Дата_____________________________день недели__________________________(_____________)
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Социум»
Разделы: “Экология”
Тема: «Рассматривание комнатного растения - бальзамина».
Цель: Учить детей узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок), используя модели. Формировать представление о частях растения, как существенных признаках путём сравнения с другими объектами наблюдения. Развивать сосредоточенность внимания. Воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения.
Развивающая среда: бальзамин; игровой персонаж (Петрушка) с зелёной пирамидкой; модели растения (корень, стебель, лист, цветок); картинки с изображением растений (цветы, деревья, кустарники), и различных предметов.
Словарная работа: растение, стебель, корень, лист, цветок.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Сюрпр. Мом.: появление игрового персонажа с пирамидкой. - Вот, я вам принёс комнатное растение. В. - Ребята, разве это растение? - Почему «нет»? | Дети рады гостю. Дети утверждают, что это пирамидка. |
Организационно-поисковый | В. предлагает рассмотреть в качестве примера бальзамин (цветок выставляется на видное место). - Как называется этот цветок? - Ребята, расскажите Петрушке, что вы видите? В. закрепляет знание этих признаков, демонстрацией моделей – выставляя их на мольберт. (если дети не скажут про стебель и корни В. их знакомит) - Где можно увидеть корни? - Как вы думаете, зачем растению нужны корни? В. с детьми выясняют, что растение нужно поливать, чтобы оно не погибло – через корни оно питается. Физминутка: «Мы с лесной поляны вышли…» (сб. физм. № 59, с.14) Петрушка предлагает детям поиграть в игру. Он показывает детям картинки различных предметов и растений (цветы, кустарники, деревья). | Рассматривают цветок и называют его части. Бальзамин. Листья, цветы. Предположения детей. Поливают растение Дети проявляют интерес. Ребята называют и классифицируют растения и предметы. |
Рефлексивно - корригирующий | Петрушка благодарит детей за помощь, за то, что они объяснили: что такое растения и чем они отличаются от предметов. | Прощаются с Петрушкой, ещё раз закрепляя на моделях характерные особенности растений. |
Ожидаемый результат:
Знать: и называть части растения: корень, стебель, лист, цветок;
Иметь: представление о частях растения, как о характерных особенностях растений;
Уметь: сравнивать растения с другими объектами наблюдения, замечать характерные различия и называть их.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Социум»
Разделы: “Экология”
Тема: «Природный оркестр» (эколого - психологический тренинг)
Цель: Расширять чувственный опыт детей. Развивать умение слышать звуки природы.
Создавать условия для развития умений делать умозаключение.
Учить детей проявлять свои эмоции и рассказывать о своих впечатлениях в природе и живых природных объектах. Поддерживать потребность ребёнка в положительной оценке его поступков и поведения в природе, способствующей укреплению веры в их правильности.
Развивающая среда: запись пения птиц, звуков леса, музыкальные инструменты, схемы-модели правил поведения в природе.
Словарная работа: оркестр, звуки природы, музыкальные инструменты.
Билингвальный компонент: птицы – құстар.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Сюрпр. Мом.: Пение птицы. Кто это поёт? Как вы думаете, почему птица поёт? А может ли она петь, когда ей плохо? Сколько птичек сейчас пело? А вы хотите услышать целый «природный оркестр»? | Дети слушают пение птицы. Высказывания детей. Дети проявляют интерес. |
Организационно-поисковый | В. даёт детям прослушать звуки леса (пение множества птиц) Как вы думаете, сколько птиц и разных звуков вы услышали? Как вы думаете, почему их назвали «природным оркестром» В. подводит к выводу, что пение множества птиц напоминает музыку настоящего оркестра, где играет очень много инструментов – слышится много звуков, поэтому пение лесных птиц назвали «природным оркестром» В.предлагает детям закрыть глаза и представить лес. Физминутка: «Мы с лесной поляны вышли…» (сб. физм. № 59,с.14) Ребята, вот вы представили себя в лесу, а вы там шумели, кричали, бегали и прыгали? Почему в лесу не надо кричать и шуметь? А ломать ветки, раскидывать мусор можно? В. подводит детей к высказываниям правил поведения в природе. Во время высказываний детей В. выставляет схемы-модели поведения в лесу. | Слушают запись, пытаются определить источники звуков. Предположения детей. Высказывания детей. Слушание звуков природы с закрытыми глазами. Высказываются. Высказывания детей приводят к выводу как необходимо вести себя в природе, чтобы не навредить лесу и лесным жителям. |
Рефлексивно - корригирующий | | Берут музыкальные инструменты и пытаются воспроизвести услышанное. |
Ожидаемый результат:
Знать: как вести себя в природе;
Иметь: представление о жизни обитателей леса, что им нельзя мешать;
Уметь: слушать звуки природы, проявлять свои эмоции и рассказывать о своих впечатлениях.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Социум»
Разделы: “Экология”
Тема: «Кто где живёт?» (Среда обитания)
Цель: Дать знания о том, что обитание всего живого на земле (на той или иной территории) не случайно, а закономерно (рыба не проживёт без воды, медведь без леса, и т.д.). Воспитывать заботливое отношение к животным, желание заботиться о них.
