с. Ключи, 2021
Тип урока: изучение нового материала.
1. Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя.
2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность.
3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы.
4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности | Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. | |
Актуализация знаний | - Ребята, отгадайте загадку: Бьют меня ногами, режут грудь ножами. Каждый хочет растоптать, а я с подарками опять. - А, что вы представляете, когда говорите слово земля? - Сколько значений имеет слово земля? - Назовите эти значения. Правильно. Богаты недра нашей Родины. В подземных кладовых хранятся почти все полезные ископаемые, необходимые для народного хозяйства. И всё – таки самым удивительным творением природы, поистине ценнейшим из всех созданных ею богатств, является земля. Земля! Какое это ёмкое слово! Земля – кормилица, земля – поилица. Родная мать – земля. Так исстари уважительно и ласково зовём мы нашу родную землю. -Давайте послушаем историю-загадку и определим тему нашего урока. -О какой кладовой шла речь? -Какое научное название? - Подумайте и скажите, как вы ответите на этот вопрос: « Что такое почва?». Какие слова у вас ассоциируются со словом «почва»? -Как видите, у нас нет однозначного ответа на этот, казалось бы, простой вопрос. -На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить? - Обсудите в паре, а что ещё вам было бы интересно узнать о почве. -Какую цель поставит каждый для себя? -Для чего необходимы эти знания? - Кто догадался, какова тема нашего урока? Что нам предстоит узнать? | -Земля. -Планета Земля, часть суши, страна, государство. У слова «земля» несколько значений. - Земля – планета, земля, по которой мы ходим, на которой выращиваем растения. ( читает подготовленная ученица) Есть на свете чудесная кладовая. Положите в неё мешок зерна – а осенью смотришь - вместо одного в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров моркови. Видели ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Дунешь на него - оно и полетело. А попадет такое семечко в чудесную кладовую, полежит - глядишь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. О земле. Почва. Ответы учеников. Заслушиваются вопросы учащихся. |
Сообщение темы и цели урока | Вставьте ключевые слова для постановки проблемы: (на доске) 1. Что такое …….? 2. Из чего …….. почва? 3. Как ……почва? 4. …………. почвы. 5. Кто ……… в почве? -Какова основная проблема урока? Верно, мы выясним из чего состоит почва, как образуется, определим её свойства, а так же вы узнаете, кто обитает в почве, какие бывают почвы. Предположите, на каком уровне находятся ваши знания по данной теме? | 1. Что такое почва? 2. Из чего состоит почва? 3. Как образуется почва? 4.Свойства почвы. 5. Кто обитает в почве? Ответы учеников. |
Подготовка к усвоению новых знаний | -Где мы можем найти ответ на первый вопрос? Работа в парах со словарями. Поиск в словаре русского языка. -Найдите и сравните определение «почва» в учебнике; -Почему же почва плодородна? Докажите. Выскажите гипотезу и обоснуйте её? - Вспомните, какие условия нужны для развития растения. -Посмотрите на образцы почвы, какого она цвета? -Давайте проведём несколько опытов и проверим, есть ли эти вещества в почве, выясним состав почвы. | В словаре, в интернете…. Почва – это …. Чтение определения в учебнике . Ответы учеников. В почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Вода, воздух, питательные вещества. Тёмного. |
Физкультминутка | Мы копали огород, шаг назад, шаг вперёд. Дождик огород польёт, шаг назад, шаг вперёд. В землю зёрнышко положим. (наклоны) Быстро 3 на 2 умножим. (показать пальчики) Столько раз наклон вперёд.(6 наклонов вперёд) И расцвёл наш огород. (потянуться) | |
