СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сумма углов треугольника

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Сумма углов треугольника».

Тип урока: урок изучения нового.

Цель урока: создание условий для самостоятельного открытия формулировки и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организация деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.

Задачи:

  • практически выяснить, чему равна сумма углов треугольника, сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника, научить применять полученные знания при решении простейших задач;
  • развивать логическое мышление и навыки исследовательской работы, формировать умение анализировать, выдвигать гипотезы, переносить свои знания в новые ситуации;
  • развивать личностные качества учащихся, такие как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, умение работать в коллективе; содействовать формированию интереса к математике и активной жизненной позиции.

Предполагаемые результаты обучения:

Предметные: знать формулировку и доказательство теоремы о сумме углов треугольника. Уметь решать простешие задачи на нахождение суммы углов треугольника.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока; оценивать правильность выполнения действий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: умение работать в микрогруппах; сформированность культуры общения; выработка трудолюбия и аккуратности в работе; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации работы учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Средства обучения:

  • учебник;
  • лабораторное оборудование: транспортир, ножницы;
  • дидактический материал;
  • карточки рефлексии;
  • Компьютер, проектор, презентация к уроку.

Просмотр содержимого документа
«Сумма углов треугольника»

Название этапа урока, продолжительность

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент (2 мин).

Цель: обеспечить благоприятный психологический настрой на работу; включить обучающихся в учебную деятельность

«Здравствуйте, ребята! Сегодня наш класс превратиться в научно-исследовательский институт, а вы станете его сотрудниками. И мы не только познакомимся с работой научно-исследовательского института, но и сами будем делать открытия! Ваша работа заключается в получении знаний, а знания сегодня мы будем добывать опытным путем».

Приветствует обучающихся.

Отвечают на приветствие учителя.

2.Мотивация учебной деятельности (2 мин).

Цель: поднять мотивацию обучающихся к участию в процессе познавательной деятельности, организация активной, самостоятельной и результативной работы каждого обучающегося при решении учебно-познавательных задач.

«Ребята нам предстоит сегодня решить задачу о крыше дома: «Представьте, что вы строите дом. А у любого дома должна быть крыша. Самой практичной и экономичной является двускатная крыша. Двускатные крыши могут быть разными, например, более заостренными или более пологими. Для выбора необходимо учитывать специфику местности, где мы проживаем. При наличии обильных осадков идеальной считается двускатная крыша в виде равнобедренного треугольника с углом между стропилами, равному 1000. На такой кровле не так накапливается снег, что позволяет избежать повышенного давления на перекрытия»

Итак, нам нужно установить крышу с углом между стропилами, равным 1000. Как это сделать?

Постановка проблемного вопроса.

Отвечают на вопрос учителя. Выдвигают предположения.

3.Актуализация знаний (5 мин).

Цель: обобщить знания обучающихся по теме «Треугольники» и «Параллельные прямые» и проверить правильность, полноту и осознанность приобретенных ранее знаний, мотивировать и мобилизовать силы обучающихся.

«Для того, чтобы ответить на этот вопрос правильно, нам сейчас необходимо вспомнить понятия, которые пригодятся сегодня на уроке.

Дополните предложенные высказывания:

1)Треугольник – это…

2)Назовите элементы треугольника

3)Треугольники бывают…

4)Равнобедренный треугольник – это треугольник…

5)В равнобедренном треугольнике….

6)Угол – это…

7)Острый угол – это…

8) Тупой угол – это…

9)Прямой угол – это…

10)Развернутый угол – это…

11) Параллельные прямые – это…

12) Сформулируйте свойства параллельных прямых

13)Назовите по рис. пары углов, которые образуются при пересечении двух прямых секущей

Задает вопросы. Выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

4.Постановка цели и задач урока (7 мин). Цель: сформулировать тему урока

«Ребята, так как же установить стропила, чтобы угол между ними был, ровно 1000


«Что вам не хватает, чтобы ответить на этот вопрос?»













«С какой проблемой вы столкнулись? Сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадь»








«Итак, сегодня на уроке мы узнаем чему равна сумма углов в любом треугольнике.

Задает вопросы.



Задает вопросы, выслушивает все ответы, проверяет правильность ответов на вопросы, помогает (если нужно) сделать выводы.





Задает вопросы. Выслушивает ответы.









Рассуждают. Отвечают на вопросы.

Отвечают на вопрос («Если бы мы знали угол наклона стропил и сумму углов в треугольнике, то используя свойство равнобедренного треугольника нашли бы этот угол»)


Записывают тему урока в тетрадь. Называют и записываю тему и цели урока в тетрадь:

узнать чему равна сумма углов в любом треугольнике

5.Изучение нового материала (10 мин).

