СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как поспособствовать успеху ребенка в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я не хочу, чтобы моего ребенка «обсуждали». Я хочу, чтобы его ценили.

Поступление в школу – важная веха в жизни ребенка. Дети с характером могут процветать в школе. Они солируют на праздниках, побеждают в спортивных соревнованиях и занимаются по учебным программам повышенной сложности – при условии, что там будет дружеская, позитивная атмосфера, уважительное отношение к детям, дифференцированное обучение и продуктивный подход к управлению поведением.

Непростые дети составляют всего от 15 до 20 % всех детей, поэтому найти для них правильную школу не всегда просто. Им нужно разнообразие методов обучения и индивидуальный подход – или же они будут вынуждены подстраиваться под чуждый им стиль обучения. Дети, которым приходится постоянно приспосабливаться, никогда не чувствуют себя в полной мере комфортно. Они быстро исчерпывают запасы энергии и теряют душевное равновесие. Иногда эмоциональные срывы случаются в школе, но чаще всего они происходят дома, где ребенок чувствует себя в большей безопасности. К счастью, детям с характером не требуется, чтобы условия обучения постоянно соответствовали их темпераменту, – достаточно, чтобы так было на протяжении большей части проведенного в школе времени. В этом случае они будут способны функционировать и в редких «неидеальных» обстоятельствах.

Итак, как помочь своему непростому ребенку добиться успеха в школе? Есть три ключевых фактора: 1) найти подходящую школу/класс; 2) сотрудничать со школой; и 3) поддерживать ребенка дома.

Оцените качество школы/класса

Вам нужно обратить внимание на три ключевых аспекта: эмоциональный фон, подход к учебному процессу и атмосферу в классе.

Эмоциональный фон:  

• Радость.  Учителя, дети, сотрудники школы и родители улыбаются и выглядят счастливыми.

• Спокойствие.  Вы спокойны и расслаблены, когда переступаете порог класса. У вас не напрягаются мышцы лица,  вам не хочется вжать голову в плечи. Вам хочется зайти в этот класс и стать его частью. Ваша внутренняя система тревожной сигнализации не сигналит: «Беги отсюда, как только сможешь!»

• Радушие.  На стенах висят фотографии детей, рассказывающие об их домашней жизни, традициях и интересах. Снимки делают помещение ярким и однозначно сообщают: здесь рады всем. Детей называют по именам. Вопросы о младшем брате или о здоровье бабушки свидетельствуют, о том, что взрослые хорошо знают детей.

• Уважение.  Вы видите, что дети и взрослые конструктивно общаются. К мнениям и идеям детей относятся уважительно. Когда ребенок неуместно отвечает на вопрос учителя, тот не обрывает его презрительной репликой: «Мы сейчас говорим не об этом». Он уважительно выслушивает ребенка и мягко замечает: «О, отличная идея! Мы обязательно обсудим ее чуть позже, а теперь…»

Подход к учебному процессу:  

• Интерес к учебе.  Вы слышите, как дети увлеченно зовут учителя, желая поделиться своими открытиями. Они с воодушевлением рассказывают вам о том, что они изучают, почему они учатся и почему важно учиться.

• Стимулирующий стиль обучения.  Интересные учебные материалы, разнообразные виды деятельности. Применяются визуальные, вербальные и физические средства обучения. Двигательная активность интегрирована в образовательный процесс. Приветствуется творчество. Дети работают в небольших группах или индивидуально. И экстраверты, и интроверты чувствуют себя комфортно.

Атмосфера в классе:  

• Безопасность.  Требования четкие, понятные, простые и последовательные. Приближающийся взрослый воспринимается как помощник, а не угроза. Дети знают, какое поведение является надлежащим, и активно обучаются эффективным стратегиям разрешения конфликтов. Вы можете услышать, как один ребенок говорит другому: «Ты должен поделиться!», а другой ему отвечает: «Хорошо, это твоя идея. Моя идея – давай совершим обмен?»

• Организация.  Существует четкий распорядок, известный каждому ребенку.

• Теплота.  Реакция на слезы и даже гневные крики – ободряющие объятия, мягкие прикосновения и внимательное выслушивание, а не жесткие выговоры и крики.

• Комфортность.  Обстановка в классе способствует здоровью и благополучию. Дети не демонстрируют признаки дискомфорта или раздражения. Видно, что физически им хорошо. Если вы остановитесь и сосредоточитесь на своих ощущениях, температура в помещении, освещение и воздух также покажутся вам подходящими.

Если вы нашли класс, который соответствует этим требованиям, значит, вы обнаружили то, что нужно. Вы должны найти класс, подходящий вашему сыну или дочери. Вы все поймете и почувствуете, просто понаблюдав за тем, как ведет и чувствует себя здесь ребенок, похожий на вашего. Что вы должны искать? Теплое, дружеское общение учителя и детей. Оживленные и миролюбивые разговоры между самими учениками. Улыбки на лицах, расслабленные тела, гордость за хорошо выполненную работу и успехи. Особенно обратите внимание на ситуации, когда ребенок делает что-то не так. Его стыдят и ругают? Или мягко нацеливают, чтобы в следующий раз он сделал правильный выбор?

