СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование по природоведению для учащихся 5 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по природоведению в 5 классе для учащихся с умственной отсталостью.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование по природоведению для учащихся 5 класса»

Календарно-тематическое планирование.

Тема

Количество часов

Тип урока

Целевая установка

Основные понятия

Планируемые предметные результаты (в соответствии с ФГОС)

Минимальные

Достаточные

I четверть (18ч)

Введение (2ч)

1

Вводный урок. Что такое природоведение?

1

Вводный

Формирование представлений о предмете природоведение, предметах и явлениях, которые на нем изучаются.

Что изучает природоведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью.

Узнавание природных предметов и явлений на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние природных объектов и явлений.

Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, называние природных предметов и явлений.

2

Предметы и явления неживой и живой природы.

1

Урок изучения новых знаний

Формирование представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу

Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы. Явления природы

Узнавание объектов неживой природы на иллюстрциях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе, называние изученных объектов живой и неживой природы

Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой

Вселенная (6ч)

3

Небесные тела: планеты, звезды

1

Урок изучения новых знаний

Формировать представления о небесных телах

Небесные тела. Звезды. Планеты. Солнце. Земля. Луна. Астрономия (острономы)

Называние изученных небесных тел

Называние изученных небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков: отнесение небесных тел к разным группам на основании признаков

4

Солнечная система. Солнце

1

Комбинированный урок

Формировать представления о Солнце как центре Солнечной системы, показать значение Солнца для жизни на Земле, дать краткую характеристику планетам Солнечной системы

Вселенная. Солнце-раскаленный шар. Солнечная система. Планеты. Вращение планет вокруг Солнца, Земли

Называние изученных небесных тел - Солнце, планеты, планета Змля, Солнечная система - и их основных признаков

Называние изученных небесных тел - звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2-3 другие планеты Солнечной системы - и их признаков; знать, что входит в состав Солнечной системы

5

Исследование космоса. Спутники. Космические корабли

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с исследованиеми космоса и их значением для человечества

Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник. Значение. Космические корабли

Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов

Узнавание искусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение

6

Полеты в космос

1

Комбинированный урок

Познакомить учащихся с исследованиями космоса, формировать представления о полетах человека в космос и первых космонавтах

Космические корабли. Космонавты. Ю.А. Гагарин. В.В. Терешкова

Называние первого косманавта Ю.А. Гагарина, первой женщины-космонавта В.В. Терешковой

Знать фамилии первых космонавтов (Ю.А. Гагарина, В.В. Терешкова), иметь представления о современных полетах в космос и их значении

7

Смена дня и ночи

1

Комбинированный урок

Формирование представлений о суточном вращении земли и смене дня и ночи

Вращение Земли, смена дня и ночи, день, ночь, сутки

Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их

Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи

8

Смена времен года. Сезонные изменения в природе

1

Комбинированный урок

Формирование представлений о годовом движении Земли

Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Времена года

Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных времен года и их основных признаков (1-2)

Знать признаки времен года, осуществлять классификацию времен года на основании основных признков. Причины смены времен года

Наш дом - Земля (44 часа)

9

Планета Земля. Оболочки Земли

1

Комбинированный урок

Закрепить знания о Солнечной системе. Формировать представления о Земле как планете, показать отличие Земли от других планет Солнечной системы

Планета Земля. Вращение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Оличие Земли от других планет

Название планеты Земля и ее основных оболочек - вода, суша, воздух

Знать, что Земля - часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнавать Землю на фотографиях и иллюстрациях; называть основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная: знать основное отличие Земли от других планет

10

Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле

1

Урок изучения новых знаний

Формировать представление о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для человека, животных и растений. Формировать предсттавления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистого воздуха

Воздух. Значение для человека, растений, животных

Зннать значение воздуха для растений, животных и человека

Знать и называть состав воздуха и его значение

11

Свойства воздуха

1

Комбинированный урок

Формировать в процечче демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту

Свойства воздуха. Воздух роозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло

Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов

Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов: описывать опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знать свойтва воздуха и их использования в быту

12

Давление и движение воздуха

1

Комбинированный урок

Формировать представление о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха

Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воздух сжимается. Движение воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз

