СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал, модуль "Духовная сфера"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«2.1. сфера духовной культуры и ее особенности»

Модуль 2. Сера духовной культуры


2.1. Сфера духовной культуры и ее особенности


Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.


Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры и т.д.


Культура в широком смыслевсё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.



Под культурой в узком смысле понимается:

  1. Сфера, объединяющая религию, науку, образование, мораль

  2. Уровень развития общества

  3. Культура личности, восприятие культуры общества


Виды культуры:

Материальная

Духовная

  • техника;

  • производственный опыт;

материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека

  • произведения искусства;

  • различные идеологии;

  • научные знания;

  • ценности;

  • нормы поведения



Формы культуры:

Традиционная

Массовая

Элитарная

Создаётся не отдельными людьми, а всем народом. Не имеет авторства

Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Рассчитанная на узкий круг потребителя, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

Народные сказки, песни, анекдоты, фестивали народного искусства, фольклор

Бесцелеры, поп культура, детективы, телесериалы,

Классическая музыка и литература, оперы, симфонии, живопись Марка Шагала и др.




Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, теотральных постановках кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др.


Искусствоэто сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.




Модуль 2. Сера духовной культуры


2.1. Сфера духовной культуры и ее особенности


Духовная жизнь – сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.


Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры и т.д.


Культура в широком смыслевсё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.



Под культурой в узком смысле понимается:

  1. Сфера, объединяющая религию, науку, образование, мораль

  2. Уровень развития общества

  3. Культура личности, восприятие культуры общества


Виды культуры:

Материальная

Духовная

  • техника;

  • производственный опыт;

материальные ценности, составляющие искусственную среду обитания человека

  • произведения искусства;

  • различные идеологии;

  • научные знания;

  • ценности;

  • нормы поведения



Формы культуры:

Традиционная

Массовая

Элитарная

Создаётся не отдельными людьми, а всем народом. Не имеет авторства

Культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Рассчитанная на узкий круг потребителя, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений.

Народные сказки, песни, анекдоты, фестивали народного искусства, фольклор

Бесцелеры, поп культура, детективы, телесериалы,

Классическая музыка и литература, оперы, симфонии, живопись Марка Шагала и др.




Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, теотральных постановках кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др.


Искусствоэто сфера духовно-практической деятельности, направленной на художественное постижение и освоение мира; специфическая форма общественного сознания, отражающая действительность в художественных образах.




Просмотр содержимого документа
«2.2. наука в жизни современного общества»

2.2 Наука в жизни современного общества

Наукаособый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении


Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности


Особенности научного познания:

  1. Принцип объективности. Оно должно отразить объект таким, каким он есть на самом деле

  2. Рационалистическая особенность. Научные знания должны быть доказаны

  3. Системность знания. Научное знание должно быть упорядочено

  4. Проверяемость.


Наука – совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука.


В систему научных знаний входят факты, законы, теории, методы получения знаний (эксперименты, наблюдения, сравнения и т.д.)



Система наук:

  1. Естественные науки-науки, изучающие природу

  2. Общественные науки – науки, изучающие общество

  3. Технические науки – науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах





















2.2 Наука в жизни современного общества

Наукаособый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение, распространение и систематизацию объективных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении


Ответственность учёного – понятие характеризующее ответственность научного работника за результаты его деятельности


Особенности научного познания:

  1. Принцип объективности. Оно должно отразить объект таким, каким он есть на самом деле

  2. Рационалистическая особенность. Научные знания должны быть доказаны

  3. Системность знания. Научное знание должно быть упорядочено

  4. Проверяемость.


Наука – совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки, например математическая наука.


В систему научных знаний входят факты, законы, теории, методы получения знаний (эксперименты, наблюдения, сравнения и т.д.)



Система наук:

  1. Естественные науки-науки, изучающие природу

  2. Общественные науки – науки, изучающие общество

  3. Технические науки – науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах







Просмотр содержимого документа
«2.3 образование»

Образование. Функции образования.

