Темперамент и характер в спортивной деятельности
Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотносительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д.
Такие индивидуальные особенности были названы темпераментом (от латинского слова «темпераментум»—соотношение, пропорция).
Темперамент—это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения.
С древнейших времен различали четыре основных типа темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический (живой), флегматический (медленный, спокойный), холерический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкнутый, склонный к глубоким переживаниям).
Слово «характер» общеупотребительно. Мы его употребляем: 1. Когда хотим оценить поведение человека. 2. Когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. 3. Слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека).
Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окружающему миру и выражающихся в его поведении, поступках.
Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления.
Темперамент и характер в спортивной деятельности.
Каждый человек обладает сугубо индивидуальным, неповторимым сочетанием психологических особенностей. К ним, прежде всего, относятся особенности протекания психических процессов, темперамент, характер, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельности. Все эти так называемые личностные качества в значительной мере могут определять выбор спортивной специализации.
Темперамент
Исходя из представления И. П. Павлова, получившего на сегодняшний день общее признание, на основании сочетания показателей силы, подвижности и уравновешенности выделяются четыре основных типа нервной системы:
сильный неуравновешенный (с преобладанием силы процесса
возбуждения);
сильный уравновешенный подвижный;
сильный уравновешенный инертный;
слабый.
Эти типы нервной системы лежат в основе соответственно четырех традиционных типов темпераментов: холерического, сангвинического, флегматического и меланхолического.
Оценка свойств нервной системы и прямо зависящих от этих свойств типов темперамента очень важна для определения спортивной пригодности.
В настоящее время существует достаточно большое количество методов, используемых для изучения нервной системы человека. Из числа этих методов для массового пользования детским тренерам (а также учителям физической культуры и родителям) можно порекомендовать наиболее простые, основанные на наблюдении и проведении несложных тестов.
Одним из эффективных методов оценки свойств нервной системы ребенка является наблюдение за ним, особенно в каких-то экстремальных условиях. Важно наблюдение осуществлять в определенной системе, дающей возможность направленного изучения. В процессе выполнения ребенком физических упражнений, его участия в играх, соревнованиях, в каких-то других ситуациях следует акцентировать внимание при наблюдении за ним на следующих моментах и проявляемых физических качествах:
стремление в играх взять на себя роль лидера (сила, подвиж
ность нервной системы);
стремление бороться против наиболее сильного игрока команды-
соперницы (сила нервных процессов);
отсутствие резких спадов при игре после ошибки, резких замеча
ний со стороны сотоварищей по команде (сила, уравновешенность);
ссылки на объективные трудности при выполнении упражнений
(плохая площадка, солнце в глаза, шум и т.д.) (слабость, неуравнове
шенность);
стремление вызвать сочувствие у окружающих после неудачно
выполненного упражнения (слабость, неуравновешенность);
болезненная реакция на поражение и замечания старших (дрожа
щие губы, слезы на глазах и т.д.) (слабость, неуравновешенность);
попытки в агрессивной форме оспорить неблагоприятные реше
ния судьи в игре, учителя на уроке (неуравновешенность);
уверенные действия в рискованных ситуациях (сила, уравновеД
шенность);
качественное выполнение однообразных упражнений (сила, урав
новешенность);
объективная оценка собственных действий после неудач (нап
ример, после проигранной игры) (уравновешенность);
быстрота овладения правилами игры, техникой новых движе
ний (подвижность, динамичность);
быстрота исправления ошибок (подвижность);
отказ от участия в тестовых испытаниях после неблагоприят
ных первых оценок (слабость, неуравновешенность).
