СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока на конкурс "Законы сохранения счастливой семьи"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Законы сохранения счастливой семьи

 Задача: важность семьи как ячейки общества.

Цель урока:

  1. Осознать системность семьи.
  2. Углубить знание о «Семье».
  3. Изучение моделей семьи.
  4. Повысить свое самосознание.
  5. Улучшить понимание динамики отношений в  семьях. 
  6. Воспитание ответственности взаимопонимание и любви в семьях.

Оборудование: листки бумаги 4А, цветные карандаши или фломастера, музыкальный центр с песнями о семье и мелодиями, ватманы, плакат с причинами создания семьи, иллюстрация с картинками сказок, где изображены семьи, цветная бумага.

Форма проведения: урок - игра

                                       Ход занятий   

  1. Организационные моменты (5-10 мин.)

1. Сонастройка (звучит спокойная мелодия).

Цель: настроить детей на рабочую обстановку.

Психолог: Добрый день дорогие ребята!

Сегодня у нас урок пройдет как всегда в необычной форме.

 «Сядьте удобно закройте глаза, расслабьтесь. Представь, что ты взрос­лый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к сво­ему дому, где  в вашей семье покой, благополучие и между  вами взаимопонимание и поддержка всей семьи. Вас ждут и любят у вас счастливая семья». И теперь потихонечку открывайте глаза.

Психолог: Успех нашего урока будет зависит от вашей слаженности и дружной работы в группах и активного участия в нашем душевном разговоре. Помните правила работы в группах.

Психологический комментарий:  данное упражнение позволит настроить детей на работу

А теперь прослушайте песню и определите название нашего урока. (ответ детей). тема урока - Законы сохранения счастливой семьи.

Расшифруйте маленький кроссворд. (7 Я).

 Работать будем в трех группах -  каждая группа будет семья и вы между собой распределяете роли.

II. Основная часть (10-15 мин.)

1. Теоретический часть.

Цель: Углубить знание, что такое «Семья».

Ребята, а ответьте, пожалуйста на несколько вопросов? Задаются вопросы каждой подгруппе.

1.«Что такое Семья?»

2. Причины создания семьи?

3. С какой целью создается семья?

4. Значение семьи?

Ответы учащихся: родители, дети, обычаи, счастье, радость и т.д.

Вывешиваю плакат с причинами создании семьи. И в месте с детьми определяем какие бывают еще причины. 

Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма орга­низации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977). По данным социологических опросов, основными причи­нами создания семьи в нашей стране являются следующие желания.

  • иметь детей, продолжить род (66 % опрошенных);
  • быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %);
  • быть нужным другому человеку (37 %);
  • выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %);
  • избежать одиночества (26 %);
  • иметь устроенную жизнь (24 %);
  • не расставаться с любимым человеком (19 %);
  • иметь постоянного сексуального партнера (7 %).

Чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни.

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он жи­вет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Вопрос детям: Какие бывают семьи? (ответы детей)

Объяснения нового материала.

Схема

 

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  --- Желтый цвет - Патриархальная семья

 
 

 

 

                                  - зеленый цвет - Детоцентристская семья

                                  - голубой цвет - Супружеской семьи.

 По этой схеме семьи видать, что она делится на два типа: нормально функционирующая (гармоничная) семья и дисфукциональная (негармоничная) семья. И  каждые  эти типы состоят из модулей семьи: патриархальная семья, детоцентристская семья и супружеской семьи.

Каждая модель обозначена цветовой гаммой.

  1. Нормально функционирующая (гармоничная) семья – это семья. Которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь – это не та оценка, которую внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности.
  2. Дисфукциональная (негармоничная) семья – та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления стрессов.

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кров­нородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в свя­зи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устой­чив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточе­ны все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных ре­шений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему отно­сится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хо­зяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья - возвышает роль частной жизни, интимности и цен­ности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны. Супруги совместно принимают решение о количе­стве детей.   Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом ма­териальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родителей, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникно­вению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности — общественно-трудовую и политико-культурную, начинают преобразовывать се­мейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способству­ет отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образо­вания и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреж­дений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив про­фессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейны­ми привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты. Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными прин­ципами и присущими им внутренними ценностями.  Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам де­тей. Интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаи­моотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений. 