Не позволяйте репутации или слухам сбить вас с толку. Доверяйте собственным глазам и интуиции. Класс или школа, которые подходят одному ребенку, могут быть катастрофой для другого из-за разницы в темпераментах обоих. Вот почему нельзя полагаться на мнение соседей, особенно если их ребенок по характеру несхож с вашим ребенком. Родителям нужно самим пойти в класс и выяснить, подходит ли он их сыну или дочери.

Если ваш ребенок – экстраверт,  обратите внимание на реакцию учителя, когда дети слишком часто поднимают руку или задают слишком много вопросов: он выражает недовольство или же хвалит таких детей за сообразительность и уверенность в своих знаниях?

Если у вас медленно адаптирующийся ребенок,  последите за переключениями. Вывешено ли в классе расписание занятий на день, чтобы дети знали, что их ожидает? Существует ли режим дня? Учитель предупреждает о предстоящей смене видов деятельности? Как часто происходят такие переключения и насколько комфортно с ними справляется ребенок, похожий на вашего?

Если у вас гиперэмоциональный ребенок,  обратите пристальное внимание на эмоциональный климат. Посмотрите, как учитель реагирует на проявление эмоций, и каким образом дети могут снять напряжение. У мальчиков и девочек, находящихся в красной зоне, резко снижаются способности к обучению. «Эмоциональное состояние детей напрямую влияет на их умственные способности».

Если у вас восприимчивый ребенок,  послушайте, как педагог направляет действия учащихся. Он использует и вербальные и визуальные средства?

Если у вас активный ребенок,  посмотрите, интегрирована ли двигательная активность в учебный процесс. Исследователи обнаружили, что, немного подвигавшись, человек может повысить концентрацию внимания.

И не забудьте про потребности своего маленького интроверта  – посмотрите, есть ли в классной комнате такое место, где сын или дочь сможет недолго побыть в покое и одиночестве. Короче говоря, каковы бы ни были потребности вашего чада, посмотрите, как они будут удовлетворяться в этом конкретном месте.

Потратив время и силы на заблаговременный поиск школы и класса, вы сможете предотвратить множество потенциальных проблем. Вы будете доверять учителю и знать, что он поможет вашему ребенку стать успешным. И сын или дочь тоже будет доверять ему. Доверие помещает детей в зеленую зону спокойствия, делая их готовыми к обучению.

Участвуйте в школьной жизни

Многочисленные исследования показывают, что дети, чьи родители активно интересуются школьными делами, более успешны, чем дети, родители которых этого не делают. Старайтесь использовать любую возможность принять участие в школьной жизни. Разумеется, такое участие может быть ограничено вашей занятостью, но постарайтесь посещать собрания, дни открытых дверей, школьные концерты. Предлагайте оказать добровольную помощь при уборке класса или в экскурсиях. Чем больше вы участвуете в школьных делах, тем больше у вас шансов наладить контакты с теми, кто играет важную роль в жизни вашего ребенка. Несколько часов, проведенных на школьном мероприятии, когда вы можете поговорить с директором школы, одноклассниками вашего ребенка или их родителями, позволят вам предотвратить многие неприятности. А если проблемы все же возникли, дружеские беседы на школьном празднике помогут вам быстрее найти оптимальное решение.

Поделитесь информацией

Не нужно предостерегать учителей, но проинформировать их стоит. В первый школьный день педагог знакомится со своим классом – с целой группой детей. Ему нужно быстро оценить особенности каждого ученика. Сообщив учителю эту информацию, вы можете помочь ему. При этом используйте слова, которые подчеркивают достоинства ребенка, а не его слабые стороны. Рассказывая о темпераменте своего ребенка и наиболее эффективных подходах к нему, вы даете учителю информацию, которая необходима ему, чтобы эффективно работать с вашим сыном или дочерью. Выигрывают все, а преподаватель непременно оценит вашу поддержку и готовность помочь.

Когда возникают проблемы

 Иногда, несмотря на все усилия пап и мам, ребенок все равно сталкивается с проблемами в школе. Чтобы найти решение, вам нужно прийти ему на помощь и стать его адвокатом. Вы должны помочь ему стать успешным. Быть защитником нелегко. Это требует времени, сил и выдержки. Порой вы можете чувствовать себя бессильным – и напрасно. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.   Мы переживаем, когда наши дети сталкиваются с проблемами в школе. Мы испытываем настоящие душевные страдания, которые могут усугубляться чувством неловкости за ребенка и воспоминаниями о собственном негативном опыте в школе. Эти эмоции возводят барьеры и заставляют каждого занимать оборонительную позицию. Учитель знает, что вас что-то не устраивает, но он обычный человек. Он может испытывать стресс дома и на работе. Он отвечает за большую группу детей, которых должен обучать каждый день. Чтобы педагог не счел ваши требования чрезмерными и прислушался к вам, вы должны найти правильный подход. Не нужно быть чересчур напористым и требовательным. Больше, чем когда бы то ни было, вам понадобятся хорошие коммуникативные навыки.

Договоритесь о встрече с учителем своего сына или дочери. Личное общение гораздо более эффективно при решении проблем, чем электронная почта. Чтобы учитель начал вас слушать, согласитесь с каким-либо из его утверждений. Найдя точку соприкосновения, вы настроите педагога на сотрудничество. Он перестанет обороняться и будет, способен к откровенному разговору.

