СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ) для 6-7 классов

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

Данная рабочая программа  внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-7 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 08.12.2020 г.).
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.12.2020 г.).
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями от 13.03.2021 г.).
  • Приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2020 года) на 2022/2023 учебный год.
  • Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 г. №1293 «Об организации работы в Министерстве образования и науки РФ по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремисткой и террористической направленности».
  • Методического письма о преподавании учебного предмета внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.

 

Цель программы

Формирование безопасного поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения учащихся, готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Задачи программы

  • Формировать у учащихся модель  безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера.
  • Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.
  • Выработать у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных  интересов личности от внешних и внутренних угроз;
  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

 

Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели  и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к  обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;
  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время  и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

Предметные результаты

В познавательной области:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях и влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;
  • знания о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
  • знания об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • знания о здоровом образе жизни;
  • знания об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
  • знания о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

 

В ценностно-ориентационной области:

  • умения  предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
  • умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
  • умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

 

 

В коммуникационной области:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений;
  • умения участвовать в дискуссиях;
  • умения отстаивать свою точку зрения;
  • умения находить компромиссное решение в различных ситуациях.

 

В эстетической области:

  • умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;
  • умения сохранять его.

 

В трудовой области:

  • знания устройства и принципов действия  бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
  • умения оказывать первую медицинскую помощь.

 

В области физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;
  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
  • умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание учебного курса

 

6 класс

 

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

 

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

 

    1. Подготовка к активному отдыху на природе. (6 ч.).

 

Природа и человек: среда обитания (естественная, искусственная); связь человека и природы; физические качества человека (выносливость, сила, ловкость, быстрота); активный туризм; виды туристических путешествий. (1 ч.).

Ориентирование на местности: умения ориентироваться на местности; формы рельефа (холм, овраг, берег реки и т.д.); способы определения сторон горизонта (по компасу, по небесным светилам, по признакам местных предметов); определение сторон горизонта ночью (по Полярной звезде). (1 ч.).

Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Практическая работа №1: «Определение сторон горизонта на школьном дворе по солнцу и часам»: лесные ориентиры, определяющие местонахождение (развилка дорог, опушка леса, лесная поляна и т. д.); карта местности; масштаб карты местности; ориентирование карты по компасу; ориентирование карты на местные предметы; азимут; определение азимута. (1 ч.).

Подготовка к выходу на природу: варианты подготовки к однодневному походу; этапы маршрута (исходная точка маршрута, точка ориентира №1, точка ориентира №2, конечная точка маршрута); снаряжения для туристического похода. (1 ч.).

Определение места для бивака и организация бивачных работ: бивак; определение места для бивака; разведение костра (определение места для костра); заготовка топлива для костра; работа с топором; приготовление пищи в походе (способы размещения котелка над огнем). (1 ч.).

Определение необходимого снаряжения для похода. Практическая работа №2: «Заготовка топлива для разведения костра»: особенности похода (пеший, водный, велосипедный, однодневный, многодневный и т. д.); снаряжение туриста (личное, групповое, специальное); аптечка первой помощи. (1 ч.).

    1. Активный отдых на природе и безопасность. (5 ч.).

 

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе: активный отдых на природе (пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия (однодневные, многодневные)); меры безопасности и правила дисциплины в походе; режим и график движения; правила личной гигиены в походе. (1 ч.).

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности: пешеходный туризм; техника движения в пешем походе на равнинной местности; порядок движения походной группы (темп движения, порядок движения в группе); препятствия на равнинных маршрутах (преодоление лесных зарослей; переправа вброд, переправа через горную реку по бревну); особенности горных маршрутов (препятствия в горах: крутой рельеф, непогода; приемы ходьбы по горным маршрутам). (1 ч.).

Подготовка и проведение лыжных походов: лыжный туризм; экипировка для лыжного похода (одежда и обувь туриста-лыжника); организация движения в лыжном походе (передвижение по готовой лыжне). (1 ч.).

Водные походы и обеспечение безопасности на воде: водный туризм; препятствия на водном маршруте (сильное течение, порог, перекат, захламленное русло, плотина и т. д.); подготовка к водному путешествию (непромокаемый мешок с документами на шее, правила обеспечения безопасности); правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег (посадка в лодку, высадка из лодки); возможные аварийные ситуации в водном походе (судно, перевернувшееся на пороге; спасение тонущего с лодки; спасение тонущего с байдарки). (1 ч.).

Велосипедные походы и безопасность туристов: велосипедный туризм; виды велосипедов (дорожный, спортивный); подготовка к велосипедному походу (ремонтный набор велосипедиста); организация движения на маршруте (размещение велосипедов на биваке); обеспечение безопасности велопохода (движение велосипедистов ночью и при сумерках). (1 ч.).

 

    1. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности. (6 ч.).

 

Основные факторы, оказывающий влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме: дальний (внутренний) туризм; выездной туризм; смена климатических условий (адаптация); подготовка к путешествию. (1 ч.).

Акклиматизация человека в различных климатических условиях: акклиматизация; акклиматизация в условиях холодного климата (обморожение); акклиматизация в условиях жаркого климата (тепловой удар, солнечный удар, загар). (1 ч.).

Акклиматизация человека в горной местности: климатические условия в горной местности (температура воздуха, солнечная радиация, влажность, атмосферное давление); кислородное голодание; признаки горной болезни. (1 ч.).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта: виды транспорта (наземный, водный, воздушный); соблюдение правил безопасности в различных видам транспорта и различных ситуациях (в автомобиле, в поезде и т. д.). (1 ч.).

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте: водный транспорт; спасательные средства на пассажирском судне (надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы); правила безопасности на водном транспорте в различных ситуациях; морская болезнь; правила поведения при кораблекрушении. (1 ч.).

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте: авиационный транспорт; подготовка к взлету (правила пользования кислородной маской); рекомендации по безопасному поведению при возникновении аварийной ситуации (при пожаре в самолете, при аварийной посадке самолета). (1 ч.).

 

    1. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. (3 ч.).

 

Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия человека в природной среде: автономия; виды автономий (вынужденная, добровольная); техника безопасности и правила поведения человека при добровольной автономии. (1 ч.).

Вынужденная автономия человека в природной среде: техника безопасности и правила поведения человека при вынужденной автономии. (1 ч.).

