СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока «Практическая работа «Исследование и описание почвы».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Тема урока «Практическая работа «Исследование и описание почвы».

 

Цель практической работы.

Образовательная - определив понятие «почва» вместе с учениками, выяснить состав почвы и его основные свойства в ходе выполнения практической работы;

 развивающая - подчеркнуть, что почва занимает промежуточное место между царствами живой и неживой природы, сочетая в себе представителей тех и других царств; воспитательная - определить место почв в жизни человека как источника большинства продуктов питания и среды питания для многих растений.

Основные понятия: выветривания, почва, гумус (перегной), торф, почвы - черноземы, песчаные, глинистые, каштановые, подзолистые и солончаковые.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике), практический (выполнение практической работы).

Оборудование: почва (3 порции),  стакан, вода, палочка для перемешивание или чайная ложка, стеклышко.

 Ход практической

I. Определение темы, цели  

II. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала. Практическая работа

1. Опыт 1. Подтверждение наличия в почве воды.

2. Опыт 2. Подтверждение наличии в почве гумуса.

3. Опыт 3. Подтверждение наличии в почве горных пород - песка и глины.

4. Опыт 4. Подтверждение наличии в почве воздуха.

5. Краткая характеристика некоторых видов почв.

V. Подведение итогов  

 

Ход урока

 . Практическая работа

Цель практической работы: определить состав почвы.

Оборудование: почва, стакан, вода.

На этом этапе проводят демонстрационную практическую работу. Учитель показывает небольшие опыты, а учащиеся комментируют, который почвенный компонент обнаруживает этот опыт.

 

1. Опыт 1. Подтверждение наличия в почве воды( рассказ).

На заранее разогретую  электроплитку поставить металлическую емкость с почвой и прожаривать его. От почвы начнет подниматься пар. Следует подержать Над паром стеклышко или просто положить его на противень с почвой, через несколько минут на нижний, направленной к грунту поверхности стекла образуются капельки.

 Вопрос к ученикам

- О наличие какого вещества в почве свидетельствует этот опыт? (Воды.)

2. Опыт 2. Подтверждение наличия в почве гумуса

Продолжая прокаливать эту самую порцию почвы, следует дождаться, когда пар не будет образовываться, а над почвой начнет подниматься дым и будет ощутимо запах, который напоминает горения дров. Этот запах и дым образуются от сгорания органической части почвы - перегной, или гумуса.

После этого следует сравнить цвет прокаленного и непрожаренного состава почвы.

 Вопрос к ученикам

- Какая из порций темнее и почему? (Темнее - непрожаренный грунт темного цвета ему придают органические вещества: перегной, или гумус.)

3. Опыт 3. Подтверждение наличия в почве горных пород - песка и глины

В стакан, наполовину наполненный водой, поместить комочек непрожареного почвы и размешать его. Через некоторое время содержимое стакана разделится на три слоя: тяжелый песок осядет на дно стакана, посередине будут оставаться во взвешенном состоянии более легкие и мелкие частицы глины, которые через свою массу и размер долго будут оседать на дно, а сверху будет находиться прозрачный слой воды.

 Вопрос к ученикам

- Какой вывод можно сделать о состав почвы на основании проведенного опыта? (В нем содержатся горные породы, в первую очередь - глина и песок.)

4. Опыт 4. Подтверждение наличия в почве воздуха

В стакан, наполовину наполненный водой, поместить комочек почвы. В ту же минуту из почвы в воду начнут выделяться пузырьки воздуха, что легко всплывают на поверхность.

- Что вытеснило воздух из почвы? (Вода.)

Подводим итог первой части урока.

- Из чего состоит почва? (Грунт состоит из песка, глины, гумуса (перегноя), воды, воздуха.)

- Какие живые существа обитают в почве? (Жуки и их личинки, дождевые черви, бактерии, крупные животные, которые живут в норах.)

Количество этих составных частей почвы неодинакова (подобно тому, как сочетание белого и ржаной муки в разных количествах обеспечивает изготовление нескольких сортов хлеба). Итак, на Земле существует много различных видов почв.