Внимательно слушайте, что говорит учитель, и постарайтесь понять его, на время, забыв о своих интересах. Если что-то не ясно, попросите объяснить. Следите за своей интонацией и речью! Учитель должен чувствовать, что вы стараетесь его понять, а не допрашиваете. Например, если преподаватель говорит, что ребенок не справляется с заданиями, спросите: «Не могли бы вы привести недавний пример?» Копайте глубже, чтобы узнать, когда именно возникает проблема. Это происходит в определенные дни, на всех предметах или же речь идет только о контрольных по математике? Если ребенок плохо себя повел, был ли повод для срыва? И не забудьте спросить учителя, что, на его взгляд, ваш ребенок чувствовал в той ситуации. Это поможет вам определить, какие эмоции могли обусловить неприемлемый поступок. Если учитель говорит, что ваш ребенок просто упрям или ленив, помните, что такое поведение может быть следствием стресса.

Если вы не в состоянии определить, какие эмоции и потребности могут портить школьную жизнь вашего ребенка, попробуйте проанализировать его темперамент. Возможно, сын или дочь плачет в начале школьного дня, потому что не умеет быстро справляться с переключением? Может, ребенок толкает других детей, потому что он интроверт и нуждается в личном пространстве? Не потому ли он не слышит учителя, что очень восприимчив? Возможно, он медленно выполняет задания, потому что сначала обращает внимание на детали, а только потом до него доходит, с чего начать? Выявление подлинной причины проблемы позволит вам прийти к общему знаменателю с учителем. Подключите к этому и ребенка – спросите у него, о чем он думает, когда выполняет задания, или что чувствует в той или иной ситуации. Его ответ может вас удивить.

Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя. После того как вы выяснили приоритеты учителя, объясните, что важно для вас. Сконцентрируйтесь на своих интересах, а не на позиции. Сосредоточенность на интересах позволяет избежать обвинений, что помогает устранить оборонительные барьеры и перейти к поиску конструктивного решения.

Когда ваш сын или дочь сталкивается с проблемой, ваша задача – найти выход. Большинство учителей искренне хотят, чтобы ваш ребенок был успешным в их классе. Гибко и творчески подойдите к поиску решения и помните, что ребенку с непростым характером «идеальный» класс, соответствующий его темпераменту, нужен в школе не всегда, а только большую часть учебного времени.

Дети с характером могут добиваться больших успехов в школе. Когда родители, учителя и сами дети работают как одна команда, когда все они знают, что такое непростой характер и как правильно им управлять, школа превращается для ребенка в источник положительных эмоций и радости – место, где ценится индивидуальность и где каждый может процветать.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА.  Даже если у вас нет возможности выбрать школу и класс для своего ребенка, вы все равно можете способствовать его успешной школьной жизни. Поговорите о школе. Чего он ожидает? Что его беспокоит?

Если ваш ребенок будет ездить на  автобусе, «познакомьте» его с автобусом заранее. А если он будет ходить в школу пешком, заранее изучите с ним маршрут и потренируйтесь правильно переходить дорогу.

Многие школы вывешивают списки учеников по классам до начала учебного года. Если ваша школа так не делает, примерно за неделю до первого учебного дня позвоните в школу и спросите, в какой класс распределен ваш ребенок и кто будет его учителем. Также можно спросить, когда учителя будут готовить классные комнаты к занятиям. Вы можете прийти в этот день в школу вместе с ребенком, посетить его класс, посмотреть, где находятся туалеты, столовая, библиотека, спортивный зал, а также встретиться с учителем и директором. Такой спокойный, неформальный визит снимет у ребенка значительную часть стресса и избавит от многих страхов. Особенно это важно в том случае, если ваш ребенок медленно адаптируется или склонен к негативной первой реакции.

Дети должны чувствовать себя комфортно в свой первый день в школе. Чем менее напряжен ребенок, тем выше вероятность хорошего старта. Возможно, в сентябре стоит отменить остальные мероприятия, чтобы ваше медленно адаптирующееся чадо могло сосредоточить все свои силы на адаптации к школе.

ОТПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ В ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЕ.  Физическая готовность – важный фактор успеха ребенка в школе. «Чтобы дети преуспевали в школе, вовремя ложиться спать для них столь же важно, как и вовремя приходить в школу». Это верно для всех детей, но особенно для ребятишек с характером.

Большое значение имеют и семейные трапезы. Исследования показывают, что семейные трапезы больше способствуют успехам в учебе, чем занятия спортом или искусством. Возможно, причина в том, что время, проведенное вместе с родителями за столом, успокаивает непростого ребенка, повышает вероятность того, что он съест полезную и питательную пищу, и увеличивает его словарный запас благодаря участию в общей беседе. Поэтому разработайте семейный распорядок дня, включающий отход ко сну и приемы пищи в одно и то же четко определенное время, и придерживайтесь его!

