План урока производственного обучения № 01
Тема урока: «Введение. Охрана труда и пожарная безопасность на предприятии общественного питания»
Цели урока
Обучающие:
-
Раскрыть роль кондитера в осуществлении задач, стоящих перед П.О.П.
-
Ознакомить студентов с квалификационными характеристиками «Кондитера» 3-4 разряда.
-
Дать понятие безопасности труда. Производственной санитарии, противопожарной безопасности на П.О.П.
Развивающие:
Воспитательные:
-
Прививать интерес к избранной профессии.
-
Формировать коммуникативные качества обучающихся.
-
Воспитывать ответственность, аккуратность при выполнении учебно-производственных заданий.
Методическая: Отработать технологию фронтального опроса
Тип урока: Урок первичного усвоения знаний.
Материально-техническое оснащение урока:
Межпредметные связи: Технология приготовления мучных кондитерских изделий (Тема “Введение” «Организация труда кондитера на П.О.П.»; ), Оборудование предприятий общественного питания (Тема «Производственный травматизм и меры его предупреждения»; «Безопасность труда при эксплуатации технологического оборудования»; «Противопожарная техника безопасности»), Физиология питания, санитария и гигиена (Тема “Личная гигиена работников предприятий общественного питания”; « санитарные требования к организации и содержанию кондитерского цеха»).
Ход урока
-
Организационный момент (1-2 минуты): Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и дневников производственного обучения.
-
Вводный инструктаж: ( 4 часа)
-
Сообщение темы и целей урока;
-
Экскурсия по базовому предприятию. Ознакомление с планировкой ,оборудованием, инвентарем, посудой. Режим работы предприятия, формы организации труда на П.О.П.
-
Ознакомление с квалификационной характеристикой «Кондитера» 2-3 разряда;
-
Охрана труда и пожарная безопасность на П.О.П.: Изучить понятия «безопасность труда», «Противопожарная безопасность», «Производственная санитария». Мероприятия направленные на предупреждение несчастных случаев.
-
Инструктаж на рабочем месте. Безопасность труда при эксплуатации технологического оборудования – электрического, теплового, жарочно-пекарного, жарочно-варочного, механического. Противопожарная техника безопасности. Санитарные требования к содержанию кондитерского цеха.
-
Заполнение дневников производственного обучения.
-
Текущий инструктаж. (2 часа) Проверка знаний усвоения изученного материала по ТБ и ПБ. Вопросы для контроля знаний( устный опрос учащихся):
-
Что входит в понятие «Охрана труда кондитера»?
-
Какие факторы влияют на производственную деятельность кондитера?
-
Виды инструктажа на рабочем месте кондитера?
-
Основные виды травматизма в кондитерском цехе?
-
Какие меры безопасности труда применяют в цехе, чтобы избежать травм?
-
Первая доврачебная помощь при несчастных случаях?
-
Каковы противопожарные мероприятия в кондитерском цехе?
-
Какие санитарные нормы и правила должен соблюдать кондитер на своем рабочем месте и на каждом участке производства?
-
Правовые нормы охраны труда?
-
Технические нормы охраны труда
-
Заключительный инструктаж (10-15 мин.)
-
сообщение о достижении целей урока;
-
оценка работы учащихся, комментарии;
-
сообщение темы следующего урока;
-
выдача домашнего задания: Повторить тему “Техника безопасности труда в кондитерском цехе»
-
уборка учащимися рабочих мест
План урока производственного обучения № 02
Тема урока: «Подготовка кондитерского сырья к производству»
Цели урока
Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
-
Прививать интерес к избранной профессии.
-
Формировать коммуникативные качества обучающихся.
-
Воспитывать ответственность, аккуратность при выполнении учебно-производственных заданий.
Методическая: Отработать технологию фронтального опроса
Тип урока: Урок первичного усвоения знаний.
Материально-техническое оснащение урока:
Межпредметные связи: Технология приготовления мучных кондитерских изделий(Тема “Введение” «Организация труда кондитера на П.О.П.»; ), Оборудование предприятий общественного питания (Тема «Производственный травматизм и меры его предупреждения»; «Безопасность труда при эксплуатации технологического оборудования»; «Противопожарная техника безопасности»), Физиология питания, санитария и гигиена (Тема “Личная гигиена работников предприятий общественного питания”; « санитарные требования к организации и содержанию кондитерского цеха»).
