СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Темперамент и характер в спортивной деятельности

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый человек обладает сугубо индивидуальным, неповторимым сочетанием психологических особенностей, учет особенностей нервной системы ребенка, его темпе­рамента имеет большое значение при выборе спортивной специализации.

Просмотр содержимого документа
«Темперамент и характер в спортивной деятельности»

Темперамент и характер в спортивной деятельности


Еще в глубокой древности ученые, наблюдая внешние осо­бенности поведения людей, обратили внимание на большие инди­видуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спо­койны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в кон­такты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрыт­ны. Причем имелись в виду чисто внешние проявления, безотно­сительно к тому, умен человек или ограничен, трудолюбив или ленив, смел или труслив, правдив или лжив, чем он занимается, каковы его интересы и т. д.

Такие индивидуальные особенности были названы темпе­раментом (от латинского слова «темпераментум»—соотношение, пропорция).

Темперамент—это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведе­ния.

С древнейших времен различали четыре основных типа тем­перамента, которые получили следующие названия: сангвиничес­кий (живой), флегматический (медленный, спокойный), холе­рический (энергичный, страстный) и меланхолический (замкну­тый, склонный к глубоким переживаниям).

Слово «характер» общеупотребительно. Мы его употреб­ляем: 1. Когда хотим оценить поведение человека. 2. Когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для него формах поведения. 3. Слово «характер» мы употребляем, когда речь идет о таких формах поведения, которые выражают личность человека, его отношение к миру (ведь никому не придет в голову назвать характером привычку ежедневно чистить зубы или заниматься утренней гимнастикой, хотя это привычная форма поведения человека).

Характер — это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, показывающих отношение человека к окру­жающему миру и выражающихся в его поведении, поступ­ках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом. Темперамент влияет на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флег­матик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпера­мент перестраивается под влиянием характера: человек с силь­ным характером может подавить некоторые отрицательные сто­роны своего темперамента, контролировать его проявления.


Темперамент и характер в спортивной деятельности.

Каждый человек обладает сугубо индивидуальным, неповторимым сочетанием психологических особенностей. К ним, прежде всего, отно­сятся особенности протекания психических процессов, темперамент, характер, совокупность преобладающих чувств и мотивов деятельнос­ти. Все эти так называемые личностные качества в значительной мере могут определять выбор спортивной специализации.

Темперамент

Исходя из представления И. П. Павлова, получившего на сегодняш­ний день общее признание, на основании сочетания показателей силы, подвижности и уравновешенности выделяются четыре основных типа нервной системы:

  1. сильный неуравновешенный (с преобладанием силы процесса
    возбуждения);

  2. сильный уравновешенный подвижный;

  3. сильный уравновешенный инертный;

  4. слабый.

Эти типы нервной системы лежат в основе соответственно четырех традиционных типов темпераментов: холерического, сангвиническо­го, флегматического и меланхолического.

Оценка свойств нервной системы и прямо завися­щих от этих свойств типов темперамента очень важна для определения спортивной пригодности.

В настоящее время существует достаточно большое количество ме­тодов, используемых для изучения нервной системы человека. Из чис­ла этих методов для массового пользования детским тренерам (а также учителям физической культуры и родителям) можно порекомендовать наиболее простые, основанные на наблюдении и проведении неслож­ных тестов.

Одним из эффективных методов оценки свойств нервной системы ребенка является наблюдение за ним, особенно в каких-то экстремаль­ных условиях. Важно наблюдение осуществлять в определенной сис­теме, дающей возможность направленного изучения. В процессе вы­полнения ребенком физических упражнений, его участия в играх, со­ревнованиях, в каких-то других ситуациях следует акцентировать вни­мание при наблюдении за ним на следующих моментах и проявляемых физических качествах:

  1. стремление в играх взять на себя роль лидера (сила, подвиж­
    ность нервной системы);

  2. стремление бороться против наиболее сильного игрока команды-
    соперницы (сила нервных процессов);