- Как называются самые плодородные почвы на Земле? (Черноземы. В них содержание гумуса составляет 20%, то есть 1/5 часть таких почв - перегной!)

Компонент предоставляет черноземам темной окраски и высокого плодородия? (Гумус.)

5. Краткая характеристика некоторых видов почв

Песчаные почвы

Компонент в них преобладает? (Песок. В такие почвы быстро и легко проникает вода, просочившись, она создает условия для проникновения в почву воздуха.)

- Какие культуры целесообразно выращивать на легких песчаных почвах? (Корнеплоды и картофель.)

Глинистые грунты

- Почему они имеют такое название? (В них содержится большое количество глины.)

После намокания глина склеивает составные части почвы, и он становится плотным, такую почву трудно обрабатывать - копать, пахать.

После дождя глинистые почвы долго высыхают, вода, которая содержится в них, препятствует проникать в почву воздуху.

Подзолистые почвы

Их название происходит от слова «зола» - продукт сгорания твердого топлива. Зола серого цвета, в подзолистых почвах есть слой серого цвета.

- О какой плодородие - высокую или низкую - говорится при наличии слоя такого цвета? (Плодородие низкая, гумуса в них немного - 1-3%.)

Каштановые почвы

Каштановые почвы получили такое название через свой коричневый цвет.

- Что можно сказать об их плодородие? (их темный цвет свидетельствует о наличии большого количества гумуса, следовательно, они плодородные.)

Использование каштановых почв затрудняет сухой климат, в котором они существуют.

Солончаковые почвы

- Почему они получили такое название? (В этих почвах повышенное содержание солей, поэтому земледелие на них невозможно, на них могут расти только некоторые виды растений - курай, полынь.)

 

 

IV. Итог

Почва - это верхний рыхлый плодородный слой Земли. Его главное свойство - плодородие - обеспечивается содержанием гумуса, или перегноя. В зависимости от количества органических и неорганических веществ выделяют разные виды почв различной плодородия.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема урока «Практическая работа «Исследование и описание почвы».»

Тема урока «Практическая работа «Исследование и описание почвы».

 

Цель практической работы.

Образовательная - определив понятие «почва» вместе с учениками, выяснить состав почвы и его основные свойства в ходе выполнения практической работы;

развивающая - подчеркнуть, что почва занимает промежуточное место между царствами живой и неживой природы, сочетая в себе представителей тех и других царств; воспитательная - определить место почв в жизни человека как источника большинства продуктов питания и среды питания для многих растений.

Основные понятия: выветривания, почва, гумус (перегной), торф, почвы - черноземы, песчаные, глинистые, каштановые, подзолистые и солончаковые.

Методы урока: словесный (беседа), наглядный (работа с рисунками в учебнике), практический (выполнение практической работы).

Оборудование: почва (3 порции), стакан, вода, палочка для перемешивание или чайная ложка, стеклышко.

Ход практической

I. Определение темы, цели

II. Актуализация опорных знаний учащихся, их предшествующего опыта

IV. Изложение основного материала. Практическая работа

1. Опыт 1. Подтверждение наличия в почве воды.

2. Опыт 2. Подтверждение наличии в почве гумуса.

3. Опыт 3. Подтверждение наличии в почве горных пород - песка и глины.

4. Опыт 4. Подтверждение наличии в почве воздуха.

5. Краткая характеристика некоторых видов почв.

V. Подведение итогов

Ход урока

. Практическая работа

Цель практической работы: определить состав почвы.

Оборудование: почва, стакан, вода.

На этом этапе проводят демонстрационную практическую работу. Учитель показывает небольшие опыты, а учащиеся комментируют, который почвенный компонент обнаруживает этот опыт.

1. Опыт 1. Подтверждение наличия в почве воды( рассказ).

На заранее разогретую электроплитку поставить металлическую емкость с почвой и прожаривать его. От почвы начнет подниматься пар. Следует подержать Над паром стеклышко или просто положить его на противень с почвой, через несколько минут на нижний, направленной к грунту поверхности стекла образуются капельки.

