СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разработка урока по теме: «Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел "Имя существительное". Тема "Три склонения имён существительных". Данная разработка поможет при знакомстве со склонениями имен существительных, познакомит с первым склонением

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: «Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных».»

Тема урока: «Три склонения имён существительных (общее представление). 1-е склонение имён существительных».

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока: уметь распознавать имена существительные 1-го склонения.

Задачи:

Учебно-познавательные: Дать общее представление о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе; познакомить с признаками имён существительных 1- го склонения; учить распознавать имена существительные 1-го склонения.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память, интерес к предмету, обогащать словарный запас детей.

Воспитывающие: Воспитывать прилежность, аккуратность.

Планируемые результаты (предметные):

- уметь распознавать имена существительные 1-го склонения;

- выполнять операции анализа и сравнения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Формируемые УУД

Личностные результаты:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

установка на здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи;

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения их признаков;

подведение под понятие, выведение следствий.

Коммуникативные УУД:

умение плодотворно сотрудничать с учителем и сверстниками в поиске и сборе информации;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

формирование умения слаженно работать в паре;

Учебно- методическое обеспечение: учебник «Русский язык» (авт.  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий), тетради.

Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, лист самооценки, проектор, экран, презентация к уроку.



Ход урока

I. Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

- Сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поприветствуем их.

- Начинаем урок русского языка.

1 слайд

«Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны» (Ломоносов М.В .)

- Что необходимо для успешной работы на уроке?

-Мы будем на уроке думать? (да)

- Мы будем рассуждать? (да)

- А может, будем спать? (нет)

- И в облаках летать? (нет)

- Друг другу будем помогать? (да)

- И трудности преодолевать? (да)

- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением.

-Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Вы у меня очень способные ученики. Я уверена, у нас с вами все получится.

2 слайд

-Открыли тетради. Сели правильно. Записываем число, классная работа.

3-4слайд

Словарная работа.

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Прочитайте его на слайде и запишите в тетради.


- Ваша задача: 1 человек ищет лексическое значение этого слова в толковом словаре, остальные подбирают однокоренные слова.

БЕСЕДА – разговор, деловой или задушевный.

- Обратите внимание на слайд, прочитайте пословицы и объясните их смысл.

5 слайд

Беседа – дорогу коротает, а песня – работу.

Беседовать хорошо тогда, когда есть что сказать.

В умной беседе быть – ума прикупить.

- Найдите однокоренные слова в пословицах.

- Как вы понимаете это слово?

БЕСЕДОВАТЬ – сообщение на какую либо тему с участием слушателей в обмене мнениями.

- Докажите, что они однокоренные.

- Запишите однокоренные слова беседа, беседовать. Поставьте ударение и подчерните орфограммы.

II. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной проблемы.

– Какую часть речи мы изучаем?
- Я вам задаю вопросы, если вы знаете ответ на вопрос, то ставите «+», если не знаете «-».

1. Знаете ли вы, что имя существительное отвечает на вопрос кто? что?
2. Знаете ли вы, что имена существительные могут стоят в форме единственного и множественного числа?
3. Знаете ли вы, что имена существительные бывают разного рода?

4. Знаете ли вы, падежи имен существительных?
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение имён существительных?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?
- Есть ли такие вопросы, где вы поставили минус?

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Тема нашего урока «Три склонения имён существительных. Первое склонение имён существительных».

6 слайд

-Какие цели поставим перед собой на уроке.

На доске опорные слова:
понять….
запомнить….
применять….


-Ребята, к концу урока мы разберёмся, что такое склонение имён существительных и как определять 1-ое склонение.

- А что нам поможет достичь поставленной цели? Проведём какое-нибудь исследование, будем наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- Ребята, а как вы понимаете слово склонение?

7 слайд

- Давайте, обратимся к толковому словарю. В словаре С.И. Ожегова дано такое толкование:

Склонение – группа имен с одинаковыми формами словоизменения. (т.е. с одинаковыми окончаниями)

- Попробуйте подобрать родственные слова (склонять, склоняемые, склониться, поклон.)