В ряде видов спорта особое значение имеет способность переключаться с одного двигательного действия на другое, с одного вида деятельности на другой (в первую очередь это игровые виды, единоборства). Данная способность определяется подвижностью нервных процессов, представление о которой можно получить, используя следующие достаточно простые тесты, связанные с оценкой внимания:
«Запомни свое место в строю». Детям предлагается запомнить
свое место в строю и быть готовым встать на это место по соответству
ющему сигналу (например, два длинных свистка и поднятый вверх
красный и белый флажки). При построении по такому условному сиг
налу отмечаются дети, которые делают ошибки или последними зани
мают свои места. При этом время от времени даются ложные сигналы
(например, поднимаются вверх два красных флажка) и отмечаются те,
кто реагирует на этот ложный сигнал;
«Запрещенное движение». При выполнении ряда движений по
точным способом (по команде или показу) дети заранее предупрежда
ются об одном-двух упражнениях, которые им не следует выполнять
(например, руки на пояс, наклон вперед). Тот, кто ошибется и выпол
нит «запрещенное» движение, делает шаг вперед; при повторной
ошибке - еще шаг и т.д. Через несколько повторений выявляются са
мые невнимательные;
«Делай наоборот». Дается задание в каком-либо упражнении
выполнять все движения противоположно подаваемым командам
(в противоположную сторону). Например, по команде «Левую руку
вверх!» следует поднять правую руку;
«Выполняй команду по сигналам». Объясняется назначение не
скольких сигналов, например свисток — движение правым боком впе
ред, два свистка — обычное движение шагом в колонну по одному, под
нятая рука - никто не должен касаться пола левой рукой и т.д.
Исследование нервной системы можно проводить с помощью теп-пинг-теста (модификация этого теста описывалась при рассмотрении оценки быстроты движений). Для проведения этого теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносится квадрат размером 20 х 20 см, который двумя перпендикулярными линиями разделяется на четыре равные части (размеры 10x10 см), обозначаемые цифрами 1, 2, 3, 4 по часовой стрелке. Обследуемый, сидя за столом, должен по команде «Внимание, марш!» в течение 10 с в максимально быстром темпе ставить точки в первом квадрате. Через Юс команду повторяют и обследуемый, не прерывая работу, начинает проставлять точки во втором квадрате, затем в третьем и четвертом. Общая продолжительность теста, таким образом, составляет 40 с. С тем чтобы точки не ложились друг на друга, обследуемому рекомендуется перемещать руку по кругу.
Сравнивая количество точек в разных квадратах, можно судить о свойствах нервной системы. Так, резкое уменьшение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о слабости нервной системы. Стабильность точек в квадратах свидетельствует о силе нервных процессов. Увеличение частоты движений во 2-м и 3-м квадратах свидетельствует о сниженной подвижности нервных процессов (так как такое распределение связано с замедлением процесса врабатывания).
При наличии рефлексометра (о нем также шла речь при описании методик оценки быстроты движений) можно эффективно проводить изучение основных свойств нервной системы, оценивая у детей скорость простых и сложных двигательных реакций.
Скорость простой двигательной реакции измеряется с момента включения сигнала до момента выполнения ранее заданной ответной реакции. Как правило, используются световые или звуковые сигналы, ответное же движение сводится к нажиманию на кнопку. Для исследования свойств нервной системы обследуемому предлагается большое число попыток (10-20 и более). Стабильность результатов или их улучшение свидетельствует о сильной и уравновешенной нервной системе. Слабая нервная система характеризуется тенденцией к ухудшению результатов. Для неуравновешенной нервной системы характерна нестабильность результатов.
Для оценки основных свойств нервной системы, особенно подвижности, эффективна методика определения сложной двигательной реакции (реакция выбора). При определении скорости сложной двигательной реакции со световыми раздражителями (сигналами) выбирается несколько цветов (например, красный, желтый, зеленый). Один из них должен быть отрицательным условным раздражителем (при нем не следует нажимать на кнопку), остальные - положительными раздражителями. Фиксируются время двигательной реакции на положительные раздражители, а также количество ошибок. Предварительно определяется средний показатель времени простой двигательной реакции на раздражитель (в данном случае - световой). Далее рассчитывается средний показатель времени реакции на положительный раздражитель, который сравнивается с временем простой двигательной реакции (так, например, время простой двигательной реакции — 330 млс, а сложной - 540 млс). Разница в этих показателях и будет показателем подвижности нервных процессов: чем она меньше, тем лучше подвижность. Количество ошибок, наряду с подвижностью, может также характеризовать уравновешенность нервных процессов.