  3. отсутствие резких спадов при игре после ошибки, резких замеча­
    ний со стороны сотоварищей по команде (сила, уравновешенность);

  4. ссылки на объективные трудности при выполнении упражнений
    (плохая площадка, солнце в глаза, шум и т.д.) (слабость, неуравнове­
    шенность);

  5. стремление вызвать сочувствие у окружающих после неудачно
    выполненного упражнения (слабость, неуравновешенность);

  6. болезненная реакция на поражение и замечания старших (дрожа­
    щие губы, слезы на глазах и т.д.) (слабость, неуравновешенность);

  1. попытки в агрессивной форме оспорить неблагоприятные реше­
    ния судьи в игре, учителя на уроке (неуравновешенность);

  2. уверенные действия в рискованных ситуациях (сила, уравновеД
    шенность);

  3. качественное выполнение однообразных упражнений (сила, урав­
    новешенность);

  1. объективная оценка собственных действий после неудач (нап­
    ример, после проигранной игры) (уравновешенность);

  2. быстрота овладения правилами игры, техникой новых движе­
    ний (подвижность, динамичность);

  3. быстрота исправления ошибок (подвижность);

  4. отказ от участия в тестовых испытаниях после неблагоприят­
    ных первых оценок (слабость, неуравновешенность).

В ряде видов спорта особое значение имеет способность переклю­чаться с одного двигательного действия на другое, с одного вида де­ятельности на другой (в первую очередь это игровые виды, едино­борства). Данная способность определяется подвижностью нерв­ных процессов, представление о которой можно получить, используя следующие достаточно простые тесты, связанные с оценкой внима­ния:

  1. «Запомни свое место в строю». Детям предлагается запомнить
    свое место в строю и быть готовым встать на это место по соответству­
    ющему сигналу (например, два длинных свистка и поднятый вверх
    красный и белый флажки). При построении по такому условному сиг­
    налу отмечаются дети, которые делают ошибки или последними зани­
    мают свои места. При этом время от времени даются ложные сигналы
    (например, поднимаются вверх два красных флажка) и отмечаются те,
    кто реагирует на этот ложный сигнал;

  2. «Запрещенное движение». При выполнении ряда движений по­
    точным способом (по команде или показу) дети заранее предупрежда­
    ются об одном-двух упражнениях, которые им не следует выполнять
    (например, руки на пояс, наклон вперед). Тот, кто ошибется и выпол­
    нит «запрещенное» движение, делает шаг вперед; при повторной
    ошибке - еще шаг и т.д. Через несколько повторений выявляются са­
    мые невнимательные;

  3. «Делай наоборот». Дается задание в каком-либо упражнении
    выполнять все движения противоположно подаваемым командам
    (в противоположную сторону). Например, по команде «Левую руку
    вверх!» следует поднять правую руку;

  4. «Выполняй команду по сигналам». Объясняется назначение не­
    скольких сигналов, например свисток — движение правым боком впе­
    ред, два свистка — обычное движение шагом в колонну по одному, под­
    нятая рука - никто не должен касаться пола левой рукой и т.д.

Исследование нервной системы можно проводить с помощью теп-пинг-теста (модификация этого теста описывалась при рассмотрении оценки быстроты движений). Для проведения этого теста необходимы секундомер, карандаш и лист бумаги. На бумагу наносится квадрат размером 20 х 20 см, который двумя перпендикулярными линиями раз­деляется на четыре равные части (размеры 10x10 см), обозначаемые цифрами 1, 2, 3, 4 по часовой стрелке. Обследуемый, сидя за столом, должен по команде «Внимание, марш!» в течение 10 с в максимально быстром темпе ставить точки в первом квадрате. Через Юс команду повторяют и обследуемый, не прерывая работу, начинает проставлять точки во втором квадрате, затем в третьем и четвертом. Общая продол­жительность теста, таким образом, составляет 40 с. С тем чтобы точки не ложились друг на друга, обследуемому рекомендуется перемещать руку по кругу.

