СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Склонения имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Три склонения имён существительных.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы и приемы: метод проекта, проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный.

Применяемые технологии: игровая технология, проектная.

Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа,  индивидуальная работа.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Склонения имён существительных.»



Тема урока: Три склонения имён существительных.

Тип урока: Комбинированный урок.

Методы и приемы: метод проекта, проблемная задача, словесный метод, наглядно-иллюстративный.

Применяемые технологии: игровая технология, проектная.

Оборудование: компьютер, презентация в программе PowerPoint, интерактивная доска, карточки для индивидуальной и групповой работы, сигнальные карточки.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная работа  под руководством учителя, работа в парах и группах, фронтальная работа,  индивидуальная работа.

Формирование УУД:

Личностных:

формирование основ социальных компетенций;

формирование объективной позитивной самооценки самосознания;

формирование готовности перехода к самообразованию на основе устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Познавательных:

работа с учебником, выделение необходимой существенной информации;

практическое освоение основ исследовательской деятельности;

приобретение потребности поиска дополнительной информации.

Регулятивных:

способность ставить новые учебные цели и задачи;

выбор путей и средств решения проблемы;

контроль и оценивание своих действий.

Коммуникативных:

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

развитие речевой деятельности;

аргументирование своей точки зрения, отстаивание своей позиции.

Цель: формирование у обучающихся умений распознавать склонения имён существительных по окончанию и по  роду.

Задачи:

Образовательные: обучить определять склонения имен существительных, опираясь на содержание таблиц и схем; уточнить понятия “склонение имен существительных”.

Развивающие: научить систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость; отрабатывать орфографическую грамотность.

Воспитательные: обучение самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения; обучение рефлексии учебной деятельности; воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, умение работать в паре и группе; повысить мотивацию учебной деятельности за счёт нестандартных форм, используемых на уроке.

Планируемый результат: обучающиеся должны уметь определять склонение имен существительных, объяснять языковые явления.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Всё, что надо, - под рукой!

СЛАЙД 1

- Садитесь, ребята!

Оформление тетрадей (число, классная работа)  

- Начать наш урок я хотела бы с мудрого изречения:

СЛАЙД 2:

Каждый день существовани.

прибавляет частицу мудрост.

Обратите внимание, что в двух словах пропущены окончания.

Запишите эпиграф, попробовав вставить соответствующие буквы.

- Записали? А как вы понимаете это изречение?

- Наши знания – это богатства, которые мы накапливаем в течение всей жизни. И когда нужно, знания помогают нам справиться со многими проблемами.

II.      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД 3:

- Проверьте себя по слайду.

 - Все ли правильно вставили буквы?

- Вижу, что некоторые из вас ошиблись. Разберёмся, почему.

- От чего зависит правописание гласной в окончании?

(От падежа, в котором стоит слово)

Определите падеж  существительных.

(Родительный падеж)

- Почему в одном и том же падеже окончания разные?

(Существительные относятся к разным типам склонения)

Достаточно ли определить падеж существительного, чтобы не ошибиться в написании окончания?

(Надо знать падеж, в котором стоит слово и определить склонение, к которому оно относится)

О чём же нам необходимо поговорить на уроке, чтобы не повторять допущенных ошибок?

(Вспомнить склонения существительных. Определение  падежей  имён существительных)

ПРАВИЛЬНО! Склонение и падеж имён существительных – это темы двух ближайших уроков русского языка. Сегодня мы поговорим о склонении существительных, а на следующем уроке – о падежах.

СЛАЙД 4:

- Запишите в тетради тему нашего урока: «Три склонения имен существительных».

III. Актуализация знаний.

- Вспомните, ребята, ОБЗОРНО вы уже знакомились со склонениями в начальной школе.

 - Какие задачи мы можем поставить перед собой на текущем уроке

( Повторение и закрепление  знаний об основных видах склонений сущ).СЛАЙД 5

- Правильно, это основная цель нашего урока. Но (вспомним эпиграф) каждый урок дополняет наши знания чем-то новым. Так будет и сегодня. Чтобы не пропустить новое, разобраться в нём, мы с вами будем в течение урока заполнять таблицу:

Информация

Знаю

Новое

Вопросы

Что такое склонение?

Сколько типов склонения различается в русском языке?

Как определить склонение существительных?

У любого ли существительного можно определить склонение?

 

 

 

IV. Первичное усвоение (открытие) новых знаний.

  1. Работа с теоретическим материалом  учебника.

  • Откроем наш учебник на стр.62.

  • Пользуясь учебником, скажите: что называется склонением? /Изменение существительных по падежам/

  • Сколько склонений мы знаем?

  • По какой форме мы определяем склонение?

(Отвечает один ученик по всем вопросам – на оценку) СЛАЙД 6

  1.  Самостоятельная работа учащихся в группах  по учебнику.

- Обратимся к упражнению 521.

Составьте таблицу «Три склонения имён существительных» 

(раздать на карточках каждому ученику)

Склонение

Род

В Им. п. ед.ч. оканчивается

Примеры

1

ж, м. р.

на –а, -я

Машина, империя, дядя, Валера

2

м, ср. р.

на согласный;

на –о, -е

Вечер, окно,

 поле

3

ж. р.

на согласный с мягким знаком на конце

Рожь, степь

- Опираясь на знания, полученные в начальных классах, используя материал таблицы, расскажите о типах склонения существительных (Рассказывает один ученик на оценку) СЛАЙД 7

3. Работа в группах постоянного состава. Составление памятки  Как определить склонение существительного?

Как определить склонение существительных, если они стоят не в именительном падеже?

(Надо их поставить в И. п., ед.ч.)

- Работая в группах, составьте памятку   ″Как определить склонение существительного?″

Обязанности членов группы.

  • Чтец – читает вслух.

  • Секретарь – записывает.

  • Оратор – рассказывает, что решила группа.

  • Оператор – выполняет действия

- Повторим правила работы в группе СЛАЙД 8:

Секреты” плодотворной совместной работы:

ПОМНИТЕ: работа в группах - это не соревнование, а совместное продвижение к знаниям, основанное на взаимопомощи и взаимовыручке;

БУДЬТЕ: 

  • взаимно вежливыми,

  • доброжелательными,

  • организованными,

  • дисциплинированными,

  • тактичными и терпимыми к “промахам” одноклассников;

HE: 

  • ссорьтесь,

  • перебивайте друг друга,

  • радуйтесь ошибкам товарищей,

  • смотрите раньше времени в “ключи”,

  • переговаривайтесь друг с другом громко (ведь Вы в классе не одни);




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!