Аналогично может проводиться методика со слуховыми раздражителями. Для дифференцирования при этом следует менять громкость или тональность звука. Если используются слова, то они подбираются с определенным значением: птицы, животные, растения и т.д.: здесь также одни слова являются положительными раздражителями (на которые следует реагировать), другие - отрицательными (на них не следует реагировать).
В заключение очень краткого представления простых методик для определения основных свойств нервной системы следует отметить, что многие тесты для оценки координации движений также характеризуют нервную систему и некоторые ее свойства. Так, пять тестов, определяющих способность к овладению двигательными действиями, предложенных в разд. 2 гл. 3, характеризуют динамичность нервных процессов. И это не случайно, поскольку, как уже говорилось, именно динамичность нервных процессов определяет успешное обучение, а подвижность — способность переключаться. Исследование координации, таким образом, является по своей сути простым и доступным способом оценки свойств нервной системы, прежде всего ее подвижности и динамичности.
На основе выявления у ребенка основных свойств его нервной системы устанавливается и его темперамент (Приложение табл. 1).
Считается, что в тех видах спорта, которые предъявляют специфические и высокие требования к нейропсиходинамике человека, равно как и во всех видах большого спорта, темперамент и присущие ему свойства представляют собой способности к спортивной деятельности, так как являются необходимыми условиями успеха. В других же видах спорта и в массовом спорте вообще свойства темперамента не служат предпосылками к спортивной деятельности и не предопределяют успех, поскольку здесь к нейропсиходинамике не предъявляются специфически высокие требования.
Возникает вопрос: какие же черты присущи различным темпераментам? Для этого приведу схему основных черт, присущих различным типам темперамента (Приложение табл. 2)
Характер
Тип нервной системы и определяемый этим типом темперамент влияют на особенности характера. Под характером понимается совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в способах деятельности и отношениях человека к различного рода обстоятельствам. Различаются четыре типа свойств характера:
свойства, выражающие отношение к другим людям и коллективу (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость, общительность, агрессивность и т.п.);
свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие,
честолюбие, гордость, скромность, дисциплинированность, собранность,
настойчивость и т.п.);
свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень,
добросовестность);
свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, небрежность и др.).
Все свойства характера взаимосвязаны. Но в спортивной деятельности особое значение имеют свойства характера, выражающие отношение к труду. В современном спорте нельзя добиться высоких результатов без постоянного, долговременного (на протяжении нескольких 'лет), напряженного труда. Но мотивы для такого напряженного труда в спорте могут быть различны, и немаловажную роль здесь играют свойства характера, выражающие отношение к самому себе. Так, мощным двигателем для занятий спортом могут быть честолюбие, самолюбие, гордость. Эти свойства характера, безусловно, должны использоваться для стимулирования интересов ребенка к занятиям подходящим для него видом спорта.
Немаловажное влияние на выбор спортивной специализации могут оказывать и свойства характера, выражающие отношение к людям. Такие черты характера, как отзывчивость, общительность и другие, имеют особенно большое значение для коллективных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч, хоккей и т.п.).
Если свойства нервной системы (а соответственно и темперамента) являются наследуемыми, то черты характера не только наследуются, но и в значительной мере формируются в процессе жизнедеятельности человека.
Тип нервной системы, основные ее свойства, как уже говорилось, влияют на формирование характера. И здесь важно отметить два момента. Во-первых, свойства нервной системы могут помогать или затруднять воспитание определенных черт характера. Так, например, у человека со слабым типом нервной системы труднее воспитать самообладание и уверенность в себе, чем у человека с сильным и уравновешенным типом. Следовательно, в тех видах спорта, в которых такие черты характера, как смелость, самообладание, воля, играют важную роль, безусловно, предпочтительнее лица уравновешенные, сильные.
