№ | Тема | Количество часов | Тип урока | Целевая установка | Основные понятия | Планируемые предметные результаты (в соответствии с ФГОС) |
Минимальные | Достаточные |
I четверть (18ч) Введение (2ч) |
1 | Вводный урок. Что такое природоведение? | 1 | Вводный | Формирование представлений о предмете природоведение, предметах и явлениях, которые на нем изучаются. | Что изучает природоведение? Природа и человек. Явления природы. Знакомство с учебником, тетрадью. | Узнавание природных предметов и явлений на иллюстрациях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе; называние природных объектов и явлений. | Выделение существенных признаков объектов природы, отнесение предметов к природе, называние природных предметов и явлений. |
2 | Предметы и явления неживой и живой природы. | 1 | Урок изучения новых знаний | Формирование представлений о предметах и явлениях живой и неживой природы, умения дифференцировать живую и неживую природу | Природа живая и неживая. Признаки живой природы. Тела неживой природы. Явления природы | Узнавание объектов неживой природы на иллюстрциях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе, называние изученных объектов живой и неживой природы | Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой |
Вселенная (6ч) |
3 | Небесные тела: планеты, звезды | 1 | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о небесных телах | Небесные тела. Звезды. Планеты. Солнце. Земля. Луна. Астрономия (острономы) | Называние изученных небесных тел | Называние изученных небесных тел (звезды, Солнце, планеты) и их признаков: отнесение небесных тел к разным группам на основании признаков |
4 | Солнечная система. Солнце | 1 | Комбинированный урок | Формировать представления о Солнце как центре Солнечной системы, показать значение Солнца для жизни на Земле, дать краткую характеристику планетам Солнечной системы | Вселенная. Солнце-раскаленный шар. Солнечная система. Планеты. Вращение планет вокруг Солнца, Земли | Называние изученных небесных тел - Солнце, планеты, планета Змля, Солнечная система - и их основных признаков | Называние изученных небесных тел - звезды, Солнце, Солнечная система, планета Земля, 2-3 другие планеты Солнечной системы - и их признаков; знать, что входит в состав Солнечной системы |
5 | Исследование космоса. Спутники. Космические корабли | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с исследованиеми космоса и их значением для человечества | Вселенная. Солнечная система. Искусственный спутник. Значение. Космические корабли | Узнавание искусственных спутников и космических кораблей на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных объектов | Узнавание искусственных спутников и космических кораблей, знать их назначение |
6 | Полеты в космос | 1 | Комбинированный урок | Познакомить учащихся с исследованиями космоса, формировать представления о полетах человека в космос и первых космонавтах | Космические корабли. Космонавты. Ю.А. Гагарин. В.В. Терешкова | Называние первого косманавта Ю.А. Гагарина, первой женщины-космонавта В.В. Терешковой | Знать фамилии первых космонавтов (Ю.А. Гагарина, В.В. Терешкова), иметь представления о современных полетах в космос и их значении |
7 | Смена дня и ночи | 1 | Комбинированный урок | Формирование представлений о суточном вращении земли и смене дня и ночи | Вращение Земли, смена дня и ночи, день, ночь, сутки | Определение на иллюстрациях и фотографиях частей суток, называние их | Знать название частей суток, их признаки и причины смены дня и ночи |
8 | Смена времен года. Сезонные изменения в природе | 1 | Комбинированный урок | Формирование представлений о годовом движении Земли | Вращение Земли вокруг Солнца, смена времен года. Времена года | Определение времен года на иллюстрациях и фотографиях, называние изученных времен года и их основных признаков (1-2) | Знать признаки времен года, осуществлять классификацию времен года на основании основных признков. Причины смены времен года |
Наш дом - Земля (44 часа) |
9 | Планета Земля. Оболочки Земли | 1 | Комбинированный урок | Закрепить знания о Солнечной системе. Формировать представления о Земле как планете, показать отличие Земли от других планет Солнечной системы | Планета Земля. Вращение Земли вокруг Солнца. Форма Земли. Оболочки Земли: воздух, вода, суша (литосфера). Оличие Земли от других планет | Название планеты Земля и ее основных оболочек - вода, суша, воздух | Знать, что Земля - часть Солнечной системы; знать форму Земли и узнавать Землю на фотографиях и иллюстрациях; называть основные оболочки Земли (твердая, воздушная, водная: знать основное отличие Земли от других планет |