Знания об использовании свойств воздуха в быту (наачивание шин, матрасов, игрушек)

Знаь свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается); называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту

13

Температура воздуха. термометр

1

Комбинированный урок

Формировать представление о термометре и его устройстве, формировать умение измерять температуру воздуха, читать показания термометра

Термометр. Температура воздуха. Устройство термометра. Правила измерения температуры воздуха

Узнавание термометра на иллюстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха; понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур

Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показания термометра; уметь использовать показания термометра в повседневной жизни

14

Движение воздуха в природе. Ветер

1

Комбинированный урок

Формировать представление о о движении воздуха - ветре, силе ветра и использовании ветра человеком

Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование силы ветра человеком

Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называние ветра, ураган; иметь представление об использовании силы ветра человеком

Знать названия движения воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра

15

Состав воздуха. Кислород, его значение и применение

1

Комбинированный урок

Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойстваз

Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: угллекислый газ, азот, кислород. Кислород. Значение кислорода. Свойства кислорода

Называние свойств кислорода, отнесение кислорода к газам, входящим в состав воздуха; знание значения кислорода для человека, животных и растений

Называние газов, входящих в состав воздуха; знание свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности

16

Состав воздуха. Углекислый газ и азот

1

Комбинированный урок

Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах

Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: угллекислый газ, азот, кислород. Азот, углекислый газ. Значение. Свойства

Называние газов, входящих в состав кислорода (углекислый газ, азот), отнесение углекислого газа и азота к газам, входящим в состав воздуха

Называние газов, входящих в состав воздуха, знание свойств углекислого газа, роли углекислого газа в жизни растений и наличие представлений об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности

17

Значение и охрана воздуха

1

Комбинированный урок

Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха

Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, принимаемые для охраны воздуха

Иметь представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты

Знать о роли воздуха для жизни на Земле: устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни

18

Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана

1

Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных

Состав воздуха. Свойство кислорода, углекислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на промышленных предприятиях для очистки воздуха. Поддержание чистоты воздуха в классе и дома

Иметь представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты

Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни

II четверть

Полезные ископаемые (14ч)

19

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи

1

Урок изучения новых знаний

Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении

Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых. Охрана

Иметь представление о назначении полезных ископаемых

Знание названий полезных ископаемых; выделение признаков полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие).

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов

20

Гранит, известняк

1

Комбинированный

Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - граните, известняке

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Мрамор

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе используемых в строительстве; иметь представление о назначении данно группы полезных ископаемых

Узнавание и называние представителей полезных ископаемых. используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение

21

Песок, глина

1

Комбинированный

Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве - песке, глине


Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе используемых в строительстве; иметь представление о назначении данно группы полезных ископаемых

Узнавание и называние представителей полезных ископаемых. используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение

Горючие полезные ископаемые

22

Горючие полезные ископаемые. Торф

1

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о торфе

Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называние изученных полезных ископаемых; отнесение торфа к группе горючих полезных ископаемых; иметь представление о назначении торфа

Узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых; выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа; относить торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений)

23

Каменный уголь. Свойства

1

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о каменном угле

Горючие полезные ископаемые. каменный уголь. Внешний вид.

Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называние изученных полезных ископаемых; отнесение каменного угля к группе горючих полезных ископаемых. Узнавание и называние горючих полезных исккопаемых - каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых

24

Добыча и использование каменного угля

1

Комбинированный

Формировать представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля

Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана

Отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых; иметь представление о значение каменного угля

Относить каменный уголь к различным группам, с учетом разных квалификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способы добычи каменного угля

25

Нефть: внешний вид и свойства

1

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о нефти

Горючие полезные ископаемые. Нефть. Внешний вид.