Теперь ребята мы с вами закрепим новою тему в   играх.

3. Практическая часть. (15-20 мин.)

1. Упражнение «Из чего состоит  семья?» (звучит песня «Губки бантикам»).

Цел: вызвать у детей эмоции при прослушивании песни, учить выражать свои чувства в словах и рисунках.

Инструкция: Прослушать песню, изобразит карандашами на листках  те чувства, которые у вас возникли.

Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения.

Психолог: Расскажите, что вы нарисовали. Почему? (Учащийся  отвечают).

Психологический комментарий: таким образом можно диагностировать их семьи.

2.Упражнение «Определения модели семьи»

Цель: помочь определить модели  семьи.

 Инструкция: Посмотрите пожалуйста на эти карточки и определите модели семьи. И также каждая ваша семья ее инсценирует.

Психологический комментарий: таким образом очень эффективно закрепляется у детей  чувства к семье. 

3.Упражнение: «Модель дружной семьи».

Цел: создать законы сохранения счастливой семьи.

Инструкция: не повторятся и каждая семья выбирает себе цветовую гаму, где будут писать законы. Выбранный спикер зачитывает законы.

Ответы учащихся:

  • Уважать старших
  • Не обижать младших
  • Помогать по дому
  • Понимать друг друга
  • Делать работу вместе
  • Заботится о близких.

Вывод психолога: Если вы будете выполнять  те законы, которые вы придумали то, у вас будет счастливая семья.

Подведения нашего урока.

4.Упражнения: «Крылатые выражения о семье…..».

Цель: уметь точно и правильно выражать свои мысли и чувства в устной речи.

Инструкция: каждая группа пишут крылатые выражения и спикер зачитывает выражения.

Ответы учащихся.

  • Семья – группа родственников, живущих вместе (муж и жена, родители с детьми)
  • Семьи все разные. И в каждой семье есть свои традиции.

Психолог: Спасибо! Теперь мы с вами гораздо больше знаем о значении слов «Семья». Я всем желаю счастья вашем семьям, где вы живете и вам лично. Чтоб ваших домах был покой, благополучия и поддержка. И пусть для каждого из вас сегодняшний урок запомнится.

 

    Разработка создана на основе материалов:

Методический журнал «Внеклассная работа в школе». 2006 г.

И. Г. Малкин – Пых «Кризисы подросткового возраста» справочник практического психолога - Москва «ЭКСМО» 2004 г.

Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская «Семкйный диагноз и семейная психотерапия» - Санкт – Петербург «Речь» 2007 г.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока на конкурс "Законы сохранения счастливой семьи"»

Управление образования г. Астаны

Методический кабинет

Школа – гимназия № 30











Разработка конкурсного урока:

«Законы сохранения счастливой семьи»









Подготовила

Психолог: Мякушко Галина Константиновна















Астана 2013г.

Законы сохранения счастливой семьи

Задача: важность семьи как ячейки общества.

Цель урока:

  1. Осознать системность семьи.

  2. Углубить знание о «Семье».

  3. Изучение моделей семьи.

  4. Повысить свое самосознание.

  5. Улучшить понимание динамики отношений в семьях.

  6. Воспитание ответственности взаимопонимание и любви в семьях.

Оборудование: листки бумаги 4А, цветные карандаши или фломастера, музыкальный центр с песнями о семье и мелодиями, ватманы, плакат с причинами создания семьи, иллюстрация с картинками сказок, где изображены семьи, цветная бумага.

Форма проведения: урок - игра

Ход занятий

  1. Организационные моменты (5-10 мин.)

1. Сонастройка (звучит спокойная мелодия).

Цель: настроить детей на рабочую обстановку.

Психолог: Добрый день дорогие ребята!

Сегодня у нас урок пройдет как всегда в необычной форме.

«Сядьте удобно закройте глаза, расслабьтесь. Представь, что ты взрос­лый человек. Вот ты идешь по улице, подходишь к сво­ему дому, где в вашей семье покой, благополучие и между вами взаимопонимание и поддержка всей семьи. Вас ждут и любят у вас счастливая семья». И теперь потихонечку открывайте глаза.