10 | Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле | 1 | Урок изучения новых знаний | Формировать представление о воздухе, уточнить и обобщить знания о значении воздуха для человека, животных и растений. Формировать предсттавления о мероприятиях, проводимых с целью охраны чистого воздуха | Воздух. Значение для человека, растений, животных | Зннать значение воздуха для растений, животных и человека | Знать и называть состав воздуха и его значение |
11 | Свойства воздуха | 1 | Комбинированный урок | Формировать в процечче демонстрации опытов представления о свойствах воздуха (прозрачность, бесцветность, упругость, теплопроводность) и об использовании этих свойств в быту | Свойства воздуха. Воздух роозрачный и бесцветный, без запаха. Воздух занимает место, упругий, сохраняет тепло | Называние свойств воздуха совместно с учителем после демонстрации опытов | Узнавать и называть свойства воздуха после демонстрации опытов: описывать опыты, демонстрирующие свойства воздуха; знать свойтва воздуха и их использования в быту |
12 | Давление и движение воздуха | 1 | Комбинированный урок | Формировать представление о свойствах (упругость, сжатие) и движении воздуха | Свойства воздуха. Упругость воздуха. Воздух сжимается. Движение воздуха. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз | Знания об использовании свойств воздуха в быту (наачивание шин, матрасов, игрушек) | Знаь свойства воздуха (упругость, сжатие, теплый воздух поднимается, холодный опускается); называть свойства воздуха с опорой на иллюстрации или демонстрируемый опыт; умение использовать свойства воздуха в быту |
13 | Температура воздуха. термометр | 1 | Комбинированный урок | Формировать представление о термометре и его устройстве, формировать умение измерять температуру воздуха, читать показания термометра | Термометр. Температура воздуха. Устройство термометра. Правила измерения температуры воздуха | Узнавание термометра на иллюстрациях и фотографиях, чтение записанной температуры воздуха; понимание положительных (со знаком плюс) и отрицательных (со знаком минус) температур | Узнавание термометра в естественных условиях, иметь представление о назначении термометра; уметь читать показания термометра; уметь использовать показания термометра в повседневной жизни |
14 | Движение воздуха в природе. Ветер | 1 | Комбинированный урок | Формировать представление о о движении воздуха - ветре, силе ветра и использовании ветра человеком | Ветер. Сила ветра. Ураган. Шторм. Использование силы ветра человеком | Узнавание ветра разной силы на иллюстрациях и фотографиях; называние ветра, ураган; иметь представление об использовании силы ветра человеком | Знать названия движения воздуха разной силы (ветер, ураган, шторм), причины появления ветра |
15 | Состав воздуха. Кислород, его значение и применение | 1 | Комбинированный урок | Формирование представлений о составе воздуха, о значении кислорода и его свойстваз | Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: угллекислый газ, азот, кислород. Кислород. Значение кислорода. Свойства кислорода | Называние свойств кислорода, отнесение кислорода к газам, входящим в состав воздуха; знание значения кислорода для человека, животных и растений | Называние газов, входящих в состав воздуха; знание свойств кислорода и наличие представлений об использовании свойств кислорода в быту, хозяйстве и промышленности |
16 | Состав воздуха. Углекислый газ и азот | 1 | Комбинированный урок | Формирование представлений о составе воздуха, о значении углекислого газа и азота и их свойствах | Воздух. Газы, входящие в состав воздуха: угллекислый газ, азот, кислород. Азот, углекислый газ. Значение. Свойства | Называние газов, входящих в состав кислорода (углекислый газ, азот), отнесение углекислого газа и азота к газам, входящим в состав воздуха | Называние газов, входящих в состав воздуха, знание свойств углекислого газа, роли углекислого газа в жизни растений и наличие представлений об использовании свойств углекислого газа в быту, хозяйстве и промышленности |
17 | Значение и охрана воздуха | 1 | Комбинированный урок | Формирование представлений о значении воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Знакомство с мерами, принимаемыми для охраны воздуха | Воздух. Чистый воздух. Значение воздуха. Мероприятия, принимаемые для охраны воздуха | Иметь представления о значении чистого воздуха и мерах, принимаемых для его защиты | Знать о роли воздуха для жизни на Земле: устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни |
18 | Значение воздуха для жизни на Земле и его охрана | 1 | Обобщающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о воздухе, его составе, свойствах и значении для человека, растений и животных | Состав воздуха. Свойство кислорода, углекислого газа. Охрана воздуха от загрязнения (высадка растений, установка специальных фильтров на промышленных предприятиях для очистки воздуха. Поддержание чистоты воздуха в классе и дома | Иметь представления о значении чистого воздуха для жизни на Земле и мерах, принимаемых для его защиты | Знать состав воздуха, свойства воздуха, роль воздуха для жизни на Земле; устанавливать (с помощью учителя) зависимость между чистотой воздуха и жизнью растений, животных и человека; знать и соблюдать в быту меры по охране воздуха, правила здорового образа жизни |
