СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опыта преподавателя по электронной технике

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение пед.опыта Антоненко А.Е.

Оценивание знаний студентов на уроках

«Электронная техника»

Опыт работы над научно-методической темой

Выполнил: А.Е. Антоненко

Преподаватель специальных   дисциплин

 

Содержание

Введение Информация об опыте работы над НМТ……………………………3.. Технология опыта работы над НМТ…………………………………4. Результативность опыта работы над НМТ…………………………..10 Библиографический список…………………………………………..10

 

 

Введение

Уровень профессиональной компетентности студентов техникума обусловлен многими причинами: и качеством обучения, и  степенью мотивированности     обучения, и особенностями материально-технического, программного и научно-методического обеспечения учебного процесса, и компетентностью педагогических кадров.    Но одновременно со снижением уровня образования молодежи наблюдается возросший уровень требований работодателя к уровню подготовки специалистов среднего звена. В условиях современного производства необходим квалифицированный, свободно владеющий профессией, готовый  к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособный специалист.

Для выхода из этой ситуации педагогам  необходимо решить проблему  формирования учебной мотивации студентов.

В связи с этим целями работы над научно-методической темой «Оценивание знаний студентов на уроках «Электронная техника»  являются:

  • внедрение достижений электроники в организацию учебного процесса;
  • выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса для решения проблем профессиональной мотивации студентов техникума;
  • возможность творческого применения данного опыта другими преподавателями

2.  Информация об опыте работы над НМТ

Контроль знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность обучающихся путем устных опросов в аудитории и путем оценки письменных работ. Эта  оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого обучающегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно,  ограничивает ее ценность. Современный подход к оценке результатов в среднем профессиональном образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными.

Результаты оценки должны иметь три качества:

  • они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания),
  • жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего),
  • «доступными» (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости обучающихся. Анализируя особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта проблема многогранна и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы.

3  Технология опыта работы над НМТ

В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому "качество" трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний.

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым преподавателем интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения.

Справедливой критике подвергают многие авторы систему экзаменов. Небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс, вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать, каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии; количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат. Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку преподавателя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний. Следовательно, как уже подчеркивалось выше, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования

В связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые аспекты в изучении проблемы. В программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса. Это повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев. В связи с этим рассматриваются качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ. Таким образом, проверка и оценка знаний обучающихся как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний обучающихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ. Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения преподавателя со студентами на уроке по конкретным изучаемым на данном занятии вопросам. Они помогают преподавателю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а обучающимся - подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Письменные контрольные работы также могут использоваться для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении  предмета. Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.

Оценивание как при устном опросе, так и при контрольных работах является неточным, как это уже было показано раньше. Основными недостатками этих методов являются субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов. Эти недостатки приводят к тому, что преподаватель не всегда может получить реальную и объективную картину учебного процесса. Таким образом, для оценки качества знаний эти  методы  контроля  не годятся. Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний обучающихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы - тесты. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта. Тест - это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения.

Главное требование к  тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

Комплект КОС позволяет оценивать: освоение  профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК), приобретение в ходе освоения дисциплины или профессионального модуля практического опыта, освоение умений и усвоение знаний.

При составлении КОСов общепрофессиональной дисциплины необходимо проверять знания и умения.

При составлении КОС по техническим дисциплинам, к которым относится «Электронная техника» чаще всего применяются теоретические задания: тестовые, расчетные или описательного характера.

Стандарты третьего поколения декларируют, что СПО должно вырабатывать у выпускников навыки работы в рамках приобретенных компетенций.  Учить производственным навыкам рационально и современно, поскольку это удовлетворяет требованиям рынка труда. Существующий мониторинг знаний отражает  теорию, примеры и упражнения. Навыки почти не контролируются. Знания проверять легче, чем навыки, так как для проверки навыков нужна среда, близкая к производственной, что затруднено. В итоге «должен знать» превалирует над «должен уметь». При проведении  экзамена или зачета проверяются, как правило, только знания, а не умения.