- Что значит просклонять имя существительное? (Изменить по падежам и числам)

- А как думаете, почему склонения три?

III. Решение учебной проблемы.

  1. Исследование (работа в парах).

8 слайд

1)- Проведем исследовательскую работу в парах.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

1группа: лиса, папа.

2 группа: окно, волк.

3 группа: пыль, мышь.

Проверка по 9 слайду

Вывод: окончания всех существительных, входящих в одну группу совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.

Оценивание на листе достижений.

- Итак, сколько групп склонений в русском языке?

- Что для них характерно?

2)- Во второй части исследовательской работы давайте понаблюдаем за признаками 1 склонения имён существительных.

10 слайд

- Сейчас вы будете работать в парах.

(Учитель раздаёт таблицы для исследования)

- Исследуйте признаки первого склонения имён существительных.

Таблица для исследования признаков 1 склонения имён существительных

Капля, братишка, дядя, зима, дедушка, роса, Коля, книга

Вопросы

Ответы

  1. К какой части речи относится?


  1. В какой форме эти существительные?


  1. Определите число, падеж


  1. Определите род


  1. Выделите окончания


11 слайд

Зачитывают столбики ответов. (На доске сравнивают правильные ответы).

- Сделайте вывод: к 1-му склонению относятся имена существительные мужского и женского рода с окончаниями а, я, в Им. п. ед-го числа.

2. Работа с учебником.

-Откройте учебник с. 90 Познакомьтесь с правилом.

Оценивание на листе достижений

-Совпали ли ваши выводы с правилом в учебнике?

3.Физминутка

IV. Применение опорных знаний.

1. Работа в парах. В тетрадь.

12 слайд

- Ребята, а сейчас я хочу проверить, как вы усвоили материал. И предлагаю вам выполнить задание.

-Выпишите имена существительные 1 склонения. Укажите род, выделите окончания. Придумайте свою пару слов.

Беседа – собеседник, гость – гостья, буква – букварь, хозяйство – хозяйка, юность – юноша, железо – железка, Иван – Иванушка.

-Сколько выписали слов? (8) Назовите их, род и окончание.

-Какое имя существительное 1 склонения придумали сами? Назовите.

-По какому признаку узнавали имена сущ. 1 склонения.

Поменяйтесь тетрадками проверьте по образцу и поставьте оценки друг другу в лист достижений.

Оценивание на листе достижений.

V. Закрепление новых знаний.

13 слайд

1. Самостоятельная работа по карточкам (с учётом дифференцированного подхода)

1 уровень: Выписать имена существительные 1 склонения.
Аллея, собачка, дорога, поверхность, мышь,
герой, деревня, речка, стройка.
2 уровень: Образовать от каждого имени существительного однокоренное имя существительное 1 склонения. Запишите слова парами. Подчеркните изученные орфограммы.

Например: Сельдь - селёдка, метель, соль, ночь, цепь, кость, ель.

14 слайд (Проходит проверка, оценивание)

VI. Итог урока.

-Давайте подведём итог нашего урока.

15 слайд

-Какая тема нашего урока?

-Каких целей вы достигли?

(На доске опорные слова:
я понял….
я запомнил….
я буду применять….)

Я понял, почему три склонения у имен существительных, по каким признакам можно определить 1 склонение имён существительных.

Я запомнил, что имена существительные ж.р. и м.р. с окончаниями –а, -я в И.п. ед.ч. относятся к 1 склонению.

Я буду применять новое правило и думаю, что это мне в дальнейшем пригодится.

16 слайд

Д/з.- по выбору

*с. 90 правило, упр. 155 или 156

- Теперь давайте вернемся к карточке «Знаю, не знаю» и ответим на 5 и 6 вопросы.
5. Знаете ли вы, что такое 1 склонение?
6. Знаете ли вы, что в русском языке есть три склонения имён существительных?