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Практическая работа №3: «Установка туристической палатки»: сооружение временного укрытия из подручных средств (типы временных укрытий (навес, заслон, шалаш, снежная траншея, снежная пещера и т. д.)); способы добывания огня (с помощью камня и предмета из стали, с помощью увеличительного стекла, с помощью лука и палочки); обеспечение питьевой водой (выкапывание небольшой ямки, сбор влаги с помощью полиэтиленового мешка); обеспечение питанием; подача сигналов бедствия (знак SOS, выложенный с помощью одежды и веток деревьев). (1 ч.).

 

 

 

  1. Опасные ситуации в природных условиях. (4 ч.).

 

Опасные погодные явления: что делать во время грозы (правильное размещение в укрытии во время грозы, правила поведения и техника безопасности человека во время грозы); что делать во время пурги (правильное размещение в укрытии во время пурги, правила поведения и техника безопасности человека во время пурги); признаки ухудшения погоды. (1 ч.).

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях: встреча с дикими хищными животными (бурым медведем, тигром, волком, рысью); встреча с крупными копытными животными (лосем, кабаном, оленем); встреча с пресмыкающимися (ядовитыми змеями); встреча с хищными млекопитающими (горностаем, лаской, лесной куницей, барсуком, норкой, выдрой); правила поведения и техника безопасности человека при встрече с дикими животными. (1 ч.).

Укусы насекомых и защита от них: кровососущие насекомые (комары, мошки, мокрецы, слепни); другие опасные насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни); энцефалит. (1 ч.).

Клещевой энцефалит и его профилактика: вирус; клещ; клещевой энцефалит; как надо одеваться для похода в лес; удаление присосавшегося клеща и действия, связанные с этим.  (1 ч.).

 

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

 

Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

 

  1. Первая помощь при неотложных состояниях. (4 ч.).

 

Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Практическая работа №4: «Оказание первой помощи пострадавшему в природных условиях»: личная гигиена; правила соблюдения личной гигиены в природной среде (за кожей, за зубами); лекарственные растения (крапива, подорожник, полынь и т. д.). (1 ч.).

Оказание первой помощи при травмах. Практическая работа №5: «Оказание первой помощи пострадавшему при различных травмах (ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение)»: первая помощь; первая помощь при ссадинах и потертостях (ссадина, потертость, правила оказания первой помощи при ссадинах и потертостях); первая помощь при ушибах (ушиб, правила оказания первой помощи при ушибах); первая помощь при вывихах (вывих, правила оказания первой помощи при вывихах); первая помощь при растяжениях и разрывах связок (растяжение, разрыв связок, правила оказания первой помощи при растяжениях и разрывах связок). (1 ч.).

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Практическая работа №6: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками солнечного удара, отморожения и ожога»: солнечный удар; признаки солнечного удара; тепловой удар; признаки теплового удара; правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударе; отморожение; признаки отморожения; правила оказания первой помощи при отморожении; ожог; термический ожог; признаки термического ожога; правила оказания первой помощи при термическом ожоге. (1 ч.).

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Практическая работа №7: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками укуса змей и насекомых»: правила оказания первой помощи при укусе ядовитой змеи; правила оказания первой помощи при укусах насекомых. (1 ч.).

 

Раздел  3. Основы здорового образа жизни.

 

  1. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. (5 ч.).

 

Здоровый образ жизни и профилактика утомления: здоровый образ жизни; утомление; активный отдых (прогулки); пассивный отдых (сон); навыки самоконтроля (субъективные и объективные показатели самоконтроля); самочувствие; виды нагрузок (умственная и физическая); профилактика переутомления. (1 ч.).

Компьютер и его влияние на здоровье: меры предосторожности при работе за компьютером (правильное расположение при работе за компьютером, достаточно освещенное помещение и т. д.). (1 ч.).

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека: загрязнение окружающей среды (загрязнение воды, загрязнение воздуха, загрязнение природных почв). (1 ч.).

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека: виды окружающей среды (природная, техногенная, социальная); социальное развитие человека; социальная зрелость человека; наркомания; токсикомания; токсиманические вещества (растворитель, лак, клей и т. д.); влечение. (1 ч.).

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ: Всемирная организация здравоохранения; стадии наркомании (первая, вторая, третья); четыре правила «Нет наркотикам». (1 ч.).

 

Итоговое повторение (1 ч.).

 

Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).

 

7 класс

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

 

Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций.

 

  1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. (3 ч.).

 

Различные природные явления: оболочки Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера); опасные природные явления (геологические, метеорологические, гидрологические, природные, биолого-социальные, космические). (1 ч.).

Общая характеристика природных явлений: геологические природные явления (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы); метеорологические природные явления (тайфуны, ураганы, бури, смерчи и т. д.); воздушные массы; циклон; антициклон; гидрологические природные явления (наводнения, цунами, сели); биологические опасные природные явления (природные (лесные) пожары, инфекционные заболевания людей (эпидемия), инфекционные заболевания животных (эпизоотии), поражение с/х растений (эпифитотии)); космические опасные природные явления (метеоры, метеориты, кометы, астероиды). (1 ч.).

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера: опасная ситуация; стихийное бедствие (стихия; стихийное бедствие); чрезвычайная ситуация (чрезвычайные ситуации природного характера; биолого-социальная чрезвычайная ситуация).  (1 ч.).

 

 

 

 

  1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 ч.).

 

Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия: землетрясение; очаг землетрясения (гипоцентр); шкала Рихтера; магнитуда; эпицентр землетрясения; шкала Меркалли; 12 групп землетрясений (1 балл – незаметное, 2 балла – очень слабое, 3 балла – слабое, 4 балла – умеренное, 5 баллов – довольно сильное, 6 баллов – сильное, 7 баллов – очень сильное, 8 баллов – разрушительное, 9 баллов – опустошительное, 10 баллов – уничтожающее, 11 баллов – катастрофа, 12 баллов – сильная катастрофа). (1 ч.).

Защита населения от последствий землетрясений: Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); прогнозы землетрясений (долгосрочный прогноз, среднесрочный прогноз, краткосрочный прогноз); оповещение населения; организация аварийно-спасательных работ. (1 ч.).

Правила безопасного поведения населения при землетрясении: как подготовиться к землетрясению (правила поведения и техника безопасности человека перед землетрясением); как вести себя во время землетрясения (форшоки; правила поведения и техника безопасности человека во время землетрясения); как действовать после землетрясения (правила поведения и техника безопасности человека после землетрясения). (1 ч.).

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов: вулкан; разрез вулкана; активные окраины; извержения вулкана; виды извержений вулкана (эффузивное, экструзивное, эксплозивное); какие бывают вулканы (центрального типа, линейные (трещинные), действующие, дремлющие, потухшие); где встречаются вулканы (извержение вулкана Неа-Камени рядом с о. Санторин, извержение вулкана Толбачик на Восточной Камчатке, извержение вулкана Этна на о. Сицилия). (1 ч.).

