Тема урока: Директорская контрольная работа № 1 (Диктант с грамматическим заданием)
Цели урока:
- совершенствовать навыки письма текста под диктовку; проверить умение применять проверку орфограмм при письме; расстановку запятых при однородных членах предложения.
- формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся в предметной области «Русский язык» по теме (Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ь; знаки препинания при однородных членах).
- формирование представлений о лексике и её сферах функционирования;
- создание условий для осознания учащимися необходимости знать особенности русской орфографии и лексики;
- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре.
Планируемые результаты:
Личностные УУД:
- создание положительного эмоционального настроя на изучение русского языка;
- развитие чувства любви и уважения к родному языку, русской культуре; уважительного отношения к русскому языку;
- формирование понимания русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей;
- воспитание качеств личности: толерантности, ответственности.
Метапредметные УУД:
- развитие умений искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;
- способствовать обогащению словарного запаса учащихся;
Познавательные УУД:
- формирование 4-х видов речевой деятельности в их взаимодействии через работу с текстом;
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
обучение постановке цели работы, самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.
Предметные УУД
- формирование интереса к новому учебному материалу ;
- формирование умения видеть внутреннюю систему лексики русского языка.
Тип урока: урок развивающего контроля
Основные понятия: лексика с точки зрения употребления.
Методы и приёмы: диктант
Формы работы: индивидуальная
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | I | Организационный момент | включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Включение в деловой ритм. Устное сообщение учителя | Подготовка класса к работе. | Л: самоопределение; Р: целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества | II | Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности | выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося | Директорская контрольная работа - Послушайте текст. - Обратите внимание на орфограммы. Пунктограммы. | Слушают объяснение учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; | III | Объяснение выполнения работы | обеспечение восприятия, осмысления учащимися | - Слушайте внимательно и записывайте текст. - После диктанта вы выполняете грамматическое задание. | Слушают текст. Называют орфограммы. | Р: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов | IV | Выявление ЗУН, проверка уровня сформированности общеучебных умений. | выявить пробелы осмысления изученного материала | Ночная радуга. Однажды ночью я увидел радугу! В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш. Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна. Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой. Слово для справок: молочно-белая. Примечание: обратить внимание учащихся на раздельное написание частицы не со словом цветная. | Озаглавливают текст. Записывают текст. Проверяют правильность написания.
Выполняют задания. Проверяют себя. | Р: контроль, оценка, коррекция; П: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, П: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | V | Итог урока (рефлексия деятельности) | осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | - Как вы оцениваете свою работу? | Осуществляют самооценку | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: рефлексия; Л: смыслообразование | VI | Домашнее задание | Читать теоретические записи | | | |
|
Итоговый диктант.
Орфограммы в приставках, корнях и суффиксах; правописание ь на конце слов после шипящих; разделительные ь и ь; знаки препинания при однородных членах.
Цель: совершенствовать навыки письма текста под диктовку; проверить умение применять проверку орфограмм при письме; расстановку запятых при однородных членах предложения.
Ночная радуга.
Однажды ночью я увидел радугу!
В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.
Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди чёрных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.
Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.
Слово для справок: молочно-белая.
Примечание: обратить внимание учащихся на раздельное написание частицы не со словом цветная.
Орфографическое задание.
1 вариант.
1.
Выпишите из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Подчеркните орфограмму.
2.
Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:
а) Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.
б) Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.
в) На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.
2 вариант.
1.
Выпишите из диктанта слово с орфограммой «Буквы о-ё после шипящих и ц» и напишите ещё одно слово на эту орфограмму. Подчеркните орфограмму.
2.
Запишите номер предложения и укажите количество запятых, которые нужно в нем поставить:
а) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.
б) Искры костра взвивались падали шипели.
в) Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.