Образование 1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;
Образование 2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.
Образование 3) таким образом, в самом широком смысле, один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.


Образование 4) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вступил в силу 1 сентября 2013 г.). Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
Функции образования
Экономическая — формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками
Социальная — социализация личности
Культурная — использование ранее накопленной культуры
Укрепление национальной безопасности — военной, экономической, экологической


Общие тенденции развития современного образования


1. Гуманизация - предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
2. Гуманитаризация - означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;
3. Интернационализация — понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
4. Компьютеризация — использование новых современных технологий обучения
5. Демократизация — образование становится доступным для широких слоёв населения.
6. Непрерывность — в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.
7. Рост продолжительности образования — удлинение сроков обучения



Структура современной российской системы образования


Федеральный Закон "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (вступил в силу 1 сентября 2013 г.). Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
В соответствии с Федеральным Законом "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" принято выделять уровни общего и профессионального образования:
Общее образование
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
Профессиональное образование,
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.



Просмотр содержимого документа
«2.4. религия»

Религия как феномен культуры

1. Религия – это

  •  вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;

  •  совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;

  •  форма удовлетворения духовных потребностей.
    2.
     Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)

3. Элементы религии:

  • вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;

  • культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;

  • переживания;

  • образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);

  • символы.
    4.
     Церковь – социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
    5. Функции религии:

  • мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, об­щество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);

  • регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыс­лы, стремления людей, их деятельность);

  • терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бес­силие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий сущест­вования. Важное значение имеет психологиче­ский аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);

  • культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществля­ет передачу накопленного наследия от поколе­ния к поколению);

  • коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молит­ве, медитации и т. д.);

  • интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими при­знается более или менее единое, общее вероис­поведание, что способствует сохранению ста­бильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интег­рирующая функция).Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и по­ведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);

  • легитимизирующая.(признание, утверждение или подтверждение законности какой-либо власти, какого-либо социального института, статуса, полномочий, опирающееся на принятые в данном обществе ценности )
    6. Формы ранних религий:

  • анимизм (от лат.душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;

  • фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;

  • тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;

  • магия (колдовство).

 7. Религии современного мира:

  • родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;

  • национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);

  • мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
    8.  В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
    9. Мировые религии

Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам

Признаки мировых религий:

  1. Объединение крупной общности людей 

  2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов


Просмотр содержимого документа
«2.5 мораль гуманизм патриотизм»

2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность


Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.


Специфика норм морали:

  1. мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;

  2. всеобщий характер;

  3. действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.



Основные категории морали:

  1. Добро

  2. Зло

  3. Совесть

  4. Долг

  5. Патриотизм

  6. Гражданственность


Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Моральные требования и представления:

1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.);

2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.);

4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.).


Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Гуманизм:

в широком смысле - мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом;

в узком смысле - нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.












2.5 Мораль. Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность


Мораль – форма общественного сознания и вид общественных отношений, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.


Специфика норм морали:

  1. мораль направляет сознание и регулирует деятельность людей во всех сферах общественной жизни;

  2. всеобщий характер;

  3. действие морали основано на способности человека самостоятельно определять и направлять своё поведение при отсутствии внешнего контроля и формальных санкций.



Основные категории морали:

  1. Добро

  2. Зло

  3. Совесть

  4. Долг

  5. Патриотизм

  6. Гражданственность


Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, решений и действий.

Моральные требования и представления:

1) нормы поведения («не лги», «не укради» и т.д.);

2) моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и т.д.); 3) нравственные принципы (индивидуализм – коллективизм, эгоизм – альтруизм и т.д.);

4) морально-психологические механизмы (долг, совесть); 5) высшие моральные ценности (смысл жизни, свобода, счастье и т.д.).


Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Гуманизм:

в широком смысле - мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом;

в узком смысле - нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни.

Патриотизм – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Гражданственность – понятие, связанное с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!