II четверть Полезные ископаемые (14ч) |
19 | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи | 1 | Урок изучения новых знаний | Формировать представления о полезных ископаемых, их видах и значении | Полезные ископаемые. Месторождения. Способы добычи. Виды полезных ископаемых (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). Значение полезных ископаемых. Охрана | Иметь представление о назначении полезных ископаемых | Знание названий полезных ископаемых; выделение признаков полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых разным группам (твердые, жидкие, газообразные; горючие, негорючие). |
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов |
20 | Гранит, известняк | 1 | Комбинированный | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве, - граните, известняке | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит. Известняк. Мрамор | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе используемых в строительстве; иметь представление о назначении данно группы полезных ископаемых | Узнавание и называние представителей полезных ископаемых. используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение |
21 | Песок, глина | 1 | Комбинированный | Формировать представления о полезных ископаемых, используемых в строительстве - песке, глине | | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (песок, глина); называние изученных полезных ископаемых; отнесение полезных ископаемых к группе используемых в строительстве; иметь представление о назначении данно группы полезных ископаемых | Узнавание и называние представителей полезных ископаемых. используемых в строительстве; выделять признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называть полезные ископаемые, известные из других источников, объяснять свое решение |
Горючие полезные ископаемые |
22 | Горючие полезные ископаемые. Торф | 1 | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о торфе | Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (торф); называние изученных полезных ископаемых; отнесение торфа к группе горючих полезных ископаемых; иметь представление о назначении торфа | Узнавание и называние представителей горючих полезных ископаемых; выделять признаки горючих полезных ископаемых и торфа; относить торф к различным группам с учетом разных классификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые, полезные ископаемые, используемые в качестве удобрений) |
23 | Каменный уголь. Свойства | 1 | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о каменном угле | Горючие полезные ископаемые. каменный уголь. Внешний вид. | Узнавание полезных ископаемых на рисунках, фотографиях, в коллекциях (каменный уголь); называние изученных полезных ископаемых; отнесение каменного угля к группе горючих полезных ископаемых. Узнавание и называние горючих полезных исккопаемых - каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - каменного угля; выделять признаки каменного угля; отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых |
24 | Добыча и использование каменного угля | 1 | Комбинированный | Формировать представление о каменном угле, способах добычи и значении каменного угля | Каменный уголь. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана | Отнесение каменного угля к группе полезных ископаемых; иметь представление о значение каменного угля | Относить каменный уголь к различным группам, с учетом разных квалификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способы добычи каменного угля |
25 | Нефть: внешний вид и свойства | 1 | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о нефти | Горючие полезные ископаемые. Нефть. Внешний вид. | Называние изученных полезных ископаемых (нефть); отнесение нефти к группе полезных ископаемых | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - нефти; выделять признаки нефти; отнесение нефти к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых |
26 | Добыча и использование нефти | | Комбинированный | Формировать представление о нефти, способах добычи и значении нефти | Нефть. Способы добычи. Значение. Использование человеком. Охрана | Отнесение нефти к группе полезных ископаемых; иметь представление о значение нефти | Относить нефть к различным группам, с учетом разных квалификаций (полезные ископаемые, горючие полезные ископаемые), знать способы добычи нефти |
