СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика профессиональной деформации и профессионального выгорания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика профессиональной деформации и профессионального выгорания

Пути предупреждения и преодоления профессиональной деформации

Для того, чтобы снизить темп развития профессиональной деформации, личности важно уметь отделять себя от той роли, которую она вынуждена играть на работе. Определить степень своей идентификации с профессиональной ролью можно за счет следующего упражнения:

Нарисуйте "колесо жизни", т.е. круг. Разделите его на 8 равных частей. Дайте название каждой части, указав важные для вас жизненные сферы, например, работа, семья, здоровье, развитие, отдых, хобби, друзья, общественная жизнь, духовный рост. Оцените по десятибалльной шкале важность для вас каждого из компонентов. Отметьте эти цифры внутри круга по шкале от 1 до 10 и соедините между собой.

Теперь необходимо оценить органичность этого колеса, оно перекошено или более-менее ровное? Если оно перекошено за счет любого из компонентов, будьте уверены, далеко такое колесо не уедет, поэтому необходимо взглянуть на него более объективно и спросить себя: за счёт чего я могу подтянуть недостающие компоненты и не надо ли понизить значимость столь выдающихся из общей картины сегментов?

Многие знакомы с чувством беспомощности, которые испытывает человек под натиском входящих задач и не уменьшающегося списка дел. Советы, приведенные ниже, не смогут избавить от дел, но избавить от состояния беспомощности они в силе:

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2) Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб.

5) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Профилактика профессионального выгорания

В социальных профессиях реже подвержены выгоранию те люди, которые имеют стабильную и привлекательную работу, предполагающую возможность творчества, профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы.

Как и любое заболевание, профессиональное выгорание легче предупредить, чем лечить. Профессиональное выгорание - это сигнал нашего тела и нашей психики, что что-то мы делаем

не так, жизнь наша пошла в неправильном направлении срочно надо задуматься о том, как жить дальше.

Хорошо, когда руководитель чуткий и грамотный в психологическом плане человек, вовремя заметит грядущую неприятность и поможет с ней справиться. Но мы обязательно должны стараться сами помочь себе и не допустить, чтобы профессиональное выгорание стало и нашей проблемой.

Советы, которые могут помочь не стать заложниками этой напасти.

1. Научитесь переключаться. Работой жизнь не ограничивается.

2. Заведите себе друзей вне работы.

3. Уделяйте больше внимания семье, если она есть. Если нет - заведите друга или подружку.

4. Займитесь спортом, йогой, танцами.

5. Читайте стихи, художественную литературу, слушайте музыку.

6. Рисуйте, пишите плохие стихи или прозу, вышивайте крестиком, разводите цветы или канареек.

7. Обязательно ходите в отпуск, причем проводите его не дома на диване, съездите куда-нибудь.

8. Не задерживайтесь на работе, не ходите без крайней надобности на работу в выходные и не берите ее домой.

9. Не выполняйте чужих обязанностей.

10. Старайтесь планировать работу заранее, сначала выполняйте все самое срочное и важное.

11. Помните - не ошибается тот, кто не работает.

12. Старайтесь проводить больше времени на свежем воздухе.

13. Ходите пешком.

14. Пойдите на рыбалку, в туристические походы, играйте в шахматы.

15. Не думайте о работе перед сном и переступив порог работы, постарайтесь о ней забыть.

Общение и личность.

Личность.

Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.

В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.

Понятие «локус контроля» настолько вошло из психологии в повседневную жизнь, что смысл его существенно размывается и теряется. Локус контроля в обыденном сознании путается с такими понятиями, как ответственность, экстраверсия и интроверсия, — хотя на деле это в чем-то пересекающиеся, но разные феномены. Попробуем вспомнить и разобраться, что же такое локус контроля и каковы сферы применения этого понятия в психологии.

Типология личности (экстернали и интерналы) «Локус контроля» в концепции Дж. Роттера

Теория Дж. Роттера — это теория социального научения, которую можно отнести к когнитивно-бихевиоральному направлению в психологии. Таким образом, локус контроля — это характеристика когнитивной сферы человека, иными словами, некая особенность восприятия и мышления человека.

Согласно Дж. Роттеру, локус контроля — это обобщенное (генерализованное) ожидание того, в какой мере человек контролирует подкрепления в своей жизни. В свою концепцию социального научения понятие «локус контроля» Роттер ввел с целью прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. При этом локус контроля — это всего лишь один из видов «генерализованных ожиданий» людей.

Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

Экстерналы. Такой человек полагает, что происходящие с ним события — результат влияния внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т. п.

Интерналы. Человек данного типа интерпретирует значимые для себя события как результат собственных усилий.

Интерналы чувствуют свою ответственность за происходящее, за то, как складывается их жизнь в целом. По их мнению, всего хорошего, что у них было и есть, они добились сами и от них же зависит успех в достижении поставленных целей. Они принимают и ответственность за все негативное, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в сложении рабочих взаимоотношений, в карьерном продвижении.

Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

Экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что все зависит не от них, а от обстоятельств, они всего-навсего пешки в этой жизни. Даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Если интернал оказывается в жизни победителем, экстернал — побежденным. У этих людей разные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим.

Акцентуация характера.

Это усиление отдельных черт характера. Личность с акцентуированными чертами более уязвима к определенным раздражителям внешнего и внутреннего характера, но при этом может наблюдаться повышенная устойчивость к другим. Типы акцентуаций характера были разработаны и предложены Леонгардом и Личко, на основе наблюдения за психически больными людьми. Акцентуации характера могут различаться по степени выраженности: явные или скрытые. Так же стоит отметить, что акцентуация характера – это еще не психическое нарушение, а так называемое пограничное состояние.

Положение личности в группе и групповые роли.

Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности. Группа как сложная социальная система постоянно функционирует, осуществляет какую-то деятельность, поэтому для обеспечения эффективности групповой деятельности, достижения групповых целей требуются разделение и кооперация функций. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти – подчинения или предпочтения – отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где в наличии жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Немаловажным фактором в таких группах является низкая социальная зрелость лидера и ведущих членов группы, отсутствие морали. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей.

  • альфа – лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
  • бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; часто является хранителем групповых норм и правил;
  • гамма-1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы;
  • гамма-2 – обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
  • гамма-3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика кнута и пряника. Причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольствия, изгнание из группы и даже физическая расправа;
  • гамма-4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
  • омега – лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.

Темперамент.

Темперамент, как важное свойство личности, описывает то, как человек что-либо делает (а не то, что делает). Темперамент обусловлен типом высшей нервной деятельности. В зависимости от её устройства, специалисты выделяют 4 основных типа темперамента.

Холерический — это быстрая, громкая речь, порывистость движений, хорошо выраженная мимика. Человек-сангвиник имеет те же самые черты, но в менее выраженной форме. Представители этих двух типов, как правило, оптимисты по жизни.

Флегматику требуется длительное время для ответной реакции. Представители этого типа темперамента хорошо переносят монотонные нагрузки (работа на конвейере). Установлено, что флегматики в браке совместимы со всеми темпераментами. Меланхолика можно узнать из целой толпы людей по выражению печали и скорби на лице (в народе его принято называть маска «Пьеро»). Меланхолики — вечные и неисправимые пессимисты.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика профессиональной деформации и профессионального выгорания»

Профилактика профессиональной деформации и профессионального выгорания

Пути предупреждения и преодоления профессиональной деформации

Для того, чтобы снизить темп развития профессиональной деформации, личности важно уметь отделять себя от той роли, которую она вынуждена играть на работе. Определить степень своей идентификации с профессиональной ролью можно за счет следующего упражнения:

Нарисуйте "колесо жизни", т.е. круг. Разделите его на 8 равных частей. Дайте название каждой части, указав важные для вас жизненные сферы, например, работа, семья, здоровье, развитие, отдых, хобби, друзья, общественная жизнь, духовный рост. Оцените по десятибалльной шкале важность для вас каждого из компонентов. Отметьте эти цифры внутри круга по шкале от 1 до 10 и соедините между собой.

Теперь необходимо оценить органичность этого колеса, оно перекошено или более-менее ровное? Если оно перекошено за счет любого из компонентов, будьте уверены, далеко такое колесо не уедет, поэтому необходимо взглянуть на него более объективно и спросить себя: за счёт чего я могу подтянуть недостающие компоненты и не надо ли понизить значимость столь выдающихся из общей картины сегментов?

Многие знакомы с чувством беспомощности, которые испытывает человек под натиском входящих задач и не уменьшающегося списка дел. Советы, приведенные ниже, не смогут избавить от дел, но избавить от состояния беспомощности они в силе:

1) Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию.

2) Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок

3) Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию".

4) Профессиональное развитие и самосовершенствование. Одним из способов предохранения от синдрома эмоционального сгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб.

5) Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение или чрезмерное повышение массы тела усугубляют проявление синдрома эмоционального сгорания.

Профилактика профессионального выгорания

В социальных профессиях реже подвержены выгоранию те люди, которые имеют стабильную и привлекательную работу, предполагающую возможность творчества, профессионального и личностного роста; имеют высокую удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, разнообразные интересы, перспективные жизненные планы.

Как и любое заболевание, профессиональное выгорание легче предупредить, чем лечить. Профессиональное выгорание - это сигнал нашего тела и нашей психики, что что-то мы делаем

не так, жизнь наша пошла в неправильном направлении срочно надо задуматься о том, как жить дальше.

Хорошо, когда руководитель чуткий и грамотный в психологическом плане человек, вовремя заметит грядущую неприятность и поможет с ней справиться. Но мы обязательно должны стараться сами помочь себе и не допустить, чтобы профессиональное выгорание стало и нашей проблемой.

Советы, которые могут помочь не стать заложниками этой напасти.

