Тема: Сумма углов треугольника.
Цель урока:
Образовательные:
• Изучить теорему о сумме углов треугольника, используя частично поисково- проблемный метод обучения;
• Обеспечить усвоение учащимися новых знаний;
•В ходе решения задач закрепить в памяти учащихся полученные знания, повысить уровень его осмысления, понимания;
•Отработать навыки решения задач;
• Формировать речь, обогащенную грамотными математическими понятиями, формулировками.
Развивающие
• Создать содержательные и организационные условия для развития у учеников умений, анализировать познавательные объекты, выделять главное, сравнивать, строить логические умозаключения и доказательства;
• Развивать познавательный интерес учащихся к окружающей жизни;
•Продолжать развивать интерес к новому для них предмету изучения- геометрии;
Воспитательные
• Воспитание аккуратности при оформлении записей;
• Воспитание активного интереса к знаниям, трудолюбия.
Оборудование: транспортир, линейка, карточки-треугольники разных видов компьютер, проектор, компьютерная презентация.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний.
- Фигура, состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и отрезков, попарно их соединяющих. (Треугольник)
- Так называются углы, образовавшиеся при пересечении двух прямых третьей (Односторонние, накрест лежащие)
- Если накрест лежащие углы равны или сумма внутренних односторонних 180 градусов, то прямые … (параллельны).
- Фигура, образованная из точки и двух выходящих из нее полупрямых называется … (углом)
-В каком треугольнике углы при основании равны?
На доске выставляются карточки-треугольники, соединяемые в схему:
-Треугольники различают (называют, т.е. классифицируют) и по углам.
-Сначала вспомним об углах.
-Что такое угол?
-Развернутый угол? Величина развернутого угла?
-Прямой угол? Острый угол? Тупой угол?
-Таким образом, углы бывают тупые, острые, прямые, развернутые.
-Угол треугольника – угол, образованный его сторонами, вершина треугольника является вершиной его угла. Значит, в треугольнике углы могут быть различными: тупыми, острыми, прямыми.
-Начертите угол: тупой (для 1-го ряда), прямой (для 2-го ряда), острый (для 3-го ряда).
-Дополните рисунок до треугольника. Что для этого надо сделать? (взять по точке на сторонах угла и соединить их отрезками)
-Полученные треугольники можно назвать (по углам) тупоугольный, прямоугольный, остроугольный. Названия треугольников внесем в таблицу (правая часть)
-Обратите внимание: что у остроугольного треугольника все углы острые.
-Сколько тупых (прямых) углов может быть в треугольнике? (один)
-Как это обосновать?
1)по рисунку
Две стороны расходятся или параллельны, потому что 90˚+90˚=180˚
2)Более точно (корректно) можно это доказать, используя теорему о сумме углов треугольника – одну из самых важных теорем геометрии.
-Чему равна сумма углов треугольника? Как это можно узнать? (практически – измерением, теоретически – рассуждением)
-Вычислить сумму углов треугольника, изображенного в тетради, измерив углы транспортиром.
-Запишем на доске: 180˚, 181˚, 179˚.
-Что заметили? (все суммы близки к 180˚)
-Действительно, измеряя, мы получаем приближенные значения, а в любом треугольнике сумма углов 180˚
III.
Историческая справка
Свойства суммы углов треугольника было эмпирически
установлено, вероятно, еще в древнем Египте, однако
дошедшие до нас сведения о разных его доказательствах
относятся к более позднему времени. Доказательство,
изложенное в современных учебниках, содержится в
комментарии Прокла к «Началам» Евклида. Прокл пишет:
«Пифагор впервые разработал принципы геометрии».
Пифагорейцы содействовали формированию геометрии как
науки, основанной на аксиомах и доказательствах.
IV.
Найдите углы равнобедренного треугольника
V.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание: №№ 225, 228.