27 | Природный газ. Свойства. Добыча, использование. Правила обращения с газом в быту | 1 | Комбинированный | Формировать представления о горючих полезных ископаемых. Формировать представление о природном газе, способах добычи и значении природного газа. Формировать умение соблюдать правила безопасного пользования газом в быту | Природный газ. Внешний вид. Свойства. Способы добычи. Использование чловеком. Правила обращения с газом в быту | Называние изученных полезных ископаемых (природный газ); отнесение природного к группе полезных ископаемых; иметь представление о значении природного газа; называть (с помощью учителя) правила использования газа в быту | Узнавание и называние горючих полезных ископаемых - природного газа; выделять признаки природного газа; отнесение природного газа к группе полезных ископаемых и горючих полезных ископаемых |
Полезные ископаемые, используемых для получения металлов |
28 | Черные металлы. Сталь. Чугун | 1 | Комбинированный | Формировать представления о черных металлах. формировать представление о стали, чугуне, способах получения и использовании в промышленности и в быту | Черные металлы. Сталь. Чугун. Полезные ископаемые, используемых для получения металлов | Называние черных металлов (сталь, чугун), представление об использовании черных металлов | Узнавать и называть черные металлы - чугун и сталь; знать способ получения черных металлов; выделять признаки черных металлов, свойства стали и чугуна |
29 | Цветные металлы | 1 | Комбинированный | Формировать представления о цветных металлах. Формировать представление о алюминии, меди, способах получения и использовании в промышленности и в быту | Цветные металлы. Полезные ископаемые, используемых для получения металлов. Использование цветных металлов | Называние цветных металлов, представление об использовании цветных металлов | Узнавать и называть цветные металлы - алюминий и медь; знать способ получения цветных металлов; выделять признаки цветных металлов, производить классификацию цветных металлов (относить алюминий, медь к металлам и цветным металлам) |
30 | Благородные (драгоценные) металлы | 1 | Комбинированный | Формировать представления о Благородных (драгоценных) металлах. Формировать представление о золоте, серебре, платине,использовании в промышленности и в быту | Благородные (драгоценные) металлы. Золото. Серебро. Платина. Внешний вид. Использование | Называние благородных (драгоценных) металлов; представление об использовании благородных (драгоценных) металлов. | Узнавать и называть благородные (драгоценные) металлы - золото, серебро, платину; выделять признаки благородных (драгоценных) металлов, производить классификацию цветных металлов (относить золото, серебро, платину к металлам и цветным металлам) |
31 | Охрана полезных ископаемых | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о значении полезных ископаемых, знакомство с мерами, принимаемыми для охраны полезных ископаемых | Полезные ископаемые. Запасы полезных ископаемых. Меры, принимаемые для охраны полезных ископаемых | Называть полезные ископаемые, знать о необходимости охраны полезных ископаемых | Узнавать и называть полезные ископаемые; знать способы охраны полезных ископаемых |
32 | Полезные ископаемые | 1 | Обобщающий урок | Обобщить и систематизировать понятия о полезных ископаемых. | Полезные ископаемые. Виды, значение, способы добычи. Горючие полезные ископаемые. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Черные металлы. Цветные металлы. Благородные (драгоценные) металлы | Иметь представление о полезных ископаемых, их значении для людей | Узнавать и называть полезные ископаемые; проводить классификацию полезных ископаемых; относить полезные ископаемые к различным группа, объяснять свой выбор; знать свойства полезных ископаемых, меры по их охране |
III четверть Вода (14ч) |
33 | Вода в природе | 1 | Урок получения новых знаний | Формирование представлений о воде в природе и о значении воды для растений и животных | Вода. Вода на Земле. Значение воды для растений, животных и человека. | Представление о воде в природе, знание о значение воды для растений, животных и человека. | Узнавание на рисунках и фотографиях и называние воды в разных формах существования в природе |
34 | Свойства воды | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о свойствах воды | Свойства воды: текучесть, отсутствие формы, отсутствие запаха, прозрачность, отсутствие вкуса, вода-растворитель | Называние свойств воды (совместтно с учителем) после демонстрации опытов | Узнавать и называть свойства воды после демонстрации опытов; описывать опыты, демонстрирующие свойства воды; знать свойства воды и использование этих свойств в быту |