Называние изученных полезных ископаемых (нефть); отнесение нефти к группе полезных ископаемых

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - нефти; выделять признаки нефти; отнесение нефти к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых

26

Добыча и использование нефти


Комбинированный

Формировать представление о нефти, способах добычи и значении нефти

Нефть. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана

Отнесение нефти к группе полезных ископаемых; иметь представление о значение нефти

Относить нефть к различным группам, с учетом разных квалификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способы добычи нефти

27

Природный газ. Свойства. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту

1

Комбинированный

Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формировать умение соблюдать правила безопасного пользования газом в быту

Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Использование чловеком. Правила обращения с газом в быту

Называние изученных полезных ископаемых (природный газ); отнесение природного к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении природного газа; называть (с помощью учителя) правила использования газа в быту

Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - природного газа; выделять признаки природного газа; отнесение природного газа к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых

Полезные ископаемые, используемых для получения металлов

28

Черные металлы. Сталь. Чугун

1

Комбинированный

Формировать представления о черных металлах. формировать представление о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту

Черные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ископаемые, используемых для получения металлов

Называние черных металлов (сталь, чугун), представление об использовании черных металлов

Узнавать и называть черные металлы - чугун и сталь; знать способ получения черных металлов; выделять признаки черных металлов, свойства стали и чугуна

29

Цветные металлы

1

Комбинированный

Формировать представления о цветных металлах. Формировать представление о алюминии, меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту

Цветные металлы. Полезные ископаемые, используемых для получения металлов. Использование цветных металлов

Называние цветных металлов, представление об использовании цветных металлов

Узнавать и называть цветные металлы - алюминий и медь; знать способ получения цветных металлов; выделять признаки цветных металлов, производить классификацию цветных металлов (относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам)

30

Благородные (драгоценные) металлы

1

Комбинированный

Формировать представления о Благородных (драгоценных) металлах. Формировать представление о золоте, серебре, платине,использовании в промышленности и в быту

Благородные (драгоценные) металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использование

Называние благородных (драгоценных) металлов; представление об использовании благородных (драгоценных) металлов.

Узнавать и называть благородные (драгоценные) металлы - золото, серебро, платину; выделять признаки благородных (драгоценных) металлов, производить классификацию цветных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и цветным металлам)

31

Охрана полезных ископаемых

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых

Полезные ископаемые. Запасы полезных ископаемых. Меры, принимаемые для охраны полезных ископаемых

Называть полезные ископаемые, знать о необходимости охраны полезных ископаемых

Узнавать и называть полезные ископаемые; знать способы охраны полезных ископаемых

32

Полезные ископаемые

1

Обобщающий урок

Обобщить и систематизировать понятия о полезных ископаемых.

Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Черные металлы. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы

Иметь представление о полезных ископаемых, их значении для людей

Узнавать и называть полезные ископаемые; проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к различным группа, объяснять свой выбор; знать свойства полезных ископаемых, меры по их охране

III четверть

Вода (14ч)

33

Вода в природе

1

Урок получения новых знаний

Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных

Вода. Вода на Земле. Значение воды для растений, животных и человека.

Представление о воде в природе, знание о значение воды для растений, животных и человека.

Узнавание на рисунках и фотографиях и называние воды в разных формах существования в природе

34

Свойства воды

1

Комбинированный

Формирование представлений о свойствах воды

Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие запаха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода-растворитель

Называние свойств воды (совместтно с учителем) после демонстрации опытов

Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды; знать свойства воды и использование этих свойств в быту

35

Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода

1

Комбинированный

Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах

Вода. Растворимые и нерастворимые вещества.Растворы. Виды растворов. Питьевая вода

Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы

Знать и называть растворимые и нерастворимые вещества; узнавать растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называть их; иметь представление о назначении растворов; выделять сущетвенные признаки питьевой воды, использовать полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов - сладкий водный раствор, соленый водный раствор)

36

Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды

1

Комбинированный

Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды

Чистая вода. Мутная вода. Состав мутной воды. Очистка воды отстаиванием и фильтрованием

Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках; знать признаки мутной и чистой воды

Выделять признаки чистой и мутной воды; относить воду к разным группам; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ (очитска воды отстаиванием, фильтрованием)

37

Три состояния воды. Температура и ее измерение

1

Комбинированный

Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды

Ри состояния воды. твердое (лед), газообразное (пар), жидкое (вода). Температура замерзания. Температура кипения. Переход из одного состояния в другое

Узнаать воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках

Выделять признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливать зависимости между температурой и состоянием воды; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем

38

Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании

1

Комбинированный

Формирование представлений об измнении состояния воды под воздействием температуры