Для своих занятий я готовлю тесты для контроля не только первого, но и более высоких уровней усвоения знаний по мере изучения конкретного материала. В курсе «Электронная техника» изучаются такие темы как выпрямители, усилители, генераоры. Примерами конструктивных тестов по данным темам могут быть следующие:

1.Почему пульсации ниже у трёхфазных выпрямителей чему однофазных?

Так же разрабатываю тесты, основанные на расшифровке электрических схем и векторных диаграмм. В них включаются вопросы типа: «Какой электрической цепи соответствует данная векторная диаграмма… ?» (указываются  варианты электрических цепей);  Предлагаемые типы тестов могут быть использованы не только для контроля знаний  учащихся, но и для самоконтроля.     Для оценивания таких заданий использую балльно - рейтинговую систему оценки. Она помогает стимулировать систематическую работу студентов, как аудиторную, так и самостоятельную, осуществлять непрерывный контроль за усвоением студентами учебного материала.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

пользоваться измерительными приборами;

Лабораторные работы. Наблюдение за выполнением лабораторной работы (ответы на контрольные вопросы); Контрольная работа

производить проверку электронных и электрических элементов ; 

Лабораторная работа  в условиях лаборатории. Наблюдение за выполнением лабораторной работы (ответ на контрольные вопросы);

Контрольная работа

производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;

Практические работы. Наблюдение за выполнением практического задания (ответы на контрольные вопросы);

Контрольная работа

Знания:

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и   электронных цепей

Контрольная работа

компоненты   электронных устройств 

Контрольная работа;

устройство и принцип действия электронных устройств

Контрольная работа;

4. Результативность опыта работы над НМТ

Использование  комплект КОС позволяет качественно оценивать: освоение  профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК), приобретение в ходе освоения дисциплины модуля практического опыта, освоение умений и усвоение знаний.

Так  как студенты заранее знают содержание контрольно-оценочных средств и имеют возможность качественно к ним подготовиться, то и результаты  не заставили себя долго ждать. Использование  КОСов значительно улучшило качество результатов сдачи экзамена по дисциплине «Электронная техника» студентами специальности 15.02.07

 

Средний балл

гр. 1313

3,32

гр. 1314

3,83

гр. 1315

4,0

Библиографический список

1. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: /учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 480 с. 2. Соколова, Е.Н. Материаловедение. Методика преподавания [Текст]: /методическое пособие для преподавателей/ Е.Н. Соколова.- М.: Издательский центр "Академия",  2010.-92 с.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта преподавателя по электронной технике»

Обобщение пед.опыта Антоненко А.Е.

Оценивание знаний студентов на уроках

«Электронная техника»

Опыт работы над научно-методической темой

Выполнил: А.Е. Антоненко

Преподаватель специальных   дисциплин

 

Содержание

Введение

Информация об опыте работы над НМТ……………………………3..


Технология опыта работы над НМТ…………………………………4.


Результативность опыта работы над НМТ…………………………..10


Библиографический список…………………………………………..10

 

 

Введение

Уровень профессиональной компетентности студентов техникума обусловлен многими причинами: и качеством обучения, и  степенью мотивированности     обучения, и особенностями материально-технического, программного и научно-методического обеспечения учебного процесса, и компетентностью педагогических кадров.    Но одновременно со снижением уровня образования молодежи наблюдается возросший уровень требований работодателя к уровню подготовки специалистов среднего звена. В условиях современного производства необходим квалифицированный, свободно владеющий профессией, готовый  к постоянному профессиональному росту, конкурентоспособный специалист.

Для выхода из этой ситуации педагогам  необходимо решить проблему  формирования учебной мотивации студентов.

В связи с этим целями работы над научно-методической темой «Оценивание знаний студентов на уроках «Электротехника и электроника»  являются:

  • внедрение достижений электротехники в организацию учебного процесса;

  • выдвижение и апробирование новых идей, содержания, методов, организации педагогического процесса для решения проблем профессиональной мотивации студентов техникума;

  • возможность творческого применения данного опыта другими преподавателями

2.  Информация об опыте работы над НМТ

Контроль знаний обучающихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность обучающихся путем устных опросов в аудитории и путем оценки письменных работ.
Эта  оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого обучающегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно,  ограничивает ее ценность.
Современный подход к оценке результатов в среднем профессиональном образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными.

Результаты оценки должны иметь три качества:

  • они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания),

  • жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего),

  • «доступными» (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству).