1. Научитесь переключаться. Работой жизнь не ограничивается.

2. Заведите себе друзей вне работы.

3. Уделяйте больше внимания семье, если она есть. Если нет - заведите друга или подружку.

4. Займитесь спортом, йогой, танцами.

5. Читайте стихи, художественную литературу, слушайте музыку.

6. Рисуйте, пишите плохие стихи или прозу, вышивайте крестиком, разводите цветы или канареек.

7. Обязательно ходите в отпуск, причем проводите его не дома на диване, съездите куда-нибудь.

8. Не задерживайтесь на работе, не ходите без крайней надобности на работу в выходные и не берите ее домой.

9. Не выполняйте чужих обязанностей.

10. Старайтесь планировать работу заранее, сначала выполняйте все самое срочное и важное.

11. Помните - не ошибается тот, кто не работает.

12. Старайтесь проводить больше времени на свежем воздухе.

13. Ходите пешком.

14. Пойдите на рыбалку, в туристические походы, играйте в шахматы.

15. Не думайте о работе перед сном и переступив порог работы, постарайтесь о ней забыть.

Общение и личность.

Личность.

Личность — это полноценный, состоявшийся человек со своей собственной сформированной годами системой ценностей, оригинальными привычками, особым образом поведения, манерой общения и другими индивидуальными особенностями.

В психологии под термином «личность» понимается человек, который обладает совокупностью психологических характеристик, которые оказывают непосредственное влияние на поступки и их значимость в обществе. Каждая личность индивидуальна, поэтому всегда отличается от другой.

Понятие «локус контроля» настолько вошло из психологии в повседневную жизнь, что смысл его существенно размывается и теряется. Локус контроля в обыденном сознании путается с такими понятиями, как ответственность, экстраверсия и интроверсия, — хотя на деле это в чем-то пересекающиеся, но разные феномены. Попробуем вспомнить и разобраться, что же такое локус контроля и каковы сферы применения этого понятия в психологии.

Типология личности (экстернали и интерналы) «Локус контроля» в концепции Дж. Роттера

Теория Дж. Роттера — это теория социального научения, которую можно отнести к когнитивно-бихевиоральному направлению в психологии. Таким образом, локус контроля — это характеристика когнитивной сферы человека, иными словами, некая особенность восприятия и мышления человека.

Согласно Дж. Роттеру, локус контроля — это обобщенное (генерализованное) ожидание того, в какой мере человек контролирует подкрепления в своей жизни. В свою концепцию социального научения понятие «локус контроля» Роттер ввел с целью прогнозировать поведение человека в той или иной ситуации. При этом локус контроля — это всего лишь один из видов «генерализованных ожиданий» людей.

Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

Экстерналы. Такой человек полагает, что происходящие с ним события — результат влияния внешних сил, случая, обстоятельств, других людей и т. п.

Интерналы. Человек данного типа интерпретирует значимые для себя события как результат собственных усилий.

Интерналы чувствуют свою ответственность за происходящее, за то, как складывается их жизнь в целом. По их мнению, всего хорошего, что у них было и есть, они добились сами и от них же зависит успех в достижении поставленных целей. Они принимают и ответственность за все негативное, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, страданиях. Такие люди считают свои действия важным фактором в организации собственного производства, в сложении рабочих взаимоотношений, в карьерном продвижении.

Таким образом, интерналу присуща активная жизненная позиция, независимость и ответственность за себя.

Экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистичны, чувствуют, что все зависит не от них, а от обстоятельств, они всего-навсего пешки в этой жизни. Даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним обстоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи других людей. Если интернал оказывается в жизни победителем, экстернал — побежденным. У этих людей разные жизненные сценарии, различное отношение к себе и другим.

Акцентуация характера.

Это усиление отдельных черт характера. Личность с акцентуированными чертами более уязвима к определенным раздражителям внешнего и внутреннего характера, но при этом может наблюдаться повышенная устойчивость к другим. Типы акцентуаций характера были разработаны и предложены Леонгардом и Личко, на основе наблюдения за психически больными людьми. Акцентуации характера могут различаться по степени выраженности: явные или скрытые. Так же стоит отметить, что акцентуация характера – это еще не психическое нарушение, а так называемое пограничное состояние.

Положение личности в группе и групповые роли.

Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности. Группа как сложная социальная система постоянно функционирует, осуществляет какую-то деятельность, поэтому для обеспечения эффективности групповой деятельности, достижения групповых целей требуются разделение и кооперация функций. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти – подчинения или предпочтения – отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где в наличии жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Немаловажным фактором в таких группах является низкая социальная зрелость лидера и ведущих членов группы, отсутствие морали. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей.

  • альфа – лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;

  • бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; часто является хранителем групповых норм и правил;

  • гамма-1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы;

  • гамма-2 – обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;

  • гамма-3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика кнута и пряника. Причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольствия, изгнание из группы и даже физическая расправа;

  • гамма-4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;

  • омега – лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!