СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Тип урока: урок деятельностной направленности, открытия нового знания по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».

Цель урока:  Организация деятельности учащихся по изучению новых знаний по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта»

Технологическая карта

Тема урока «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Тип урока: урок деятельностной направленности, открытия нового знания по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести».

Цель урока: Организация деятельности учащихся по изучению новых знаний по теме «Сила. Явление тяготения. Сила тяжести»

Задачи урока:

Предметные:

  • понимать смысл понятия силы, силы тяжести, явление тяготения;

  • формирование умения решать устно задачи;

  • уметь описывать и объяснять физические явления на основе силы тяжести.

  • Графически в масштабе изображать силу и точку ее приложения. Находить точку приложения и указывать направление силы тяжести.

  • Знать физический смысл физических величин сила, сила тяжести.

  • Определять зависимость изменения скорости тела от приложенной силы

  • Приводить примеры проявления тяготения в окружающем мире

Метапредметныее:


  • развитие мыслительной деятельности учащихся, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, умения анализировать и устанавливать причинно-следственные связи.


Личностные:

  • воспитание умения формулировать свои мысли;

  • воспитание и формирование информационной культуры;

  • воспитание сотрудничества.

  • Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности

Методы обучения: наглядный, словесный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку, учебник «Физика-7» А. В. Пёрышкин.


Этапы урока, предполагаемый результат

Время, мин

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Примечания

Организационный этап

1 мин

Приветствует класса. Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки

Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материал

Фронтальный


Актуализация знаний фиксация затруднений в деятельности






3 мин

Работа в группах

Рассмотрите предметы (мяч, машинка, кубик, воздушный шарик, пружина) лежащие у вас на столах. Что необходимо чтобы тела начали двигаться? Сделайте вывод?






Высказывают предположения:

ударили, толкнули. подули, наклонили стол.






Групповая

















Понятие силы



































Понятие деформации






































































5 мин













7 мин





















5 мин



В результате чего это происходит?





Во всех приведенных примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения. Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила. Под действием силы тело меняет свою скорость.

Давайте, запишем в тетрадях как обозначается сила, в каких единицах обозначается. Чем характеризуется.

Сила обозначается латинской буквой F. По международному соглашению единица силы получила название 1 ньютон в честь английского физика И.Ньютона. Сила, как и скорость, величина векторная. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.

Разделите предметы (мяч, машинка, кубик, воздушный шарик, пружина) лежащие у вас на столах на две группы.

  1. Тело изменяет форму

  2. Тело изменяет скорость

Проверяем полученные ответы.







Часто не указывают, какое тело и как действовало на другое тело. Просто говорят, что на тело действует сила. Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей. В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Ребята, приведите свои примеры изменения скорости тела, формы тела.

Подведем итоги (посмотрим на экран).

Сила является мерой взаимодействия тел.

В результате действия силы тела изменяют свою скорость или деформируются.

Сила физическая величина ее можно измерить.

Сила есть векторная величина. Она характеризуется числовым значением и направлением, точкой приложения.














Высказывают предположения: если на одно тело действует другое.















Запись в тетрадях



Обозначение F=[Н]



Учащиеся работают в группах, фиксируют ответы на листах бумаги. Ответы представляют на доске.







Записывают понятие деформации







Приводят примеры



Фронтальная









Фронтальная

















Групповая











































Явление тяготения. Силы тяжести

7 мин

Звучит фрагмент песни:

Листья желтые

над городом кружатся.

Тихим шорохом

нам под ноги ложатся.

Ваши предположения, почему листья падают на Землю? Если мы не видим что, какое, то другое тело их тянет или толкает.



Проводим демонстрацию опыта.

Пережигаем нить, к которой прикреплён шарик, в результате шарик падает на стол (в песок).

Какие есть предположения:

Почему шарик до пережигания нити находился в состоянии покоя? Почему он начал падать после пережигания нити? (Действует притяжение Земли).