35 | Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о свойствах воды, растворимых и нерастворимых веществах | Вода. Растворимые и нерастворимые вещества.Растворы. Виды растворов. Питьевая вода | Иметь представления о питьевой воде и растворах, называть растворы | Знать и называть растворимые и нерастворимые вещества; узнавать растворы в естественных условиях и на иллюстрациях и называть их; иметь представление о назначении растворов; выделять сущетвенные признаки питьевой воды, использовать полученные знания при выполнении практических работ (создание растворов - сладкий водный раствор, соленый водный раствор) |
36 | Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о свойствах воды, чистой воде и очистке воды | Чистая вода. Мутная вода. Состав мутной воды. Очистка воды отстаиванием и фильтрованием | Узнавать чистую и мутную воду в натуральном виде и на рисунках; знать признаки мутной и чистой воды | Выделять признаки чистой и мутной воды; относить воду к разным группам; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ (очитска воды отстаиванием, фильтрованием) |
37 | Три состояния воды. Температура и ее измерение | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о различных агрегатных состояниях воды | Ри состояния воды. твердое (лед), газообразное (пар), жидкое (вода). Температура замерзания. Температура кипения. Переход из одного состояния в другое | Узнаать воду в твердом, жидком и газообразном состоянии в натуральном виде и на рисунках | Выделять признаки воды в разных агрегатных состояниях; устанавливать зависимости между температурой и состоянием воды; уметь использовать полученные знания при выполнении практических работ совместно с учителем |
38 | Расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об измнении состояния воды под воздействием температуры | Вода сжимается при охлаждении, вода расширяется при наревании. Температура кипения | Узнавание и называние состояния воды при нагревании и охлаждении | Узнавание и называние состояния воды в естественных условиях и на картинах; выделение существенных признаков воды при замерзании и нагревании; уметь использовать полученные знания в быту |
39 | Свойства воды. Лабораторная работа | 1 | Практический урок | Формирование умения применять знания о свойствах воды на практике, выполнять практические действия под контролем учителя | Лабораторная работа | Выполнять лабраторные работы совместно с учителем; называть свойства воды после проведения опытов | Выпполнять лабораторные работы под контролем учителя; прогнозировать результаты опытов; делать выводы о свойствах воды |
40 | Работа воды в природе | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о работе воды в природе и изменениях, которые происходят под влиянием воды | Вода размывает почву, овраги, пещеры, ущелья; наводнения | Узнавание и называние последствий работы воды - оврагов, пещер, наводнений | Устанавливать взаимозависимость между явлениями природы (работа воды и форма поверхности) |
41 | Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о значении воды для человека, знакомство с мрами, принимаемыми для охраны воды | Чистая вода. Пресная вода. Использование воды в быту, сельском хозяйстве, промышленности, охрана воды, очистка воды | Знание о значение воды для жизни человека; умение называть (совместно с учителем) правила охраны воды в быту (выключать воду, плотно закрывать кран) | Знать и называть меры, принимаемые для охраны воды; применять знания об охране воды на практике; выполнение доступных возрасту действий |
42 | Вода в природе | 1 | Комбинированый | Формирование представления о круговороте воды в природе | Вода в природе, осадки, воды суши: реки, ручьи, , озера, моря, океаны. Облака, тучи. Круговорот воды в природе | Знание и называние разных состояний воды; узнавание на иллюстрациях дождя, пара, облаков, туч | Узнавание и называние состояния воды на разных этапах ее круговорота; установление причинно-следственных зависимостей |
43 | Воды суши: ручьи, реки | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о водах суши: ручьях и реках | Воды суши. Вода пресная и соленая. Естественные и искусственные водоемы. Ручей. Река. Образование. Значение. Охрана. | Узнавание ручьев и рек на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании рек | Иметь представление о внешнем виде рек и ручьев и образовании изученных водоемов; знать правила поведения у водомов; уметь выполнять доступные возрасту действия |
44 | Озера, болота, пруды | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о водах суши: озерах, болотах, прудах | Озера, болота, пруды, водохранилища. Внешний вид. Режим. Использование человеком. Обитатели водоемов | Узнавание озер, болот и прудов на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемах | Иметь представления о внешнем виде озер, болот, прудов, водохранилищ и образовании изученных водоемов, об их значении; уметь устанавливать простейшие причинно-следственные связи |