Практическая деятельность учащихся | Работа в группе. Сегодня мы учёные исследователи и будем выявлять свойства почвы при проведении опытов. И как все учёные мы должны помнить и соблюдать правила техники безопасности, правила работы в группе. Приступим к нашему научному исследованию. Любое исследование предполагает различные методы изучения. 1.Метод наблюдения. Вооружитесь лупой, рассмотрите почву. Сделайте вывод: Почва – это … (верхний или нижний) (светлый или тёмный) (плотный или рыхлый) слой земли. 2. Метод исследования – эксперимент. -Докажем, что в почве есть воздух. Опыт 1 Возьмём стакан с водой Бросаем комочек сухой почвы Что наблюдаем? –Для чего нужен воздух в почве? Размешаем почву палочкой и отставим стакан в сторону. Продолжим изучение почвы. Опыт 2 Докажем, что в почве есть вода. Возьмём бумажную салфетку Положим на неё немного почвы. Сильно сожмём. Стряхнём почву. Что осталось на салфетке? -Для чего нужна вода в почве? Опыт 3 (выполняет учитель) Почву в пробирке начнём нагревать на огне. Что наблюдаем? Продолжаем нагревать почву. Что вы видите и чувствуете? Это сгорает перегной почвы, который образуется из остатков растений и животных. Перегной придаёт почве тёмный цвет. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. Какой вывод можно сделать? Чем больше перегноя, тем плодороднее почва. Опыт 4 (выполняет учитель) Прокалённую почву без перегноя (она серого цвета) насыпать в стакан с водой, размешаем. Через некоторое время образуется осадок (песок, а поверх – глина). Какой вывод можно сделать? Опыт 5 Профильтруем воду, в которой долго находилась почва. Поместим несколько капель профильтрованной воды на стекло. Подержим стекло над огнём. Вода быстро испарилась, а на стекле остался белый налёт. -Какой вывод можно сделать? - Итак, из чего состоит почва? В почве есть особые микробы, без них почва давно бы истощилась и на ней ничего бы не росло. Микробы – санитары, быстро нас избавляют от останков погибших растений и животных. Гнилостные бактерии образуют в почве лучшее удобрение, благодаря которому растут растения. Мы выдвинули гипотезу о том, что в почве содержится то, что необходимо растениям для жизни. Доказали с помощью исследований то есть то, что необходимо для роста растений. | Работают в группе, контролируют процесс и результаты деятельности, строят монологическое высказывание Рассматривают почву. Делают вывод на карточке. Почва – это … (верхний, тёмный) рыхлый) слой земли. Работа в рабочей тетради (по ходу работы заполняем таблицу) Из почвы выходят пузырьки воздуха. В почве есть воздух. Корни растений дышат воздухом, который содержится в почве. На бумажной салфетке осталось небольшое влажное пятно. В почве есть вода. Ответы учеников. Над почвой появился дым. Чувствуем неприятный запах. В почве есть перегной. В почве есть глина и песок. В почве есть минеральные соли. Составили схему «Состав почвы» |
Закрепление изученного материала | -Что растения получают из почвы? Постройте модель без помощи учебника. - Почему почву называют «чудесной кладовой»? -Как вы думаете, все ли почвы Одинаковые по цвету и составу. (у каждой группы на партах три образца почв) -Рассмотрите разные образцы почв. - Что заметили? -От чего зависит цвет почвы? - Какой образец почвы, на ваш взгляд, самый плодородный? Чернозём – одно из богатств нашей страны. В чернозёмных почвах самое большое количество перегноя. -Какая почва наиболее характерна для нашего края? Мы с вами выяснили, что почвы очень разнообразны, человек научился использовать их, обеспечивая себя продуктами питания и другими необходимыми для жизни предметами. | Самостоятельная работа. Выполнение задания в рабочей тетради; Почвы разного цвета. От количества перегноя. Ответы учеников. |
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. | Вот и подошло к концу наше исследование. Вы меня очень порадовали, потому что работали все дружно, слажено, с интересом. Почву очень интересно изучать, потому что она на нашей планете играет важную роль. -А какую? -Поделитесь впечатлениями об уроке. -Какое ваше настроение. - Как вы сможете использовать свой новый опыт? Рефлексия (Слайд) | Благодаря почве существует всё живое на Земле (есть растения, значит, есть насекомые и животные, есть насекомые, значит, есть птицы и рыбы, и земноводные, есть растения и животные, значит, жив человек). Сегодня на уроке было интересно... Больше всего мне понравилось... Для меня было открытием то, что... Почва - это... В состав почвы входит... Самый ценный компонент в почве, от которого зависят виды и свойства почвы - это... В природе существуют виды почв... Эту почву называют царём почв... В нашем крае преобладают… почвы Основное свойство почвы - это... Почему нужно бережно относиться к почвам? |
Домашнее задание | Прочитать текст «Почва. Состав почвы», ответить на вопросы; | |