Сравнивая количество точек в разных квадратах, можно судить о свойствах нервной системы. Так, резкое уменьшение количества то­чек от квадрата к квадрату свидетельствует о слабости нервной систе­мы. Стабильность точек в квадратах свидетельствует о силе нервных процессов. Увеличение частоты движений во 2-м и 3-м квадратах сви­детельствует о сниженной подвижности нервных процессов (так как такое распределение связано с замедлением процесса врабатывания).

При наличии рефлексометра (о нем также шла речь при описании методик оценки быстроты движений) можно эффективно проводить изучение основных свойств нервной системы, оценивая у детей ско­рость простых и сложных двигательных реакций.

Скорость простой двигательной реакции измеряется с момента включения сигнала до момента выполнения ранее заданной ответной реакции. Как правило, используются световые или звуковые сигналы, ответное же движение сводится к нажиманию на кнопку. Для иссле­дования свойств нервной системы обследуемому предлагается большое число попыток (10-20 и более). Стабильность результатов или их улуч­шение свидетельствует о сильной и уравновешенной нервной системе. Слабая нервная система характеризуется тенденцией к ухудшению ре­зультатов. Для неуравновешенной нервной системы характерна неста­бильность результатов.

Для оценки основных свойств нервной системы, особенно подвиж­ности, эффективна методика определения сложной двигательной ре­акции (реакция выбора). При определении скорости сложной двига­тельной реакции со световыми раздражителями (сигналами) выбира­ется несколько цветов (например, красный, желтый, зеленый). Один из них должен быть отрицательным условным раздражителем (при нем не следует нажимать на кнопку), остальные - положительными раздра­жителями. Фиксируются время двигательной реакции на положительные раздражители, а также количество ошибок. Предварительно определяется средний показатель времени простой двигательной реак­ции на раздражитель (в данном случае - световой). Далее рассчитыва­ется средний показатель времени реакции на положительный раздра­житель, который сравнивается с временем простой двигательной реак­ции (так, например, время простой двигательной реакции — 330 млс, а сложной - 540 млс). Разница в этих показателях и будет показателем подвижности нервных процессов: чем она меньше, тем лучше подвиж­ность. Количество ошибок, наряду с подвижностью, может также ха­рактеризовать уравновешенность нервных процессов.

Аналогично может проводиться методика со слуховыми раздражи­телями. Для дифференцирования при этом следует менять громкость или тональность звука. Если используются слова, то они подбираются с определенным значением: птицы, животные, растения и т.д.: здесь также одни слова являются положительными раздражителями (на ко­торые следует реагировать), другие - отрицательными (на них не сле­дует реагировать).

В заключение очень краткого представления простых методик для определения основных свойств нервной системы следует отметить, что многие тесты для оценки координации движений также характе­ризуют нервную систему и некоторые ее свойства. Так, пять тестов, определяющих способность к овладению двигательными действиями, предложенных в разд. 2 гл. 3, характеризуют динамичность нервных процессов. И это не случайно, поскольку, как уже говорилось, именно динамичность нервных процессов определяет успешное обучение, а подвижность — способность переключаться. Исследование координа­ции, таким образом, является по своей сути простым и доступным спо­собом оценки свойств нервной системы, прежде всего ее подвижности и динамичности.

На основе выявления у ребенка основных свойств его нервной сис­темы устанавливается и его темперамент (Приложение табл. 1).

Считается, что в тех видах спорта, которые предъявляют специфи­ческие и высокие требования к нейропсиходинамике человека, равно как и во всех видах большого спорта, темперамент и присущие ему свойства представляют собой способности к спортивной деятельности, так как являются необходимыми условиями успеха. В других же видах спорта и в массовом спорте вообще свойства темперамента не служат предпосылками к спортивной деятельности и не предопределяют ус­пех, поскольку здесь к нейропсиходинамике не предъявляются специ­фически высокие требования.