Ход урока
-
Организационный момент (1-2 минуты): Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и дневников производственного обучения.
-
Вводный инструктаж: ( 4 часа)
-
Сообщение темы и целей урока;
-
Экскурсия по базовому предприятию. Ознакомление с планировкой ,оборудованием, инвентарем, посудой. Режим работы предприятия, формы организации труда на П.О.П.
-
Ознакомление с квалификационной характеристикой «Кондитера» 2-3 разряда;
-
Охрана труда и пожарная безопасность на П.О.П.: Изучить понятия «безопасность труда», «Противопожарная безопасность», «Производственная санитария». Мероприятия направленные на предупреждение несчастных случаев.
-
Инструктаж на рабочем месте. Безопасность труда при эксплуатации технологического оборудования – электрического, теплового, жарочно-пекарного, жарочно-варочного, механического. Противопожарная техника безопасности. Санитарные требования к содержанию кондитерского цеха.
-
Заполнение дневников производственного обучения.
-
Текущий инструктаж. (2 часа) Проверка знаний усвоения изученного материала по ТБ и ПБ. Вопросы для контроля знаний( устный опрос учащихся):
-
Что входит в понятие «Охрана труда кондитера»?
-
Какие факторы влияют на производственную деятельность кондитера?
-
Виды инструктажа на рабочем месте кондитера?
-
Основные виды травматизма в кондитерском цехе?
-
Какие меры безопасности труда применяют в цехе, чтобы избежать травм?
-
Первая доврачебная помощь при несчастных случаях?
-
Каковы противопожарные мероприятия в кондитерском цехе?
-
Какие санитарные нормы и правила должен соблюдать кондитер на своем рабочем месте и на каждом участке производства?
-
Заключительный инструктаж (10-15 мин.)
-
сообщение о достижении целей урока;
-
оценка работы учащихся, комментарии;
-
сообщение темы следующего урока;
-
выдача домашнего задания: Повторить тему “Техника безопасности труда в кондитерском цехе»
-
уборка учащимися рабочих
План урока производственного обучения № 03
Тема урока: «Приготовление фаршей»
Количество часов 6 часов
Цели урока
Обучающие:
-
Научить учащихся самостоятельному (пользуясь инструкционно-технологической картой) приготовлению фаршей: картофельного с луком Сб.рец 2003 года № 845; фарша из свежей капусты Сб.рец 2003г № 846; фарша рисового с яйцом Сб.рец 2003года № 852, закрепить профессиональные умения по применению различных сочетаний приёмов и операций (в приготовлении фаршей)
Развивающие:
-
Развивать познавательную деятельность обучающихся, творческое мышление, навыки самооценки знаний.
-
Развивать мыслительную деятельность учащихся (операции сравнения) при выполнении учебно-производственных работ.
Воспитательные:
-
Прививать интерес к избранной профессии.
-
Формировать коммуникативные качества обучающихся.
-
Воспитывать ответственность, аккуратность при выполнении учебно-производственных заданий.
Методическая: Реализация технологического подхода на уроке производственного обучения, как средства с целью повышения его качества.
Тип урока: Урок выполнения простых комплексных работ.
Материально-техническое оснащение урока:
-
производственные столы;
-
весы ВНЦ-10;
-
электроплиты.
-
калькулятор;
-
посуда: кастрюля на 1,5 л., сковорода среднего размера, миски, тарелки глубокие.
-
инструменты и приспособления: лопатка, кухонный нож, толкушка, прихватки, доска разделочная, нож столовый, вилка столовая,
-
сырье - продукты согласно сборнику рецептур;
-
документы письменного инструктирования – инструкционно-технологические карты, технологические схемы;
-
раздаточный материал - сборник рецептур блюд.
Межпредметные связи: Технология приготовления мучных кондитерских изделий(Тема № 3 рок №09-10 “Приготовление фаршей»; ), Оборудование предприятий общественного питания (Тема «Тепловое оборудование»; «Механическое оборудование), Физиология питания, санитария и гигиена (Тема “Санитарные требования к технологическому процессу приготовления блюд и кондитерских изделий»; Товароведение «Овощи», «Зерновые товары», «Яйца и яичные продукты».
Ход урока
-
Организационный момент (3-5 минут): Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и дневников производственного обучения.
