СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Класс Паукообразные"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»



Методическая разработка урока в 7 классе по теме:




«Класс Паукообразные»
















учитель биологии и химии Каплина Татьяна Евгеньевна







Технологическая карта урока

Цель урока:создать условия для форирования знаний о классе паукообразных

Задачи:

Образовательные:

  • Организовать деятельность учащихся по ознакомлению с особенностями строения, жизнедеятельности, размножения паукообразных, их многообразием и значением в природе и жизни человека

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к животным. На конкретных примерах показать, что в природе нет животных вредных или полезных, каждый вид занимает определённое место в сообществе живых организмов, всё в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность

  • продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха

Развивающие:

  • организовать деятельность учащихся по развитию учебно-интеллектуальных умений и навыков: работать с текстом, критически анализировать информацию, способность её систематизировать, оценивать, использовать с целью создания прогноза, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

  • продолжить развитие учебно-познавательных умений: составлять тезисы, пользоваться предметным языком.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы:

  • составление списка “известной” информации: рассказ - предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения

  • методы активного чтения: маркировка с использованием значков, ведение различных записей, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы

  • заполнение кластеров, таблиц, установление причинно - следственных связей между блоками информации, дисскусия

Оборудование:ПК, проектор, презентация «Паукообразные»,

тексты для чтения и анализа, тесты для маркировки



ХОД УРОКА

I Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой.

- Здравствуйте ребята!!!Я снова рада видеть вас!Начинаем наш урок.

II Актуализация знаний

Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд.(слайд №3,4,5)

В те далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу.

Эй, Паллада, …

Я предрекаю, и реченное скоро свершится,

Скоро я вытку ковер, коих не было в мире,

И не сравнится с моим твое мастерство, о Афина,

Равных мне нет ни на грешной земле, ни в безоблачных высях,

Только одна в этом мире есть мастерица, и это – Арахна!

Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие.

Будь же ты проклята, век ты плети паутину,

Будь безобразной Арахной, которую люди

Гнать и преследовать будут всегда, и вовеки

Будут страшиться тебя, и давить, и рвать паутину.

А мастерство твое, коим ты столько гордилась,

Пусть остается тебе в утешенье навеки с тобою:

Будешь сидеть ты в углу и вечно плести паутину.

Вот такая легенда! От имени Арахны произошло латинское название животных, с которыми мы сейчас и будем знакомиться, их по-латыни называют арахнидами. О ком пойдет речь?

Типичным представителем класса паукообразных является паук-крестовик. Этот урок мы посвящаем ему.

Учащиеся формулируют тему и задачи урока, записывают тему урока в тетрадь

Чертят в тетради маркировочную таблицу (слайд №6)

Знаю - V

Хочу узнать- ?

Узнал новое - +




III Вызов

1. Попытайтесь нарисовать паука. Изображая паука, ребята обычно испытывают ряд затруднений, не знают, как нарисовать туловище, сколько у него конечностей, глаз, есть ли усики. Все, возникающие в ходе работы вопросы, можно записать в тетрадь. (Хочу узнать). Производится представление групповых рисунков. Здесь и выясняется несовершенство знаний каждого о пауках

2. Сейчас каждый из вас может определить уровень своих знаний. Учащимся предлагается тест (слайд №7).Определите правильные суждения (если согласны, ставьте - (+), если нет - (-) )

Тест

Суждения (вопросы)

Знак

1.

Пауки живут на земле и в воде


2.

Тело пауков делится на 3 отдела


3.

У пауков такие же сложные глаза, как и у раков


4.

Пауки дышат жабрами и лёгкими


5.

Пауки - хищники


6.

Все пауки плетут паутину


7.

У пауков 5 пар ходильных ног


8.

Усики пауков служат им для осязания и обоняния


9.

Пищеварение у пауков может происходить вне организма


10.

Для пауков характерен половой диморфизм


11.

Скорпионы и клещи являются ближайшими родственниками пауков


12.

Все клещи являются возбудителями опасных заболеваний и поэтому их необходимо уничтожать


13.