45 | Моря и океаны. Использование и охраа воды | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о морях и океанах и их использовании | Моря. Океаны. Внешний вид. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. использование морей и океанов человеком | Узнавание морей и океано на иллюстрациях и фотографиях; называние изученных объектов; представление об использовании изученных водоемах | Иметь представление о внешнем виде морей и океанов, их основных признаках, о значении изученных водоемов |
46 | Охрана воды | 1 | Комбинированный | Формирование представлений об охране воды и мерах, принимаемых по охране водоемов | Охрана воды. Бережное отношение к воде в быту | Иметь представления об использовании воды | Знать и называть меры, принимаемые для оханы водоемов; применять знания об охране воды на практике |
Поверхность суши. Почва (6ч) |
47 | Равнины, холмы, овраги | 1 | Урок изучения новых знаний | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли, внешнем виде равнин, холмов, оврагов и их использование человеком | Равнины, холмы, овраги.Внешний вид. Роль в жизни человека. Поверхность своей местности | Узнавание и называние форм поверхности (равнины, холмы, овраги) на иллюстрациях и фотографиях | Выделение существенных признаков изученных форм поверхности суши: называние холмов и оврагов, известных из личного опыта. |
48 | Горы | 1 | Комбинированный | На основе имеющихся знаний формировать представления о формах поверхности Земли | Горы. Внешний вид. Природа. Жизнь людей в горах. Занятия людей | Узнавание и называние гор на иллюстрациях и фотографиях | Выделение существенных признаков гор; называть занятия людей, живущих в горах; устанавливать простейшие зависимости между формой поверхности суши и занятиями населения; назывние гор известных из личного опыта. |
49 | Почва - верхний слой земли. Состав почвы | 1 | Комбинированный | Формировать представление о почве, ее бразовании. Закрепить знания о роли почвы в жизни растений | Почва. Состав почвы: перегной, песок, глина, вода. воздух, минеральные соли | Знать и называть назначение почвы | Узнавание и называние почвы в натуральном виде в естественных условиях и на картинах; называть вещества, входящие в состав почвы |
50 | Разнообразие почв | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о видах почв, их особенностях | Почва. Плодородие, черноземные почвы, глинистые почвы, песчаные почвы | Называть виды почв (не менее 2); называть свойства черноземных почв | Называть виды почв и их основные признаки; выделять существенные признаки разных видов почв; устанавливать связи между разными видами почв и растительностью; умение применять эти знания на практике |
51 | Основное свойтво почвы - плодородие. Обработа почвы | 1 | Комбинированный | Формирование представлений о плодородии почвы, способах обработки почвы и ее значение | Почва. Перегной. Черноземные почвы. Плодородные почвы. Обраотка почвы. Весенняя обработка почвы. Уход за почвой летом. Осенняя обработка почвы | Иметь представление об основном свойстве почвы, о значении обработки почвы для получения урожая | Называть способы обработки почвы в зависимости от сезона; иметь представления о взаимосвязи обработки почвы с ее плодородием; уметь применять знания о сезонной обработке почвы на практике |
52 | Охрана почвы | 1 | Комбинированный | Закрепление представлений о значении почвы. Формирование представлений о необхдимости охраны почв, о мерах, принимаемых для охраны почв | Почва. Охрана почв. Разрушение плодородного слоя почвы (костры, пожары, вырубка лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер). Меры, принимаемые по охране почв (высадка лесов, защита от загрязнения) | Представление о необходимости охраны почв и некоторых мерах, которые принимают для защиты почвы | Называть вредные воздействия на почву: костры, пожары, вырубку лесов, бытовой мусор, химикаты, вода, ветер; называть меры по охране почв |
IV четверть (16ч) Есть на Земле страна Россия (14ч) |
53 | Место России на земном шаре. Знакомство с картой | 1 | Урок получения новых знаний | Формирование представлений о России, размере территории, климате, рельефе | Россия. Россия -самое большое государство. Разнообразие поверхности и климата. Обозначение суши и рек на карте | Знать и называть название своей страны | Называть особенности климата и рельефа России; узнавание на карте России реки и сушу (по цвету) ; устанавливать причинно-следственные зависимости между территорией, солнечной освещенностью и климатом |
54 | Моря и океаны, омывающие берега России | 1 | Комбинорованный | Формирование представления о морях, об океанах, омывающие берега России | Моря. Океаны. Тихий океан. Черное море, Азовское море, Балтийское море, Северный Ледовитый океан | Знать, что территорию России омывают теплые и холодные моря; называть основные признаки этих морей (лед, снег, холодно, тепло, солнце, пляж) | Называть моря, омывающие берега России: Черное море, Азовское море, Балтийское море; знать их основные признаки |