Возникает вопрос: какие же черты присущи различным темпера­ментам? Для этого приведу схему основных черт, присущих различным типам темперамента (Приложение табл. 2)

Характер

Тип нервной системы и определяемый этим ти­пом темперамент влияют на особенности характера. Под характером понимается совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в способах деятельности и отношениях человека к различного рода обстоятельствам. Различаются четыре ти­па свойств характера:

  1. свойства, выражающие отношение к другим людям и коллективу (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость, общительность, агрессивность и т.п.);

  2. свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие,
    честолюбие, гордость, скромность, дисциплинированность, собранность,
    настойчивость и т.п.);

  3. свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень,
    добросовестность);

  4. свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неб­режность и др.).

Все свойства характера взаимосвязаны. Но в спортивной деятель­ности особое значение имеют свойства характера, выражающие отно­шение к труду. В современном спорте нельзя добиться высоких резуль­татов без постоянного, долговременного (на протяжении нескольких 'лет), напряженного труда. Но мотивы для такого напряженного труда в спорте могут быть различны, и немаловажную роль здесь играют свойства характера, выражающие отношение к самому себе. Так, мощ­ным двигателем для занятий спортом могут быть честолюбие, самолю­бие, гордость. Эти свойства характера, безусловно, должны использо­ваться для стимулирования интересов ребенка к занятиям подходящим для него видом спорта.

Немаловажное влияние на выбор спортивной специализации мо­гут оказывать и свойства характера, выражающие отношение к людям. Такие черты характера, как отзывчивость, общительность и другие, име­ют особенно большое значение для коллективных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол, ручной мяч, хоккей и т.п.).

Если свойства нервной системы (а соответственно и темперамента) являются наследуемыми, то черты характера не только наследуются, но и в значительной мере формируются в процессе жизнедеятельнос­ти человека.

Тип нервной системы, основные ее свойства, как уже говорилось, влияют на формирование характера. И здесь важно отметить два мо­мента. Во-первых, свойства нервной системы могут помогать или зат­руднять воспитание определенных черт характера. Так, например, у человека со слабым типом нервной системы труднее воспитать само­обладание и уверенность в себе, чем у человека с сильным и уравнове­шенным типом. Следовательно, в тех видах спорта, в которых такие черты характера, как смелость, самообладание, воля, играют важную роль, безусловно, предпочтительнее лица уравновешенные, сильные.

Во-вторых, от типа нервной системы будут зависеть способы дей­ствия, при помощи которых человек решает какие-то определенные за­дачи. Например, такая необходимая в спорте черта характера, как тру­долюбие, проявляется совершенно различным образом у лиц с различ­ными типами нервной системы. Трудолюбие у человека с сильным не­уравновешенным типом нервной системы (у холерика) проявляется в порывистости, повышенном, но неровном темпе работы. Между тем у человека с сильной уравновешенной инертной нервной системой (у флегматика) трудолюбие проявляется в методичности, размереннос­ти, ровном темпе. Лица со слабой нервной системой (меланхолики), как правило, быстро устают, поэтому им нужны более частые перерывы для отдыха. Таким образом, под воздействием особенностей свойств нервной системы у человека вырабатывается свой индивидуальный стиль, который закрепляется и становится чертой характера (безусловно, огромное значение для выработки такого индивидуального стиля имеет тренировочный процесс).