Наконец, будьте эмоционально и физически доступны для ребенка по утрам. Это сложно, поскольку в это время суток все мы бываем очень заняты, но несколько минут, уделенных ребенку, могут существенно повлиять на весь уклад.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ.  Часто дети с характером хорошо ведут себя в школе, но срываются, как только видят вас. Даже если школа подходит вашему ребенку, высокий уровень стимуляции, общение со сверстниками, необходимость соблюдать правила и сохранять концентрацию внимания отнимают у него массу сил. К тому моменту, когда вы встречаете своего ребенка после занятий, его запасы энергии обычно бывают на нуле и при виде вас он срывается, поскольку вы являетесь для него эмоциональным убежищем. Надо понимать, насколько труден для ребенка этот переход, и попытаться облегчить его.

Поговорите с ребенком. Объясните ему, что после школы он очень устал и это нормально, но кричать и говорить грубости неприемлемо. Вместе подумайте, как можно решить проблему. Спросите сына или дочь, что нужно, чтобы лучше чувствовать себя после школы. Перекусить? С кем-то поговорить или поиграть или же, наоборот, немного побыть в тишине и уединении? Требуется активность или покой? Громкие звуки или тишина? Необходимо личное пространство? После школы хочется ходить на дополнительные занятия в кружки или секции либо возвращаться домой? Когда лучше делать домашние задания – сразу же после школы или нужен перерыв? Проанализируйте ситуацию с точки зрения особенностей темперамента ребенка и подумайте, что может помочь ему вернуться в зеленую зону.

Затем вместе создайте визуальный план того, что будет происходить после школы. Например, для экстраверта: перекус, время на общение, активные игры, выполнение домашних заданий и ужин. Для интроверта это может быть перекус, отдых, игровое время, выполнение домашних заданий и ужин. Не существует правильного или неправильного плана. Главное, чтобы он подходил конкретно вашему ребенку, обеспечивал предсказуемость и помогал возвращаться в зеленую зону.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.  

Выполнение домашних заданий требует спокойствия. Когда ваш ребенок жалуется или же скандалит, бросает тетрадки или убегает, тем самым он показывает вам, что находится в красной зоне и не в состоянии ясно мыслить.

Вот почему так полезен план. Благодаря плану мальчик или девочка знает, когда надо садиться за уроки, и может вернуться в зеленую зону, прежде чем начать делать домашнюю работу. Вы можете научить ребенка останавливаться и проверять свое состояние: спокойны ли его руки, ноги и голос? Дыхание медленное и глубокое? Это признаки того, что он находится в зеленой зоне. Если ребенок не спокоен, он может глубоко подышать, выпить холодной воды или немного посидеть, вообразив какое-нибудь приятное место.

Также важно создать правильную обстановку. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, в каких условиях сыну или дочери лучше работается. Когда он сидит рядом с вами за кухонным столом или же в тихом, уединенном месте? Фоновая музыка помогает сосредоточиться или, наоборот, отвлекает? После того как ребенок успокоится и устроится на своем рабочем месте, помогите ему разбить каждое задание на небольшие части. Выясните, за какое время он прочитывает одну страницу или заполняет буквами одну строку. Если ему нужно прочитать десять страниц и на каждую страницу уходит по три минуты, значит, на выполнение всего задания потребуется примерно 30 минут. Спросите ребенка, что он предпочитает – прочитать все сразу или же в три приема, по десять минут на каждую порцию с перерывами? Пусть сын или дочь определится и составит план. Вместе решите, что он будет делать во время перерывов: например, пойдет на кухню выпить стакан воды, позанимается на велотренажере или послушает музыку. Или же, если позволяют обстоятельства, можно делать более длинные перерывы: скажем, десять минут чтения после школы, еще десять минут – на следующее утро и последние десять минут – на следующий день.

Если ребенку нужно выполнить несколько заданий, предложите начать с самого легкого. Быстрый успех – хорошее начало. А если есть большое письменное задание, посоветуйте останавливаться на середине, чтобы потом было проще продолжить работу.

КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ.  Хотя темперамент – важнейший фактор успеха в школе, он не лежит в основе всех проблем. Если школьная жизнь вашего ребенка чем-то омрачена, причина может крыться еще и в особых образовательных потребностях, плохом здоровье и т. д.

Если, несмотря на все ваши старания, проблемы сохраняются, пройдите с ребенком полное медицинское и психологическое обследование. Только получив всю необходимую информацию, вы сможете принять правильное решение относительно того, что делать дальше.

Помните, что ребенок с характером – эмоциональный барометр вашей семьи. Если родители тяжело переживают конфликт друг с другом, им надо постараться уладить его до того, как проблемы начнутся у их сына или дочки.

Обратитесь за помощью к школьному психологу. Он может поработать с вашим ребенком, чтобы помочь ему пережить развод мамы и папы, смерть близкого человека или другой травмирующий опыт. В некоторых школах существуют даже специальные группы поддержки для детей, столкнувшихся с подобными ситуациями.

Дети с непростым характером могут быть успешными в школе. Если вам и вашему непростому чаду пока не удалось добиться этого, не сдавайтесь. Продолжайте бороться. Решения существуют, и вы сможете их найти.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Как поспособствовать успеху ребенка в школе»



" Как поспособствовать успеху ребенка в школе"



Автор: Авдеева Лариса Георгиевна

Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Приморская СОШ
Населённый пункт: поселок Приморск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: " Как поспособствовать успеху ребенка в школе "
Дата публикации: 25.01.2018
Раздел: среднее образование



Я не хочу, чтобы моего ребенка «обсуждали». Я хочу, чтобы его ценили.