Психолог: Успех нашего урока будет зависит от вашей слаженности и дружной работы в группах и активного участия в нашем душевном разговоре. Помните правила работы в группах.

Психологический комментарий: данное упражнение позволит настроить детей на работу

А теперь прослушайте песню и определите название нашего урока. (ответ детей). тема урока - Законы сохранения счастливой семьи.

Расшифруйте маленький кроссворд. (7 Я).

Работать будем в трех группах - каждая группа будет семья и вы между собой распределяете роли.



II. Основная часть (10-15 мин.)

1. Теоретический часть.

Цель: Углубить знание, что такое «Семья».

Ребята, а ответьте, пожалуйста на несколько вопросов? Задаются вопросы каждой подгруппе.

1.«Что такое Семья?»

2. Причины создания семьи?

3. С какой целью создается семья?

4. Значение семьи?

Ответы учащихся: родители, дети, обычаи, счастье, радость и т.д.

Вывешиваю плакат с причинами создании семьи. И в месте с детьми определяем какие бывают еще причины.

Семья – ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма орга­низации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях — отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство (Соловьев Н. Я., 1977). По данным социологических опросов, основными причи­нами создания семьи в нашей стране являются следующие желания.

  • иметь детей, продолжить род (66 % опрошенных);

  • быть с человеком, способным понять и оказать поддержку (45 %);

  • быть нужным другому человеку (37 %);

  • выполнить моральную обязанность человека по образованию семьи (27 %);

  • избежать одиночества (26 %);

  • иметь устроенную жизнь (24 %);

  • не расставаться с любимым человеком (19 %);

  • иметь постоянного сексуального партнера (7 %).

Чем старше отвечающий, тем больше вероятность выбора брака и семьи как образа жизни.

Для человека семья — главный и основной компонент среды, в котором он жи­вет первую четверть своей жизни и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь.

Вопрос детям: Какие бывают семьи? (ответы детей)

Объяснения нового материала.







Схема



































--- Желтый цвет - Патриархальная семья







- зеленый цвет - Детоцентристская семья



- голубой цвет - Супружеской семьи.





По этой схеме семьи видать, что она делится на два типа: нормально функционирующая (гармоничная) семья и дисфукциональная (негармоничная) семья. И каждые эти типы состоят из модулей семьи: патриархальная семья, детоцентристская семья и супружеской семьи.

Каждая модель обозначена цветовой гаммой.

  1. Нормально функционирующая (гармоничная) семья – это семья. Которая функционирует в соответствии с нормами, созданными ею самой или заимствованными из окружающего социума. При этом норма здесь – это не та оценка, которую внешний наблюдатель, а аутохарактеристика семьи, отражающая все аспекты ее жизнедеятельности.

  2. Дисфукциональная (негармоничная) семья – та, в которой выполнение функций оказывается нарушенным, вследствие чего возникают предпосылки для проявления стрессов.

Патриархальная семья — наиболее архаичная. Ведущим в ней является кров­нородственное отношение: зависимость жены от мужа, детей от родителей, в свя­зи с чем происходит жесткое закрепление семейных ролей. Брак внешне устой­чив, семья состоит их нескольких поколений: прародителей, родителей и детей. Приветствуется многодетность. Главным считается муж: в его руках сосредоточе­ны все экономические ресурсы семьи, ему принадлежит принятие основных ре­шений. Жена берет фамилию мужа, подчиняется ему и уважительно к нему отно­сится. Ее основные функции — рожать и воспитывать детей, вести домашнее хо­зяйство. Для такой семьи характерна родительская власть и авторитарная система воспитания.