Последствия извержения вулканов. Защита населения: вулканы могут извергать (лавовые потоки, вулканические грязевые потоки, твердые вулканические продукты, палящую вулканическую тучу, вулканические газы); жидкие вулканические продукты (лава, потоки базальтовых лав, вулканические грязевые потоки, вулканические бомбы, палящая туча); газообразные вулканические продукты (вулканические газы, фумаролы, мофеты); защита населения от последствий извержения вулкана. (1 ч.).

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения: оползень; склоны; причины возникновения оползней (естественные, искусственные); классификация оползней по масштабу (крупномасштабные оползни, среднемасштабные оползни и мелкомасштабные оползни); скорости движения оползней (исключительно быстрая (до 3 м/с), очень быстрое (0,3 м/с), быстрое (1,5 м/сут.), умеренное (1,5 м/мес.), очень медленное (1,5 м/год), исключительное медленное (0,06 м/год)); контроль над оползнями и их прогноз; рекомендации МЧС России населению по действиям при угрозе возникновения оползня; меры по предотвращению оползней; правила поведения и техника безопасности человека при угрозе оползня; обвалы, их причины и последствии. (1 ч.).

 

  1. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. (3 ч.).

 

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия: погода; ветер; виды ветров (ураган (до 30 м/с), буря (15-20 м/с), циклон (от 100 км.)); виды циклонов от места зарождения (тропические, внетропические); шкала Ботфорта; ветровая шкала Ботфорта. (1 ч.).

Защита населения от последствий ураганов и бурь: снежные бури; прогнозы; профилактические меры по защите населения от последствий ураганов и бурь (заблаговременные мероприятия, оперативно-защитные мероприятия); правила поведения во время ураганов и бурь (правила поведения и техника безопасности человека после получения сигнала о штормовом предупреждении и при урагане). (1 ч.).

Смерчи: смерч; шкала разрушений, вызываемых смерчем; торнадо; последствия торнадо; рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча (правила поведения и техника безопасности человека во время смерча). (1 ч.).

 

  1. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. (8 ч.).

 

Наводнения. Виды наводнений и их причины: наводнение; разлив реки; половодье; виды половодий (весеннее, летнее); паводок; затор; зажор; наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек (низкие, высокие, выдающие, катастрофические). (1 ч.).

Защита населения от последствий наводнений: меры по инженерной защите от затоплений; система проведения спасательных и других неотложных работ в районе ЧС. (1 ч.).

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения: как подготовиться к наводнению; как действовать во время наводнения (правила поведения и техника безопасности человека при угрозе наводнения и при внезапном наводнении); как действовать после наводнения (правила поведения и техника безопасности человека после наводнения). (1 ч.).

Сели и их характеристика: селевой поток; пойма реки; источники твердой составляющей селевого потока; источники водного питания селей; морены; виды селей по суммарному объему селевого выноса (маломощные сели, среднемощные сели, мощные сели, катастрофические сели); способы защиты населения от последствий селевых потоков. (1 ч.).

Защита населения от последствий селевых потоков: способы защиты населения от последствий селей (организационно-хозяйственные и охранно-ограничительные меры, строительство противоселевых инженерных и гидротехнических сооружений, профилактические меры, система оповещения и эвакуация населения из опасных районов); прогноз образования селей. (1 ч.).

Цунами и их характеристика: цунами; характеристики цунами (высота, скорость перемещения, длина); интенсивность цунами; шестибальная шкала оценивания цунами; разновидности цунами (очень слабое, слабое, среднее, сильное, очень сильное, катастрофическое). (1 ч.).

Защита населения от цунами: комплекс мероприятий по защите населения от цунами (прогноз цунами, непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами, оповещение населения об угрозе цунами, организация эвакуации населения, планомерный перенос в безопасные места существующих строений, защита сооружений, подготовка маршрутов следования во время цунами, строительство у входа в бухты волноломов); как подготовиться к цунами; что делать во время цунами (правила поведения и техника безопасности человека во время цунами); что делать после цунами (правила поведения и техника безопасности человека после цунами).  (1 ч.).

Снежные лавины: лавина; образование лавинообразного слоя; воздушная предлавинная волна; защита населения от последствий лавин; правила поведения и техника безопасности человека в лавиноопасных зонах. (1 ч.).

 

  1. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. (4 ч.).

 

Лесные и торфяные пожары и их характеристика: лесной пожар; пожароопасный сезон; виды пожаров от характера возгорания и состава леса (низовой, верховой, подземный (торфяной)); виды пожаров по скорости распространения низовых и верховых пожаров (слабый, средний, сильный); виды пожаров от площади, охваченной огнем (загорание, малый, небольшой, средний, крупный, катастрофический); последствия лесных пожаров. (1 ч.).

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения: частые места возникновения лесных пожаров (стоянки рыбаков, охотников и туристов; места традиционного отдыха населения; обочины дорог общего пользования; места лесозаготовок); правила пожарной безопасности в лесу; правила разведения костров в лесу; система охраны леса; специализированная служба авиационной охраны лесов; наземная охрана лесов; заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров; правила поведения при пожаре в лесу (способы, правила поведения и техника безопасности человека во время тушения пожара). (1 ч.).

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения:  инфекционные болезни; патогенность; виды инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому и по источнику возбудителя (кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов); пути распространения инфекции (предметы быта; воздушно-капельный путь; водный путь; пищевые продукты); периоды развития и течения инфекционных болезней (инкубационный, начальный, основное проявление болезни, угасание болезни (выздоравливание)); эпидемия; пандемия; противоэпидемические мероприятия (эпидемический процесс, факторы возникновения эпидемического процесса; общесанитарные меры по пресечению путей передачи инфекции (дератизация, дезинсекция, санитарная обработка, экстренная профилактика, карантин, обсервация)). (1 ч.).

Эпизоотии и эпифитотии: инфекционные болезни животных; группы инфекционных болезней животных по способу передачи инфекции от больного животного к здоровому и по источнику возбудителя инфекции (инфекции, передающиеся через почву, корм, воду; инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем и поражающие слизистые оболочки дыхательных путей и легких; инфекции, передающиеся через наружные покровы; инфекции с невыявленными путями заражения); эпизоотия; инфекционные болезни растений; эпифитотия; противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. (1 ч.).

 

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

 

  1. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. (2 ч.).