-
Вводный инструктаж: ( 50-55 минут)
-
Сообщение темы и целей урока
-
Актуализация знаний учащихся для выполнения учебно-производственных работ урока.
-
Объяснение технологии приготовления фаршей; картофельного с луком, фарша из свежей капусты, фарша рисового с яйцом.
-
Составление схемы приготовления фаршей картофельного с луком, фарша из свежей капусты, фарша рисового с яйцом. (самостоятельная работа учащихся)(Приложение № 1)
-
Работа со сборником рецептур совместный (мастера и учащихся) расчет количества сырья (брутто и нетто) Составление расчетной карты (запись в первую колонку).Работа в дневниках производственного обучения
-
Самостоятельная работа учащихся. Расчет количества сырья (брутто и нетто) для 5, 10 кг фаршей. Заполнение расчетной карты.
-
Закрепление пройденного материала
Вопросы для устного контроля знаний:
1. Почему важно при тушении капусты соблюдать температурный режим?
2.Почему нельзя солить сырую капусту?
3. Какими двумя способами можно сварить рисовую крупу для фарша?
3 . Текущий инструктаж (4 часа 40 минут.)
6. Наблюдение за деятельностью учащихся.
Занести данные в карту критериев оценки выполнения учащимися учебно-производственных работ (зраз и котлет картофельных).
7. Сдача готового фарша
10. Принятие работ.
Бракераж готового фарша.
Оценка качества.
Заполнение карты критериев оценки выполнения учащимися учебно-производственных работ
4. Заключительный инструктаж (15-20 мин.)
-
сообщение о достижении целей урока;
-
анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно с использованием технологической карты;
-
разбор типичных ошибок при выполнении учебно-производственных работ (приготовлении );
-
демонстрация лучших работ;
-
оценка работы учащихся, комментарии;
-
сообщение темы следующего урока;
-
выдача домашнего задания. Повторение пройденной темы «Приготовление фаршей» учебник А.М. Бутейкис «Технология приготовления мучных кондитерски
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 01
Наименование блюда ФАРШ КАРТОФЕЛЬНЫЙ С ЛУКОМ
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий 2003 года Рец. № 845
Вес
Брутто
Вес
Нетто
10
Порц.
30
Порц.
50
Порц.
1.
Картофель
1017
740
8,80
26,40
44,00
2
Лук репчатый
214
90
1300
3.90
6,50
3
Масло растительное
30
30
400
400
2,00
4
Соль
10
10
100
300
5,00
ВЫХОД: - 1000
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: Перед использованием овощи промываем картофель варим с закрытой крышкой подсоленной воде, разминаем тёплым чтобы не было комочков. Пассеруем лук на разогретом масле до 110-120С до золотистого цвета вымешиваем до однородной массы.
Требования к качеству:
Внешний вид:___ картофельная масса с добавлением пассерованого лука.
Консистенция:_ без комочков однородная.
Вкус : варёного картофеля и хорошо прожаренного лука
Запах:_характерный для этого блюда
Цвет:_светло-жёлтый
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 02
Наименование блюда ФАРШ ИЗ СВЕЖЕЙ КАПУСТЫ
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий 2003 года Рец. № 846
Вес
Брутто
Вес
Нетто
10
Порц.
30
Порц.
50
Порц.
1.
Капуста белокочанная свежая
1500
1200
12,00
36,00
60,00
2
Маргарин столовый
70
70
700
2,10
3,50
3
Масса готовой капусты
900
9,00
27,00
45,00
4
Яйца
2 1/2
100
4
Лук репчатый
238
200
2,00
6,00
1,00
5
Маргарин столовый
30
30
300
0,9
1,50
6
Масса пассерованного лука
100
1,00
3,00
5,00
7
Перец чёрный молотый
0,2
0,2
2
6
10
8
Петрушка ( зелень)
14
10
100
300
0,50
9
Соль
10
10
0,10
0,30
0,50
10
ВЫХОД: - 1000
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: :Свежую очищенную промытую капусту шинкуют, затем кладут слоем не более 3 см. на противень с растопленным жиром и жарят до готовности в жарочном шкафу при температуре 180-200. Готовую капусту охлаждают ,добавляют соль пассерованный лук или сваренные вкрутую рубленые яйца, мелко нарезанную зелень петрушки Солить капусту до жаренья, а также неохлаждённую после жаренья нельзя, т.к. при этом из неё выделяется влага что снижает качество фарша. Если свежая капуста горчит, её предварительно бланшируют в течение 3-5 мин, откидывают ,обсушивают ,а затем обжаривают. Свежую капусту при частом помешивании можно обжарить на плите.