Во-вторых, от типа нервной системы будут зависеть способы действия, при помощи которых человек решает какие-то определенные задачи. Например, такая необходимая в спорте черта характера, как трудолюбие, проявляется совершенно различным образом у лиц с различными типами нервной системы. Трудолюбие у человека с сильным неуравновешенным типом нервной системы (у холерика) проявляется в порывистости, повышенном, но неровном темпе работы. Между тем у человека с сильной уравновешенной инертной нервной системой (у флегматика) трудолюбие проявляется в методичности, размеренности, ровном темпе. Лица со слабой нервной системой (меланхолики), как правило, быстро устают, поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха. Таким образом, под воздействием особенностей свойств нервной системы у человека вырабатывается свой индивидуальный стиль, который закрепляется и становится чертой характера (безусловно, огромное значение для выработки такого индивидуального стиля имеет тренировочный процесс).
В спортивной деятельности большое значение имеет такое личностное качество, как воля. Волевые действия - это сознательные действия, направленные на достижение определенной цели и связанные с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к этой цели. Проявления воли всегда обусловлены трудностями, которые человек преодолевает. Можно выделить следующие волевые качества: целеустремленность, решительность, смелость, настойчивость и упорство, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность. Особое место в структуре волевых качеств применительно к спорту (наиболее отличительной чертой которого является соревновательная деятельность, происходящая на пределе физических сил) занимает выдержка, проявляющаяся в устойчивости, терпении к тяжелым ощущениям утомления. Только при умении терпеть становится возможным продолжение достаточно эффективной мышечной деятельности на фоне утомления. К сожалению, это качество дано далеко не каждому, но порой может отчетливо проявляться уже в детском возрасте. Говорят, что спорт - это школа воли. Действительно, в процессе занятий спортом воля развивается, совершенствуется так, как, пожалуй, ни в одном другом виде деятельности.
Но, с другой стороны, желательно, чтобы в спорт (во всяком случае с ориентацией на большой спорт) приходили дети, уже отличающиеся определенными волевыми качествами.
Не останавливаясь подробно на характеристике волевых качеств, отметим лишь два момента. Во-первых, волевые качества, возможности их совершенствования в значительной мере связаны опять-таки со свойствами нервной системы. Так, инициативность и самостоятельность зависят от проявления силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов; решительность и смелость - от силы и уравновешенности.
Формирование, совершенствование выдержки и самообладания у лиц холерического темперамента происходят достаточно эффективно. У лиц меланхолического темперамента (наличие слабой нервной системы) может эффективно развиваться выдержка, но успех в развитии самостоятельности и инициативности несуществен.
Во-вторых, различные виды спорта предъявляют специфические требования к волевым качествам (Приложение рис. 1.). Так, требования к волевым качествам при стайерской работе отличны от требований к волевым качествам при кратковременной интенсивной работе.
Из приведенного рисунка видно, что для представителей видов спорта, связанных с преодолением стайерских дистанций (лыжники-гонщики), ведущими волевыми качествами являются настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, инициативность, самостоятельность, решительность и смелость; для прыгунов на лыжах с трамплина (сюда можно отнести и прыжки в воду, слалом, скалолазание) огромное значение имеют смелость и решительность, выдержка, самообладание, настойчивость, упорство, инициативность и самостоятельность; для гимнастов, фигуристов (сюда можно отнести и акробатов) решающее значение имеют выдержка, самообладание, смелость, решительность, настойчивость, упорство, инициативность и самостоятельность; для футболистов и представителей других спортивных игр важнее всего инициативность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, решительность, выдержка и самообладание.
Характер, с одной стороны, обусловливается типами нервной системы и темперамента, с другой — является продуктом деятельности и общения человека. Таким образом, характер в значительной мере подвержен средовым влияниям, и поэтому черты характера не могут являться наиболее значимым критерием при определении пригодности ребенка к занятиям тем или иным видом спорта (т.е. при первичном отборе).