Закон Российской федерации "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль (ПК) является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. До сих пор результатом ПК безоговорочно считается оценка успеваемости обучающихся. Анализируя особенности состояния проблемы проверки и оценки знаний, следует отметить, что эта проблема многогранна и рассматривалась исследователями в самых различных аспектах. В нашей стране опубликовано большое количество работ, касающихся функций, методов, принципов проверки и оценки знаний, общих и частных вопросов оценки. Можно выделить несколько основных направлений в изучении этой проблемы.

3  Технология опыта работы над НМТ

В практике традиционного обучения обнаруживаются существенные отрицательные стороны системы оценок. Анализ традиционных методов проверки показал, что система оценки качества образования не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому "качество" трактуется сегодня достаточно произвольно, каждым педагогом разрабатывается своя система проверочных заданий. Цель измерения в педагогике - это получение численных эквивалентов уровней знаний.

Субъективность оценки знаний связана в определенной мере с недостаточной разработкой методов контроля системы знаний. Нередко оценка темы, курса или его частей происходит путем проверки отдельных, часто второстепенных элементов, усвоение которых может не отражать овладение всей системой формируемых знаний, умении, навыков. Качество и последовательность вопросов определяются каждым преподавателем интуитивно, и часто не лучшим образом. Неясно, сколько нужно задать вопросов для проверки всей темы, как сравнить задания по их диагностической ценности.

Каждый из применяемых методов и форм проверки имеет свои преимущества и недостатки, свои ограничения.

Справедливой критике подвергают многие авторы систему экзаменов. Небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс, вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать, каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии; количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.
Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку преподавателя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний. Следовательно, как уже подчеркивалось выше, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования

В связи с развитием программированного обучения и широким внедрением в учебный процесс технических средств обучения появились новые аспекты в изучении проблемы. В программированном обучении оценка выступает необходимым компонентом управления и несет информацию для коррекции учебного процесса. Это повышает требования к точности и надежности контроля, обоснованности его критериев. В связи с этим рассматриваются качественные и количественные аспекты оценки, информационно-статистические методы измерения, надежность и эффективность различных видов проверочных заданий, способы проверки с помощью технических средств и ЭВМ. Таким образом, проверка и оценка знаний обучающихся как форма педагогического контроля усвоения содержания образования зависит от многих объективных и субъективных факторов.

В практике среднего образования используются различные методы текущего и итогового контроля за качеством знаний обучающихся. Чаще всего используются различные формы устного опроса и проведение письменных контрольных работ.
Устные методы контроля пригодны для непосредственного общения преподавателя со студентами на уроке по конкретным изучаемым на данном занятии вопросам. Они помогают преподавателю получить некоторую информацию о текущем усвоении учебного материала и осуществить необходимое педагогическое воздействие, а обучающимся - подробнее и глубже разобраться в изучаемом материале. Письменные контрольные работы также могут использоваться для активизации самого процесса обучения и помощи учителю и учащимся в обнаружении наиболее слабых мест в усвоении  предмета.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления, целенаправленности: обучаемый при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа. Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.

Оценивание как при устном опросе, так и при контрольных работах является неточным, как это уже было показано раньше. Основными недостатками этих методов являются субъективность оценок и невоспроизводимость (неповторимость) результатов. Эти недостатки приводят к тому, что преподаватель не всегда может получить реальную и объективную картину учебного процесса. Таким образом, для оценки качества знаний эти  методы  контроля  не годятся.
Однозначные и воспроизводимые оценки способны дать лишь объективные методы контроля качества знаний обучающихся, опирающиеся на специально созданные для этого материалы - тесты. Они должны быть разработаны по каждому уровню усвоения опыта. Тест - это средство, которое позволяет выявить уровень и качество усвоения.

Главное требование к  тестовым заданиям - они должны соответствовать уровню национального стандарта образования. Все большее распространение получают технологии итогового тестирования с применением компьютеров и специализированных программ.

Комплект КОС позволяет оценивать: освоение  профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК), приобретение в ходе освоения дисциплины или профессионального модуля практического опыта, освоение умений и усвоение знаний.

При составлении КОСов общепрофессиональной дисциплины необходимо проверять знания и умения.