В спортивной деятельности большое значение имеет такое лич­ностное качество, как воля. Волевые действия - это сознательные дей­ствия, направленные на достижение определенной цели и связанные с усилиями, требующимися для преодоления препятствий, стоящих на пути к этой цели. Проявления воли всегда обусловлены трудностями, которые человек преодолевает. Можно выделить следующие волевые качества: целеустремленность, решительность, смелость, настойчи­вость и упорство, выдержку и самообладание, самостоятельность и инициативность. Особое место в структуре волевых качеств при­менительно к спорту (наиболее отличительной чертой которого явля­ется соревновательная деятельность, происходящая на пределе физи­ческих сил) занимает выдержка, проявляющаяся в устойчивости, терпении к тяжелым ощущениям утомления. Только при умении тер­петь становится возможным продолжение достаточно эффектив­ной мышечной деятельности на фоне утомления. К сожалению, это ка­чество дано далеко не каждому, но порой может отчетливо прояв­ляться уже в детском возрасте. Говорят, что спорт - это школа воли. Действительно, в процессе занятий спортом воля развивается, со­вершенствуется так, как, пожалуй, ни в одном другом виде деятель­ности.

Но, с другой стороны, желательно, чтобы в спорт (во всяком случае с ориентацией на большой спорт) приходили дети, уже отличающиеся определенными волевыми качествами.

Не останавливаясь подробно на характеристике волевых качеств, от­метим лишь два момента. Во-первых, волевые качества, возможности их совершенствования в значительной мере связаны опять-таки со свойствами нервной системы. Так, инициативность и самостоятельность зависят от проявления силы, подвижности и уравновешенности не­рвных процессов; решительность и смелость - от силы и уравнове­шенности.

Формирование, совершенствование выдержки и самообладания у лиц холерического темперамента происходят достаточно эффектив­но. У лиц меланхолического темперамента (наличие слабой нервной системы) может эффективно развиваться выдержка, но успех в разви­тии самостоятельности и инициативности несуществен.

Во-вторых, различные виды спорта предъявляют специфические требования к волевым качествам (Приложение рис. 1.). Так, требования к во­левым качествам при стайерской работе отличны от требований к воле­вым качествам при кратковременной интенсивной работе.

Из приведенного рисунка видно, что для представителей видов спорта, связанных с преодолением стайерских дистанций (лыжники-гонщики), ведущими волевыми качествами являются настойчивость, упорство, выдержка, самообладание, инициативность, самостоятель­ность, решительность и смелость; для прыгунов на лыжах с трамплина (сюда можно отнести и прыжки в воду, слалом, скалолазание) огром­ное значение имеют смелость и решительность, выдержка, самообла­дание, настойчивость, упорство, инициативность и самостоятельность; для гимнастов, фигуристов (сюда можно отнести и акробатов) решающее значение имеют выдержка, самообладание, смелость, решительность, настойчивость, упорство, инициативность и самостоятельность; для фут­болистов и представителей других спортивных игр важнее всего ини­циативность, самостоятельность, настойчивость, упорство, смелость, решительность, выдержка и самообладание.

Характер, с одной стороны, обусловливается типами нервной сис­темы и темперамента, с другой — является продуктом деятельности и общения человека. Таким образом, характер в значительной мере под­вержен средовым влияниям, и поэтому черты характера не могут яв­ляться наиболее значимым критерием при определении пригодности ребенка к занятиям тем или иным видом спорта (т.е. при первичном отборе).

В тех случаях, когда у ребенка при достаточно высоком уровне предрасположенности к определенному виду спорта отчетливо про­сматриваются и черты характера, необходимые в этом виде спорта, это, безусловно, следует учитывать и соответственно ориентировать его. Однако, поскольку формирование характера происходит в процессе деятельности (и является следствием результата деятельности), то для формирования желаемых у ребенка черт характера, по-видимому, важ­но подобрать для него соответствующую спортивную деятельность. На сегодняшний день установлено, что каждый вид спорта не только требует тех или иных личностных качеств, но и влияет на них. Вто­рое, пожалуй, не менее важно, чем первое, если речь вести о детском спорте.

Для начала следует составить спортивно-психологический портрет обследуемого ребенка по семи чертам личности (Приложение табл. 3).

