СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Теоретический материал, модуль "Политика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал можно использовать для подготовки к ОГЭ по обществознанию

Просмотр содержимого документа
«5.1. Власть. Роль политики в жизни общества»


5.1. Власть. Роль политики в жизни общества


Власть (любая) – способность, право и возможность распоряжаться кем-либо и чем-либо, оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей.


Структура власти:

  1. Источники власти: традиции, сила, авторитет, капитал (богатство), знания

  2. Ресурсы -совокупность способов, средств и приемов, с помощью которых устанавливается и реализуется власть. Ресурсы власти: право, традиции, убеждение, принуждение, насилие и страх.

  3. Функции власти: руководство, управление, организация, регуляция, мобилизация, господство

  4. Субъект-участник политического процесса: государство, партии, лидеры и элита.

  5. Объект- лица, группы или организации, которым адресованы команда, приказ или распоряжение. -классы, массы, группы, индивиды.


Виды власти:

1.Экономическая (контроль над экономическими ресурсами: материальными ценностями, деньгами, техникой, плодородными землями, полезными ископаемыми)

2.Социальная (возможность влиять на положение различных слоёв населения, способность повышать или понижать социальный статус личностей и групп)

3.Культурно-информационная власть (власть над людьми с помощью научных знаний, информации)

4.Принудительная (опирается на армию, полицию, службу безопасности, суд и прокуратура)

5.Политическая (три ветви власти):

-Законодательная власть (создающая законы)(во всех правовых государствах принадлежит парламенту -представительному, выборному органу). В России –Федеральное собрание – состоит из 2 палат – Совет Федерации и Государственная дума. Её ещё называют представительной властью.

-Исполнительная власть – принадлежит правительству. Представители исполнительной власти обычно назначаются, а не избираются. Главная задача исполнительной власти – проводить в жизнь, т.е. исполнять, принятые парламентом решения. (Например: парламент принимает закон о государственном бюджете, т.е. о том, как распределять денежные средства государства, а исполнительная власть должна в рамках этого закона: тратить государственные средства только так, как предусмотрено в законе).

-Судебная власть – самостоятельная и независимая ветвь власти. Задача судебной власти является защита прав и свобод человека. Она состоит из трёх видов судов:

1.Конституционные суды (Конституционный суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации)

2.Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а так же районные (городские ) суды, мировые суды, военные суды)

3.Арбитражный суд (Высший арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов Федерации)




Политика – особый вид деятельности в которой представлены интересы больших социальных групп, направленной на завоевание и использование государственной власти для защиты этих интересов


Политическая власть –это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели


Основные признаки политической власти:

1. верховенство ( распространяется на всё общество)

2. публичность (действует на основе права от имени всего общества)

3. легальность (только ей принадлежит законное право использовать силу в пределах страны)

4. моноцентричность (наличие единого центра принятия политических решений)

5. использует самые разнообразные средства: принудительные, экономические, социальные, культурно-информационные.




Власюк Марина Николаевна


Просмотр содержимого документа
«5.10 гражданское общество»


5.10 Гражданское общество. Правовое государство


Гражданское общество.


Гражданское общество – это совокупность внегосударственных общественных отношений и ассоциаций (объединений), выражающих разнообразные интересы и потребности членов общества.


Функции гражданского общества.

  1. Независимо от государства, располагает средствами, с помощью которых можно заставить человека соблюдать нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание гражданин.

  2. Защищает граждан и их объединение интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства, защищает права и свободы личности, определяет границы политики.

  3. Способствует формированию органов власти, демократическому и гуманистическому развития всей политической системы.
































1.

Верны ли следующие суждения об институтах гражданского общества?

К институтам гражданского общества относятся

А.общества по охране природы.

Б.союзы предпринимателей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


2

Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А.Деятельность институтов гражданского общества ориентирована на удовлетворение частных интересов и потребностей граждан.

Б.Гражданское общество и государство активно взаимодействуют

в условиях любого режима.


1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


3

4


5

6

7

8

9
































Ответы

  1. 3

  2. 1

  3. 1

  4. 4

  5. 1

  6. 2

  7. 1

  8. 3

  9. 2

Власюк Марина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 16, г. Краснодар


Просмотр содержимого документа
«5.2. Понятие и признаки государства»


5.2. Понятие и признаки государства


Государство – это организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обладающая суверенитетом.


Признаки (любого) государства


  1. Единая территория

  2. Единая система управления

  3. Единая система законов

  4. Публичная власть

  5. Государственный суверенитет (независимость государственной власти)

  6. Право на взимание налогов и сборов, эмиссия денег (выпуск денег)

  7. Наличие органов и методов принуждения. Монополия на насилие

  8. Наличие государственной символики.

