание самодельного нивелира | Практическая работа №4. Определение относительной высоты холма с использование самодельного нивелира на местности. | Оформление топонимического словаря. Определение происхождения названий географических объектов |
Предметные результаты | Обучающийся научится | Объяснять признаки понятий: литосфера, земная кора, Использовать понятия земная кора, ядро, мантия для решения учебных задач по созданию модели внутреннего строения Земли. | Выделять и объяснять признаки понятий: вулкан, магма, лава, кратер, желоб. Понимать причины возникновения вулканов. Определять положение Тихоокеанского огненного кольца | Выделять и объяснять признаки понятий: минералы, горные породы. Использовать приобретённые знания и умения для определения горных пород. | Применять поученные знания в повседневной жизни (в природе, на даче). | Выделять, описывать и объяснять существенные признаки землетрясений. Использовать приобретенные знания и умения для чтения карт, для оценки интенсивности землетрясений. | Объяснять существенные признаки понятий: рельеф, горы, равнины. Отбирать источники географической информации для составления описаний форм рельефа | Использовать понятия рельеф, относительная высота для решения учебных задач по определению на местности относительных высот точек земной поверхности. | Правила поведения при опасных природных явлениях в литосфере. Устанавливать значение полезных ископаемых в жизни человека. |
Обучающийся получит возможность научиться | Сравнивать слои «твердой Земли» по различным параметрам. Называть способы изучения земных глубин. | Описывать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами. Обозначать на карте действующие вулканы. | Объяснять разную толщину земной коры на основе анализа строения земной коры. | Составлять коллекцию горных пород и минералов. Выявлять зависимость залегания горных пород от местности. | Наблюдать за работой сейсмографа. | Сравнивать различные формы рельефа. | Определять относительную высоту холма с помощью нивелира. | Отбирать источники географической информации для объяснения происхождения географических названий гор и равнин. |
Метапредметные | Обучающийся научится | Создавать модель «твёрдой» Земли для решения задач . Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях в слоях Земли. | Давать определение понятиям «вулкан». Выделять описывать и объяснять существенные признаки вулканов. Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников. | Проводить самостоятельный поиск горных пород своей местности. Использовать понятия земная кора, минералы, горные породы для решения учебных задач по изучению внутреннего строения Земли. | Отбирать информацию из различных источников Составлять рассказ по плану о горных породах и минералах своей местности. | Овладеть навыками работы с таблицей и шкалой баллов землетрясений. | Планировать свою деятельность по проведению практической работы (в том числе в группе). | Умение работать в группе и распределению обязанностей по определению высоты холма. | Самостоятельное приобретение знаний из разных источников информации |
Обучающийся получит возможность научиться | Целеполаганию, планировать пути достижения целей. Строить логическое рассуждение о слоях Земли по представленной информации. | Выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов вулканизма. Отображать в речи содержание совершаемых действий. | Определять зависимость прочности земной коры от количества ее слоев. Самостоятельно формулировать вопросы взрослым для уточнений. | Составлять коллекцию горных пород своей местности. Уметь вести самостоятельный поиск и организовывать свою деятельность по составлению «Дневника географа - следопыта» | Составлять и анализировать таблицу «Шкала землетрясений». | Определять зависимость формы рельефа от строения земной коры. | Использование измерений геодезии в других науках | Находить дополнительную информацию о жизни человека в горах и на равнинах. |
Личностные результаты | Будут сформированы мировоззренческие знания о строении Земли и взаимосвязи между элементами литосферы и историей ее формирования. Будет сформирован познавательный интерес к изучению прошлого, настоящего и будущего планеты Земля. | Будут сформированы знания о вулканах России. Будут сформированы правила безопасного поведения при извержении вулканов, опыт рефлексивно-оценочной деятельности. | Будет формироваться ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | Будет развиваться коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности. | Будет сформировано знание поведения в чрезвычайной ситуации - при землетрясении. | Будет развиваться чувство гордости за природное наследие своей Родины и края (горы и равнины), отражение их величия в художественных и музыкальных произведениях. | Будет развиваться умение коллективного творчества по составлению правил поведения в горах. | Будет развиваться опыт творческой деятельности при работе по составлению раздела топонимического словаря |
Основные ресурсы учебного занятия | Учебник §6 , видеофрагмент Рабочая тетрадь. «Школа географа-следопыта» | Учебник § 7, видеофрагменты. Рабочая тетрадь. «Школа географа-следопыта» | Учебник §8 , видеофрагменты «Школа географа-следопыта» | Коллекция горных пород и минералов. | Учебник § 9, видеофрагменты Рабочая тетрадь. «Школа географа-следопыта» | Учебник § 10, видеофрагменты. Рабочая тетрадь. | Учебник §10 видеофрагменты. Рабочая тетрадь. «Школа географа-следопыта» | Учебник § 11, видеофрагменты. Рабочая тетрадь. «Школа географа-следопыта» |
Приемы и методы, способствующие достижению планируемых результатов | Словесный метод (работа с текстом, рисунками, беседа, рассказ) Наглядный метод (иллюстрация рисунков и демонстрация видеофрагментов). Практический метод (создание модели слоев Земли). | Словесный (работа с рисунками, понятиями в тексте, беседа) Наглядный (демонстрация видеофрагмент) Практический метод (создание модели литосферных плит). | Словесный (работа с текстом учебника, выделением понятий в тексте, беседа) Наглядный (демонстрация видеофрагмент Практический метод (создание модели литосферных плит). | Практический метод (сбор горных пород и составление коллекции) | Словесные методы (работа с рисунками, понятиями в тексте, атласом). Наглядный метод (демонстрация). Практический метод (составление плана действий при чрезвычайных ситуациях). | Словесный (работа с рисунками учебника, выделением определения понятий в тексте, атласом, беседа) Наглядный (демонстрация видеофрагмента) Практический метод (изготовление самодельного прибора нивелира). | Практический метод (работа с нивелиром по определению относительной высоты холма). | Словесный (работа с рисунками учебника, выделением определения понятий в тексте, беседа) Наглядный (демонстрация видеофрагмента) Практический метод (составление правил поведения в горах во время отдыха) |
Виды самостоятельных и творческих заданий (урочных и внеурочных) | Составление презентации о внутреннем строении Земли. | Подготовка и запуск модели «Извержение вулкана». | Решение исследовательской задачи: Что будет, если мы будем очень активно использовать горные породы для своих нужд? | Оформление коллекции горных пород | Проектирование модели землетрясения. | Описание (словесное, графическое) рельефа своей местности | Использование нивелира для определения высоты холма на даче, около дома | Подборка фотографий с изображениями различных природных явлений в литосфере |
Формы и виды диагностики и контроля | Тестирование и самоконтроль | Географический диктант | Игра «Да и нет» | Географический диктант | Тестирование и взаимоконтроль | Тестирование с использованием рисунков | Вывод по практической работе | Игра «Горячий стул» |
Приемы рефлексии | «Заверши фразу» | «Составление логической цепочки» или «Мини-сочинение» | «Острова» | «Смена собеседника» и «Рефлексивный круг» | «Рефлексивная мишень» | «Ладошка» | «Острова» | «Ключевое слово» |