Поступление в школу – важная веха в жизни ребенка. Дети с характером могут процветать в школе. Они солируют на праздниках, побеждают в спортивных соревнованиях и занимаются по учебным программам повышенной сложности – при условии, что там будет дружеская, позитивная атмосфера, уважительное отношение к детям, дифференцированное обучение и продуктивный подход к управлению поведением.

Непростые дети составляют всего от 15 до 20 % всех детей, поэтому найти для них правильную школу не всегда просто. Им нужно разнообразие методов обучения и индивидуальный подход – или же они будут вынуждены подстраиваться под чуждый им стиль обучения. Дети, которым приходится постоянно приспосабливаться, никогда не чувствуют себя в полной мере комфортно. Они быстро исчерпывают запасы энергии и теряют душевное равновесие. Иногда эмоциональные срывы случаются в школе, но чаще всего они происходят дома, где ребенок чувствует себя в большей безопасности. К счастью, детям с характером не требуется, чтобы условия обучения постоянно соответствовали их темпераменту, – достаточно, чтобы так было на протяжении большей части проведенного в школе времени. В этом случае они будут способны функционировать и в редких «неидеальных» обстоятельствах.

Итак, как помочь своему непростому ребенку добиться успеха в школе? Есть три ключевых фактора: 1) найти подходящую школу/класс; 2) сотрудничать со школой; и 3) поддерживать ребенка дома.

Оцените качество школы/класса

Вам нужно обратить внимание на три ключевых аспекта: эмоциональный фон, подход к учебному процессу и атмосферу в классе.

Эмоциональный фон:

• Радость. Учителя, дети, сотрудники школы и родители улыбаются и выглядят счастливыми.

• Спокойствие. Вы спокойны и расслаблены, когда переступаете порог класса. У вас не напрягаются мышцы лица, вам не хочется вжать голову в плечи. Вам хочется зайти в этот класс и стать его частью. Ваша внутренняя система тревожной сигнализации не сигналит: «Беги отсюда, как только сможешь!»

• Радушие. На стенах висят фотографии детей, рассказывающие об их домашней жизни, традициях и интересах. Снимки делают помещение ярким и однозначно сообщают: здесь рады всем. Детей называют по именам. Вопросы о младшем брате или о здоровье бабушки свидетельствуют, о том, что взрослые хорошо знают детей.

• Уважение. Вы видите, что дети и взрослые конструктивно общаются. К мнениям и идеям детей относятся уважительно. Когда ребенок неуместно отвечает на вопрос учителя, тот не обрывает его презрительной репликой: «Мы сейчас говорим не об этом». Он уважительно выслушивает ребенка и мягко замечает: «О, отличная идея! Мы обязательно обсудим ее чуть позже, а теперь…»

Подход к учебному процессу:

• Интерес к учебе. Вы слышите, как дети увлеченно зовут учителя, желая поделиться своими открытиями. Они с воодушевлением рассказывают вам о том, что они изучают, почему они учатся и почему важно учиться.

• Стимулирующий стиль обучения. Интересные учебные материалы, разнообразные виды деятельности. Применяются визуальные, вербальные и физические средства обучения. Двигательная активность интегрирована в образовательный процесс. Приветствуется творчество. Дети работают в небольших группах или индивидуально. И экстраверты, и интроверты чувствуют себя комфортно.

Атмосфера в классе:

• Безопасность. Требования четкие, понятные, простые и последовательные. Приближающийся взрослый воспринимается как помощник, а не угроза. Дети знают, какое поведение является надлежащим, и активно обучаются эффективным стратегиям разрешения конфликтов. Вы можете услышать, как один ребенок говорит другому: «Ты должен поделиться!», а другой ему отвечает: «Хорошо, это твоя идея. Моя идея – давай совершим обмен?»

• Организация. Существует четкий распорядок, известный каждому ребенку.

• Теплота. Реакция на слезы и даже гневные крики – ободряющие объятия, мягкие прикосновения и внимательное выслушивание, а не жесткие выговоры и крики.

• Комфортность. Обстановка в классе способствует здоровью и благополучию. Дети не демонстрируют признаки дискомфорта или раздражения. Видно, что физически им хорошо. Если вы остановитесь и сосредоточитесь на своих ощущениях, температура в помещении, освещение и воздух также покажутся вам подходящими.

Если вы нашли класс, который соответствует этим требованиям, значит, вы обнаружили то, что нужно. Вы должны найти класс, подходящий вашему сыну или дочери. Вы все поймете и почувствуете, просто понаблюдав за тем, как ведет и чувствует себя здесь ребенок, похожий на вашего. Что вы должны искать? Теплое, дружеское общение учителя и детей. Оживленные и миролюбивые разговоры между самими учениками. Улыбки на лицах, расслабленные тела, гордость за хорошо выполненную работу и успехи. Особенно обратите внимание на ситуации, когда ребенок делает что-то не так. Его стыдят и ругают? Или мягко нацеливают, чтобы в следующий раз он сделал правильный выбор?