 

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность: терроризм; общеопасные способы, с помощью которых совершается терроризм (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, захват транспортных средств и зданий и т. д.); виды терроризма (политический; терроризм, использующий религиозные мотивы; криминальный; националистический; технологический; ядерный; кибертерроризм); факторы и социальные явления, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность; типы темперамента человека (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик); телефонные террористы (наказания за ложные сообщения). (1 ч.).

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения: ложные представления о терроризме; нравственная жизненная позиция человека в формировании антитеррористического поведения (нравственность; определенные жизненные ориентиры; основные качества, которые делают человека более защищенным от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления); профилактика вредных привычек (пристрастие к курению, алкоголю и наркотическим веществам); профилактика террористической деятельности; как формируется антитеррористическое поведение.  (1 ч.).

 

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

 

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

 

  1. Здоровый образ жизни и его значение гармоничного развития человека. (3 ч.).

 

Психологическая уравновешенность: эмоции; эмоциональность; психол

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Основам Безопасности Жизнедеятельности (ОБЖ) для 6-7 классов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Хмельниковская

средняя общеобразовательная школа





«Согласовано»

Руководитель МО

/Зеткина Г. Н./

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

/Зеткина Г.Н./

«Утверждаю»

Директор МОУ Хмельниковская СОШ

/Мироненко Т. В./

(подпись)


Протокол №129 от «1» сентября 2022 г.

(подпись)


«1» сентября 2022 г.

(подпись)


Приказ по школе №129 от «1» сентября 2022 г.





Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для 6-7 классов





Составил: учитель ОБЖ

Строителев С. Н.







2022-2023 уч. год.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6-7 классов средней общеобразовательной школы составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный закон от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения
    и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями от 08.12.2020 г.).

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 11.12.2020 г.).

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 г. № 254
    «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями от 13.03.2021 г.).

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 28.12.2018 г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 08.05.2020 года) на 2022/2023 учебный год.

  • Постановления Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. №189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 ноября 2015 г. №1293 «Об организации работы в Министерстве образования и науки РФ по обеспечению условий для формирования у детей и молодежи гражданской позиции, стойкого неприятия идей экстремисткой и террористической направленности».

  • Методического письма о преподавании учебного предмета внеурочной деятельности «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2022-2023 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.


Цель программы

Формирование безопасного поведения учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения учащихся, готовности и способности учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Задачи программы

  • Формировать у учащихся модель безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера.

  • Формировать индивидуальную систему здорового образа жизни.

  • Выработать у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»


Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.


Метапредметные результаты:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.


Предметные результаты

В познавательной области:

  • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях и влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства;

  • знания о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

  • знания об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • знания о здоровом образе жизни;

  • знания об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

  • знания о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.


В ценностно-ориентационной области:

  • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

  • умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • умения анализировать явления и события природного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.



В коммуникационной области:

  • умения информировать о результатах своих наблюдений;

  • умения участвовать в дискуссиях;

  • умения отстаивать свою точку зрения;

  • умения находить компромиссное решение в различных ситуациях.


В эстетической области:

  • умения оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира;

  • умения сохранять его.


В трудовой области:

  • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни: локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

  • умения оказывать первую медицинскую помощь.


В области физической культуры:

  • формирование установки на здоровый образ жизни;

  • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;

  • умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.









Содержание учебного курса


6 класс


МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства.


Раздел 1. Основы комплексной безопасности.


    1. Подготовка к активному отдыху на природе. (6 ч.).


Природа и человек: среда обитания (естественная, искусственная); связь человека и природы; физические качества человека (выносливость, сила, ловкость, быстрота); активный туризм; виды туристических путешествий. (1 ч.).

Ориентирование на местности: умения ориентироваться на местности; формы рельефа (холм, овраг, берег реки и т.д.); способы определения сторон горизонта (по компасу, по небесным светилам, по признакам местных предметов); определение сторон горизонта ночью (по Полярной звезде). (1 ч.).

Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Практическая работа №1: «Определение сторон горизонта на школьном дворе по солнцу и часам»: лесные ориентиры, определяющие местонахождение (развилка дорог, опушка леса, лесная поляна и т. д.); карта местности; масштаб карты местности; ориентирование карты по компасу; ориентирование карты на местные предметы; азимут; определение азимута. (1 ч.).

Подготовка к выходу на природу: варианты подготовки к однодневному походу; этапы маршрута (исходная точка маршрута, точка ориентира №1, точка ориентира №2, конечная точка маршрута); снаряжения для туристического похода. (1 ч.).

Определение места для бивака и организация бивачных работ: бивак; определение места для бивака; разведение костра (определение места для костра); заготовка топлива для костра; работа с топором; приготовление пищи в походе (способы размещения котелка над огнем). (1 ч.).

Определение необходимого снаряжения для похода. Практическая работа №2: «Заготовка топлива для разведения костра»: особенности похода (пеший, водный, велосипедный, однодневный, многодневный и т. д.); снаряжение туриста (личное, групповое, специальное); аптечка первой помощи. (1 ч.).

    1. Активный отдых на природе и безопасность. (5 ч.).


Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе: активный отдых на природе (пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия (однодневные, многодневные)); меры безопасности и правила дисциплины в походе; режим и график движения; правила личной гигиены в походе. (1 ч.).

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности: пешеходный туризм; техника движения в пешем походе на равнинной местности; порядок движения походной группы (темп движения, порядок движения в группе); препятствия на равнинных маршрутах (преодоление лесных зарослей; переправа вброд, переправа через горную реку по бревну); особенности горных маршрутов (препятствия в горах: крутой рельеф, непогода; приемы ходьбы по горным маршрутам). (1 ч.).

Подготовка и проведение лыжных походов: лыжный туризм; экипировка для лыжного похода (одежда и обувь туриста-лыжника); организация движения в лыжном походе (передвижение по готовой лыжне). (1 ч.).

Водные походы и обеспечение безопасности на воде: водный туризм; препятствия на водном маршруте (сильное течение, порог, перекат, захламленное русло, плотина и т. д.); подготовка к водному путешествию (непромокаемый мешок с документами на шее, правила обеспечения безопасности); правила безопасного поведения на воде и при устройстве на ночлег (посадка в лодку, высадка из лодки); возможные аварийные ситуации в водном походе (судно, перевернувшееся на пороге; спасение тонущего с лодки; спасение тонущего с байдарки). (1 ч.).

Велосипедные походы и безопасность туристов: велосипедный туризм; виды велосипедов (дорожный, спортивный); подготовка к велосипедному походу (ремонтный набор велосипедиста); организация движения на маршруте (размещение велосипедов на биваке); обеспечение безопасности велопохода (движение велосипедистов ночью и при сумерках). (1 ч.).