  9. наличие правоохранительных органов



Функции государства – основные направления деятельности государства


Внутренние

Внешние

Политические (обеспечение условий деятельности других политических институтов, порядка в обществе)

Обеспечение национальной безопасности

Экономические (регулирование экономических отношений и структурных изменений в экономике, в т.ч. национализация, приватизация)

Отстаивание государственных и национальных интересов в международной сфере

Социальные (программы развития образования, здравоохранения, социального обеспечения и поддержки культуры)

Развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами

Идеологические (воспитание членов общества, формирование гражданских и патриотических ценностей через образование и СМИ)

Участие в решение глобальных проблем


Власюк Марина Николаевна


Просмотр содержимого документа
«5.3. разделение властей»


5.3 разделение властей


Один из признаков демократического режима – разделение властей.


Разделение властей – разграничение полномочий и автономность законодательной, исполнительной и судебной властей, а также разделение власти между различными уровнями управления в обществе.


Разделение властей

и их основные

функции

Законодательная

исполнительная

судебная

Парламент


В РФ – Федеративное Собрание, состоящее из 2- палат:


Верхняя палата: Совет Федерации

Нижняя палата: Государственная Дума

Правительство


Председатель Правительства


Министерства




1Конституционный Суд

2Суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а так же районные (городские ) суды, мировые суды, военные суды)

3.Арбитражный суд (Высший арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, субъектов Федерации)

Издает Законы




Разделение властей является условием развития демократии


Власти независимы друг от друга, но тесно взаимодействуют с друг другом

Власюк Марина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 16 г. Краснодар


Просмотр содержимого документа
«5.4. формы государства»


5.4. Формы государства


Формы государства-

это устройство политической организации общества.

Форма прав­ле­ния — по­ря­док об­ра­зо­ва­ния и ор­га­ни­за­ции выс­ших ор­га­нов вла­сти, их вза­и­мо­дей­ствие друг с дру­гом и с на­се­ле­ни­ем.


Ор­га­ни­за­ция выс­ших ор­га­нов вла­сти и спо­со­бы ее фор­ми­ро­ва­ния - форма прав­ле­ния.


Типы го­су­дарств по форме прав­ле­ния:

1. Мо­нар­хия — форма прав­ле­ния, при ко­то­рой вер­хов­ная власть пе­ре­да­ет­ся по на­след­ству, не яв­ля­ет­ся про­из­вод­ной от какой-либо дру­гой вла­сти, не огра­ни­чи­ва­ет­ся вре­мен­ны­ми рам­ка­ми.

 

Са­мо­дер­жав­ная мо­нар­хия — тип мо­нар­хии, при ко­то­рой власть мо­нар­ха яв­ля­ет­ся са­краль­ной.

Огра­ни­чен­ная мо­нар­хия. Эта такая форма мо­нар­хии, при ко­то­рой власть мо­нар­ха огра­ни­че­на за­ко­на­ми или пар­ла­мен­том.

2. Рес­пуб­ли­ка — форма прав­ле­ния, при ко­то­рой власть на­хо­дит­ся у вы­бор­ных лиц с опре­де­лен­ным сро­ком пол­но­мо­чий, ко­то­рые они по­лу­чи­ли от пред­ста­ви­тель­но­го ор­га­на или от самих из­би­ра­те­лей.

Пре­зи­дент­ская рес­пуб­ли­ка ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чи­тель­ной ролью пре­зи­ден­та в си­сте­ме го­су­дар­ствен­ных ор­га­нов, со­еди­не­ни­ем в его руках пол­но­мо­чий главы го­су­дар­ства и главы пра­ви­тель­ства.



Форма правления-

ор­га­ни­за­ция выс­ших ор­га­нов вла­сти и спо­со­бы ее фор­ми­рова­ния




Монархия Республика

(власть обычно предается по наследству) (представители власти избираются)

Три разновидности монархии:

Три разновидности республики:

1.Абсолютная(неограниченная,

власть находится в руках монарха)

1.Президентская.

Народ избирает президента, который является главой исполнительной власти и государства. Министры подчинены президенту. Судьи назначаются президентом с согласия верховной палаты парламента. Министров и других представителей исполнительной власти президент может смещать самостоятельно. Главный признак – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом.

2.Дуалистическая –ограниченная

(конституционная). Королева «царствует, но не правит»


2.Парламенская.

Главой государства является президент(который избирается на заседании парламента), но полномочия, которыми наделяет его конституция, осуществляются, как правило, правительством.