При составлении КОС по техническим дисциплинам, к которым относится «Электротехника и электроника» чаще всего применяются теоретические задания: тестовые, расчетные или описательного характера.

Стандарты третьего поколения декларируют, что СПО должно вырабатывать у выпускников навыки работы в рамках приобретенных компетенций.  Учит производственным навыкам рациональна и современна, поскольку удовлетворяет требованиям рынка труда. Существующий мониторинг знаний отражает  теорию, примеры и упражнения. Навыки почти не контролируются. Знания проверять легче, чем навыки, так как для проверки навыков нужна среда, близкая к производственной, что затруднено. В итоге «должен знать» превалирует над «должен уметь». При проведении  экзамена или зачета проверяются, как правило, только знания, а не умения.

Для своих занятий я готовлю тесты для контроля не только первого, но и более высоких уровней усвоения знаний по мере изучения конкретного материала. В курсе «Электротехника и электроника» изучаются такие темы как «Электрические цепи постоянного тока» и «Электрические цепи переменного тока»». Примерами конструктивных тестов по данным темам могут быть следующие:

1.Почему на электростанциях устанавливают генераторы переменного тока, а не постоянного?

Эталон. Переменный ток можно с помощью трансформаторов преобразовывать, т.е. повышать или понижать напряжение, а постоянный ток нельзя.
2. Сформулируйте, что называется номинальным режимом работы.
Эталон.  Номинальный  режим соответствует расчетным параметрам тока, напряжения, мощности..
3. Каково значение нулевого провода и что произойдет, если произойдет его обрыв?

Эталон. Нулевой провод в трехфазной цепи обеспечивает постоянство фазного напряжения на нагрузке. Обрыв нулевого провода при несимметричной нагрузке приведет к изменению фазного напряжения в фазах, что недопустимо

Так же разрабатываю тесты, основанные на расшифровке электрических схем и векторных диаграмм. В них включаются вопросы типа: «Какой электрической цепи соответствует данная векторная диаграмма… ?» (указываются  варианты электрических цепей); 
Предлагаемые типы тестов могут быть использованы не только для контроля знаний  учащихся, но и для самоконтроля.     Для оценивания таких заданий использую балльно - рейтинговую систему оценки. Она помогает стимулировать систематическую работу студентов, как аудиторную, так и самостоятельную, осуществлять непрерывный контроль за усвоением студентами учебного материала.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

пользоваться измерительными приборами;

Лабораторные работы. Наблюдение за выполнением лабораторной работы (ответы на контрольные вопросы); Контрольная работа

производить проверку электронных и электрических элементов автомобиля;

Лабораторная работа  в условиях лаборатории. Наблюдение за выполнением лабораторной работы (ответ на контрольные вопросы);

Контрольная работа

производить подбор элементов электрических цепей и электронных схем;

Практические работы. Наблюдение за выполнением практического задания (ответы на контрольные вопросы);

Контрольная работа

Знания:

методы расчета и измерения основных параметров электрических, магнитных и   электронных цепей

Контрольная работа

компоненты автомобильных электронных устройств;

Контрольная работа;

устройство и принцип действия электрических машин

Контрольная работа;

4. Результативность опыта работы над НМТ

Использование  комплект КОС позволяет качественно оценивать: освоение  профессиональных компетенций (ПК), соответствующих виду профессиональной деятельности, и общих компетенций (ОК), приобретение в ходе освоения дисциплины модуля практического опыта, освоение умений и усвоение знаний.

Так  как студенты заранее знают содержание контрольно-оценочных средств и имеют возможность качественно к ним подготовиться, то и результаты  не заставили себя долго ждать. Использование  КОСов значительно улучшило качество результатов сдачи экзамена по дисциплине «Электротехника и электроника» студентами специальности 190631

 

Средний балл

гр. ТОР-10-1

3,32

гр. ТОР-11-1

3,83

гр. ТОР-12-1

4,0

Библиографический список

1. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом [Текст]: /учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. – М.: Издательский центр "Академия", 2002.- 480 с.
2. Соколова, Е.Н. Материаловедение. Методика преподавания [Текст]: /методическое пособие для преподавателей/ Е.Н. Соколова.- М.: Издательский центр "Академия",  2010.-92 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!