МКОУ « Луговская СОШ»
Теорема о сумме углов треугольника
7 класс
Учитель математики :
Мелешкина Лариса Викторовна
Девиз урока : Мы желаем сегодня друг другу успеха! Порадуемся за тех, у кого все будет получаться хорошо! Поможем тем, кому будет трудно! Мы – одна команда!
Один мудрец сказал : «Высшее проявление духа – это разум
Высшее проявление разума – это геометрия
Клетка геометрии – это треугольник
Он также не исчерпаем, как и вся Вселенная.»
Цели урока :
- Повторить материал по теме «Треугольник» , «Углы», «Свойства углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей» и «Признаки параллельных прямых» ;
- Изучить новые виды треугольников ;
- Изучить и доказать новую теорему о треугольнике;
4. Научиться применять новый материал при решении простейших задач.
1. Определение треугольника : треугольник - это геометрическая фигура , состоящая из трех точек и трех отрезков последовательно соединяющих эти точки.
2. Элементы треугольника :
А,В,С – вершины треугольника
АВ, АС, ВС – стороны треугольника
А, В, С – углы треугольника
В С
3. Отрезки, которые можно провести в треугольнике:
А
высота
биссектриса
медиана
Классификация треугольников по сторонам
разносторонний
равнобедренный
равносторонний
В
Угол – это фигура, образованная двумя лучами выходящими из одной точки
Начертите в тетради три угла и дополните чертеж до треугольника
Какие треугольники получились?
А
Виды углов
С
К
М
Д
Классификация треугольников по углам
остроугольный
тупоугольный
прямоугольный
Точно знает и дошкольник,
Что такое треугольник.
А уж вам – то как не знать…
Но совсем другое дело –
Очень быстро и умело
Величины всех углов
В треугольнике узнать .
Гипотеза о сумме углов треугольника Практическая работа
№ 1. Используя транспортир определите , чему равна сумма углов треугольника. (Используйте модели всех видов треугольников).
№ 2. Оторвите у треугольника углы и определите, какой угол получится, если его составить из углов треугольника. Чему равна его градусная мера? (Используйте модели всех видов треугольников).
Вид треугольника
Остроуголь-ный
Величина 1-го угла
Прямоуголь-ный
Величина 2-го угла
Тупоуголь-
ный
Величина 3-го угла
Сумма всех углов треуголь-ника
Назовите углы, образованные при пересечении двух прямых третьей прямой
Продолжите предложение: если две параллельные прямые пересечены секущей, то…
1) соответственные углы равны
2) сумма односторонних углов равна 180°
3) накрест лежащие углы равны
2
1и 3, 2и 4, 7и 5,
8и 6
соответственные углы
7и 4, 8и 3
накрест лежащие углы
8и 4, 7и 3
односторонние
углы
1
8
7
4
3
6
5
Теорема о сумме углов треугольника
1. Через вершину В проведем прямую а ||AC.
2. Обозначим получившиеся углы.
3. 5= 3 и 4= 1 – как накрест лежащие углы
4. 5 + 2 + 4=180° -т.к.
В - развернутый
5.Учитывая равенство в п.3, получаем 1+ 2+ 3=180°, или А+ В+ С = 180°
Теорема доказана .
В
а
5
4
2
3
1
А
С
Подведем итог:
- с помощью измерений мы выдвинули гипотезу о сумме углов треугольника;
- с помощью практической работы мы ее подтвердили;
- и, путём строгого доказательства теоремы пришли к выводу, что …
«сумма углов треугольника
равна 180º»
Подумай и объясни
1. В треугольнике АВС угол А равен 90°, при этом другие два угла:
а) один острый, а другой может быть прямым;
б) оба острые;
в) один острый, а другой может быть тупым .
2. В треугольнике АВС угол В - тупой, при этом другие два угла могут быть:
а) только острыми;
б) острый и прямой;
в) острый и тупой.
3. В остроугольном треугольнике могут быть:
а) все углы острые;
б) один тупой угол;
в) один прямой угол.
Выполни тест
1.Могут ли в треугольнике быть 2 тупых угла?
а) да б) нет в) не знаю
2.Могут ли в треугольнике быть один угол прямой, а два другие острые?
а) да б) нет в) не знаю
3.Могут ли в треугольнике быть один угол острый, а два другие прямые?
а) да б) нет в) не знаю
4. Определите вид треугольника, если 1=40°, 2=50°
а) равнобедренный, б) прямоугольный, в) не знаю
5. В каком треугольнике сумма углов больше: в остроугольном,
тупоугольном или прямоугольном?
а) в тупоугольном, б) в прямоугольном,
в) во всех одинаковая, г) в остроугольном.
- Ответы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5в
Найдите неизвестные углы треугольника
№ 2
№ 3
А
А
№ 1
В
В = 180° - ( 35° + 45°) = 100°
30 º
40 º
100 º
70 º
70 º
60 º
45 º
35 º
Д
В
М
А
С
С
№ 6
110 º
№ 4
№ 5
А
С
К
70 º
40 º
45 º
45 º
А
50 º
60 º
120 º
В
В
С
80 º
60 º
100 º
А
В
Проверочная работа по готовым чертежам
2 вариант
Чему равна градусная мера неизвестного угла треугольника изображенного на рисунке .
1.
Ответы: а)50º б)45º в)40º
2.
Ответы: а)100º б)110º в)90 º
1 вариант
Чему равна градусная мера неизвестного угла треугольника изображенного на рисунке .
1 .
Ответы: а) 35º б) 40º в)30º
2.
Ответы: а) 90º б) 100º в)70º
?
60 º
80 º
110 º
40 º
35 º
3.
Ответы:
а)40º б)55º в)30º
а)70º и 40º
б) 30º и 80º
в)30º и 70º
5.
Ответы: а)120º и 50º б) 90º и 20º в)130º и 60º
веты:
3 .
Ответы: а) 40º б) 60º в) 45º
б) 50º и 30º
в)130º и 50º
5. Ответы:
а)120º и 50º
б) 60º и 120º
в)130º и 60º
60 º
70 º
110 º
160 º
30 º
Проверим
1 вариант
2 вариант
1. в
2. б
3. в
4. в
5. б
6. б
7. б
1. в
2. б
3. в
4. а
5. б
6. б
7. а
Подведем итоги
- Сегодня на уроке я повторил…
- Сегодня на уроке я узнал…
- Сегодня на уроке я научился…
180 º
Домашнее задание
1. п.30-31 , выучить теорему с доказательством и
определения.
2. Решить
№ 225,
№ 226,
№ 228(а) .
А теперь ребята передайте мне своё настроение :
у вас нарисованы смайлики, дорисуйте им улыбку: все понятно – веселую, если есть вопросы – серьёзную, если вообще не разобрались с темой - грустную