Детоцентристская семья - возвышает роль частной жизни, интимности и цен­ности детей. Отношения между мужем и женой более или менее равноправны. Супруги совместно принимают решение о количе­стве детей. Ребенок превращается в объект особой родительской заботы и стойкой привязанности, ему стараются дать максимально возможное образование. Родительство является главной функцией семьи, стили воспитания разнообразны: от авторитарного до изнеживающего. В целом дети пользуются большим числом ма­териальных и духовных благ, чем их родители, и могут выступать как главный смысл семьи. Пожилые родители не хотят жить в доме детей, состоящих в браке, взрослые дети, в свою очередь, предпочитают самостоятельность. Вместе с тем молодая семья, отделившись от родителей, не утрачивает с ней связь. Родители оказывают материальную и моральную поддержку детям, надеясь, что те, в свою очередь, поступят по отношению к ним так же.

Изменившееся в XX в. социальное положение женщин приводит к возникно­вению супружеской семьи. Женщины осваивают новые сферы деятельности — общественно-трудовую и политико-культурную, начинают преобразовывать се­мейную сферу и успешно все это совмещают. Такому положению дел способству­ет отмирание «двойного» стандарта в отношении возможности получения образо­вания и профессиональной подготовки, участие женщин в общественной жизни, индустриализация домашнего быта, рост числа детских образовательных учреж­дений и возможность планировать число детей. Однако мужчины, утратив про­фессиональную монополию, не спешат расстаться с «традиционными» семейны­ми привилегиями, что порождает многочисленные семейные конфликты. Можно сказать, что супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными прин­ципами и присущими им внутренними ценностями. Муж и жена перестают безоговорочно подчинять собственные интересы интересам де­тей. Интересы мужа и жены разнообразнее семейных, а потребности и круг общения выходят за рамки брака. При этом основополагающие семейные ценности сначала формируются во взаи­моотношениях супругов и лишь затем становятся естественной базой для детско-родительских отношений.

Теперь ребята мы с вами закрепим новою тему в играх.

3. Практическая часть. (15-20 мин.)

1. Упражнение «Из чего состоит семья?» (звучит песня «Губки бантикам»).

Цел: вызвать у детей эмоции при прослушивании песни, учить выражать свои чувства в словах и рисунках.

Инструкция: Прослушать песню, изобразит карандашами на листках те чувства, которые у вас возникли.

Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения.

Психолог: Расскажите, что вы нарисовали. Почему? (Учащийся отвечают).

Психологический комментарий: таким образом можно диагностировать их семьи.

2.Упражнение «Определения модели семьи»

Цель: помочь определить модели семьи.

Инструкция: Посмотрите пожалуйста на эти карточки и определите модели семьи. И также каждая ваша семья ее инсценирует.

Психологический комментарий: таким образом очень эффективно закрепляется у детей чувства к семье.

3.Упражнение: «Модель дружной семьи».

Цел: создать законы сохранения счастливой семьи.

Инструкция: не повторятся и каждая семья выбирает себе цветовую гаму, где будут писать законы. Выбранный спикер зачитывает законы.

Ответы учащихся:

  • Уважать старших

  • Не обижать младших

  • Помогать по дому

  • Понимать друг друга

  • Делать работу вместе

  • Заботится о близких.

Вывод психолога: Если вы будете выполнять те законы, которые вы придумали то, у вас будет счастливая семья.

Подведения нашего урока.

4.Упражнения: «Крылатые выражения о семье…..».

Цель: уметь точно и правильно выражать свои мысли и чувства в устной речи.

Инструкция: каждая группа пишут крылатые выражения и спикер зачитывает выражения.

Ответы учащихся.

  • Семья – группа родственников, живущих вместе (муж и жена, родители с детьми)

  • Семьи все разные. И в каждой семье есть свои традиции.

Психолог: Спасибо! Теперь мы с вами гораздо больше знаем о значении слов «Семья». Я всем желаю счастья вашем семьям, где вы живете и вам лично. Чтоб ваших домах был покой, благополучия и поддержка. И пусть для каждого из вас сегодняшний урок запомнится.































Разработка создана на основе материалов:

Методический журнал «Внеклассная работа в школе». 2006 г.

И. Г. Малкин – Пых «Кризисы подросткового возраста» справочник практического психолога - Москва «ЭКСМО» 2004 г.

Э. Г. Эйдемиллер, И. В. Добряков, И. М. Никольская «Семкйный диагноз и семейная психотерапия» - Санкт – Петербург «Речь» 2007 г.














































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!