Управление образования г. Астаны
Методический кабинет
Школа – гимназия № 30
Разработка конкурсного урока:
«Законы сохранения счастливой семьи»
Подготовила
Психолог: Мякушко Галина Константиновна
Астана 2013г.
Законы сохранения счастливой семьи
Задача: важность семьи как ячейки общества.
Цель урока:
Осознать системность семьи.
Углубить знание о «Семье».
Изучение моделей семьи.
Повысить свое самосознание.
Улучшить понимание динамики отношений в семьях.
Воспитание ответственности взаимопонимание и любви в семьях.
Оборудование: листки бумаги 4А, цветные карандаши или фломастера, музыкальный центр с песнями о семье и мелодиями, ватманы, плакат с причинами создания семьи, иллюстрация с картинками сказок, где изображены семьи, цветная бумага.
Форма проведения: урок - игра
Ход занятий
Организационные моменты (5-10 мин.)
1. Сонастройка (звучит спокойная мелодия).
Цель: настроить детей на рабочую обстановку.
Психолог: Добрый день дорогие ребята!
Сегодня у нас урок пройдет как всегда в необычной форме.
«Сядьте удобно закройте глаза, расслабьтесь. Представь, что ты взрослый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к своему дому, где в вашей семье покой, благополучие и между вами взаимопонимание и поддержка всей семьи. Вас ждут и любят у вас счастливая семья». И теперь потихонечку открывайте глаза.
Психолог: Успех нашего урока будет зависит от вашей слаженности и дружной работы в группах и активного участия в нашем душевном разговоре. Помните правила работы в группах.
Психологический комментарий: данное упражнение позволит настроить детей на работу
А теперь прослушайте песню и определите название нашего урока. (ответ детей). тема урока - Законы сохранения счастливой семьи.
Расшифруйте маленький кроссворд. (7 Я).
Работать будем в трех группах - каждая группа будет семья и вы между собой распределяете роли.
II. Основная часть (10-15 мин.)
1. Теоретический часть.
Цель: Углубить знание, что такое «Семья».
Ребята, а ответьте, пожалуйста на несколько вопросов? Задаются вопросы каждой подгруппе.
1.«Что такое Семья?»
2. Причины создания семьи?
3. С какой целью создается семья?
4. Значение семьи?
Ответы учащихся: родители, дети, обычаи, счастье, радость и т.д.
Вывешиваю плакат с причинами создании семьи. И в месте с детьми определяем какие бывают еще причины.
Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977). По данным социологических опросов, основными причинами создания семьи в нашей стране являются следующие желания.
иметь детей, продолжить род (66 % опрошенных);
быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %);
быть нужным другому человеку (37 %);
выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %);
избежать одиночества (26 %);
иметь устроенную жизнь (24 %);
не расставаться с любимым человеком (19 %);
иметь постоянного сексуального партнера (7 %).
Чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни.
Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.
Вопрос детям: Какие бывают семьи? (ответы детей)
Объяснения нового материала.
Схема
--- Желтый цвет - Патриархальная семья
- зеленый цвет - Детоцентристская семья
- голубой цвет - Супружеской семьи.
По этой схеме семьи видать, что она делится на два типа: нормально функционирующая (гармоничная) семья и дисфукциональная (негармоничная) семья. И каждые эти типы состоят из модулей семьи: патриархальная семья, детоцентристская семья и супружеской семьи.
Каждая модель обозначена цветовой гаммой.
Нормально функционирующая (гармоничная) семья – это семья. Которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь – это не та оценка, которую внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности.
Дисфукциональная (негармоничная) семья – та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления стрессов.
Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кровнородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в связи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устойчив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточены все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных решений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему относится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хозяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.
Детоцентристская семья - возвышает роль частной жизни, интимности и ценности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны. Супруги совместно принимают решение о количестве детей. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом материальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родителей, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.
Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникновению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности — общественно-трудовую и политико-культурную, начинают преобразовывать семейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способствует отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образования и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреждений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив профессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейными привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты. Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и присущими им внутренними ценностями. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам детей. Интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаимоотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений.
Теперь ребята мы с вами закрепим новою тему в играх.
3. Практическая часть. (15-20 мин.)
1. Упражнение «Из чего состоит семья?» (звучит песня «Губки бантикам»).
Цел: вызвать у детей эмоции при прослушивании песни, учить выражать свои чувства в словах и рисунках.
Инструкция: Прослушать песню, изобразит карандашами на листках те чувства, которые у вас возникли.
Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения.
Психолог: Расскажите, что вы нарисовали. Почему? (Учащийся отвечают).
Психологический комментарий: таким образом можно диагностировать их семьи.
2.Упражнение «Определения модели семьи»
Цель: помочь определить модели семьи.
Инструкция: Посмотрите пожалуйста на эти карточки и определите модели семьи. И также каждая ваша семья ее инсценирует.
Психологический комментарий: таким образом очень эффективно закрепляется у детей чувства к семье.
3.Упражнение: «Модель дружной семьи».
Цел: создать законы сохранения счастливой семьи.
Инструкция: не повторятся и каждая семья выбирает себе цветовую гаму, где будут писать законы. Выбранный спикер зачитывает законы.
Ответы учащихся:
Уважать старших
Не обижать младших
Помогать по дому
Понимать друг друга
Делать работу вместе
Заботится о близких.
Вывод психолога: Если вы будете выполнять те законы, которые вы придумали то, у вас будет счастливая семья.
Подведения нашего урока.
4.Упражнения: «Крылатые выражения о семье…..».
Цель: уметь точно и правильно выражать свои мысли и чувства в устной речи.
Инструкция: каждая группа пишут крылатые выражения и спикер зачитывает выражения.
Ответы учащихся.
Семья – группа родственников, живущих вместе (муж и жена, родители с детьми)
Семьи все разные. И в каждой семье есть свои традиции.
Психолог: Спасибо! Теперь мы с вами гораздо больше знаем о значении слов «Семья». Я всем желаю счастья вашем семьям, где вы живете и вам лично. Чтоб ваших домах был покой, благополучия и поддержка. И пусть для каждого из вас сегодняшний урок запомнится.
Разработка создана на основе материалов:
Методический журнал «Внеклассная работа в школе». 2006 г.
И. Г. Малкин – Пых «Кризисы подросткового возраста» справочник практического психолога - Москва «ЭКСМО» 2004 г.
Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская «Семкйный диагноз и семейная психотерапия» - Санкт – Петербург «Речь» 2007 г.