Вода сжимается при охлаждении, вода расширяется при наревании. Температура кипения

Узнавание и называние состояния воды при нагревании и охлаждении

Узнавание и называние состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделение существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь использовать полученные знания в быту

39

Свойства воды. Лабораторная работа

1

Практический урок

Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя

Лабораторная работа

Выполнять лабраторные работы совместно с учителем; называть свойства воды после проведения опытов

Выпполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов; делать выводы о свойствах воды

40

Работа воды в природе

1

Комбинированный

Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды

Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнения

Узнавание и называние последствий работы воды - оврагов, пещер, наводнений

Устанавливать взаимозависимость между явлениями природы (работа воды и форма поверхности)

41

Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве

1

Комбинированный

Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мрами, принимаемыми для охраны воды

Чистая вода. Пресная вода. Использование воды в быту, сельском хозяйстве, промышленности, охрана воды, очистка воды

Знание о значение воды для жизни человека; умение называть (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран)

Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об охране воды на практике; выполнение доступных возрасту действий

42

Вода в природе

1

Комбинированый

Формирование представления о круговороте воды в природе

Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, , озера, моря, океаны. Облака, тучи. Круговорот воды в природе

Знание и называние разных состояний воды; узнавание на иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч

Узнавание и называние состояния воды на разных этапах ее круговорота; установление причинно-следственных зависимостей

43

Воды суши: ручьи, реки

1

Комбинированный

Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках

Воды суши. Вода пресная и соленая. Естественные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана.

Узнавание ручьев и рек на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании рек

Иметь представление о внешнем виде рек и ручьев и образовании изученных водоемов; знать правила поведения у водомов; уметь выполнять доступные возрасту действия

44

Озера, болота, пруды

1

Комбинированный

Формирование представлений о водах суши: озерах, болотах, прудах

Озера, болота, пруды, водохранилища. Внешний вид. Режим. Использование человеком. Обитатели водоемов

Узнавание озер, болот и прудов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемах

Иметь представления о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, об их значении; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи

45

Моря и океаны. Использование и охраа воды

1

Комбинированный

Формирование представлений о морях и океанах и их использовании

Моря. Океаны. Внешний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. использование морей и океанов человеком

Узнавание морей и океано на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемах

Иметь представление о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов

46

Охрана воды

1

Комбинированный

Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов

Охрана воды. Бережное отношение к воде в быту

Иметь представления об использовании воды

Знать и называть меры, принимаемые для оханы водоемов; применять знания об охране воды на практике

Поверхность суши. Почва (6ч)

47

Равнины, холмы, овраги

1

Урок изучения новых знаний

На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использование человеком

Равнины, холмы, овраги.Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности

Узнавание и называние форм поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях

Выделение существенных признаков изученных форм поверхности суши: называние холмов и оврагов, известных из личного опыта.

48

Горы

1

Комбинированный

На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли

Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей

Узнавание и называние гор на иллюстрациях и фотографиях

Выделение существенных признаков гор; называть занятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения; назывние гор известных из личного опыта.

49

Почва - верхний слой земли. Состав почвы

1

Комбинированный

Формировать представление о почве, ее бразовании. Закрепить знания о роли почвы в жизни растений

Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода. воздух, минеральные соли

Знать и называть назначение почвы

Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть вещества, входящие в состав почвы

50

Разнообразие почв

1

Комбинированный

Формирование представлений о видах почв, их особенностях

Почва. Плодородие, черноземные почвы, глинистые почвы, песчаные почвы

Называть виды почв (не менее 2); называть свойства черноземных почв

Называть виды почв и их основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв; устанавливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике

51

Основное свойтво почвы - плодородие. Обработа почвы

1

Комбинированный

Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значение

Почва. Перегной. Черноземные почвы. Плодородные почвы. Обраотка почвы. Весенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы

Иметь представление об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая

Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике

52

Охрана почвы

1

Комбинированный

Закрепление представлений о значении почвы. Формирование представлений о необхдимости охраны почв, о мерах, принимаемых для охраны почв

Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя почвы (костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, защита от загрязнения)

Представление о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимают для защиты почвы

Называть вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубку лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры по охране почв