Рассмотрим рисунок если мяч бросить в горизонтальном направлении, он не летит прямолинейно, его траекторией будет кривая линия. Искусственный спутник, запущенный с Земли, также летит не по прямой, а движется вокруг Земли.

Любое тело, поднятое над Землей, упадет на землю, если его отпустить. Причиной этого является сила притяжения к Земле. Притяжение всех тел во Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением. Английский ученый И. Ньютон сделал величайшее открытие. Он первым понял, что и притяжение различных тел к поверхности Земли, и движение звезд и планет подчиняется единому закону — закону всемирного тяготения. Притяжение всех тел Вселенной друг к другу называется всемирным тяготением.

По закону всемирного тяготения все тела во Вселенной притягиваются друг к другу. Силы притяжения между телами тем больше, чем больше массы этих тел. Силы притяжения между телами уменьшаются, если увеличивается расстояние между



Сила, с которой Земли притягивает все тела у её поверхности, называется силой тяжести.

Сила тяжести обозначается Fтяж и направлена всегда вертикально вниз, к центру Земли, так как притягивает все тела именно ядро планеты.

Как вы думаете, во всех ли точках на поверхности Земли на тело действует одинаковая сила тяжести? (Земной шар немного сплюснут у полюсов, значит, тела, расположенные около полюсов, расположены немного ближе к центру Земли. В связи с этим сила тяжести на полюсе немного больше, чем на экваторе или на других широтах.

А если два одинаковых тела находятся на одной географической широте, может ли на них действовать разная сила тяжести? (Да, если одно тело находится на равнине, а другое - на вершине горы.)


Выдвигают версии: что это за невидимое тело действует на листья (…….)









Наблюдают

Дают возможные варианты ответов. Почему шарик после пережигания нити начал падать.





























Записывают в тетрадях: Сила тяжести – сила, с которой Земля притягивает к себе тело.

Сила тяжести обозначается Fтяж





















Выдвигают версии
















фронтальная










































Применение полученных знаний

5 мин

Группе раздаем карточки с задачами


1)Какие тела взаимодействуют при падении камня, движении автомобиля?

2)Масса второго тела в 2 раза больше массы первого. Сравните силы тяжести, действующие на эти тела.

3)Барон Мюнхгаузен привязав конец веревки к Луне, спускался по ней на Землю. В чем главная физическая несуразность такого передвижения?

4)Мировой рекорд при прыжках в высоту, установленный советским спортсменом Валерием Брумелем, равен 2 м 28 см. Большим или меньшим мог быть результат, если бы при всех других равных условиях он был бы совершен на стадионе высокогорного Мехико?






Работают в группе, фиксируют решения в тетрадях. Отвечает с комментарием.



Оценить степень усвоения учебного материала

3 минут

Отвечаем на вопросы кроссворда, а затем осуществляем взаимопроверку

Вопросы к кроссворду:

  1. Причина изменения скорости тела или его формы.

  2. Единица массы, содержащая 1000 кг.

  3. Наука о неживой природе.

  4. Прибор для измерения длины, например длины земельного участка.

  5. Прибор для измерения объема тела.

  6. Длинный и тонкий кусок металла круглого сечения.

  7. Вещество, которое делается пластичным при небольшом нагревании.

  8. Величина, характеризующая степень нагретости тела.










Выполняют задания,


Ответы: 1. Сила.

2. Тонна. 3. Физика.

4. Рулетка. 5. Мензурка. 6. Проволока.

7. Пластмасса.

8. Температура.

Итог урока


1 мин

Что нового узнал (а) на уроке?


Значит тема урока у нас была:





Чему научилась (лся) на уроке?



Выдвигают версии

Формулируют тему урока; Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.




Информация о домашнем задании

1 мин

Комментирую домашнее задание:

Обязательное домашнее задание

Выучить § 24,25. Упр. 9

Дополнительное домашнее задание

Подготовить сообщение на тему «Биография И.Ньютона».

Сообщение о приливах и отливах.

Сказка «Что было бы, если бы исчезла сила тяжести»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!