Требования к качеству:
Внешний вид:нарезана не крупными кусками, равномерная, не пережареная
Вкус:_капусты_жареной
Запах:_жареной капусты
Цвет:_золотистого
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 03
Наименование блюда ФАРШ РИСОВЫЙ С ЯЙЦОМ
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий 2003 года Рец. № 852
Вес
Брутто
Вес
Нетто
10
Порц.
30
Порц.
50
Порц.
1.
Крупа рисовая
300
300
3,00
9,00
15,00
2
Масса вареного риса
840
8,40
25,20
42,00
3
Маргарин столовый
80
80
0,80
2,40
3,00
4
Яйца
3
120
1,20
3,60
6,00
5
Укроп петрушка (зелень)
14
10
0,10
0,30
0,50
6
Соль
10
10
0,10
0,30
0,50
ВЫХОД: - 1000
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: готовят отварной рис, затем добавляют растопленный маргарин, рубленые яйца, мелко нарезанную зелень петрушки или укропа и осторожно перемешивают. Требования к качеству: Не допускается пригорелый вкус, горечь, затхлый запах.
Внешний вид:_ зерна должны быть целыми и отделяться друг от друга
Консистенция: рассыпчатая
Вкус: варёного риса с яйцом
Запах: свежего риса и яйца
Цвет: белый
Рис перебирают и промывают для удаления посторонних примесей. Крупу промывают в двух водах температурой 40-50С и 60-70С. Засыпают в кипящую подсоленную воду варят при слабом кипение в течение 20-25 мин. Сваренную крупу откидывают на дуршлак.
План урока производственного обучения № 04
Тема урока: «Приготовление начинок»
Количество часов 6 часов
Цели урока
Обучающие:
-
Научить учащихся самостоятельному (пользуясь инструкционно-технологической картой) приготовлению начинок: фруктовая (из пюре ябочного) Сб.рец 1998 года № 69; начинка фруктовая (из повидла) Сб.рец 1998г № 70; Фарш творожный Сб.рец 2003года № 855, закрепить профессиональные умения по применению различных сочетаний приёмов и операций (в приготовлении начинок)
Развивающие:
-
Развивать познавательную деятельность обучающихся, творческое мышление, навыки самооценки знаний.
-
Развивать мыслительную деятельность учащихся (операции сравнения) при выполнении учебно-производственных работ.
Воспитательные:
-
Прививать интерес к избранной профессии.
-
Формировать коммуникативные качества обучающихся.
-
Воспитывать ответственность, аккуратность при выполнении учебно-производственных заданий.
Методическая: Реализация технологического подхода на уроке производственного обучения, как средства с целью повышения его качества.
Тип урока: Урок выполнения простых комплексных работ.
Материально-техническое оснащение урока:
-
производственные столы;
-
миксер или сито для протирки
-
весы ВНЦ-10;
-
электроплиты.
-
калькулятор;
-
посуда: кастрюля на 1,5 л., миски, тарелки глубокие.
-
сырье - продукты согласно сборнику рецептур;
-
документы письменного инструктирования – инструкционно-технологические карты, технологические схемы;
-
раздаточный материал - сборник рецептур блюд.
Межпредметные связи: Технология приготовления мучных кондитерских изделий(Тема № 3 урок №11-12 “Приготовление начинок»; ), Оборудование предприятий общественного питания (Тема «Тепловое оборудование»; «Механическое оборудование), Физиология питания, санитария и гигиена (Тема “Санитарные требования к технологическому процессу приготовления блюд и кондитерских изделий»; Товароведение «Овощи и фрукты» «Творог»
Ход урока
-
Организационный момент (3-5 минут): Взаимное приветствие, отметка отсутствующих и выяснение причин, проверка наличия спецодежды и дневников производственного обучения.
-
Вводный инструктаж: ( 50-55 минут)
-
Сообщение темы и целей урока
-
Актуализация знаний учащихся для выполнения учебно-производственных работ урока.
-
Объяснение технологии приготовления начинок: начинка фруктовая (из пюре яблочного), начинка фруктовая (из повидла), начинка фруктовая.