Не позволяйте репутации или слухам сбить вас с толку. Доверяйте собственным глазам и интуиции. Класс или школа, которые подходят одному ребенку, могут быть катастрофой для другого из-за разницы в темпераментах обоих. Вот почему нельзя полагаться на мнение соседей, особенно если их ребенок по характеру несхож с вашим ребенком. Родителям нужно самим пойти в класс и выяснить, подходит ли он их сыну или дочери.

Если ваш ребенок – экстраверт, обратите внимание на реакцию учителя, когда дети слишком часто поднимают руку или задают слишком много вопросов: он выражает недовольство или же хвалит таких детей за сообразительность и уверенность в своих знаниях?

Если у вас медленно адаптирующийся ребенок, последите за переключениями. Вывешено ли в классе расписание занятий на день, чтобы дети знали, что их ожидает? Существует ли режим дня? Учитель предупреждает о предстоящей смене видов деятельности? Как часто происходят такие переключения и насколько комфортно с ними справляется ребенок, похожий на вашего?

Если у вас гиперэмоциональный ребенок, обратите пристальное внимание на эмоциональный климат. Посмотрите, как учитель реагирует на проявление эмоций, и каким образом дети могут снять напряжение. У мальчиков и девочек, находящихся в красной зоне, резко снижаются способности к обучению. «Эмоциональное состояние детей напрямую влияет на их умственные способности».

Если у вас восприимчивый ребенок, послушайте, как педагог направляет действия учащихся. Он использует и вербальные и визуальные средства?

Если у вас активный ребенок, посмотрите, интегрирована ли двигательная активность в учебный процесс. Исследователи обнаружили, что, немного подвигавшись, человек может повысить концентрацию внимания.

И не забудьте про потребности своего маленького интроверта – посмотрите, есть ли в классной комнате такое место, где сын или дочь сможет недолго побыть в покое и одиночестве. Короче говоря, каковы бы ни были потребности вашего чада, посмотрите, как они будут удовлетворяться в этом конкретном месте.

Потратив время и силы на заблаговременный поиск школы и класса, вы сможете предотвратить множество потенциальных проблем. Вы будете доверять учителю и знать, что он поможет вашему ребенку стать успешным. И сын или дочь тоже будет доверять ему. Доверие помещает детей в зеленую зону спокойствия, делая их готовыми к обучению.

Участвуйте в школьной жизни

Многочисленные исследования показывают, что дети, чьи родители активно интересуются школьными делами, более успешны, чем дети, родители которых этого не делают. Старайтесь использовать любую возможность принять участие в школьной жизни. Разумеется, такое участие может быть ограничено вашей занятостью, но постарайтесь посещать собрания, дни открытых дверей, школьные концерты. Предлагайте оказать добровольную помощь при уборке класса или в экскурсиях. Чем больше вы участвуете в школьных делах, тем больше у вас шансов наладить контакты с теми, кто играет важную роль в жизни вашего ребенка. Несколько часов, проведенных на школьном мероприятии, когда вы можете поговорить с директором школы, одноклассниками вашего ребенка или их родителями, позволят вам предотвратить многие неприятности. А если проблемы все же возникли, дружеские беседы на школьном празднике помогут вам быстрее найти оптимальное решение.

Поделитесь информацией

Не нужно предостерегать учителей, но проинформировать их стоит. В первый школьный день педагог знакомится со своим классом – с целой группой детей. Ему нужно быстро оценить особенности каждого ученика. Сообщив учителю эту информацию, вы можете помочь ему. При этом используйте слова, которые подчеркивают достоинства ребенка, а не его слабые стороны. Рассказывая о темпераменте своего ребенка и наиболее эффективных подходах к нему, вы даете учителю информацию, которая необходима ему, чтобы эффективно работать с вашим сыном или дочерью. Выигрывают все, а преподаватель непременно оценит вашу поддержку и готовность помочь.

Когда возникают проблемы

Иногда, несмотря на все усилия пап и мам, ребенок все равно сталкивается с проблемами в школе. Чтобы найти решение, вам нужно прийти ему на помощь и стать его адвокатом. Вы должны помочь ему стать успешным. Быть защитником нелегко. Это требует времени, сил и выдержки. Порой вы можете чувствовать себя бессильным – и напрасно. Есть вещи, которые вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему.   Мы переживаем, когда наши дети сталкиваются с проблемами в школе. Мы испытываем настоящие душевные страдания, которые могут усугубляться чувством неловкости за ребенка и воспоминаниями о собственном негативном опыте в школе. Эти эмоции возводят барьеры и заставляют каждого занимать оборонительную позицию. Учитель знает, что вас что-то не устраивает, но он обычный человек. Он может испытывать стресс дома и на работе. Он отвечает за большую группу детей, которых должен обучать каждый день. Чтобы педагог не счел ваши требования чрезмерными и прислушался к вам, вы должны найти правильный подход. Не нужно быть чересчур напористым и требовательным. Больше, чем когда бы то ни было, вам понадобятся хорошие коммуникативные навыки.

Договоритесь о встрече с учителем своего сына или дочери. Личное общение гораздо более эффективно при решении проблем, чем электронная почта. Чтобы учитель начал вас слушать, согласитесь с каким-либо из его утверждений. Найдя точку соприкосновения, вы настроите педагога на сотрудничество. Он перестанет обороняться и будет, способен к откровенному разговору.