Главный признак – политическая ответственность правительства перед парламентом.

3.Парламенская (конституционная)

Власть принадлежит парламенту. Формально монарх,

но с учётом парламентских выборов. Принцип

разделение властей.



3.Смешанная.

В ней сочетаются признаки и президентской и парламентской республик.






Формы государственно-территориального устройства

- ор­га­ни­за­ция вза­и­мо­от­но­ше­ний между цен­тром и ре­ги­о­на­ми



Унитарное Федерация Конфедерация

Объединение два и более независимых государств, которые при этом создают специальные объединенные органы для совместных действий в определённых целях (военные и.т.д.)

Отдельные территории (штаты, республики, земли, являющиеся субъектами Федерации) обладают самостоятельностью. В субъектах Федерации наряду с общими(федеральными законами) действуют и свои собственные законы и органы управления.

(Россия, США, Индия, Мексика, Канада и т.д.)

Государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, единая конституция, законы, гражданство, правовая и судебная системы, местные органы власти подчиняются центральным. (Венгрия, Греция, Чехия и т.д.)









Власюк Марина Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 16, г. Краснодар


Просмотр содержимого документа
«5.5. политические режимы»


5.5 политические режимы

Политические режимы- со­во­куп­ность спо­со­бов осу­ществ­ле­ния го­су­дар­ствен­ной вла­сти.


По­ли­ти­че­ский режим — со­во­куп­ность ме­то­дов, приёмов и форм осу­ществ­ле­ния по­ли­ти­че­ских от­но­ше­ний в об­ще­стве, то есть спо­соб функ­ци­о­ни­ро­ва­ния его по­ли­ти­че­ской си­сте­мы.


По­ли­ти­че­ский режим ха­рак­те­ри­зу­ет­ся:

  1. ме­то­да­ми осу­ществ­ле­ния по­ли­ти­че­ской вла­сти,

  2. мерой уча­стия граж­дан в управ­ле­нии,

  3. от­но­ше­ни­ем го­су­дар­ствен­ных ин­сти­ту­тов к пра­во­вым ос­но­вам соб­ствен­ной де­я­тель­но­сти,

  4. сте­пе­нью по­ли­ти­че­ской сво­бо­ды в об­ще­стве,

  5. от­кры­то­стью или за­кры­то­стью по­ли­ти­че­ских элит с точки зре­ния со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти,

  6. фак­ти­че­ским со­сто­я­ни­ем пра­во­во­го ста­ту­са лич­но­сти.


  1. Тоталитарный (власть полностью и целиком принадлежит главе государства). Общеобязательная идеология, полный контроль за всеми сферами жизни людей.

Система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за «врагами народа», но и за всем обществом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этнические группы. Государство становится неправовым.

Официальная идеология, т. е. комплекс идей, обосновывающий право этих режимов на существование, претендует на охват всех без исключения сфер общественной и частной жизни и общеобязательность. Интересы и свободы личности подчиняются интересам государства. Общество функционирует по принципу «запрещено все, кроме того, что приказано».

Монополия на власть одной политической партии, сама партия – под властью одного харизматического лидера (фюрер, дуче, генеральный секретарь); вождизм, культ личности. Идет процесс сращивания правящей партии с госаппаратом.

Партийный контроль за средствами массовой информации, жесткая цензура любой информации.

Всеобъемлющий контроль над вооруженными силами, создание обстановки военного лагеря, «железный занавес».

Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления экономической деятельностью; плановая экономика как наиболее рациональная и эффективная.


Тоталитаризм – закрытое общество, не приспособленное к качественному обновлению, учету новых требований непрерывно изменяющегося мира.


Авторитарный (правление группы людей, подавляющей оппозицию), контроль только в политической сфере.





Демократический (власть народа) основанный на признании народа в качестве источника власти.

Признаки демократии:

-народовластие;

-правительство, основанное на согласии;

-решения принимаются большинством голосов;

- меньшинство имеет право на оппозицию

-гарантии основанных прав и свобод личности;

- свободные и честные выборы;

-равенство всех перед законом;

- плюрализм (многопартийность)

- Гражданское общество

- правовое государство, парламентаризм

- разделение властей на законодательную исполнительную и судебную

- выборы в органы государственной власти на конкурентной основе

- гарантированы права и свободы граждан

-идеологическое многообразие




Парламентаризм – одна из форм представительной демократии, которая обеспечивает гражданам равные возможности при выборе представителей власти.

Электорат - круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на выборах.



Власюк Марина Николаевна, учительистории и обществознания МБОУ СОШ № 16, г.Краснодар



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!