Поскольку многие качества не могут быть определены по принципу «черное-белое», следует использовать такую шкалу оценок: I - «как правило»; II — «часто»; III — «иногда»; IV — «редко»; V — «никогда». По­мечаем соответствующий кружок в каждой графе и затем соединяем от­меченные точки одной линией. Таким образом, получится спортивно-психологический портрет ребенка. Сравнив его с психограммами раз­личных видов спорта, можно определить, какой- вид спорта наиболее подходит для ребенка. Возможно, что ребенок все это время зани­мался видом спорта, который только усиливал нежелательные для него черты характера. Если же черты характера, которыми он обладает или хочет обладать, весьма существенно не совпадают с психологически­ми характеристиками избранного вида спорта, следует в порядке ком­пенсации дополнительно заняться каким-либо благоприятным для его развития спортом.

Прежде чем помечать соответствующий кружок в таблице, следует внимательно ознакомиться с пояснениями, которые помогут про­анализировать черты личности ребенка.

Общителен ли?

Делает ли ребенок свои дела по возможности самостоятельно (V) или предпочитает работать в коллективе (I)? Легко ли завязывает друж­бу (I) или скорее избегает контактов с незнакомыми людьми (V)? Любит ли посещать компании (I) или чувствует себя лучше всего до­ма (V)?

Отличается ли импульсивностью?

Принимает ли решения, как правило, с ходу (I) или прикидывает предварительно подробный план (V)? Если случается что-то непредви­денное, отказывается ли попросту от своих решений (I) или осуществля­ет задуманное в полном объеме (V)?

Свойственна ли дисциплинированность?

Уходит ли от трудностей (V) или сразу же берется за решение проб­лем (I)? Нужен ли ему быстрый успех, чтобы не впасть в отчаяние (V), или в любом случае доводит до конца всякое дело, за которое взял­ся (I)?

Агрессивен ли?

Реагирует ли с известной долей раздражения, если находится в стрес­совом состоянии (I)? Дает ли выход своему гневу, если кто-то допекает его (I), или пытается по возможности избежать ссоры (V)?

Присущи ли бойцовские качества?

Подзадоривает ли его конкуренция (I) или же соперники скорее нервируют (V)?

Отличается ли собранностью?

Легко ли дается ему придерживаться темы разговора (I) или же он перескакивает с одного на другое (V)? Быстро ли надоедает ему какое-либо дело, и он бросает его (V) или же упорно продолжает и заканчи­вает то, что начал (I)?

Склонен ли к риску?

Нравится ли ему испытывать границы своих возможностей (I) или же на первом плане у него забота о себе, о собственном здоровье (V)? Любит ли слегка «пощекотать» себе нервы (I) или же сразу замечает окружающие его опасности (V)?

Психограммы некоторых видов спорта

Велоспорт

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Быстрые, точные, линейные движения ног, вращающих педали, спо­собствуют выработке человеком прямых, твердых жизненных воззре­ний. Велосипедисты - люди решительные, хотя и слегка самоуверен­ные. Это понятно. Кому под силу взбираться на горные перевалы высотой 3000 метров, у того есть основание для гордости. А наверху у велосипе­диста появляется возможность рискнуть, и тогда он начинает отчаянный спуск. Велоспорт идеален в комбинации с другими видами спорта. Од­нако как единственное увлечение, да еще при тренировочных нагрузках по 160 км в день, он может привести к застою в развитии личности, к ограниченной подвижности - физической и духовной.

Лыжные гонки

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Лыжники скорее сродни бегунам, пловцам и велосипедистам. Эти виды спорта требуют выносливости, и многие атлеты зимой просто меняют экипировку, чтобы, встав на лыжи, сразу же оказаться в сво­ей стихии. Лыжники-гонщики имеют мало общего с горнолыжника­ми. В отличие от последних они следуют друг за другом след в след. Это требует основательности и выдержки. В лучшем случае это ведет к настойчивости, в худшем - к упрямству. Кто все время ощущает себя частью команды, не привыкает стремиться к личной победе, главная цель - прийти к финишу, как и все. Этот вид спорта не подходит для людей, слишком часто в жизни идущих на уступки и «пропускающих» вперед других даже себе в ущерб.