В тех случаях, когда у ребенка при достаточно высоком уровне предрасположенности к определенному виду спорта отчетливо просматриваются и черты характера, необходимые в этом виде спорта, это, безусловно, следует учитывать и соответственно ориентировать его. Однако, поскольку формирование характера происходит в процессе деятельности (и является следствием результата деятельности), то для формирования желаемых у ребенка черт характера, по-видимому, важно подобрать для него соответствующую спортивную деятельность. На сегодняшний день установлено, что каждый вид спорта не только требует тех или иных личностных качеств, но и влияет на них. Второе, пожалуй, не менее важно, чем первое, если речь вести о детском спорте.
Для начала следует составить спортивно-психологический портрет обследуемого ребенка по семи чертам личности (Приложение табл. 3).
Поскольку многие качества не могут быть определены по принципу «черное-белое», следует использовать такую шкалу оценок: I - «как правило»; II — «часто»; III — «иногда»; IV — «редко»; V — «никогда». Помечаем соответствующий кружок в каждой графе и затем соединяем отмеченные точки одной линией. Таким образом, получится спортивно-психологический портрет ребенка. Сравнив его с психограммами различных видов спорта, можно определить, какой- вид спорта наиболее подходит для ребенка. Возможно, что ребенок все это время занимался видом спорта, который только усиливал нежелательные для него черты характера. Если же черты характера, которыми он обладает или хочет обладать, весьма существенно не совпадают с психологическими характеристиками избранного вида спорта, следует в порядке компенсации дополнительно заняться каким-либо благоприятным для его развития спортом.
Прежде чем помечать соответствующий кружок в таблице, следует внимательно ознакомиться с пояснениями, которые помогут проанализировать черты личности ребенка.
Общителен ли?
Делает ли ребенок свои дела по возможности самостоятельно (V) или предпочитает работать в коллективе (I)? Легко ли завязывает дружбу (I) или скорее избегает контактов с незнакомыми людьми (V)? Любит ли посещать компании (I) или чувствует себя лучше всего дома (V)?
Отличается ли импульсивностью?
Принимает ли решения, как правило, с ходу (I) или прикидывает предварительно подробный план (V)? Если случается что-то непредвиденное, отказывается ли попросту от своих решений (I) или осуществляет задуманное в полном объеме (V)?
Свойственна ли дисциплинированность?
Уходит ли от трудностей (V) или сразу же берется за решение проблем (I)? Нужен ли ему быстрый успех, чтобы не впасть в отчаяние (V), или в любом случае доводит до конца всякое дело, за которое взялся (I)?
Агрессивен ли?
Реагирует ли с известной долей раздражения, если находится в стрессовом состоянии (I)? Дает ли выход своему гневу, если кто-то допекает его (I), или пытается по возможности избежать ссоры (V)?
Присущи ли бойцовские качества?
Подзадоривает ли его конкуренция (I) или же соперники скорее нервируют (V)?
Отличается ли собранностью?
Легко ли дается ему придерживаться темы разговора (I) или же он перескакивает с одного на другое (V)? Быстро ли надоедает ему какое-либо дело, и он бросает его (V) или же упорно продолжает и заканчивает то, что начал (I)?
Склонен ли к риску?
Нравится ли ему испытывать границы своих возможностей (I) или же на первом плане у него забота о себе, о собственном здоровье (V)? Любит ли слегка «пощекотать» себе нервы (I) или же сразу замечает окружающие его опасности (V)?
Психограммы некоторых видов спорта
Велоспорт
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Быстрые, точные, линейные движения ног, вращающих педали, способствуют выработке человеком прямых, твердых жизненных воззрений. Велосипедисты - люди решительные, хотя и слегка самоуверенные. Это понятно. Кому под силу взбираться на горные перевалы высотой 3000 метров, у того есть основание для гордости. А наверху у велосипедиста появляется возможность рискнуть, и тогда он начинает отчаянный спуск. Велоспорт идеален в комбинации с другими видами спорта. Однако как единственное увлечение, да еще при тренировочных нагрузках по 160 км в день, он может привести к застою в развитии личности, к ограниченной подвижности - физической и духовной.