    1. Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности. (6 ч.).


Основные факторы, оказывающий влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме: дальний (внутренний) туризм; выездной туризм; смена климатических условий (адаптация); подготовка к путешествию. (1 ч.).

Акклиматизация человека в различных климатических условиях: акклиматизация; акклиматизация в условиях холодного климата (обморожение); акклиматизация в условиях жаркого климата (тепловой удар, солнечный удар, загар). (1 ч.).

Акклиматизация человека в горной местности: климатические условия в горной местности (температура воздуха, солнечная радиация, влажность, атмосферное давление); кислородное голодание; признаки горной болезни. (1 ч.).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта: виды транспорта (наземный, водный, воздушный); соблюдение правил безопасности в различных видам транспорта и различных ситуациях (в автомобиле, в поезде и т. д.). (1 ч.).

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте: водный транспорт; спасательные средства на пассажирском судне (надувные плоты, шлюпки, спасательные жилеты и костюмы); правила безопасности на водном транспорте в различных ситуациях; морская болезнь; правила поведения при кораблекрушении. (1 ч.).

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте: авиационный транспорт; подготовка к взлету (правила пользования кислородной маской); рекомендации по безопасному поведению при возникновении аварийной ситуации (при пожаре в самолете, при аварийной посадке самолета). (1 ч.).


    1. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде. (3 ч.).


Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия человека в природной среде: автономия; виды автономий (вынужденная, добровольная); техника безопасности и правила поведения человека при добровольной автономии. (1 ч.).

Вынужденная автономия человека в природной среде: техника безопасности и правила поведения человека при вынужденной автономии. (1 ч.).

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Практическая работа №3: «Установка туристической палатки»: сооружение временного укрытия из подручных средств (типы временных укрытий (навес, заслон, шалаш, снежная траншея, снежная пещера и т. д.)); способы добывания огня (с помощью камня и предмета из стали, с помощью увеличительного стекла, с помощью лука и палочки); обеспечение питьевой водой (выкапывание небольшой ямки, сбор влаги с помощью полиэтиленового мешка); обеспечение питанием; подача сигналов бедствия (знак SOS, выложенный с помощью одежды и веток деревьев). (1 ч.).




  1. Опасные ситуации в природных условиях. (4 ч.).


Опасные погодные явления: что делать во время грозы (правильное размещение в укрытии во время грозы, правила поведения и техника безопасности человека во время грозы); что делать во время пурги (правильное размещение в укрытии во время пурги, правила поведения и техника безопасности человека во время пурги); признаки ухудшения погоды. (1 ч.).

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях: встреча с дикими хищными животными (бурым медведем, тигром, волком, рысью); встреча с крупными копытными животными (лосем, кабаном, оленем); встреча с пресмыкающимися (ядовитыми змеями); встреча с хищными млекопитающими (горностаем, лаской, лесной куницей, барсуком, норкой, выдрой); правила поведения и техника безопасности человека при встрече с дикими животными. (1 ч.).

Укусы насекомых и защита от них: кровососущие насекомые (комары, мошки, мокрецы, слепни); другие опасные насекомые (пчелы, осы, шмели, шершни); энцефалит. (1 ч.).

Клещевой энцефалит и его профилактика: вирус; клещ; клещевой энцефалит; как надо одеваться для похода в лес; удаление присосавшегося клеща и действия, связанные с этим. (1 ч.).


МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


Раздел 2. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.


  1. Первая помощь при неотложных состояниях. (4 ч.).


Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Практическая работа №4: «Оказание первой помощи пострадавшему в природных условиях»: личная гигиена; правила соблюдения личной гигиены в природной среде (за кожей, за зубами); лекарственные растения (крапива, подорожник, полынь и т. д.). (1 ч.).

Оказание первой помощи при травмах. Практическая работа №5: «Оказание первой помощи пострадавшему при различных травмах (ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение)»: первая помощь; первая помощь при ссадинах и потертостях (ссадина, потертость, правила оказания первой помощи при ссадинах и потертостях); первая помощь при ушибах (ушиб, правила оказания первой помощи при ушибах); первая помощь при вывихах (вывих, правила оказания первой помощи при вывихах); первая помощь при растяжениях и разрывах связок (растяжение, разрыв связок, правила оказания первой помощи при растяжениях и разрывах связок). (1 ч.).

Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Практическая работа №6: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками солнечного удара, отморожения и ожога»: солнечный удар; признаки солнечного удара; тепловой удар; признаки теплового удара; правила оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударе; отморожение; признаки отморожения; правила оказания первой помощи при отморожении; ожог; термический ожог; признаки термического ожога; правила оказания первой помощи при термическом ожоге. (1 ч.).

Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Практическая работа №7: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками укуса змей и насекомых»: правила оказания первой помощи при укусе ядовитой змеи; правила оказания первой помощи при укусах насекомых. (1 ч.).


Раздел 3. Основы здорового образа жизни.


  1. Здоровье человека и факторы, на него влияющие. (5 ч.).


Здоровый образ жизни и профилактика утомления: здоровый образ жизни; утомление; активный отдых (прогулки); пассивный отдых (сон); навыки самоконтроля (субъективные и объективные показатели самоконтроля); самочувствие; виды нагрузок (умственная и физическая); профилактика переутомления. (1 ч.).

Компьютер и его влияние на здоровье: меры предосторожности при работе за компьютером (правильное расположение при работе за компьютером, достаточно освещенное помещение и т. д.). (1 ч.).

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека: загрязнение окружающей среды (загрязнение воды, загрязнение воздуха, загрязнение природных почв). (1 ч.).

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека: виды окружающей среды (природная, техногенная, социальная); социальное развитие человека; социальная зрелость человека; наркомания; токсикомания; токсиманические вещества (растворитель, лак, клей и т. д.); влечение. (1 ч.).

Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ: Всемирная организация здравоохранения; стадии наркомании (первая, вторая, третья); четыре правила «Нет наркотикам». (1 ч.).


Итоговое повторение (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).


7 класс

МОДУЛЬ 1. Основы безопасности личности, общества и государства.


Разделы 1-2. Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций.


  1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера. (3 ч.).


Различные природные явления: оболочки Земли (литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера); опасные природные явления (геологические, метеорологические, гидрологические, природные, биолого-социальные, космические). (1 ч.).