Плавание

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Это спорт не для тех, кто хотел бы контактировать с людьми. Но, пожалуй, в нем кроется шанс найти точку равновесия между рассуд­ком и чувством. Скольжение сквозь податливую толщу воды делает бо­лее чутким по отношению к себе и окружающим, более гибким в реак­циях на происходящее. Плавание развивает умение владеть собой и вести упорядоченную жизнь.

Бег

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Длительный бег, бег трусцой помогает человеку лучше владеть со­бой, делает его более дисциплинированным, улучшает осанку. На дис­танции не до контактов с другими людьми. Бегущий обособляется от окружающих. Однако таким образом он не может уйти от своих забот и проблем. Некоторых это делает агрессивными, по крайней мере более резкими. Борьба со временем, дистанцией и самим собой укрепляет силу воли, однако монотонное перебирание ногами не способствует развитию творческого начала.

Горные лыжи

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Многие занимаются физическими упражнениями, чтобы быть в фор­ме. Горнолыжники занимаются ими для того, чтобы набрать необходи­мые кондиции для спусков с гор. Общение в этом виде спорта начинает­ся лишь тогда, когда лыжи уже сняты. Требуются же такие качества, как импульсивность и агрессивность. И еще как требуются! Где еще спорт­смена поджидает такая неудача, как падение на трассе спуска. На ука­танных и крутых склонах любитель горных лыж может удовлетворить свою потребность в острых ощущениях, однако от него требуются так­же сила и самообладание. Преодоление постоянно меняющихся, не­ожиданных обстоятельств развивает способности, которые могут при­годиться и на крутых жизненных поворотах. Правда, кое-кто понимает это, лишь набив, как правило, весьма болезненные шишки, увлекшись быстротой и беспечно переоценив свои силы.

Аэробика

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Аэробика, развивающая выносливость и гибкость, не делает чело­века более общительным. В группе каждый действует индивиду­ально, хотя все выполняют одинаковые движения. Один показывает их, другие имитируют, т.е. это занятие не для людей, испытывающих потребность в большой самодисциплине и самовыражении. Включая в работу все тело, аэробика не затрагивает душу. Сосредоточенность стимулируется лишь вначале. Как только упражнения усваиваются, их проделывают автоматически, предаваясь собственным раздумьям и проблемам. По-настоящему отключиться невозможно. Аэробика по­могает, однако, снять агрессивность, дает выход эмоциям, улучшает чувство владения собственным телом. Тот, кто в повседневной жизни довлеет над другими людьми, например в силу служебного положе­ния, учится с помощью аэробики приноравливаться к своему окру­жению.

Атлетическая гимнастика

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Не обладая завидной самодисциплиной, вряд ли можно выдержать занятия с гантелями и грузами. Последние быстро превращаются в про­тивников, с которыми приходится вести ожесточенную борьбу, чтобы в конечном итоге победить. С растущей силой прибывает и уверен­ность в себе, которой, согласно последним исследованиям, в этом виде спорта недостает в первую очередь начинающим. При чрезмерных тренировках, однако, у атлетов развиваются недостатки, характерные для людей, любящих хвалиться своей силой: упрямство, бессердеч­ность, грубость, жестокость

Восточные единоборства

№ п/п

I

II

III

IV

V

1

0

0

0

0

0

2

0

0

0

0

0

3

0

0

0

0

0

4

0

0

0

0

0

5

0

0

0

0

0

6

0

0

0

0

0

7

0

0

0

0

0

Изначальная цель и повседневная практика нигде не расходятся так далеко, как в карате, дзюдо или кун-фу. Многие тренеры, как на Западе, так и у нас в стране культивируют агрессивность при обучении этим азиатским способам самозащиты. Они учат владению телом, но упуска­ют из виду философские аспекты, связанные с умением управлять сво­им духом и эмоциями. Поэтому от конкретного тренера зависит, разви­вает ли этот спорт тело и дух (для этого необходимы упражнения на по­становку дыхания и умение концентрироваться) либо просто дает силу, агрессивность и боевитость. Тот, кто и без того склонен пускать в ход силу, наверняка сразу же испытывает на практике полученные навыки борьбы. Человеку же пассивному, мягкотелому занятия этим спортом помогут обрести большую уверенность в себе.