IV четверть (16ч)

Есть на Земле страна Россия (14ч)

53

Место России на земном шаре. Знакомство с картой

1

Урок получения новых знаний

Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе

Россия. Россия -самое большое государство. Разнообразие поверхности и климата. Обозначение суши и рек на карте

Знать и называть название своей страны

Называть особенности климата и рельефа России; узнавание на карте России реки и сушу (по цвету) ; устанавливать причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом

54

Моря и океаны, омывающие берега России

1

Комбинорованный

Формирование представления о морях, об океанах, омывающие берега России

Моря. Океаны. Тихий океан. Черное море, Азовское море, Балтийское море, Северный Ледовитый океан

Знать, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называть основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж)

Называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные признаки

55

Горы и равнины на территории нашей страны

1

Комбинированный

Формировать представление о ормах поверхности России

Основные формы поверхности. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Горы: Кавкзские, Уральские

Узнавать на иллюстрациях различные формы поверхности - равнины, горы; знать, что на территории России находятся горы и равнины

Называть горы и равнины России, знать их основные признаки

56

Реки и озера России

1

Комбинированный

Формировать представления о реках и озерах России

Крупнейшие реки:Лена,Обь, Енисей,Амур, Волга. Озера: Байкал, Каспийское море

Узнавать на иллюстрациях реки; знать, что на территории России находятся реки и озера; называть 1-2 реки России

Называть реки и озера России: 3-4 названия, знать их основные признаки

57

Москва - столица России

1

Комбинированный

Формировать представление о столице России - Москве

Столица. Правительство. Дстопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, стадион "Лужники"

Узнавание и называние достопримечательностей Кремль, стадион "Лужники" на иллюстрациях и фотографиях, называние столицы России

Узнавание и называние основныхдостопримечательностей Москвы

58

Санкт-Петербург

1

Комбинированный

Формировать представление о городе Санкт-Петербурге

Достопримечательности: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. Река Нева. Разводные мосты. Порт

Узнавание и называние достопримечательностей: разводные мосты, Дворцовая площадь на иллюстрациях и фотографиях, называние столицы России

Узнавание и называние основныхдостопримечательностей Санкт-Петербург

59

Ярославль, Владимир, города Золотого кольца

1

Комбинированный

Формировать представление о городах Золотого кольца России

Древние города России: Ярославль, Владимир. История. Достопримечательности. Народные промыслы. Туризм

Названия городов Золотого кольца: Ярославль, Владимир

Знать основные дастопримечательности городов Золотого кольца России

60

Нижний Новгород, Казань, Волгоград

1

Комбинированный

Формировать представление о городах Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Города России.Река Волга. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. История. Достопримечательности. Промышленность

Названия городов Нижний Новгород, Казань, Волгоград

Узнавать и называть города Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Называть основные достопримечательности

61

Новосибирск, Владивосток

1

Комбинированный

Формировать представление о городах Новосибирск, Владивосток

Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Промышленность. Порт

Называние гор Новосибирск, Владивосток одов

Узнавать и называть города Новосибирск, Владивосток; называть основные достопримечательности

62

Население и народы России

1

Комбинированный

Формировать представление о России и России как многонациональном государстве

Население России. Городское и сельское население. Россия - многонациональное государство. Национальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы

Называние отдельных представителей народов России; называть места, где проживает население.

Называть представителей народов России, их традиции и обычаи, занятия городского и сельского населения

63

Ваш город. Важнейшие географические объекты региона

1

Комбинированный

Формировать представление о вашей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний

Название. Область. Поверхность. Водоемы. Растительный и животный мир. Население. Промышленность и сельское хозяйство

Называть основные географические объекты вашей местности

Называть промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи

64-65

Экскурсия

2






66-67

Обобщающий урок по разделу "Есть на Земле страна Россия"

2

Обобщающий урок

Закрепить знания о России : формах рельефа, водоемах, городах, населении

Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России

Называние отдельных городов России

Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, отдельные реки, озера, горы, равнины, знать названия городов и их достопримечательности

68

Неживая природа.

1

Обобщающий урок

Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы

Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы

Узнавание объектов неживой природы на иллюстрциях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе, называние изученных объектов живой и неживой природы

Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!