Внимательно слушайте, что говорит учитель, и постарайтесь понять его, на время, забыв о своих интересах. Если что-то не ясно, попросите объяснить. Следите за своей интонацией и речью! Учитель должен чувствовать, что вы стараетесь его понять, а не допрашиваете. Например, если преподаватель говорит, что ребенок не справляется с заданиями, спросите: «Не могли бы вы привести недавний пример?» Копайте глубже, чтобы узнать, когда именно возникает проблема. Это происходит в определенные дни, на всех предметах или же речь идет только о контрольных по математике? Если ребенок плохо себя повел, был ли повод для срыва? И не забудьте спросить учителя, что, на его взгляд, ваш ребенок чувствовал в той ситуации. Это поможет вам определить, какие эмоции могли обусловить неприемлемый поступок. Если учитель говорит, что ваш ребенок просто упрям или ленив, помните, что такое поведение может быть следствием стресса.

Если вы не в состоянии определить, какие эмоции и потребности могут портить школьную жизнь вашего ребенка, попробуйте проанализировать его темперамент. Возможно, сын или дочь плачет в начале школьного дня, потому что не умеет быстро справляться с переключением? Может, ребенок толкает других детей, потому что он интроверт и нуждается в личном пространстве? Не потому ли он не слышит учителя, что очень восприимчив? Возможно, он медленно выполняет задания, потому что сначала обращает внимание на детали, а только потом до него доходит, с чего начать? Выявление подлинной причины проблемы позволит вам прийти к общему знаменателю с учителем. Подключите к этому и ребенка – спросите у него, о чем он думает, когда выполняет задания, или что чувствует в той или иной ситуации. Его ответ может вас удивить.

Ваше искреннее стремление выслушать учителя и разобраться в проблеме успокоит его и будет стимулировать в нем готовность в свою очередь выслушать вас. Убедитесь, что вы правильно поняли преподавателя. После того как вы выяснили приоритеты учителя, объясните, что важно для вас. Сконцентрируйтесь на своих интересах, а не на позиции. Сосредоточенность на интересах позволяет избежать обвинений, что помогает устранить оборонительные барьеры и перейти к поиску конструктивного решения.

Когда ваш сын или дочь сталкивается с проблемой, ваша задача – найти выход. Большинство учителей искренне хотят, чтобы ваш ребенок был успешным в их классе. Гибко и творчески подойдите к поиску решения и помните, что ребенку с непростым характером «идеальный» класс, соответствующий его темпераменту, нужен в школе не всегда, а только большую часть учебного времени.

Дети с характером могут добиваться больших успехов в школе. Когда родители, учителя и сами дети работают как одна команда, когда все они знают, что такое непростой характер и как правильно им управлять, школа превращается для ребенка в источник положительных эмоций и радости – место, где ценится индивидуальность и где каждый может процветать.

ПЕРЕД НАЧАЛОМ УЧЕБНОГО ГОДА. Даже если у вас нет возможности выбрать школу и класс для своего ребенка, вы все равно можете способствовать его успешной школьной жизни. Поговорите о школе. Чего он ожидает? Что его беспокоит?

Если ваш ребенок будет ездить на автобусе, «познакомьте» его с автобусом заранее. А если он будет ходить в школу пешком, заранее изучите с ним маршрут и потренируйтесь правильно переходить дорогу.

Многие школы вывешивают списки учеников по классам до начала учебного года. Если ваша школа так не делает, примерно за неделю до первого учебного дня позвоните в школу и спросите, в какой класс распределен ваш ребенок и кто будет его учителем. Также можно спросить, когда учителя будут готовить классные комнаты к занятиям. Вы можете прийти в этот день в школу вместе с ребенком, посетить его класс, посмотреть, где находятся туалеты, столовая, библиотека, спортивный зал, а также встретиться с учителем и директором. Такой спокойный, неформальный визит снимет у ребенка значительную часть стресса и избавит от многих страхов. Особенно это важно в том случае, если ваш ребенок медленно адаптируется или склонен к негативной первой реакции.

Дети должны чувствовать себя комфортно в свой первый день в школе. Чем менее напряжен ребенок, тем выше вероятность хорошего старта. Возможно, в сентябре стоит отменить остальные мероприятия, чтобы ваше медленно адаптирующееся чадо могло сосредоточить все свои силы на адаптации к школе.

ОТПРАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА В ШКОЛУ В ЗЕЛЕНОЙ ЗОНЕ. Физическая готовность – важный фактор успеха ребенка в школе. «Чтобы дети преуспевали в школе, вовремя ложиться спать для них столь же важно, как и вовремя приходить в школу». Это верно для всех детей, но особенно для ребятишек с характером.

Большое значение имеют и семейные трапезы. Исследования показывают, что семейные трапезы больше способствуют успехам в учебе, чем занятия спортом или искусством. Возможно, причина в том, что время, проведенное вместе с родителями за столом, успокаивает непростого ребенка, повышает вероятность того, что он съест полезную и питательную пищу, и увеличивает его словарный запас благодаря участию в общей беседе. Поэтому разработайте семейный распорядок дня, включающий отход ко сну и приемы пищи в одно и то же четко определенное время, и придерживайтесь его!