Цель: с помощью экспериментального задания сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника

«Я предлагаю провести небольшой эксперимент. В ходе практической работы постарайтесь найти величину суммы углов треугольников. У вас на столах лежат карточки с заданиями (Приложение1). Выполните задания и ответьте на вопросы в конце выполнения задания. После этого по одному учащемуся от каждой группы необходимо будет представить результат выполненной работы»


«Итак, ребята, каждый из вас получил, что сумма углов треугольника примерно равна 1800. У некоторых получилось чуть больше, а у других чуть меньше 1800. Я предлагаю выполнить второе экспериментальное задание, и вывести гипотезу о сумме углов в любом треугольнике. Карточки с заданиями находятся у вас на столах (Приложение2).


«Проведенные опыты ярко показали, что сумма углов представленных моделей треугольников равна 1800.Но всегда ли мы можем провести эти опыты в реальной жизни? Будет ли это утверждение верно еще для каких-то других треугольников?»




«Тогда наше утверждение необходимо сформулировать в виде теоремы и доказать ее. Сформулируйте теорему, которую необходимо доказать и запишите ее в тетрадь»


«У этой теорему существует несколько красивых доказательств. Доказательством этой теоремы занимались древнегреческие ученые Пифагор, Евклид, Прокл. Мы рассмотрим с вами одно из доказательств. А дома я предлагаю выполнить вам небольшое исследование по поиску и изучению других доказательств этой теоремы и записать их в тетрадь.

«Доказательство: попробуем доказать теорему «собрав» все углы треугольника в одну вершину. «Собрать углы» - значит, рассмотреть углы, равные данным. Для этого проведем через вершину В треугольника АВС прямую а, параллельную прямой АС. Обозначим цифрами углы образованные при вершине В(угол 4 и угол 5). Как называются углы 1 и 4? Если прямая а и прямая АС параллельны, то что можно сказать об углах 1 и 4? Как называются углы 3 и 5? Если прямая а параллельна прямой АС, то что можно сказать об углах 5 и 3? Какой угол образуют углы 4, 2 и 5? Что можно сказать о градусной мере этого угла? Если заменить угол 5 и угол 4 равными углами , то что мы получим?»

Делит обучающихся на группы. Раздает экспериментальные задания.





Делит учащихся на группы. Раздает экспериментальное задание.





Задает вопросы





















Задает вопросы, следит за правильностью ответов. Записывает доказательство теоремы на доске.

Выполняют экспериментальные задания. Делают выводы.






Выполняют экспериментальное задание. Делают выводы.







Отвечают на вопросы (Инструментов может не оказаться под рукой. Треугольники могут оказаться несоизмеримых размеров, или из материала который нельзя разрезать).


Формулируют и записывать теорему в тетрадь («Сумма углов треугольника равна 1800)














Отвечают на вопросы, делают чертеж и краткую запись доказательства в тетраде

6.Физкультминутка (2 мин)

Цель: сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

«1.Встаньте, вдох-выдох.

2. Представьте, что ваши руки – лучи, выходящие из вершины угла. Покажите руками развернутый, тупой, прямой, острый угол.

3.Руки на талию, выполните повороты туловища на величину прямого угла сначала влево, потом вправо и так три раза.

4. Обведите глазами треугольник (сначала по часовой стрелке, потом – против часовой стрелки)

5. Стряхнули усталость с рук и ног. Теперь рассаживаемся по местам»



Выполняют физические упражнения.

7.Первичное закрепление (2 мин). Цель: первичное закрепление знаний обучающихся в процессе решения проблемного вопроса.

«Ребята, вернемся к задаче о крыше. Давайте найдем угол наклона стропил, чтобы между ними был оптимальный угол, равный 1000.




«Какие знания помогли решить вам эту задачу?»

Дает обучающимся задание. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Учащиеся применяют теорему в процессе решения задачи



Отвечают на вопрос учителя (теорема о сумме углов треугольника и свойство равнобедренного треугольника)

8.Закрепление знаний обучающихся (8 мин). Цель: закрепить в памяти обучающихся знания, которые они приобрели в ходе теоретического изучения материала, а так же при выполнении экспериментальных заданий.

«С помощью теоремы о сумме углов треугольника, можно решить много различных интересных задач. Давайте рассмотрим ее применение. Устно решить задачи представленные на карточках».(Приложение 3).


Дает задания. Следит за выполнением заданий. Выставляет оценки в журнал.

Решают устно задачи. Делают выводы.

9.Рефлексия. Итог урока(6 мин).