Таким образом важно подчеркнуть, что учет типологических особенностей нервной системы ребенка, его темпе­рамента имеет большое значение при выборе спортивной специализации. При этом следует иметь в виду, что, несмотря на возможность выработ­ки индивидуального стиля как компенсаторной меры, занятия отдельны­ми видами спорта могут детерминироваться определенными свойства­ми нервной системы. Известно, что некоторыми видами спорта опреде­ленные лица не могут заниматься, как бы они этого ни хотели, именно из-за особенностей нервной системы. Существенного же влияния на врожденные свойства нервной системы занятия спортом не оказывают. Поэтому при всем желании ребенок со слабой нервной системой, да еще с преобладанием внешнего торможения, проявляющегося в чувстве страха в опасных ситуациях, не может стать хорошим альпинистом, па­рашютистом, мотоциклистом, прыгуном с трамплина и т.п. Ребенок со слабой подвижностью нервных процессов не может стать хорошим фут­болистом, баскетболистом, волейболистом, фехтовальщиком и т.п.

При низкой динамичности и слабой подвижности нервных процес­сов нельзя стать хорошим гимнастом, акробатом, фигуристом и т.п. При отсутствии сильной нервной системы нельзя достичь высоких ре­зультатов в шоссейных гонках на велосипеде, лыжных гонках, стайер­ских дистанциях, легкой атлетике, коньках.

Что касается черт характера, то они формируются у ребенка в про­цессе всей жизни, т.е. уже в период, предшествующий занятиям спор­том. Поэтому предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта по характерологическим особенностям можно и следует диаг­ностировать уже на самых ранних этапах спортивного отбора. Су­ществующие черты будут совершенствоваться в дальнейшем в про­цессе спортивной деятельности. Образование же нужных для того или иного вида спорта черт характера с нуля весьма проблематично.

Приложение

Таблица 1.

Соотношение свойств нервной системы и темперамента



Свойства нервной системы

Тип темперамента

холерик

сангвиник

флегматик

меланхолик

Сила

Сильный

Сильный

Сильный

Слабый

Уравнове­шенность

Неуравно­вешенный

Уравнове­шенный

Уравнове­шенный

Неуравно­вешенный

Подвижность

Подвижный

Подвижный

Инертный

Подвижный или инертный


Таблица 2


Неустойчивый


Раздражительный

Тревожный

Неподатливый

Пессимистичный

Сдержанный

Необщительный




Обидчивый

Неспокойный

Агрессивный

Возбудимый

Импульсивный

Оптимистичный

Активный


Интроверсия

Экстраверсия


Пассивный

Старательный

Вдумчивый

Миролюбивый

Направленный

Надежный

Размеренный

Способный



Общительный

Открытый

Разговорчивый

Доступный

Живой

Беззаботный

Любящий удобства

Инициативный


Устойчивый


Рис. 1.

Структура волевых качеств спортсменов различных специализаций: а – лыжники-гонщики; б – прыгуны на лыжах с трамплина; в – гимнасты, фигуристы; г – футболисты

Таблица 3


Характер ребенка


№ п/п

Черты личности

Оценка

I

II

III

IV

V

1

Общительный

0

0

0

0

0

2

Импульсивный

0

0

0

0

0

3

Дисциплинированный

0

0

0

0

0

4

Агрессивный

0

0

0

0

0

5

Нацеленный на борьбу

0

0

0

0

0

6

Собранный

0

0

0

0

0

7

Склонный к риску

0

0

0

0

0


17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!