Рефлексия.

Выставление итоговой оценки на листе достижений.

- Ребята, с каким настроением заканчиваем урок?

-Поднимите руки у кого – 5-ки и 4-ки. А как думаете, какое настроение у меня, когда я вижу такие результаты?

-Спасибо за урок. Было приятно с вами сотрудничать.

























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности.

Цель на данном этапе урока:

  • обеспечение нормальной внешней обстановки для работы на уроке;

  • обеспечение мотивационной готовности учащихся к работе на уроке.

Повернитесь и поздоровайтесь с нашими гостями.

Погладьте себя по голове 
Обнимите себя 
Пожмите соседу по парте руку 
Улыбнитесь друг другу 









Слайд 1

Учащиеся слушают учителя, настраиваются на продуктивную работу во время урока.





-Внимание, знания, взаимопомощь, уважать мнение других…



Слайд 2


Личностные : самоопределение;

Регулятивные: позитивное отношение к предстоящей деятельности; включение в учебную деятельность.


2.Актуализация знаний.

Цель на данном этапе урока:

  • закрепить умение определять падеж имён существительных


- На предыдущих уроках мы с вами учились изменять существительные по падежам, поэтому сейчас мы с вами поиграем.

Игра называется «Узнай падеж»

(работа в парах). (приложение 1)

- Какая из пар быстро и правильно узнает падеж, та поднимает руки (лодочка)

Задание для работы в парах:

  1. кому? (Д.п.)

  2. от, до, из, без, у, для, около, с, возле, после (Р.п.)

  3. слово –помощник «Нет» (Р.п.)

  4. «щедрый» падеж (Д.п.)

  5. без предлога не употребляется (П.п.)

  6. подлежащее (И.п.)

  7. «падеж-работяга» (Т.п.)

  8. кого? (Р.п., В.п.)

  9. что? (И.п., В. п.)

(самостоятельная проверка)-самоконтроль.









Слайд 3

Ребята определяют падеж по данным признакам.







Слайд 4 (на экране открывается табличка с правильными ответами)





Оценивают свою пару ладошками. (ребята поднимают ладошки: красные – отлично; зеленые – хорошо; желтые– нужно постараться).

Коммуникативные: работать в парах, контролировать действия партнёра; слушать и понимать речь других

Регулятивные: выполнять учебные действия в речевой и умственной форме

3. Постановка учебной задачи.

Цель на данном этапе урока:

  • Создание 

условий для формулирования детьми задач  урока. 


-Прочитайте предложение (запись на экране )

Бабушка рассказала мне о сестр..и дочер…

-Найдите в предложении однородные члены



-Каким членом предложения они являются?



-Какой частью речи они выражены?



-Определите их род и падеж.



-Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных?

-Они одинаковые или разные?

(учитель открывает слайд с ответом)

Бабушка рассказала мне о сестре и дочери.



-Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания?

- Как же нам разрешить возникшую проблему?

-Наверное, у существительных есть ещё какой-то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание?



-Сформулируйте задачи урока






Учащиеся читают данное предложение

Слайд 5

-О сестре и дочери



-Второстепенным членом предложения

(дополнением)

-Это имена существительные



Женский род, П.п



Ответы детей







Слайд 6



Предположения детей



Учащиеся высказывают свои мнения









Узнать, что это за признак существительных, какие бывают группы у этого признака, как их отличать

Познавательные: анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргумент.























Регулятивные :

самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения.


4. Открытие нового знания



Цель на данном этапе урока:

  • Познакомить с группами склонений имён существительных



















































Физкультминутка.


Сейчас мы с вами проведем исследование.

Каждая пара будет заниматься со своим словом. Вы должны выяснить, к какому столбику таблицы относится ваше слово в зависимости от падежных окончаний.