Лыжные гонки
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Лыжники скорее сродни бегунам, пловцам и велосипедистам. Эти виды спорта требуют выносливости, и многие атлеты зимой просто меняют экипировку, чтобы, встав на лыжи, сразу же оказаться в своей стихии. Лыжники-гонщики имеют мало общего с горнолыжниками. В отличие от последних они следуют друг за другом след в след. Это требует основательности и выдержки. В лучшем случае это ведет к настойчивости, в худшем - к упрямству. Кто все время ощущает себя частью команды, не привыкает стремиться к личной победе, главная цель - прийти к финишу, как и все. Этот вид спорта не подходит для людей, слишком часто в жизни идущих на уступки и «пропускающих» вперед других даже себе в ущерб.
Плавание
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Это спорт не для тех, кто хотел бы контактировать с людьми. Но, пожалуй, в нем кроется шанс найти точку равновесия между рассудком и чувством. Скольжение сквозь податливую толщу воды делает более чутким по отношению к себе и окружающим, более гибким в реакциях на происходящее. Плавание развивает умение владеть собой и вести упорядоченную жизнь.
Бег
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Длительный бег, бег трусцой помогает человеку лучше владеть собой, делает его более дисциплинированным, улучшает осанку. На дистанции не до контактов с другими людьми. Бегущий обособляется от окружающих. Однако таким образом он не может уйти от своих забот и проблем. Некоторых это делает агрессивными, по крайней мере более резкими. Борьба со временем, дистанцией и самим собой укрепляет силу воли, однако монотонное перебирание ногами не способствует развитию творческого начала.
Горные лыжи
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Многие занимаются физическими упражнениями, чтобы быть в форме. Горнолыжники занимаются ими для того, чтобы набрать необходимые кондиции для спусков с гор. Общение в этом виде спорта начинается лишь тогда, когда лыжи уже сняты. Требуются же такие качества, как импульсивность и агрессивность. И еще как требуются! Где еще спортсмена поджидает такая неудача, как падение на трассе спуска. На укатанных и крутых склонах любитель горных лыж может удовлетворить свою потребность в острых ощущениях, однако от него требуются также сила и самообладание. Преодоление постоянно меняющихся, неожиданных обстоятельств развивает способности, которые могут пригодиться и на крутых жизненных поворотах. Правда, кое-кто понимает это, лишь набив, как правило, весьма болезненные шишки, увлекшись быстротой и беспечно переоценив свои силы.
Аэробика
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Аэробика, развивающая выносливость и гибкость, не делает человека более общительным. В группе каждый действует индивидуально, хотя все выполняют одинаковые движения. Один показывает их, другие имитируют, т.е. это занятие не для людей, испытывающих потребность в большой самодисциплине и самовыражении. Включая в работу все тело, аэробика не затрагивает душу. Сосредоточенность стимулируется лишь вначале. Как только упражнения усваиваются, их проделывают автоматически, предаваясь собственным раздумьям и проблемам. По-настоящему отключиться невозможно. Аэробика помогает, однако, снять агрессивность, дает выход эмоциям, улучшает чувство владения собственным телом. Тот, кто в повседневной жизни довлеет над другими людьми, например в силу служебного положения, учится с помощью аэробики приноравливаться к своему окружению.