Наконец, будьте эмоционально и физически доступны для ребенка по утрам. Это сложно, поскольку в это время суток все мы бываем очень заняты, но несколько минут, уделенных ребенку, могут существенно повлиять на весь уклад.

ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ. Часто дети с характером хорошо ведут себя в школе, но срываются, как только видят вас. Даже если школа подходит вашему ребенку, высокий уровень стимуляции, общение со сверстниками, необходимость соблюдать правила и сохранять концентрацию внимания отнимают у него массу сил. К тому моменту, когда вы встречаете своего ребенка после занятий, его запасы энергии обычно бывают на нуле и при виде вас он срывается, поскольку вы являетесь для него эмоциональным убежищем. Надо понимать, насколько труден для ребенка этот переход, и попытаться облегчить его.

Поговорите с ребенком. Объясните ему, что после школы он очень устал и это нормально, но кричать и говорить грубости неприемлемо. Вместе подумайте, как можно решить проблему. Спросите сына или дочь, что нужно, чтобы лучше чувствовать себя после школы. Перекусить? С кем-то поговорить или поиграть или же, наоборот, немного побыть в тишине и уединении? Требуется активность или покой? Громкие звуки или тишина? Необходимо личное пространство? После школы хочется ходить на дополнительные занятия в кружки или секции либо возвращаться домой? Когда лучше делать домашние задания – сразу же после школы или нужен перерыв? Проанализируйте ситуацию с точки зрения особенностей темперамента ребенка и подумайте, что может помочь ему вернуться в зеленую зону.

Затем вместе создайте визуальный план того, что будет происходить после школы. Например, для экстраверта: перекус, время на общение, активные игры, выполнение домашних заданий и ужин. Для интроверта это может быть перекус, отдых, игровое время, выполнение домашних заданий и ужин. Не существует правильного или неправильного плана. Главное, чтобы он подходил конкретно вашему ребенку, обеспечивал предсказуемость и помогал возвращаться в зеленую зону.

ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ.

Выполнение домашних заданий требует спокойствия. Когда ваш ребенок жалуется или же скандалит, бросает тетрадки или убегает, тем самым он показывает вам, что находится в красной зоне и не в состоянии ясно мыслить.

Вот почему так полезен план. Благодаря плану мальчик или девочка знает, когда надо садиться за уроки, и может вернуться в зеленую зону, прежде чем начать делать домашнюю работу. Вы можете научить ребенка останавливаться и проверять свое состояние: спокойны ли его руки, ноги и голос? Дыхание медленное и глубокое? Это признаки того, что он находится в зеленой зоне. Если ребенок не спокоен, он может глубоко подышать, выпить холодной воды или немного посидеть, вообразив какое-нибудь приятное место.

Также важно создать правильную обстановку. Поэкспериментируйте, чтобы узнать, в каких условиях сыну или дочери лучше работается. Когда он сидит рядом с вами за кухонным столом или же в тихом, уединенном месте? Фоновая музыка помогает сосредоточиться или, наоборот, отвлекает? После того как ребенок успокоится и устроится на своем рабочем месте, помогите ему разбить каждое задание на небольшие части. Выясните, за какое время он прочитывает одну страницу или заполняет буквами одну строку. Если ему нужно прочитать десять страниц и на каждую страницу уходит по три минуты, значит, на выполнение всего задания потребуется примерно 30 минут. Спросите ребенка, что он предпочитает – прочитать все сразу или же в три приема, по десять минут на каждую порцию с перерывами? Пусть сын или дочь определится и составит план. Вместе решите, что он будет делать во время перерывов: например, пойдет на кухню выпить стакан воды, позанимается на велотренажере или послушает музыку. Или же, если позволяют обстоятельства, можно делать более длинные перерывы: скажем, десять минут чтения после школы, еще десять минут – на следующее утро и последние десять минут – на следующий день.

Если ребенку нужно выполнить несколько заданий, предложите начать с самого легкого. Быстрый успех – хорошее начало. А если есть большое письменное задание, посоветуйте останавливаться на середине, чтобы потом было проще продолжить работу.

КОПАЙТЕ ГЛУБЖЕ. Хотя темперамент – важнейший фактор успеха в школе, он не лежит в основе всех проблем. Если школьная жизнь вашего ребенка чем-то омрачена, причина может крыться еще и в особых образовательных потребностях, плохом здоровье и т. д.

Если, несмотря на все ваши старания, проблемы сохраняются, пройдите с ребенком полное медицинское и психологическое обследование. Только получив всю необходимую информацию, вы сможете принять правильное решение относительно того, что делать дальше.

Помните, что ребенок с характером – эмоциональный барометр вашей семьи. Если родители тяжело переживают конфликт друг с другом, им надо постараться уладить его до того, как проблемы начнутся у их сына или дочки.

Обратитесь за помощью к школьному психологу. Он может поработать с вашим ребенком, чтобы помочь ему пережить развод мамы и папы, смерть близкого человека или другой травмирующий опыт. В некоторых школах существуют даже специальные группы поддержки для детей, столкнувшихся с подобными ситуациями.

Дети с непростым характером могут быть успешными в школе. Если вам и вашему непростому чаду пока не удалось добиться этого, не сдавайтесь. Продолжайте бороться. Решения существуют, и вы сможете их найти.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!