 Вопрос к ученикам

- О наличие какого вещества в почве свидетельствует этот опыт? (Воды.)

2. Опыт 2. Подтверждение наличия в почве гумуса

Продолжая прокаливать эту самую порцию почвы, следует дождаться, когда пар не будет образовываться, а над почвой начнет подниматься дым и будет ощутимо запах, который напоминает горения дров. Этот запах и дым образуются от сгорания органической части почвы - перегной, или гумуса.

После этого следует сравнить цвет прокаленного и непрожаренного состава почвы.

 Вопрос к ученикам

- Какая из порций темнее и почему? (Темнее - непрожаренный грунт темного цвета ему придают органические вещества: перегной, или гумус.)

3. Опыт 3. Подтверждение наличия в почве горных пород - песка и глины

В стакан, наполовину наполненный водой, поместить комочек непрожареного почвы и размешать его. Через некоторое время содержимое стакана разделится на три слоя: тяжелый песок осядет на дно стакана, посередине будут оставаться во взвешенном состоянии более легкие и мелкие частицы глины, которые через свою массу и размер долго будут оседать на дно, а сверху будет находиться прозрачный слой воды.

 Вопрос к ученикам

- Какой вывод можно сделать о состав почвы на основании проведенного опыта? (В нем содержатся горные породы, в первую очередь - глина и песок.)

4. Опыт 4. Подтверждение наличия в почве воздуха

В стакан, наполовину наполненный водой, поместить комочек почвы. В ту же минуту из почвы в воду начнут выделяться пузырьки воздуха, что легко всплывают на поверхность.

- Что вытеснило воздух из почвы? (Вода.)

Подводим итог первой части урока.

- Из чего состоит почва? (Грунт состоит из песка, глины, гумуса (перегноя), воды, воздуха.)

- Какие живые существа обитают в почве? (Жуки и их личинки, дождевые черви, бактерии, крупные животные, которые живут в норах.)

Количество этих составных частей почвы неодинакова (подобно тому, как сочетание белого и ржаной муки в разных количествах обеспечивает изготовление нескольких сортов хлеба). Итак, на Земле существует много различных видов почв.

- Как называются самые плодородные почвы на Земле? (Черноземы. В них содержание гумуса составляет 20%, то есть 1/5 часть таких почв - перегной!)

Компонент предоставляет черноземам темной окраски и высокого плодородия? (Гумус.)

5. Краткая характеристика некоторых видов почв

Песчаные почвы

Компонент в них преобладает? (Песок. В такие почвы быстро и легко проникает вода, просочившись, она создает условия для проникновения в почву воздуха.)

- Какие культуры целесообразно выращивать на легких песчаных почвах? (Корнеплоды и картофель.)

Глинистые грунты

- Почему они имеют такое название? (В них содержится большое количество глины.)

После намокания глина склеивает составные части почвы, и он становится плотным, такую почву трудно обрабатывать - копать, пахать.

После дождя глинистые почвы долго высыхают, вода, которая содержится в них, препятствует проникать в почву воздуху.

Подзолистые почвы

Их название происходит от слова «зола» - продукт сгорания твердого топлива. Зола серого цвета, в подзолистых почвах есть слой серого цвета.

- О какой плодородие - высокую или низкую - говорится при наличии слоя такого цвета? (Плодородие низкая, гумуса в них немного - 1-3%.)

Каштановые почвы

Каштановые почвы получили такое название через свой коричневый цвет.

- Что можно сказать об их плодородие? (их темный цвет свидетельствует о наличии большого количества гумуса, следовательно, они плодородные.)

Использование каштановых почв затрудняет сухой климат, в котором они существуют.

Солончаковые почвы

- Почему они получили такое название? (В этих почвах повышенное содержание солей, поэтому земледелие на них невозможно, на них могут расти только некоторые виды растений - курай, полынь.)



IV. Итог

Почва - это верхний рыхлый плодородный слой Земли. Его главное свойство - плодородие - обеспечивается содержанием гумуса, или перегноя. В зависимости от количества органических и неорганических веществ выделяют разные виды почв различной плодородия.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!