№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Замотивировать на личностно-значимом уровне и включить в учебную деятельность |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Проверить знания для изучения нового учебного материала; сообщить тему и цели урока. |
3 | Выявление места и причины затруднения | Выявление понимания слов невежа и невежда |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Выяснить значения слов и употребление вежливых слов |
5 | Реализация построенного проекта | Толкование слов невежа и невежда и применение вежливых слов в речи |
6 | Первичное закрепление | Употребление вежливых слов в речи |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой | Систематизировать и закрепить данный материал, работа по карточкам |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Закрепить учебный материал |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оценивание проделанной на уроке работы |
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Мотивация к учебной деятельности | Личностные: самооценка готовности к уроку. Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места. | С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом Запишите в тетрадях число. | Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие. Ученики записывают в тетрадь. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | П: принимают и сохраняют учебную задачу. Р: самоконтроль. формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которыееще не знаешь ответа, Л: учебно – познавательный интерес к новому материалу | Послушайте внимательно стихотворение и попробуйте догадаться, о чем мы сегодня будем говорить на уроке. Обсуждение стихотворения И. Токмаковой Маша знала слов немало, Но одно из них пропало. А оно-то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. Но молчит она, как рыба, Вместо каждого... (спасибо). — Как правильно надо говорить «спасибо»? — Какие ещё «волшебные, вежливые» слова вы знаете? - Определите тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить сегодня на уроке? -Правильно, тема нашего урока «Вежливые слова» -А как вы думаете, чему мы должны научиться на этом уроке?
| Дети слушают стихотворение. - Спасибо. -Волшебное слово «спасибо» -Смотря в глаза человеку, доброжелательным тоном, с улыбкой. -Это спасибо, зравствуйте, будьте добры, добрый день, извините - О вежливых, тема «Вежливые слова». - Учиться правильно употреблять вежливые слова в речи и быть вежливыми людьми. |
Выявление места и причины затруднения | Регулятивные УУД: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему Познавательные УУД: осознавать необходимость нового знания | Итак, а какого человека мы считаем вежливым? Послушайте стихотворение И. Пивоваровой «Вежливый ослик» и подумайте, действительно ли ослик был вежлив? Был ослик Очень вежливый, Воспитанный он был. Всем улыбался, кланялся И «здравствуй» говорил, Потом он отходил на шаг И говорил: — Тюлень — тюфяк, А заяц — трус, А лев — дурак. А слон — обжора И толстяк... Ни разу доброго словца Он не сказал ни про кого, И я прошу тебя, дружок, Не будь похожим на него! — Можно ли назвать ослика вежливым? — Что неправильно в его поведении? - Откройте учебники с.26, упр.15. | Отвечают на вопросы. - Он невежливый. – Ослик недоброжелателен к людям, т.к. отходит и говорит оскорбления. Вот такие бывают и люди. |
Построение проекта выхода из затруднения | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение Познавательные УУД: добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя словарь, вычитывать все виды текстовой информации Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других Личностные: умения сотрудничества со сверстниками работая в паре | Работа с толковым словарём учебникастр.138-140. -- Вы слышали эти слова? - Можете объяснить, что они обозначают? Узнать значение слов нам помогает толковый словарь. (Показать толковый словарь В.И.Даля). В нашем учебнике на с. 138-140 помещён небольшой толковый словарь тех слов, которые требуют разъяснения и пригодятся нам в 1 классе. Найдите и зачитайте значения слов. - Что означает слово «невежа»? - Что означает слово «невежда»? | Дети находят толкование слова. - Это грубый, невоспитанный человек. -Это малообразованный человек. |
Первичное закрепление | Регулятивные УУД: проговаривать последовательность действий при выполнении заданий Коммуникативные УУД: ясно формулировать ответы на вопросы педагога; выполняют взаимопроверку; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке | Работа на карточках: 1.Прочитайте стихотворение Л. Яхнина. 2.Подчеркните вежливые слова. - Проверьте в парах правильность выполнения задания. Встаньте те, кто задание в парах выполнил. - Назовите слова, которые автор сказал при расставании? - Какое слово прощание вы ещё знаете? - Назовите слова, которые имеют тоже значение, что и слово «здравствуйте». | - На земле лежала тень, Я сказал ей: «Добрый день!» Солнце к лесу опустилось, Тень немного удлинилась. Я сказал ей: «Добрый вечер!» Тень растаяла и скрылась. «Доброй ночи, тень! До встречи!» Дети совершают взаимопроверку. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев Личностные УУД: Быть толетарным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки | Упражнение «Банк вежливых слов» - Прочитаем слова хором которые написаны на доске: здравствуйте, будьте добры, до свидания, привет, пока, спасибо, благодарю, извините, добрый день, пожалуйста, счастливого пути, простите, я виноват. У вас на партах карточки с этими словами, подумайте и разложите их на несколько групп, а потом мы проверим. На доске: Благодарность Просьба Извинения Приветствия Прощания | Дети читают слова : здравствуйте, будьте добры, до свидания, привет, пока, спасибо, благодарю, извините, добрый день, пожалуйста, счастливого пути, простите, я виноват. Самостоятельная работа: 1. Здравствуйте, привет, добрый день (приветствия); 2. До свидания, пока, счастливого пути (прощание); Извините, простите, я виноват (извинения); Спасибо, благодарю (Благодарность); Будьте добры, пожалуйста (просьба). |
Включение в систему знаний и повторение | Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации Регулятивные УУД: принимать участие в обсуждении конкретного задания Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи | Работа в парах упр.14. – Придумать диалог с использованием вежливых слов. 1 ряд – просите маму отпустить вас на прогулку; 2 ряд – случайно на перемене толкнули одноклассника; 3 ряд – вы забыли дома ручку. - Давайте посмотрим, что у вас получилось | Дети разыгрывают сценку. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Познавательные УУД: понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний Регулятивные УУД: Соотносить результат своей деятельности с целью оценки Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной речи | – Вот и подходит наш урок к концу. Для чего в речи надо употреблять вежливые слова? - Какие вежливые слова вы бы хотели сказать в конце урока одноклассникам? Кого бы вы поблагодарили за сотрудничество на уроке? - Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее? Расскажите по схеме, чему научились Я знаю ….. Я запомнил…. Я смог … Что на уроке хорошо получилось? - И закончить наш урок хочется такими словами: Как много на свете полезных, Красивых и ласковых слов. Пожалуйста, будь только вежлив, Ведь это – основа основ. А вежливым быть очень просто, Будь добрым – обычный совет, Не важно, какого ты роста И сколько тебе уже лет. - Благодарю за урок. Думаю, что он пойдет вам на пользу.
| Ответы детей
Несколько учеников оценивают свою работу на уроке. |