Атлетическая гимнастика
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Не обладая завидной самодисциплиной, вряд ли можно выдержать занятия с гантелями и грузами. Последние быстро превращаются в противников, с которыми приходится вести ожесточенную борьбу, чтобы в конечном итоге победить. С растущей силой прибывает и уверенность в себе, которой, согласно последним исследованиям, в этом виде спорта недостает в первую очередь начинающим. При чрезмерных тренировках, однако, у атлетов развиваются недостатки, характерные для людей, любящих хвалиться своей силой: упрямство, бессердечность, грубость, жестокость
Восточные единоборства
№ п/п | I | II | III | IV | V |
1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Изначальная цель и повседневная практика нигде не расходятся так далеко, как в карате, дзюдо или кун-фу. Многие тренеры, как на Западе, так и у нас в стране культивируют агрессивность при обучении этим азиатским способам самозащиты. Они учат владению телом, но упускают из виду философские аспекты, связанные с умением управлять своим духом и эмоциями. Поэтому от конкретного тренера зависит, развивает ли этот спорт тело и дух (для этого необходимы упражнения на постановку дыхания и умение концентрироваться) либо просто дает силу, агрессивность и боевитость. Тот, кто и без того склонен пускать в ход силу, наверняка сразу же испытывает на практике полученные навыки борьбы. Человеку же пассивному, мягкотелому занятия этим спортом помогут обрести большую уверенность в себе.
Таким образом важно подчеркнуть, что учет типологических особенностей нервной системы ребенка, его темперамента имеет большое значение при выборе спортивной специализации. При этом следует иметь в виду, что, несмотря на возможность выработки индивидуального стиля как компенсаторной меры, занятия отдельными видами спорта могут детерминироваться определенными свойствами нервной системы. Известно, что некоторыми видами спорта определенные лица не могут заниматься, как бы они этого ни хотели, именно из-за особенностей нервной системы. Существенного же влияния на врожденные свойства нервной системы занятия спортом не оказывают. Поэтому при всем желании ребенок со слабой нервной системой, да еще с преобладанием внешнего торможения, проявляющегося в чувстве страха в опасных ситуациях, не может стать хорошим альпинистом, парашютистом, мотоциклистом, прыгуном с трамплина и т.п. Ребенок со слабой подвижностью нервных процессов не может стать хорошим футболистом, баскетболистом, волейболистом, фехтовальщиком и т.п.
При низкой динамичности и слабой подвижности нервных процессов нельзя стать хорошим гимнастом, акробатом, фигуристом и т.п. При отсутствии сильной нервной системы нельзя достичь высоких результатов в шоссейных гонках на велосипеде, лыжных гонках, стайерских дистанциях, легкой атлетике, коньках.
Что касается черт характера, то они формируются у ребенка в процессе всей жизни, т.е. уже в период, предшествующий занятиям спортом. Поэтому предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта по характерологическим особенностям можно и следует диагностировать уже на самых ранних этапах спортивного отбора. Существующие черты будут совершенствоваться в дальнейшем в процессе спортивной деятельности. Образование же нужных для того или иного вида спорта черт характера с нуля весьма проблематично.
Приложение
Таблица 1.
Соотношение свойств нервной системы и темперамента
Свойства нервной системы | Тип темперамента |
холерик | сангвиник | флегматик | меланхолик |
Сила | Сильный | Сильный | Сильный | Слабый |
Уравновешенность | Неуравновешенный | Уравновешенный | Уравновешенный | Неуравновешенный |
Подвижность | Подвижный | Подвижный | Инертный | Подвижный или инертный |
Таблица 2
| Неустойчивый | |
Раздражительный Тревожный Неподатливый Пессимистичный Сдержанный Необщительный | Обидчивый Неспокойный Агрессивный Возбудимый Импульсивный Оптимистичный Активный |
Интроверсия | Экстраверсия |
Пассивный Старательный Вдумчивый Миролюбивый Направленный Надежный Размеренный Способный | Общительный Открытый Разговорчивый Доступный Живой Беззаботный Любящий удобства Инициативный |
Устойчивый |
Рис. 1.
Структура волевых качеств спортсменов различных специализаций: а – лыжники-гонщики; б – прыгуны на лыжах с трамплина; в – гимнасты, фигуристы; г – футболисты
Таблица 3
Характер ребенка
№ п/п | Черты личности | Оценка |
I | II | III | IV | V |
1 | Общительный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
2 | Импульсивный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
3 | Дисциплинированный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
4 | Агрессивный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
5 | Нацеленный на борьбу | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
6 | Собранный | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7 | Склонный к риску | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
17