Слова: лиса, башня,папа, окно, гнездо, стол, степь,печь.( тень)

Все имена существительные в зависимости от падежных окончаний делятся на три группы. Эти группы в русском языке принято называть СКЛОНЕНИЕМ.



Существительные бывают 1 , 2, 3 склонения.

Вывод: (дети помогают)

-к I склонению относятся сущ. мужского и женского рода с окончаниями -а, -я.

- ко II склонению относятся сущ. мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е.

- к III склонению относятся сущ. женского рода с ь на конце



Аудиозапись.

Запись числа, кл работы.

Работают в тетради, склоняют слова





По одному представителю выходят и подписывают под столбиками слово, выдел окончание, сверху род

(Оценка вербальная)

Слово ЛИСА –оконч А, 1 столбик, ж.р.

Слово Башня –оконч Я, 1 столб, жр….

И тд

















Слайд 7

































Слайд 8

Регулятивные: планирование , прогнозирование;

Логические- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование;

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации


5. Первичное закрепление.

Цель на данном этапе урока:

  • Уметь определять 1-е склонение имён существительных

- Ребята. Давайте составим поэтапные действия (алгоритм) определения склонения существительных.



Самостоятельная работа с самопроверкой.

(упр.154) (спросить, кому не понятно задание)

- Слова какой части речи вы записали?

-Какого они рода?

-Какие имеют окончания?

-В каком числе употреблены?

-Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали?


1.Определить род (поставить в И.п., ед.ч)

2. Выделить окончание

3. Определить склонение. Слайд 9

Ребята самостоятельно записывают слова

Имена существительные

Мужского и женского

-а, -я.

В единственном числе.

Это имена существительные 1-го склонения

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание ;

овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

Регулятивные формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.



Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


6. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель на данном этапе урока:

  • Закрепить полученные знания в определении склонения имён существительных

Работа по карточкам (приложение 2)

- Прочитайте пары слов с противоположным значением. Подчеркните существительные 1-го склонения.

(взаимопроверка)


Ребята работают в карточкам.

Затем сверяют свои ответы с ответами на экране.

Слайды 10-11



Ладошки

Личностные : самоопределение

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено;

действовать по инструкции

оценивать собственную успешность выполнения задания

7. Рефлексия деятельности

Цель на данном этапе урока:

  • дать оценку работы каждого учащегося на уроке.


- Ребята, поставьте себе одну общую оценку за урок.





Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

-

Учащиеся оценивают свою работу

- А сейчас покажем результаты труда всего класса.

(ребята поднимают ладошки: красные – отлично; зеленые – хорошо; желтые– нужно постараться).


Познавательные : рефлексия

Регулятивные : оценка - выделение и осознание учащихся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные: формировать собственное мнение

8. Итог урока.

Домашнее задание.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:

  • сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.


- Вернёмся к той проблеме, которая была поставлена в начале урока:

очему в словах о сестре, о дочери - разные окончания?

- С какой целью необходимо научиться определять склонение существительных?

-Как определить склонение существительного в И.п. ед. числа?

-Расставьте слова в нужном порядке: склонение, окончание, род

-Сколько групп склонений в русском языке?

-Домашнее задание:

с. 89. правило, упр.155 полегче,

кто не боится трудностей-упр 156

Вот и кончился урок,
Он пошёл, надеюсь, впрок.



Существительные сестра, дочь разного склонения:

сестра - I скл., дочь - III скл

Чтобы правильно писать окончания существительные

Ответы детей



Род, окончание, склонение



Три группы склонений


Личностные : смыслообразование

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли










Литература:

  1. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс: В 2 ч., М., Просвещение, 2010г.

  2. Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс. М.:ВАКО, 2014.- 496с.

  3. http://festival.1september.ru/

  4. http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/konspekt-tri-skloneniya-imyon-suschestvitelnih-klass.html

  5. http://volna.org/russkij_jazyk/tri_sklonieniia_imion_sushchiestvitielnykh.html

  6. http://www.uchportal.ru/load/47-1-0-29777







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!