55 | Горы и равнины на территории нашей страны | 1 | Комбинированный | Формировать представление о ормах поверхности России | Основные формы поверхности. Равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина. Горы: Кавкзские, Уральские | Узнавать на иллюстрациях различные формы поверхности - равнины, горы; знать, что на территории России находятся горы и равнины | Называть горы и равнины России, знать их основные признаки |
56 | Реки и озера России | 1 | Комбинированный | Формировать представления о реках и озерах России | Крупнейшие реки:Лена,Обь, Енисей,Амур, Волга. Озера: Байкал, Каспийское море | Узнавать на иллюстрациях реки; знать, что на территории России находятся реки и озера; называть 1-2 реки России | Называть реки и озера России: 3-4 названия, знать их основные признаки |
57 | Москва - столица России | 1 | Комбинированный | Формировать представление о столице России - Москве | Столица. Правительство. Дстопримечательности: Кремль, Третьяковская галерея, Большой театр, стадион "Лужники" | Узнавание и называние достопримечательностей Кремль, стадион "Лужники" на иллюстрациях и фотографиях, называние столицы России | Узнавание и называние основныхдостопримечательностей Москвы |
58 | Санкт-Петербург | 1 | Комбинированный | Формировать представление о городе Санкт-Петербурге | Достопримечательности: Эрмитаж, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор, Невский проспект. Река Нева. Разводные мосты. Порт | Узнавание и называние достопримечательностей: разводные мосты, Дворцовая площадь на иллюстрациях и фотографиях, называние столицы России | Узнавание и называние основныхдостопримечательностей Санкт-Петербург |
59 | Ярославль, Владимир, города Золотого кольца | 1 | Комбинированный | Формировать представление о городах Золотого кольца России | Древние города России: Ярославль, Владимир. История. Достопримечательности. Народные промыслы. Туризм | Названия городов Золотого кольца: Ярославль, Владимир | Знать основные дастопримечательности городов Золотого кольца России |
60 | Нижний Новгород, Казань, Волгоград | 1 | Комбинированный | Формировать представление о городах Нижний Новгород, Казань, Волгоград | Города России.Река Волга. Нижний Новгород, Казань, Волгоград. История. Достопримечательности. Промышленность | Названия городов Нижний Новгород, Казань, Волгоград | Узнавать и называть города Нижний Новгород, Казань, Волгоград. Называть основные достопримечательности |
61 | Новосибирск, Владивосток | 1 | Комбинированный | Формировать представление о городах Новосибирск, Владивосток | Сибирь. Дальний Восток. Новосибирск, Владивосток. Достопримечательности. Промышленность. Порт | Называние гор Новосибирск, Владивосток одов | Узнавать и называть города Новосибирск, Владивосток; называть основные достопримечательности |
62 | Население и народы России | 1 | Комбинированный | Формировать представление о России и России как многонациональном государстве | Население России. Городское и сельское население. Россия - многонациональное государство. Национальности. Народы. Традиции. Обычаи. Народные промыслы | Называние отдельных представителей народов России; называть места, где проживает население. | Называть представителей народов России, их традиции и обычаи, занятия городского и сельского населения |
63 | Ваш город. Важнейшие географические объекты региона | 1 | Комбинированный | Формировать представление о вашей местности на основе уточнения и обобщения имеющихся знаний | Название. Область. Поверхность. Водоемы. Растительный и животный мир. Население. Промышленность и сельское хозяйство | Называть основные географические объекты вашей местности | Называть промышленные предприятия, население вашей местности, традиции и обычаи |
64-65 | Экскурсия | 2 | | | | | |
66-67 | Обобщающий урок по разделу "Есть на Земле страна Россия" | 2 | Обобщающий урок | Закрепить знания о России : формах рельефа, водоемах, городах, населении | Россия. Разнообразие поверхности и климата России, моря, океаны, горы, равнины, города России | Называние отдельных городов России | Называть особенности климата и рельефа России, называть моря, отдельные реки, озера, горы, равнины, знать названия городов и их достопримечательности |
68 | Неживая природа. | 1 | Обобщающий урок | Обобщение и закрепление представлений о предметах и явлениях неживой природы | Природа. Неживая природа. Признаки неживой природы | Узнавание объектов неживой природы на иллюстрциях и фотографиях, отнесение объектов к живой или неживой природе, называние изученных объектов живой и неживой природы | Выделение существенных признаков объектов живой и неживой природы, отнесение объектов к живой или неживой природе, установление взаимосвязей между живой и неживой природой |