Для человека паукообразные не представляют особой ценности


Ответы получаются разными, и опять выясняется несовершенство знаний каждого о пауках

Работа с маркировочной таблицей



  1. Запишите в первой колонке всё, что вы знаете о пауках. Записи должны быть ёмкими и краткими. Обсудите в парах свои списки, помогите друг другу вспомнить. Информацию, с которой согласны оба - оставляйте, информацию с которой кто-то не согласен, помечайте вопросительным знаком.

  2. А что бы вы хотели узнать? Во 2-ой колонке запишите вопросы, на которые хотели бы получить ответ, но ваших знаний сейчас ещё не хватает. Обсудите в парах, в группах.

  3. Сделайте предположение, по каким смысловым блокам мы будем изучать эту тему.

4. Оформление кластера( можно вначале записывать идеи на доске, а затем упаковать их в смысловые блоки - слайд №8) и его обсуждение




Питание








Среда

обитания

Дыхание









ПАУКИ










Строение


Размножение












Многообразие


Значение











  • Как вы считаете, это достаточная информация? Нет. Тогда давайте попробуем ее дополнить.



IV Осмысление содержания

Чтобы подтвердить или опровергнуть Ваши предположения, чтобы расширить знания по данной теме, вам предлагается текст.Начинайте работу с текстом, проставляя пометки на полях:

“ v” – знакомая информация,
“ + ” – новая информация,
“ ? ” – непонятная информация

5. Не забывайте продолжать работу с маркировочной таблицей. После чтения текста заполняйте 3-ю колонку “Узнал новое”. (Это не простое переписывание текста, а способность сформулировать мысль в 2-3 словах перевести её на свой язык, а, следовательно, понять).
Записи должны быть ёмкими, но краткими.

V Рефлексия

  1. Вернитесь к тому, что Вы знали до прочтения текста. Какие знания подтвердились? Какие не подтвердились? Были ли ошибочные суждения? Посмотрите свои первичные списки, вычеркните неправильную, ошибочную информацию.

  2. Обратите внимание на вопросы, записанные при выполнениирисунка паука: остались ли на данном этапе неясные моменты? Используется групповое обсуждение(работа со слайдами презентации № 6 - 20), некоторые, наиболее сложные вопросы могут быть оставлены для домашнего решения. Пусть учащиеся сами отыщут ответ. На следующем уроке все неясные пока вопросы должны быть разрешены.

  3. Посмотрите на список “Хочу узнать”, проверьте, удалось ли получить ответы на всевопросы?Какие знаки вопроса можно снять?Можете вновь обратиться к тексту и посмотреть на свои пометки. Какие вопросы у вас появились по ходучтения? Кто может дать ответы на эти вопросы?

  4. Обсудите: какая часть полученной информации произвела на Вас наибольшеевпечатление.

5. Закончите предложения: (слайд №21)

  • Сегодня на уроке я впервые узнал (сделал открытие для себя)...

  • “Я думаю, что...” (Над чем вы задумались?)

  • Для меня этот учебный материал важен потому что...

  • Моё отношение к паукам изменилось (не изменилось) (почему?)

Все боятся пауков

Больше всех на свете,

А особенно боятся

Маленькие дети;

Не гоните пауков,

Маленькие дети:

Ловят мух и комаров

Добрые соседи!

Ядовиты пауки –

Это несомненно!

Но не тронут просто так,

Скажем откровенно.



Домашнее задание (слайд №22)

1. Написать мини-сочинение на тему: “ Паучок - крестовичок”.

  1. Составить репродуктивные и проблемные вопросы по теме “Паукообразные”.

  2. Продумайте и предложите небольшую исследовательскую работу (Составить план эксперимента).

Использованная литература:

1. Биология: Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательной школы/Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2006.

2. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В., Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М.: ВАКО, 2004. – 432 с.

3. Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 1999. – 366 с.

4. Лернер Г.И. Уроки зоологии для старших классов. Тесты, вопросы, задачи./Серия «Как сдать экзамены»./– М.: Лист-Нью, 1998. – 496 с.

5. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 176 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!