Общая характеристика природных явлений: геологические природные явления (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы); метеорологические природные явления (тайфуны, ураганы, бури, смерчи и т. д.); воздушные массы; циклон; антициклон; гидрологические природные явления (наводнения, цунами, сели); биологические опасные природные явления (природные (лесные) пожары, инфекционные заболевания людей (эпидемия), инфекционные заболевания животных (эпизоотии), поражение с/х растений (эпифитотии)); космические опасные природные явления (метеоры, метеориты, кометы, астероиды). (1 ч.).

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера: опасная ситуация; стихийное бедствие (стихия; стихийное бедствие); чрезвычайная ситуация (чрезвычайные ситуации природного характера; биолого-социальная чрезвычайная ситуация). (1 ч.).





  1. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (6 ч.).


Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия: землетрясение; очаг землетрясения (гипоцентр); шкала Рихтера; магнитуда; эпицентр землетрясения; шкала Меркалли; 12 групп землетрясений (1 балл – незаметное, 2 балла – очень слабое, 3 балла – слабое, 4 балла – умеренное, 5 баллов – довольно сильное, 6 баллов – сильное, 7 баллов – очень сильное, 8 баллов – разрушительное, 9 баллов – опустошительное, 10 баллов – уничтожающее, 11 баллов – катастрофа, 12 баллов – сильная катастрофа). (1 ч.).

Защита населения от последствий землетрясений: Российская единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС); прогнозы землетрясений (долгосрочный прогноз, среднесрочный прогноз, краткосрочный прогноз); оповещение населения; организация аварийно-спасательных работ. (1 ч.).

Правила безопасного поведения населения при землетрясении: как подготовиться к землетрясению (правила поведения и техника безопасности человека перед землетрясением); как вести себя во время землетрясения (форшоки; правила поведения и техника безопасности человека во время землетрясения); как действовать после землетрясения (правила поведения и техника безопасности человека после землетрясения). (1 ч.).

Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов: вулкан; разрез вулкана; активные окраины; извержения вулкана; виды извержений вулкана (эффузивное, экструзивное, эксплозивное); какие бывают вулканы (центрального типа, линейные (трещинные), действующие, дремлющие, потухшие); где встречаются вулканы (извержение вулкана Неа-Камени рядом с о. Санторин, извержение вулкана Толбачик на Восточной Камчатке, извержение вулкана Этна на о. Сицилия). (1 ч.).

Последствия извержения вулканов. Защита населения: вулканы могут извергать (лавовые потоки, вулканические грязевые потоки, твердые вулканические продукты, палящую вулканическую тучу, вулканические газы); жидкие вулканические продукты (лава, потоки базальтовых лав, вулканические грязевые потоки, вулканические бомбы, палящая туча); газообразные вулканические продукты (вулканические газы, фумаролы, мофеты); защита населения от последствий извержения вулкана. (1 ч.).

Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения: оползень; склоны; причины возникновения оползней (естественные, искусственные); классификация оползней по масштабу (крупномасштабные оползни, среднемасштабные оползни и мелкомасштабные оползни); скорости движения оползней (исключительно быстрая (до 3 м/с), очень быстрое (0,3 м/с), быстрое (1,5 м/сут.), умеренное (1,5 м/мес.), очень медленное (1,5 м/год), исключительное медленное (0,06 м/год)); контроль над оползнями и их прогноз; рекомендации МЧС России населению по действиям при угрозе возникновения оползня; меры по предотвращению оползней; правила поведения и техника безопасности человека при угрозе оползня; обвалы, их причины и последствии. (1 ч.).


  1. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения. (3 ч.).


Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия: погода; ветер; виды ветров (ураган (до 30 м/с), буря (15-20 м/с), циклон (от 100 км.)); виды циклонов от места зарождения (тропические, внетропические); шкала Ботфорта; ветровая шкала Ботфорта. (1 ч.).

Защита населения от последствий ураганов и бурь: снежные бури; прогнозы; профилактические меры по защите населения от последствий ураганов и бурь (заблаговременные мероприятия, оперативно-защитные мероприятия); правила поведения во время ураганов и бурь (правила поведения и техника безопасности человека после получения сигнала о штормовом предупреждении и при урагане). (1 ч.).

Смерчи: смерч; шкала разрушений, вызываемых смерчем; торнадо; последствия торнадо; рекомендации по действиям при угрозе и во время смерча (правила поведения и техника безопасности человека во время смерча). (1 ч.).


  1. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения. (8 ч.).


Наводнения. Виды наводнений и их причины: наводнение; разлив реки; половодье; виды половодий (весеннее, летнее); паводок; затор; зажор; наводнения, связанные с ветровым нагоном воды на берегах больших озер и в морских устьях крупных рек (низкие, высокие, выдающие, катастрофические). (1 ч.).

Защита населения от последствий наводнений: меры по инженерной защите от затоплений; система проведения спасательных и других неотложных работ в районе ЧС. (1 ч.).

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения: как подготовиться к наводнению; как действовать во время наводнения (правила поведения и техника безопасности человека при угрозе наводнения и при внезапном наводнении); как действовать после наводнения (правила поведения и техника безопасности человека после наводнения). (1 ч.).

Сели и их характеристика: селевой поток; пойма реки; источники твердой составляющей селевого потока; источники водного питания селей; морены; виды селей по суммарному объему селевого выноса (маломощные сели, среднемощные сели, мощные сели, катастрофические сели); способы защиты населения от последствий селевых потоков. (1 ч.).

Защита населения от последствий селевых потоков: способы защиты населения от последствий селей (организационно-хозяйственные и охранно-ограничительные меры, строительство противоселевых инженерных и гидротехнических сооружений, профилактические меры, система оповещения и эвакуация населения из опасных районов); прогноз образования селей. (1 ч.).

Цунами и их характеристика: цунами; характеристики цунами (высота, скорость перемещения, длина); интенсивность цунами; шестибальная шкала оценивания цунами; разновидности цунами (очень слабое, слабое, среднее, сильное, очень сильное, катастрофическое). (1 ч.).

Защита населения от цунами: комплекс мероприятий по защите населения от цунами (прогноз цунами, непрерывное наблюдение за возникновением и распространением цунами, оповещение населения об угрозе цунами, организация эвакуации населения, планомерный перенос в безопасные места существующих строений, защита сооружений, подготовка маршрутов следования во время цунами, строительство у входа в бухты волноломов); как подготовиться к цунами; что делать во время цунами (правила поведения и техника безопасности человека во время цунами); что делать после цунами (правила поведения и техника безопасности человека после цунами). (1 ч.).