-
Составление схемы приготовления начинок: начинка фруктовая (из пюре яблочного), начинка фруктовая (из повидла), начинка фруктовая.
-
Работа со сборником рецептур совместный (мастера и учащихся) расчет количества сырья (брутто и нетто) Составление расчетной карты (запись в первую колонку).Работа в дневниках производственного обучения
Массовая доля сухих веществ
в %
Расход сырья на 10 кг
Вес
Брутто
Вес
Нетто
Начинка фруктовая (из пюре яблочного)
1.
Сахар-песок
99,85
7391,0
7391,0
2
Пюре яблочное
10,00
4927.0
492,7
ИТОГО
12318,0
7872,6
ВЫХОД
74,0
10000,0
7400,0
ВЫХОД:10,00
Начинка фруктовая (из повидла)
1.
Сахар-песок
99,85
1125,0
1123,3
2
Повидло
66,00
10226,0
6749,2
ИТОГО
11351,0
7872,5
ВЫХОД
74,0
10000,0
7400,0
ВЫХОД:10,00
Фарш творожный Б Н
1.
Творог
909
900
2
Яйца
9/10
36
3
Сахар
90
90
ВЫХОД: 1,000
3 . Текущий инструктаж (4 часа 40 минут.)
3. Первичная обработка продуктов, самоконтроль
При необходимости до вложение сырья до нормы).
3. Обход с целью контроля правильности выполнения трудовых приёмов и операций. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ. Занести данные в карту критериев оценки.
4. Приготовление начинок
5. Обход с целью контроля соблюдения технологической последовательности. При необходимости индивидуальное инструктирование и показ.
6. Дозировка полуфабрикатов. Самоконтроль норм выхода.
6. Наблюдение за деятельностью учащихся.
Занести данные в карту критериев оценки выполнения учащимися учебно-производственных работ (зраз и котлет картофельных).
7. Сдача готовой начинки
10. Принятие работ.
Бракераж готовой начинки
Оценка качества.
Заполнение карты критериев оценки выполнения учащимися учебно-производственных работ
4. Заключительный инструктаж (15-20 мин.)
-
сообщение о достижении целей урока;
-
анализ умения выполнять производственные работы самостоятельно с использованием технологической карты;
-
разбор типичных ошибок при выполнении учебно-производственных работ (приготовлении );
-
демонстрация лучших работ;
-
оценка работы учащихся, комментарии;
-
сообщение темы следующего урока;
-
выдача домашнего задания. Повторение пройденной темы «Приготовление начинок» учебник А.М. Бутейкис «Технология приготовления мучных кондитерских изделий» стр.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 01
Наименование отделочных полуфабрикатов «Начинка фруктовая» (из пюре яблочного)
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий Рец. №69
Массовая доля сухих веществ
в %
Расход сырья на 10 кг
Вес
Брутто
Вес
Нетто
1.
Сахар-песок
99,85
7391,0
7391,0
2
Пюре яблочное
10,00
4927.0
4927,0
ВЫХОД:10,00
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: Пюре яблочное уваривают с сахаром-песком 26% Требования к качеству:
Внешний вид: Слабожелирующий продукт
Консистенция: Густая, однородная, мажущаяся и не растекающаяся
Вкус: сладкий.
Запах: Сладковато-яблочный.
Цвет: Золотистый
Фруктовую массу варят без сахара, затем добавляют сахар и уваривают её до пробы «на нитку».
Хранят повидло в сухом прохладном месте.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 02
Наименование отделочных полуфабрикатов «Начинка фруктовая» (из повидла).
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий Рец. №70
Массовая доля сухих веществ
в %
Расход сырья на 10 кг
Вес
Брутто
Вес
Нетто
Начинка фруктовая из пюре яблочного
1.
Сахар-песок
99,85
7391,0
7391,0
2
Пюре яблочное
10,00
4927.0
4927,0
ВЫХОД:10,00
ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ: Повидло уваривают с сахаро-песком 26% Требования к качеству:
Внешний вид:_ Слабожелирующий продукт
Консистенция: Густая, однородная, мажущаяся и не растекающаяся
Вкус: Кисловато-сладкий.
Запах: Сладковато-фруктовый.
Цвет: Тёмный
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 03
Наименование отделочных полуфабрикатов «Фарш творожный»
Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий Рец. №855
Массовая доля сухих веществ
в %
Расход сырья на 10 кг
Вес
Брутто