Цель: фиксация полученных знаний, подготовка учащихся к дальнейшему погружению в тему; обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Оценивания работы учащихся на уроке

«А теперь я предлагаю провести проверку тех знаний, которые вы получили на уроке, с последующей взаимопроверкой по эталону.(Приложение4)

Поставьте себе оценку по результатам теста. Если у вас нет ошибок – 5, если 1 ошибка - 4. Если ошибок больше, то пока ничего не ставьте.

Поднимите руки те, у кого ни одной ошибки. Хорошо.

Рефлексия деятельности. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы с карточки рефлексии (Приложение 5).

Формулирует вопросы, слушает ответы обучающихся.

Проводит рефлексию

Отвечают на вопросы.

10.Домашнее задание (1 мин)

«Откройте дневники и запишите домашнее задание:п.31.найти и записать в тетрадь еще одно доказательство теоремы. № 223(а,б)».

«Ребята я хочу сказать, что вы молодцы!

Мы вместе успели за урок очень много. Сегодня мы сделали научное открытие, мы узнали как в жизни происходят открытие, т.е. как ученые делают открытия, их доказывают и находят применения своим открытиям.

Спасибо, ребята, за урок!

Удачи в изучении геометрии!»


Записывает домашнее задание на доске.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневники.

Приложение 1

Группа 1

Практическая работа №1

  1. Начертите острый угол.

  2. Отметьте по одной точке на сторонах угла и соедините их отрезком.

  3. Обозначьте полученные треугольник ()

  4. Измерьте с помощью транспортира градусные меры углов А, В, С и запишите полученные измерения.

  5. Найдите сумму градусных мер углов вашего треугольника : + В +

  6. Как называются углы вашего треугольника?

  7. Как можно назвать треугольник, у которого все углы острые?

  8. Сделайте вывод о том, чему примерно равна сумма углов в остроугольном треугольнике?


Группа 2

Практическая работа №1

  1. Начертите тупой угол.

  2. Отметьте по одной точке на сторонах угла и соедините их отрезком.

  3. Обозначьте полученные треугольник ()

  4. Измерьте с помощью транспортира градусные меры углов А, В, С и запишите полученные измерения.

  5. Найдите сумму градусных мер углов вашего треугольника : + В +

  6. Как называются углы вашего треугольника?

  7. Как можно назвать треугольник, в котором есть тупой угол?

  8. Сделайте вывод о том, чему примерно равна сумма углов в тупоугольном треугольнике?


Группа 3

Практическая работа №1

  1. Начертите прямой угол.

  2. Отметьте по одной точке на сторонах угла и соедините их отрезком.

  3. Обозначьте полученные треугольник ()

  4. Измерьте с помощью транспортира градусные меры углов А, В, С и запишите полученные измерения.

  5. Найдите сумму градусных мер углов вашего треугольника : + В +

  6. Как называются углы вашего треугольника?

  7. Как назвается треугольник, в котором есть прямой угол?

  8. Сделайте вывод о том, чему примерно равна сумма углов в прямоугольном треугольнике ?









Приложение 2

Практическая работа №2

  1. Отрезать уголки моделей ваших треугольников

  2. Приложить полученные уголки друг к другу так, чтобы получился развернутый угол

  3. Чему равна градусная мера развернутого угла?

  4. Сделайте вывод о том, чему равна сумма углов треугольника?










































Приложение 3

Устные упражнения

  1. Существует ли треугольник с данными углами?

70










  1. Найдите неизвестные углы треугольника

В









А С



3. Найдите неизвестные углы треугольника

В





А С

4. Найдите неизвестные углы треугольника





А







С В





Приложение 4

Тест

Вариант 1

  1. Закончите предложение: У равностороннего треугольника все углы равны по…

  2. Существует ли треугольник, два угла которого равны 400 и 600?

  3. Два угла треугольника соответственно равны 1000 и 500, найдите третий угол.

  4. Два угла треугольника равны по 300 каждый. Чему равен третий угол?

  5. В равнобедренном треугольнике угол при вершине равен 400. Чему равен угол при основании?


Вариант 2

  1. Закончите предложение: Сумма острых углов прямоугольного треугольника равна…

  2. Существует ли треугольник, два угла у которого равны 1300 и 700?

  3. Два угла треугольника равны 400и 600, найдите третий угол.

  4. Два угла треугольника равны по 600 каждый. Чему равен третий угол?

  5. В равнобедренном треугольнике угол при основании равен 700. Чему равен угол при вершине?




























Приложение 5

Рефлексия деятельности

Высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

  • сегодня я узнал:

  • было интересно:

  • было трудно:

  • я почувствовал, что:

  • я приобрел:

  • я научился:

  • я смог:

  • я попробую:

  • меня удивило:

урок дал мне для жизни:


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!