Развивающая среда: фигурки животных (диких и домашних) взрослых и детёнышей, рыб; макеты среды обитания: море, лес, домашняя ферма.
Словарная работа: домашние животные, дикие животные, звери, рыбы.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Сюрпр. Мом.: Появление сказочного персонажа. Я хотел нарисовать животных, рыбок, а не знаю, где они живут. Может, вы мне подскажете? В. предлагает детям помочь Петрушке и рассказать ему кто, где живёт. | Дети интересуются «Почему он грустный». Высказывания детей. Дети проявляют интерес. |
Организационно-поисковый | В. предлагает детям организовать среду обитания для животных. Давайте расскажем Петрушке, как называется то место, где очень, очень много деревьев, травы? Одновременно предлагает одному из детей устроить на столе лес. Петрушка: А ещё я хотел нарисовать лошадку и козлёночка. Они где живут? Савелий, приготовь, пожалуйста, место для домашних животных. В: Теперь у нас всё готово? Можно заселять животных и рыб. Физминутка: «Мы с лесной поляны вышли…» (сб. физм. № 59,с.14) Петрушка берёт животных по одному и начинает расселять их неправильно. Д/и «Кто где живёт» (по алгоритму) Д/и «Помоги детёнышу найти маму» Ребята, как вы думаете, может ли рыба прожить без воды? А медведь без леса? А домашнее животное без человека? А если их всех поменять местами? | Вызванный ребёнок расставляет на зелёной ткани-лужайке деревья, ёлочки, изображая лес. Высказывания детей. Вызванный ребёнок раскладывает синюю ткань, изображая море. Ответы детей. Вызванный ребёнок расставляет домик с заборчиком (хоз. двор) Выполняют движения по тексту. Ребята замечают неточность и пытаются исправить Петрушку. Называют животное; Место обитания; Домашнее или дикое. Дети расставляют детёнышей к маме – взрослому животному. Высказывания детей приводят к выводу, что все животные и рыбы живут в своих домах, где им хорошо. Иначе животные, рыбы погибнут. |
Рефлексивно - корригирующий | Петрушка благодарит детей за то, что они ему рассказали и показали, где живут домашние животные, а где дикие звери и рыбы. | Дети ещё раз уточняют среду обитания животных, чтобы он ничего не перепутал. |
Ожидаемый результат:
Знать: и различать диких и домашних животных, рыб и их среду обитания;
Уметь: называть среду обитания животных;
Иметь: представление о том, что рыба не может жить без воды, домашнее животное без человека, а дикое животное – без леса.
Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы
Образовательные области: «Социум»
Разделы: “Экология”
Тема: «Шестиногие малыши»
Цель: Продолжать знакомить детей с представителями живой природы: насекомыми. Устанавливать отличия у бабочки и жука: у бабочки яркие большие крылья, усики и хоботок. Бабочка ползает и летает. У жука твёрдые крылья, жуки ползают и летают, жужжат. Воспитывать доброе отношение к представителям живой природы.
Развивающая среда: предметные картинки бабочек и жуков, картинки на определение времён года разрезные картинки насекомых: бабочка, стрекоза, муха, жук, божья коровка, пчела.
Словарная работа: бабочка, стрекоза, муха, жук, божья коровка, пчела, ползает, летает, хоботок, пыльца, жёсткие крылья.
Билингвальный компонент: жук – қоңыз, бабочка – көбелек.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | В. предлагает детям назвать время года. Д/и «Подбери картинки» | Называют приметы весны. Подбирают картинки, соответствующие весне. |
Организацион-но-поисковый | Весной просыпаются не только цветы, деревья, медведь и ёжик. Весной просыпаются все букашки. Посмотрите, что я вам принесла. Села на лавочку первая бабочка Она оглянулась… Не рано ль я проснулась? В.предлагает детям назвать: где бабочка и как они догадались. Я весёлый майский жук знаю все сады вокруг, Над лужайками кружу, а меня зовут Жу-жу. Почему зовут Жу-жу? Потому, что я жужжу. О ком это стихотворение? Что есть у жуков? Как передвигаются? (В. создаёт ситуацию, при которой жук начинает выпускать крылья.) Что выпускает жук? Как вы думаете, он может летать? Когда летит жук, что мы слышим? Почему, как вы думаете? П/и «Бабочки и жуки» Д/и «Разрезные картинки» | Дети разглядывают изображения насекомых. Высказывают предположения и приходят к выводу, что пора проснуться, потому, что пришла весна. Описывают внешний вид бабочки, ответы обсуждаются. Называют части тела жука, его способ передвижения. Высказывания детей. Предположения детей. (жёсткие крылья) Жуки «летают» жужжа, а бабочки – тихо, легко (по сигналу восп-ля.) Собрать картинку, назвать насекомое |
Рефлексивно - корригирующий | В. предлагает детям собраться на прогулку и понаблюдать за насекомыми в естественных условиях. | Дети уточняют полученную информацию: о крыльях жука, пыльце бабочек и т.п. |
Ожидаемый результат:
Знать: понятие «насекомые»;
Уметь: узнавать и называть насекомых, наблюдать, замечать различия;
Иметь: представление об отличиях крыльев бабочки и жука.