Снежные лавины: лавина; образование лавинообразного слоя; воздушная предлавинная волна; защита населения от последствий лавин; правила поведения и техника безопасности человека в лавиноопасных зонах. (1 ч.).


  1. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения. (4 ч.).


Лесные и торфяные пожары и их характеристика: лесной пожар; пожароопасный сезон; виды пожаров от характера возгорания и состава леса (низовой, верховой, подземный (торфяной)); виды пожаров по скорости распространения низовых и верховых пожаров (слабый, средний, сильный); виды пожаров от площади, охваченной огнем (загорание, малый, небольшой, средний, крупный, катастрофический); последствия лесных пожаров. (1 ч.).

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения: частые места возникновения лесных пожаров (стоянки рыбаков, охотников и туристов; места традиционного отдыха населения; обочины дорог общего пользования; места лесозаготовок); правила пожарной безопасности в лесу; правила разведения костров в лесу; система охраны леса; специализированная служба авиационной охраны лесов; наземная охрана лесов; заблаговременные мероприятия по ограничению распространения лесных пожаров; правила поведения при пожаре в лесу (способы, правила поведения и техника безопасности человека во время тушения пожара). (1 ч.).

Инфекционная заболеваемость людей и защита населения: инфекционные болезни; патогенность; виды инфекционных болезней по способу передачи инфекции от больного человека к здоровому и по источнику возбудителя (кишечные инфекции, инфекции дыхательных путей, кровяные инфекции, инфекции наружных покровов); пути распространения инфекции (предметы быта; воздушно-капельный путь; водный путь; пищевые продукты); периоды развития и течения инфекционных болезней (инкубационный, начальный, основное проявление болезни, угасание болезни (выздоравливание)); эпидемия; пандемия; противоэпидемические мероприятия (эпидемический процесс, факторы возникновения эпидемического процесса; общесанитарные меры по пресечению путей передачи инфекции (дератизация, дезинсекция, санитарная обработка, экстренная профилактика, карантин, обсервация)). (1 ч.).

Эпизоотии и эпифитотии: инфекционные болезни животных; группы инфекционных болезней животных по способу передачи инфекции от больного животного к здоровому и по источнику возбудителя инфекции (инфекции, передающиеся через почву, корм, воду; инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем и поражающие слизистые оболочки дыхательных путей и легких; инфекции, передающиеся через наружные покровы; инфекции с невыявленными путями заражения); эпизоотия; инфекционные болезни растений; эпифитотия; противоэпизоотические и противоэпифитотические мероприятия. (1 ч.).


Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.


  1. Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму. (2 ч.).


Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность: терроризм; общеопасные способы, с помощью которых совершается терроризм (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, захват транспортных средств и зданий и т. д.); виды терроризма (политический; терроризм, использующий религиозные мотивы; криминальный; националистический; технологический; ядерный; кибертерроризм); факторы и социальные явления, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность; типы темперамента человека (сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик); телефонные террористы (наказания за ложные сообщения). (1 ч.).

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения: ложные представления о терроризме; нравственная жизненная позиция человека в формировании антитеррористического поведения (нравственность; определенные жизненные ориентиры; основные качества, которые делают человека более защищенным от влияния идеологии насилия и экстремистского мышления); профилактика вредных привычек (пристрастие к курению, алкоголю и наркотическим веществам); профилактика террористической деятельности; как формируется антитеррористическое поведение. (1 ч.).


МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.


Раздел 4. Основы здорового образа жизни.


  1. Здоровый образ жизни и его значение гармоничного развития человека. (3 ч.).


Психологическая уравновешенность: эмоции; эмоциональность; психологическая уравновешенность; воспитание психологической уравновешенности; уверенность; самосовершенство; умение приобретать себе друзей; умение строить взаимоотношения с окружающими людьми. (1 ч.).

Стресс и его влияние на человека: стрессовый фактор; стресс; общий адаптационный синдром; стадии стресса (стадия мобилизации, стадия сопротивления, стадия истощения); принципы борьбы со стрессом. (1 ч.).

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте: подростковый возраст; внешние показатели физического развития подростка; правила личной гигиены. (1 ч.).


Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.


  1. Первая помощь при неотложных состояниях. (4 ч.).


Общие правила оказания первой помощи. Практическая работа №1: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками нарушения или остановки дыхания»: первая помощь; общий порядок действий оказывающего первую помощь; ситуации, в которых следует вызывать «Скорую помощь»; правила оказания первой помощи при нарушении или остановки дыхания. (1 ч.).

Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Практическая работа №2: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками венозного кровотечения»: наружное кровотечение; виды наружного кровотечения (артериальное, венозное); первая помощь при незначительных ранах; первая помощь при сильном кровотечении (первичная обработка раны с помощью йода из домашней аптечки, метод пальцевого прижатия, наложение жгута, способы остановки артериального кровотечения); правила оказания первой помощи при венозном кровотечении. (1 ч.).

Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Практическая работа №3: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками перелома»: ушиб; перелом; общие правила оказания первой помощи при переломах конечностей; первая помощь при травме плечевого сустава (наложение косыночной повязки на плечо и плечевой сустав); первая помощь при травме голеностопного сустава (наложение косыночной повязки на голеностопный сустав). (1 ч.).

Общие правила транспортировки пострадавшего. Практическая работа №4: «Транспортировка пострадавшего, который получил травму и не может самостоятельно передвигаться»: факторы, которые необходимо учитывать при транспортировке пострадавшего; правила транспортировки пострадавшего, который получил травму и не может самостоятельно передвигаться. (1 ч.).


Итоговое повторение (1 ч.).


Итоговое повторение по всем изученным главам учебного курса. (1 ч.).


Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 68 учебных часа из них в 6 классе 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели), в 7 классе 34 ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели).





Тематическое планирование

6 класс

главы

Название главы

Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Примерные сроки

1.

«Подготовка к активному отдыху на природе»

Кабинет ОБЖ

6

2

1-6 неделя

2.

«Активный отдых на природе и безопасность»

Кабинет ОБЖ

5

-

7-11 неделя

3.

«Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности»

Кабинет ОБЖ

6

-

12-17 неделя

4.

«Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде»

Кабинет ОБЖ

3

1

18-20 неделя

5.

«Опасные ситуации в природных условиях»

Кабинет ОБЖ

4

-

21-24 неделя

6.

«Первая помощь при неотложных ситуациях»

Центр «Точка роста»

4

4

25-28 неделя

7.

«Здоровье человека и факторы, на него влияющие»

Кабинет ОБЖ

5

-

29-33 неделя

Итоговое повторение

Кабинет ОБЖ

1

-

34 неделя


7 класс

главы

Название главы


Примерные сроки

Место проведения

Количество часов

Практические работы

Примерные сроки

1.

«Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера»

Кабинет ОБЖ

3

-

1-3 неделя

2.

«Чрезвычайные ситуации геологического происхождения»

Кабинет ОБЖ

6

-

4-9 неделя

3.

«Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения»

Кабинет ОБЖ

3

-

10-12 неделя

4.

«Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения»

Кабинет ОБЖ

8

-

13-20 неделя

5.

«Природные пожары и чрезвычайные ситуации биологи-социального происхождения»

Кабинет ОБЖ

4

-

21-24 неделя

6.

«Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму»

Кабинет ОБЖ

2

-

25-26 неделя

7.

«Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека»

Кабинет ОБЖ

3

-

27-29 неделя

8.

«Первая помощь при неотложных состояниях»

Центр «Точка роста»

4

4

30-33 неделя

Итоговое повторение

Кабинет ОБЖ

1

-

34 неделя


Календарно-тематическое планирование

6 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

МОДУЛЬ 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

24

Раздел 1. «Основы комплексной безопасности».

6

Глава 1. «Подготовка к активному отдыху на природе».

6

1.


Природа и человек.

1

2.


Ориентирование на местности.

1

3.


Определение своего местонахождения и направления движения на местности. Практическая работа №1: «Определение сторон горизонта в школьном дворе по солнцу и часам».

1

4.


Подготовка к выходу на природу.

1

5.


Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1

6.


Определение необходимого снаряжения для похода. Практическая работа №2: «Заготовка топлива для разведения костра».

1

Глава 2. «Активный отдых на природе и безопасность».

5

7.


Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

1

8.


Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

1

9.


Подготовка и проведение лыжных походов.

1

10.


Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

1

11.


Велосипедные походы и безопасность туристов.

1

Глава 3. «Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности».

6

12.


Основные факторы, оказывающий влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме.

1

13.


Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

1

14.


Акклиматизация человека в горной местности.

1

15.


Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

1

16.


Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

1

17.


Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

1

Глава 4. «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде».

3

18.


Автономное существование человека в природе. Добровольная автономия человека в природной среде.

1

19.


Вынужденная автономия человека в природной среде.

1

20.


Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде. Практическая работа №3: «Установка туристической палатки».

1

Глава 5. «Опасные ситуации в природных условиях».

4

21.


Опасные погодные явления.

1

22.


Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

1

23.


Укусы насекомых и защита от них.

1

24.


Клещевой энцефалит и его профилактика.

1

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

9

Раздел 2. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».

4

Глава 6. «Первая помощь при неотложных состояниях».

4

25.


Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. Практическая работа №4: «Оказание первой помощи пострадавшему в природных условиях».

1

26.


Оказание первой помощи при травмах. Практическая работа №5: «Оказание первой помощи пострадавшему при различных травмах (ссадина, потертость, ушиб, вывих, растяжение)».

1

27.


Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. Практическая работа №6: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками солнечного удара, отморожения и ожога».

1

28.


Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых. Практическая работа №7: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками укуса змей и насекомых».

1

Раздел 3. «Основы здорового образа жизни».

5

Глава 7. «Здоровье человека и факторы, на него влияющие».

5

29.


Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

1

30.


Компьютер и его влияние на здоровье.

1

31.


Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

1

32.


Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

1

33.


Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

1

Итоговое повторение.

1

34.


Итоговое повторение по всем изученным разделам учебного курса.

1


7 класс

урока

Дата проведения

Тема урока

Количество часов

МОДУЛЬ 1. «Основы безопасности личности, общества и государства».

26

Раздел 1-2. «Основы комплексной безопасности. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций».

26

Глава 1. «Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера».

3

1.


Различные природные явления.

1

2.


Общая характеристика природных явлений.

1

3.


Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера.

1

Глава 2. «Чрезвычайные ситуации геологического происхождения».

6

4.


Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

1

5.


Защита населения от последствий землетрясений.

1

6.


Правила безопасного поведения населения при землетрясении.

1

7.


Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.

1

8.


Последствия извержения вулканов. Защита населения.

1

9.


Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения.

1

Глава 3. «Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения».

3

10.


Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия.

1

11.


Защита населения от последствий ураганов и бурь.

1

12.


Смерчи.

1

Глава 4. «Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения».

8

13.


Наводнения. Виды наводнений и их причины.

1

14.


Защита населения от последствий наводнений.

1

15.


Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

1

16.


Сели и их характеристика.

1

17.


Защита населения от последствий селевых потоков.

1

18.


Цунами и их характеристика.

1

19.


Защита населения от цунами.

1

20.


Снежные лавины.

1

Глава 5. «Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения».

4

21.


Лесные и торфяные пожары и их характеристика.

1

22.


Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

1

23.


Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

1

24.


Эпизоотии и эпифитотии.

1

Раздел 3. «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ».

2

Глава 6. «Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму».

2

25.


Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность.

1

26.


Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения.

1

МОДУЛЬ 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

7

Раздел 4. «Основы здорового образа жизни».

3

Глава 7. «Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека».

3

27.


Психологическая уравновешенность.

1

28.


Стресс и его влияние на человека.

1

29.


Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

1

Раздел 5. «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи».

4

Глава 8. «Первая помощь при неотложных состояниях».

4

30.


Общие правила оказания первой помощи. Практическая работа №1: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками нарушения или остановки дыхания».

1

31.


Оказание первой помощи при наружном кровотечении. Практическая работа №2: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками венозного кровотечения».

1

32.


Оказание первой помощи при ушибах и переломах. Практическая работа №3: «Оказание первой помощи пострадавшему с признаками перелома».

1

33.


Общие правила транспортировки пострадавшего. Практическая работа №4: «Транспортировка пострадавшего, который получил травму и не может самостоятельно передвигаться».

1

Итоговое повторение.

1

34.


Итоговое повторение по всем изученным разделам учебного курса.

1


Учебно-методическое обеспечение и цифровые образовательные ресурсы

Учебно-методическое обеспечение:

  • Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / Под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014 г.

  • Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников / Под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. Наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2014 г.


Цифровые образовательные ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru

  • Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/subject/19/

  • Официальный сайт (материалы для учителей): http://infourok.ru/

  • Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности: http://www.obzh.ru/

  • Электронное научно-методическое издание для учителей ОБЖ «ОБЖ в школе»: http://www.school-obz.org/

  • Видеоуроки школьной программы, конспекты, тесты, тренажеры: http://interneturok.ru

  • ОБЖ – Методические разработки – Учительский портал: http://www.uchportal.ru/load/80/
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!