СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почва и плодородие

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:”Почва, ее состав и свойства” 

Цели:

  • Образовательные:

    • формировать представления о почве, ее составе и свойствах.

  • Развивающие:

  • выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой, делать выводы на основе проведенных опытов, развивать познавательный интерес;

  • развивать мышление, наблюдательность, любознательность, исследовательские навыки.

  • Воспитательные:

    • прививать интерес к учебному предмету;

    • воспитывать организованность;

    • прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы;

    • воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе, любовь к природе.

Просмотр содержимого документа
«Почва и плодородие»

ТЕМА УРОКА: ПОЧВЫ. Параграф 49


https://www.youtube.com/watch?v=g089ctjxCFU


https://www.youtube.com/watch?v=Lf9xZ2cXgYE


(вторая ссылка для 8 класса как дополнительный материал по теме)



– Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в нее мешок зерна – а осенью смотришь: вместо одного в кладовой уже двадцать. Ведро картошки превращается в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови.

Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы догадались, как она называется?

– Конечно, – это почва. Сегодня мы будем говорить о почве, ее составе, типах почв.

Почва – это природное образование; результат взаимодействия горных пород, климата, живых организмов во времени.

Почва – это верхний, рыхлый слой Земли, обладающий плодородием.

 И если уж мы решили изучать природу, то давайте забредем в дубраву, воспользуемся случаем и узнаем, что же такое лесной ковер.

– Лесная подстилка толщиной сантиметров 5 состоит из листьев деревьев, мелких веточек, скорлупок орехов и желудей. В верхнем слое – и опавшие недавно, и прошлогодние листья дуба. Дубовые листья разлагаются медленно – 2–3 года. Ниже – слой полуразложившихся листьев. Как только листья падают на землю, на них буквально набрасываются жуки, слизни, другие животные и грибы, обитающие в лесной подстилке. Они поедают, перетирают листья, разрушают их.

Если бы опад не разрушался, то он уже засыпал бы деревья. Но он разрушается и образуется главная часть почвы – перегной или гумус – сложное органическое вещество, образующееся при разложении остатков растений и животных.

Из него под воздействием микробов образуются животные. Когда животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. Затем в соли. Их используют растения. Вот так вещества «путешествуют по кругу». Из почвы – в растения, из растений – в тела животных, а с остатками растений и животных – снова в почву. Происходит круговорот веществ!

– Таким образом, растения леса сами удобряют почву, создают ее плодородие.



Представим, что яблоко – это наша планета Земля. Делим его на 4 части; 3 из них – это вода, а ¼ часть – земля, если эту маленькую часть поделим еще, то получим «кусочек земли», где люди не живут: это пустыни, ледники, вершины гор. А теперь эту маленькую часть делим на 3 части: 2 части – это города, дороги, леса, – землю нельзя использовать. И только последний кусочек мы используем. Вот эта кожура – это и будет слой плодородной почвы. А мы, порой, чтобы сократить путь, переходим через вспаханное, засеянное поле или клумбу, делаем на них дорожки, и вот уже почва перестает быть плодородной. Значит от этого крохотного кусочка можно еще отрезать кроху.

– Какой вывод можно сделать?

Плодородных почв на Земле очень мало, поэтому очень важно беречь каждый клочок земли, ведь наличие почвы – одно из самых важных условий жизни многих живых существ, в том числе и человека.

Плодородие – это главное качество, отличающее почву от горной породы.


Домашнее задание:


  1. Составить 3 вопроса к видео № 1 (правильные ответы записываются рядом в скобках)

  2. Дайте определение что такое ПОЧВА и ПЛОДОРОДИЕ

  3. Дать развернутый ответ на вопрос: «Полезно ли сжигать траву?»

  4. Схему состава почвы выполнить в тетради.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!